Приватизация в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация», его соотношение с категориями «частная собственность», «разгосударствление». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов, приоритетов.
Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день вопрос о приватизации в России имеет ярко выраженный характер. В данной работе будут раскрыты этапы, цели и способы приватизации в России в целом, а так же особенности приватизации на современном этапе.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы приватизации………………………………….5
1.1 Сущность приватизационных процессов……………………………………5
1.2. Модели приватизации………………………………………………………..6
1.3 Формы и способы приватизации…………………………………………….7
Глава 2. Приватизация в России……………………………………………..…10
2.1 Особенности приватизации в России………………………………………10
2.2 Этапы приватизации в России………………………………………………11
2.3 "Плюсы" и "минусы" приватизации………………………………………..15
2.4 Масштабы приватизации в России…………………………………………18
2.5 Последствия приватизации в России……………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 64.30 Кб (Скачать файл)

Принятый в июле 1991г. Закон о приватизации жилья устанавливал, что граждане России и их семьи, проживающие в государственных квартирах, могли по желанию приобрести законные права собственности на свою квартиру, включая право продать, сдать внаем или завещать свою квартиру. В ходе приватизации установленная законом минимальная норма передавалась бесплатно, а площадь сверх нормы – по умеренным ценам.

К концу 1994г. было приватизировано 10,4 млн. квартир (31% жилья, предназначенного для приватизации), в том числе  свыше 90% квартир было передано в  собственность бесплатно. К середине 1999г. в России было приватизировано  около 60% квартир.

2.5 Последствия  приватизации в России

 

В 1992 г. почти одновременно начались инфляция и ваучерная приватизация. В результате этих двух взаимоисключающих процессов был получен прямо противоположный результат. Предполагалось, что ваучеры позволят восполнить отсутствие у населения легитимных сбережений. Но запущенный механизм либералтизации цен, сопровождавшийся гиперинфляцией, уничтожил не только возможность получения доходов за счет ваучеров (рассчитывали, что на каждый ваучер можно будет приобрести до двух легковых автомобилей «Волга»), но и те небольшие сбережения, которые копились населением годами. В итоге проведенной «операции», во-первых, возникло недовольство населения, потерявшего свои сбережения; во-вторых, акция по созданию легитимных источников для выкупа государственной собственности не состоялась; в- третьих, было подорвано отношение не только к ваучерам и к легитимности приватизации, но и новой системе прав собственности в целом.

Предполагалось, что в результате денежной приватизации будет создан класс собственников, который поведет  дело более рационально и резко  повысит эффективность производства. Законом «О приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в РСФСР», принятом в июле 1991 г., предусматривалось определение начальной цены для продажи предприятий по конкурсу (на аукционе), или величины уставного капитала акционерного общества на основании оценки предприятия по его предполагаемой доходности, либо на базе оценки возможной выручки от распродажи его активов.

Практически назначение стартовой  цены осуществлялось по остаточной балансовой стоимости основных производственных фондов, что занижало оценку предприятий  на несколько порядков. При фактически бесплатной раздаче собственности  оказалось выгодным приобретать  имущество не для того, чтобы завести  дело, а ради продажи. При этом собственниками крупных пакетов акций, как правило. Становились субъекты, которые заведомо не обладали ресурсами для существенных инвестиций.

В итоге после десяти лет реформ большинство населения стало  жить хуже. Наиболее обобщенным показателем, характеризующим уровень жизни  людей, является Индекс развития человеческого  потенциала (ИРПЧ), вычисляемый с  1990 г. экспертами ООН в рамках специальной Программы развития ООН. Этот индекс составляется на основе трех факторов: ВВП на душу населения, уровень образования, продолжительности жизни. После распада СССР во всех постсоветских странах наблюдалось резкое падение ИРЧП. В 1990 г. СССР в целом занимал 33-е место в мире по ИРЧП. В 1993 г. Россия находилась уже на 57-м месте, в 1997 г.- на 67-м, в 1999г.- на 71-м. Похожа ситуация наблюдалась в других бывших советских республиках.

Помимо показателя ИРПЧ есть другой показатель, так называемый «децильный» коэффициент, который показывает соотношение доходов в 10% самого богатого и самого бедного слоев населения страны. По официальным данным, в СССР в 1990г. от составлял 4,4, т.е. доходы богатого слоя превышали доходы бедных в 4,4 раза. По данным «Доклада о развитии мира в 2000-2001гг.», подготовленного экспертами Всемирного банка, этот показатель в России за 1998г. составил 22,7. В нашей стране за годы реформ проводилась наиболее социально жесткая политика. В результате произошел самый большой рост социального неравенства по сравнению со странами не только СНГ, но и Центральной и Восточной Европы.

Приватизация в естественном смысле этого слова - то есть нормальная продажа государством своего имущества  в частные руки - была в сложившихся  условиях невозможна по трем основным причинам.

Во-первых, такая приватизация - дело небыстрое, а реформа экономики  требовалась незамедлительно.

Во-вторых, такая приватизация - дело «штучное», для которого понадобилась бы буквально армия хорошо подготовленных специалистов для представления  интересов обеих сторон: и продавца, и покупателей.

Наконец, в-третьих - и это  препятствие неодолимее всех остальных - в стране попросту не было достаточного количества денежных средств [15].

Так, например, Комитет по собственности и приватизации полагает, что в «ходе приватизации были допущены многочисленные нарушения  прав субъектов федерации и местных  органов власти, определенных Федеративным договором и Конституцией РФ», что  «способствовало росту напряженности  во взаимоотношениях федеральных органов  власти с субъектами федерации».

Однако, кажется, что массовая приватизация, каким бы способом она  ни проводилась, не могла не обострить  отношений федеральных властей  с регионами, беря во внимание добровольную сдачу экономической основы своей власти. Тем более, что местные власти не получили от «полубесплатной» приватизации ничего, хотя бы в виде небольшого денежного пополнения в бюджет.

Вторая проблема возникшая в процессе приватизации, по мнению Комитета - это таковая, что, раздача населению ваучеров вместо именных приватизационных счетов привела к тому, что 1/4 ваучеров была продана - соответственно некая сумма денег дополнительно попала к той части населения, которая еле-еле сводит концы с концами, то есть сразу вышла на рынок товаров первой необходимости, что в свою очередь привело к увеличению инфляции.

Более того, Комитет считает, что аналогичный эффект продуцируется  и теперь, когда масса работников приватизированных предприятий, получивших свои акции почти бесплатно, продает  их на вторичном рынке: «средства, находящиеся  в распоряжении коммерческих структур, активно поступают на рынок потребительских  товаров». Казалось бы - о чем здесь  идет речь? Если люди, находясь в тяжелом  финансовом положении, продают то, что  разумнее было бы попридержать, это  негативное явление - но неизбежное. Однако Комитет видит в этом вину руководства  Госкомимущества: им «принимаются все  меры для поощрения процесса скупки акций (к таким мерам можно  отнести запрет на создание в ходе приватизации акционерных обществ  закрытого типа, попытки преобразовать  все АОЗТ в акционерные общества открытого типа, запрет на введение ограничений на операции по купле-продаже  акций)».

О создании в ходе приватизации АОЗТ и речи не было просто потому, что  был принят принцип конкурсности приватизации. Что же касается отказа от ограничений на куплю-продажу акций, то непонятно, кому бы они пошли на пользу: работникам предприятий, которые хотели бы, но не могли продать в трудный момент свои акции, или самим предприятиям, которые лишились бы возможности обеспечить ликвидность своих акций и тем самым надежд на размещение новых эмиссий?

Итак, ссылаясь на вывод Комитета, можно согласиться с тем, что  «постприватизационная перепродажа акций увеличивает темпы инфляции (здесь важно заметить связь между приватизацией и безработицей».

Далее, если наблюдать связь  между инфляцией и приватизацией, то по мнению Комитета приватизация ничтожно мало средств поставила бюджету. Однако, здесь же можно сделать оговорку, что ведь она и предполагалась быть полубесплатной и полудешовой.

Впрочем, одно высказывание Думского Комитета по этому поводу, звучит серьезно неоправданное формирование темпов приватизации привело к тому, что предложение предприятий и объектов недвижимости существенно превысило платежеспособный спрос. Уровень цен на объекты приватизации на конкурсах и аукционах оказался значительно ниже того уровня, который мог бы быть обеспечен в случае выдерживания рациональных темпов приватизации».

В довершении ко всему. Комитет  негативно высказался о том, что  приватизация в первую очередь охватила высокорентабельные госпредприятия, тогда  как предприятия убыточные остались на бюджете. И, далее. Комитет говорит  о том, что, таким образом, бюджеты  всех уровней лишились такой важной статьи дохода, как прибыль от хозяйственной  деятельности предприятий, находящихся  в гос- и муниципальной собственности. Однако, тут же следует оговориться о том, что уже с момента принятия еще союзного закона о 1 госпредприятии, вышеназванной статьи дохода не существует: прибыль, остающаяся после уплаты налогов, остается в полном распоряжении предприятия.

Подводя итоги рассмотрения этой проблемы, аналитики Комитета по собственности и приватизации возложили изрядную долю вины на приватизацию и за плачевное состояние бюджетов всех уровней, и за инфляцию. Однако, это обвинение в сторону приватизации, не совсем правильно, повторяя утверждение  о варианте бесплатной приватизации в России, как было сказано выше. Поэтому, как кажется, следует говорить не о самой бесплатной приватизации, а о путях реформирования российской экономики в целом.

Далее, если взглянуть на такую проблему, как приватизация и уровень управляемости экономики, то Комитет считает, что в ходе приватизации: органы госуправления потеряли право вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий. Более того: формально существующая возможность влиять на эту деятельность через закрепленные в госсобственности пакеты акций ключевых предприятий не используются, поскольку «до сих пор не создана реально действующая система управления» такими пакетами.

Что касается взаимосвязи  приватизации и социально-политической ситуации в обществе, то Комитет  считает, что «процесс приватизации не только способствовал росту социальной напряженности в обществе, но и  создал предпосылки для его роста  в будущем. К таким предпосылкам могут быть отнесены: возможность  перехода предприятий под контроль иностранного капитала или/и криминальных структур и начало массового банкротства  бесперспективных предприятий, акции  которых были проданы населению  от имени государства».

Тяжелейшее обвинение, предъявленное  здесь приватизаторам, звучит так: «подавляющее большинство населения не получило вообще никаких, либо получило крайне незначительные доходы от операций с собственными приватизационными чеками. Такое положение, в принципе, вполне можно было бы считать нормальным, если бы не обещание бывшего руководства Госкомимущества сделать всех собственниками. Неисполнение таких обещаний (хотя они и не могли быть выполнены) привело к росту недоверия населения к любым государственным ценным бумагам».

Анализ не обошел и такой  проблемы, как «Приватизация и  уровень спада промышленного  производства». В этом смысле Комитет  комментирует так эту проблему: «В ходе приватизации не обеспечено повышение  эффективности работы приватизированных предприятий». Далее авторы говорят о том, что в конечном итоге она и не должна была ее повысить: она должна была создать условия (необходимые, но отнюдь не достаточные) для ее повышения, которые, по их утверждению, и создала.

 

 

Заключение

 

В результате проведенной  приватизации коренным образом изменилась структура собственности: преобладающей  стала частная собственность  в корпоративной и индивидуальной форме, а также смешанная государственно – частная собственность на приватизированных  предприятиях. Также опят рыночных преобразований показал, что смена формы собственности не влечет за собой автоматическое повышение эффективности хозяйствования. Все большую роль играет создание конкурентной среды и достижение макроэкономической стабилизации, что ведет к установлению жестких бюджетных ограничений.

С переходом к рыночным отношениям государственные и приватизированные  предприятия проводят реструктуризацию, то есть комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности  и экономической эффективности.

Особенностью частного сектора  в российской экономике является неопределенность отношений собственности, когда контроль над предприятием принадлежит не формальным акционерам, а группам частных лиц, осуществляющих руководство как законным, так  и незаконным. 
В экономике России сложилось преобладание крупного бизнеса, тесно связанного с властными структурами, что было вызвано преобладанием крупных и сверхкрупных государственных предприятий, которые в ходе приватизации перешли в частные руки. Малый бизнес не получил в экономике России значительного развития из-за неблагоприятных условий (трудности регистрации, высокие налоги, коррупция и отсутствие эффективной государственной издержки). Актуальность данной работы является то, что на сегодняшний день вопрос о приватизации в России имеет ярко выраженный характер.

Приватизация в РФ получила начало на начальном этапе становления  рыночной экономики и активно  проводится до наших дней. Рассматривая приватизацию за последние 5 лет, то динамика заметна сразу: если в 2005 году доля частного сектора составляла 80% от всего количества организаций и предприятий, то уже в 2009 она составляла 88%. Но, перед началом кризиса, приватизационный процесс немного приостановился, так как люди старались придержать деньги при себе до лучших времен.

Информация о работе Приватизация в России