Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 02:22, контрольная работа
Основной целью при написании контрольной работы является изучение приватизации собственности в России.
В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность приватизации;
- рассмотреть основные формы и способы приватизации, приватизационный процесс в развитых странах Запада;
- изучить необходимость приватизации собственности в России, ее цели;
- обозначить этапы приватизации в России;
- подвести итоги и результаты приватизации в России.
ВВЕДЕНИЕ…….………………………...………………………………………….3
1.Понятие и сущность приватизации………………………………………….....5
2.Формы и способы приватизации, экономика участия в развитых странах Запада………………………………………………………………………………9
3. Необходимость приватизации собственности в России, ее цели………….16
4.Этапы приватизации в России………………………………………………...21
5.Итоги и результаты приватизации в России…………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………...……………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………38
Приложение 1. Цели приватизации в России и развитых странах…………...39
Приложение 2. Этапы приватизации в России………………………………...40
Приложение 3. Распределение предприятий и организаций по формам собственности (в процентах)……………………………………………………42
Результирующим негативным итогом является заниженная доля отечественных малых и средних предприятий в ВВП страны, сосредоточение огромных долей акционерного капитала (более 50%) крупнейших отечественных компаний в руках небольшой - менее 3% группы собственников, чрезмерное расслоение населения по уровню доходов. В конечном счете налицо низкий уровень эффективности российской экономики и отсутствие ощутимых тенденций к его повышению.
Многое из этого негатива порождено спецификой российской политико-денационализации, передачи госимущества в частную собственность.
Об этом свидетельствует сохраняющаяся актуальность проблемы нелегитимности итогов приватизации в глазах общества при формальной законности ее проведения. Как известно, она проводилась по принципу «приватизировать лишь бы приватизировать». Для ее обоснования был использован тезис: объект права собственности в конечном счете перейдет к тому кто наиболее эффективно его использует, независимо от того, каково было первоначальное распределение прав собственности. Однако практика показывает, что первоначальное распределение прав собственности, определимое в условиях России режимом проведения приватизации, может негативно но, причем существенно, повлиять и продолжает влиять на эффективное использования ресурсов, поскольку права собственности не специфированы в достаточной мере, стимулы к рациональному хозяйствованию слабы, механизмы низкозатратной передачи прав собственности, не нарушающие интересы действующих лиц, не работают1.
Стремительное развитие и необходимость приватизационных процессов в ходе трансформации экономики России по рыночной модели было обусловлено следующими причинами:
- очевидной и все возрастающей необходимостью развития производительных сил, повышения эффективности экономики и диверсификации ее структуры;
- важностью ускорения демонтажа системы директивной экономики, препятствующей реформе, потребностью в коммерциализации горизонтальных хозяйственных связей и формировании новой рыночной инфраструктуры;
- необходимостью достаточно быстрого преодоления экономической автаркии и потребностью во включении России в мировое хозяйство.
Можно считать также, что быстрые рыночные преобразования благоприятствуют трудоустройству рабочей силы, высвобождающейся при рыночной трансформации. В то же время адекватных изменений в общественном сознании, политике, идеологии, правовых институтах не произошло, и развитие приватизации на институциональном надстроечном уровне осуществлялось более низкими темпами.
В странах с развитой рыночной экономикой и переходной экономикой цели приватизации различны. Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:
1. Экономическая - повышение эффективности функционирования хозяйства.
2. Фискальная - увеличение доходов государственного бюджета за счет продажи предприятий в частные руки.
3. Социальная - обеспечение социального мира.
4. Перераспределение экономических основ власти.
Сравнительная таблица целей приватизации в России и в развитых странах приведена в приложении 1.
В России в 80-90-е годы в ходе постепенного разгосударствления экономики частные агенты фактически наделялись имущественными правами в надежде, что это позволит гарантировать перемещение контроля и ответственности за использование собственности к лицам, способным обеспечить ее лучшее применение и сохранность. С учетом этого, цели приватизации в России могут быть сформулированы следующим образом:
- построение институциональной системы и новой структуры прав собственности;
- вывод из стагнации, а затем повышение темпов экономического роста;
- создание условий для развития конкуренции, реструктуризации и модернизации экономики;
- сокращение нагрузки на бюджет; рост государственных доходов;
-обслуживание государственного долга;
- снижение трансакционных издержек взаимодействия экономических агентов;
- повышение качества управления предприятиями и эффективности производства, расширение инвестиционной базы самофинансирования;
-повышение адаптивности хозяйствующих субъектов к рыночным инновациям;
- возрождение деловых навыков частнособственнического хозяйствования;
- привитие культуры обращения с объектами собственности и делового партнерства.
В современной России приватизация приобрела широкий размах. Ее механизм был определен Законом о приватизации. В нем были заложены основы приватизации.
1. Определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.
2. Созданы две государственные
структуры. Первая - комитеты по
управлению государственным (
3. Определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов.
Таким образом, российскую экономику долгое время находившуюся под влиянием административно-командной системы хозяйствования, тщательно пытались заменить более рациональной рыночной экономикой. Одним из необходимых условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры является приватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка. Выбор методов и режима приватизации должны определяться возможностью оптимального сбалансирования потенциальных ее преимуществ и негативных последствий, но необходимо отметить, что цели, поставленные перед программой приватизации в России, во многом были противоречивы и не учитывали сложившихся макроэкономической ситуации и социального положения.
4.Этапы приватизации в России.
В процессе российской приватизации можно выделить четыре основных этапа:
- приватизация доходов (1986-1991 гг.);
- ваучерная приватизация государственной собственности (1992-1994 гг.);
- залоговая приватизация (1995-1997 гг.);
- долговая приватизация (1995-2005 гг.).
Этапы
приватизации в России
Оправдано выделение особого типа приватизации в его двух формах. Первая - приватизация институтов власти олигархическими финансовыми группами путем систематического подкупа представителей законодательных, исполнительных и судебных инстанций и тем самым подчинения органов государства бизнесу (наиболее очевидный пример «семибан-кирщина» в 90-е годы). Эта форма приватизации включает «делегирование» бизнесом своих представителей в органы государственного управления, подкуп министров и других должностных лиц. Вторая форма – приватизация государства бюрократией, прежде всего в целях противоправного присвоения государственного имущества.
В июле 1991г. были приняты закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий и государственная программа приватизации. Были созданы две государственные структуры, ответственные за осуществление приватизации: Российский фонд федерального имущества и Государственный комитет по управлению государственным имуществом. А.Чубайс был назначен главой Комитета в ноябре 1991г. Его ближайшими помощниками стали Д.Васильев и М.Бойко, причем последний отвечал за связь с американскими консультантами, работавшими под началом А.Шляйфера. Специалисты Всемирного банка также активно участвовали в подготовке каждого этапа приватизации. В короткий срок была создана законодательная база приватизации, где были прописаны ее формы, методы, варианты льгот для всех категорий акционеров, коллективных и индивидуальных собственников.
Окончательная версия программы приватизации была принята президентским указом в июне 1992г. Она стала результатом двойного компромисса: с одной стороны, между раздачей собственности бесплатно и за деньги, с другой – между приватизацией в интересах всех граждан и приоритетам, отдаваемым работникам предприятий. Программа стала основным документом, регулирующим массовую приватизацию 1992-1994гг. Программа приватизации предусматривала разделение всех крупных предприятий на несколько групп:
Из приватизационного процесса оказались исключены предприятия, имеющие очевидную рыночную ценность (нефтяные компании), а также естественные монополии в области электроснабжения и телекоммуникаций, так что с самого начала для приватизации предполагались лишь предприятия с сомнительной ценностью. Ряд государственных предприятий был исключен из программы приватизации, потому что они:
Согласно программе, крупные предприятия должны быть преобразованы в открытые акционерные общества (ОАО), а затем приватизированы комбинированным способом: в процессе привилегированного выкупа акций работниками, а также ваучерных аукционов, и только потом открывался доступ для внешних инвесторов.
Ваучерный этап приватизации начался в октябре 1992г.
А.Чубайса отмечал, что по сути и до проведения ваучерной приватизации в стране происходило разворовывание государственной собственности. Чаще всего работали две схемы ее захвата. Первая - основные фонды казенного предприятия просто переписывались на вновь создаваемую компанию. Вторая схема - аренда с выкупом. Государственное предприятие передавалось за символическую плату в аренду предприимчивыми хозяйственниками и через какое-то время переводилось в частную собственность.
Главная идея массовой приватизации заключалась в том, что все граждане страны должны были получить льготный (фактически бесплатный) доступ к собственности. Всем, включая детей, за символическую плату в 25 руб. предлагалось получить приватизационные чеки номинальной стоимостью 10 тыс. руб. Это позволило без особых трудностей в короткие сроки консолидировать крупные пакеты ваучеров и производить масштабные ваучерные вложения на аукционах по продаже акций приватизированных предприятий. В результате около 97% населения России (144 млн человек) получили чеки.
Введение приватизационных чеков в обезличенной форме, без фактической привязки их к именным лицевым счетам, как это было сделано в приватизационной практике, например Чехословакии, позволило ввести их в спекулятивный оборот и быстро консолидировать в руках будущих финансовых воротил. Значительные пакеты ваучеров приобретались ими за символическую цену у населения, в своем большинстве экономически неграмотного. Режим ускоренной ваучерной приватизации в наибольшей степени отвечал достижению главной цели реформаторов — устранение политических возможностей реставрации коммунистического режима путем подрыва его экономической основы, системы государственной, так называемой общенародной собственности.
В первичном размещении акций большинства компаний принимали участие следующие группы инвесторов: работники и менеджмент компаний (трудовые коллективы), крупные институциональные инвесторы (банки, инвестиционные фонды и компании, компании-смежники), мелкие инвесторы (граждане и их объединения).
Трудовые коллективы на ваучерном этапе получили беспрецедентные по мировым мерам льготы, что объяснялось стремлением властей провести первичное закрепление прав собственности достаточно быстрыми темпами и без крупных социальных конфликтов. Поэтому по итогам ваучерного этапа контроль над 75% приватизированных компаний осуществляли внутренние акционеры, и таким образом был создан резерв для неизбежного дальнейшего перераспределения капитала. Пакеты трудовых коллективов быстро размывались, и уже через год после завершения ваучерной приватизации доля внутренних акционеров в капитале компаний существенно снизилась, а внешних - увеличилась почти вдвое.
Ваучерный этап закончился в июне 1994 г. Однако он не привел к реализации заявленных целей - ускоренной передачи государственного имущества гражданам и наделения собственностью широких слоев населения.
Крупные институциональные инвесторы проявили интерес в основном к предприятиям топливно-энергетического комплекса, экспортным предприятиям (черная и цветная металлургия), торговым компаниям. Большинство же приватизированных компаний, особенно в обрабатывающих отраслях, стратегического инвестора не получили. Банки, надеясь на крупные спекулятивные доходы, приобрели за ваучеры множество пакетов акций компаний, оказавшихся совершенно неконкурентоспособными и требовавших огромных инвестиций для рыночной реструктуризации.