Приватизация в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 02:22, контрольная работа

Краткое описание

Основной целью при написании контрольной работы является изучение приватизации собственности в России.
В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность приватизации;
- рассмотреть основные формы и способы приватизации, приватизационный процесс в развитых странах Запада;
- изучить необходимость приватизации собственности в России, ее цели;
- обозначить этапы приватизации в России;
- подвести итоги и результаты приватизации в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…….………………………...………………………………………….3
1.Понятие и сущность приватизации………………………………………….....5
2.Формы и способы приватизации, экономика участия в развитых странах Запада………………………………………………………………………………9
3. Необходимость приватизации собственности в России, ее цели………….16
4.Этапы приватизации в России………………………………………………...21
5.Итоги и результаты приватизации в России…………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………...……………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………38
Приложение 1. Цели приватизации в России и развитых странах…………...39
Приложение 2. Этапы приватизации в России………………………………...40
Приложение 3. Распределение предприятий и организаций по формам собственности (в процентах)……………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

Иванова.doc

— 226.50 Кб (Скачать файл)

В качестве позитивных оценок называются:

  1. разрушение господства государственной собственности;
  2. формирование многоукладной экономики, включающей различные типы присвоения — частное, долевое, совместное;
  3. в известной мере — развитие конкуренции, ориентация на качество;
  4. наряду с отмеченным, существенным фактором можно считать тенденции формирования аналогичных для мирового сообщества форм собственности и механизмов управления, что исключительно важно в современных условиях глобализации экономики.

Сегодня, при  подведении итогов произошедшего, выделяются два подхода:

  1. неизменность итогов приватизации;
  2. экономическая и социальная ответственность бизнеса.

И тот и  другой имеют ряд серьезных оснований. Правительством принята ориентация: на неизменность итогов приватизации. При этом активизирована деятельность по экономической и социальной ответственности современного бизнеса.

Современные ориентиры — на значительную роль государства в базисных сферах, ключевых процессах, определяющих важнейшие параметры развития российской экономики.

  Таким образом, цели, поставленные в государственной программе приватизации, не учитывали реального социально-экономического положения в стране и потому не были выполнены. Повышение удельного веса частной собственности и значительное сокращение государственной не привело к совершенствованию производства, наоборот, способствовало значительному снижению его качественных параметров (технического уровня основного капитала, обновления, надежности и пр.). Наиболее существенны негативные оценки итогов приватизации, в частности значительное снижение всех экономических показателей, экономического потенциала, жизненного уровня населения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       В процессе написания контрольной работы актуальность выбранной темы доказана. Радикальная реформа отношений собственности является ключевым вопросом современных преобразований в экономике России.

      В конце 70-х - начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое явление. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического обновления постсоциалистического мира, развития частной собственности и на ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности.

      Поставленная цель контрольной работы достигнута, поскольку изучен процесс приватизации собственности в России.

     Сформулированные  задачи решены. В работе раскрыты понятие и сущность приватизации. Приватизация формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики, и должна, с одной стороны, стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера. С появлением новых социальных категорий в процессе приватизации, создаются предпосылки для коренных изменений в структуре общественных групп и отношений.

    Существуют различные способы и формы приватизации. Выбор того или иного пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране. Обратившись к практике тех стран, где приватизационный процесс проходил более успешно, в частности к опыту Великобритании и Польши, стала ясна полная неготовность России к приватизации. Путь к сбалансированной рыночной экономике длительный и противоречивый, как показывает иностранный опыт. Он включает также и переходный период, что не было учтено правительством при создании рыночной экономики в России.

      Российскую экономику долгое время находившуюся под влиянием административно-командной системы хозяйствования, тщательно пытались заменить  более рациональной рыночной экономикой. Одним из необходимых условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры является  приватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка. Выбор методов и режима приватизации должны определяться возможностью оптимального сбалансирования потенциальных ее преимуществ и негативных последствий, но необходимо отметить, что цели, поставленные перед программой приватизации в России, во многом были противоречивы и не учитывали сложившихся макроэкономической ситуации и социального положения.

          В процессе приватизации в России можно выделить четыре этапа. Особенностями начального этапа приватизации в России являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации. На всех этапах приватизации применялась одна и та же методика оценки собственности, что привело к недополучению значительной части доходов государственного бюджета, и все вытекающие из этого экономические, социальные и политические проблемы.

       Процессы приватизации в России начались намного раньше, чем сформировалась концепция предприятий и понятие частной собственности было официально признано. Вначале происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, заключающаяся в том, что деньги государственных предприятий и общественных организаций начинали свои собственный оборот, постепенно превращаясь в собственные средства формально независимых от государства предприятий и ассоциаций. В результате происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов и уже на ее основе - приватизация экономики в целом.

     Подводя  итоги и результаты приватизации в России, выявлено, что цели, поставленные в государственной программе приватизации, не учитывали реального социально-экономического положения в стране и потому не были выполнены. Повышение удельного веса частной собственности и значительное сокращение государственной не привело к совершенствованию производства, наоборот, способствовало значительному снижению его качественных параметров (технического уровня основного капитала, обновления, надежности и пр.). Наиболее существенны негативные оценки итогов приватизации, в частности значительное снижение всех экономических показателей, экономического потенциала, жизненного уровня населения.

       Таким  образом, вопрос о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое значение. Приватизация процесс длительный и требует основательной и тщательной подготовки, темпы же приватизации в РФ не имеют аналогов ни в одной стране.

      Необходимо подчеркнуть, что к эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а именно основа формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас. Очевидно, что цели, поставленные в государственной программе приватизации, не учитывали реального социально-экономического положения в стране и потому не были выполнены.

       Данная работа и исследование представленное в ней имеет практическую значимость и представляет интерес для каждого гражданина нашей страны.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР»  от 3 июля 1991 г.
  2. Закон РФ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества Российской Федерации» от 1997г.
  3. Указ Президента РФ от 14 августа 1992 г. «О введении в действие системы приватизационных чеков в РФ».
  4. Белых Л.П., Федотова М.Л. Реструктуризация предприятия: Учеб. пособие для вузов. - М.:ИНИТИ-ДАНА, 2001. 399 с.
  5. Корниенко О.В. Экономическая теория: Учеб. Пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 410с.
  6. Молочникова Н.Р. Современная экономика: российская модель: Учебное пособие. – М., 2002.-125с.
  7.   Ларионова Н.Н. Экономическая теория (Политическая экономия): Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. 640 с.
  8. Океанова З.К. Экономическая теория: Учебник. М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. 652с.
  9. Сидорович А.В. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика: учеб. Пособие для студентов вузов. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2007. 1040с.
  10. Симкина Л.Г. Экономическая теория. 2-е изд. Учебник для вузов. - СПб.; Питер, 2006. 384 с.
  11. Дегтярев А.В., Маликов Р.А. Приватизация по-российски и проблема ее корректировки.//Общество и экономика 2008, №1
  12. Львов Д.И. Послечековая приватизация.//Российский экономический журнал. 1994. №12
  13. Сажина М. Разгосударствление и приватизация.//Российский экономический журнал. 1994, №9.
  14. http://www.gks.ru/bgd/ Федеральная государственная служба статистики.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Цели приватизации в  России и развитых странах.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

Этапы приватизации в  России.

 

Наименование этапа

Декларируемая цель

Реально поставленная цель

Формы

Институциональная основа

Инструменты

Объект      действия

Следствие

1

2

3

4

5

6

7

8

Этап I

Приватизация доходов 1986-1991 гг.

1)   развитие экономической инициативы хоз. субъектов

2)   создание  дополнительных     экономических   источников укрепления финансово-экономической    устойчивости.

получение     доступа     к доходам от использования      объектов гос.    собственности в интересах руководства предприятия.

кооперативное движение.

«Закон о кооперации,     «Закон   о   хозяйственном расчете».

-

получение   и   перераспределение    доходов  от  использования объектов гос. собственности.

Первоначальное накопление и перераспределение  доходов в пользу кооперативов и  аффилированного директората госпредприятия

Этап II

Приватизация

собственности

(ваучеризация)

1992-1994 гг.

1)Обеспечение доступа слоев общества к объектам гос. собственности. 2) подбор эффективного собственника.

ликвидация экономической основы возрождения реставрации коммунистической власти через создание слоя собственников

-

пакет законов о приватизации и разгосударствлении.

1)  ваучерная (чековая) приватизация

2)  чековые аукционы.

 

доступ к правам собственности  и получение контроля над  бывшими госпредприятиями.

1)перераспределение прав на  объекты гос.собственности в руки  частных лиц;

2)переход в частную собственность  крупных и средних предприятий.

 

Продолжение приложения

1

2

3

4

5

6

7

8

Этап III

Залоговая приватизация 1995-1997 гг.

заимствование           денежных средств   госбюджетом.

переход рентообразую-щих отраслей в распоряжение олигархов, приближенных госаппарату.

проведение залоговых аукционов

.

Законодатель-ство  о  налоговых аукционах.

занижение     первоначальной   стоимости продаваемых   предприятий на залоговых аукционах.

доступ    к    правам собст-венности       и получение контроля над предприятиями рентообразую-щих отраслей, топливно-сырь-евыми    и    металлургическ компаниями.

1)   получение прав собственности на 44 предприятия ТЭК и металлурги-ческого комплекса и их эксплуатация в интересах олигар-хических групп.

2)  появление 8 олигархических   финансовых        групп (ОФГ).

Этап I

Долговая приватизация 1998-2005 гг.

достижение

финансовой санации и подбор более эффективного собственника.

перекупка предприятий по заниженной цене в интересах олигархических структур.

искусствен-ное банк-ротство наиболее рентабель-ных и современ-ных     предприятий   разных   отраслей  с   использованием тех-нологий рейдерского захвата.

законодательство о банкротстве.

1) занижение цены перекупаемых          за деньги предприятий-банкротов.

2) реализация процедуры заказного банкротства по предварительному сговору с прежней администрацией предприятия.

-

1)переход прав собственности  на потенциально-прибыльные предприятия от прежнего   директо-рата    к олигар-хическим группам.

2) консолидация наиболее    рента-бельных произ-водств и видов деятельности,    выявленных   на  протяжении II и III этапов в распоря-жении ОФГ.


 

Приложение 3.

Распределение предприятий  и организаций по формам собственности (в процентах)

 

Собственность

1996 г.

1998 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Всего

В том числе формы

собственности:

 

Государственная

100

 

 

 

14,3

100

 

 

 

5,4

100

 

 

 

4,1

100

 

 

 

3,9

100

 

 

 

3,6

Муниципальная

8,8

6,5

6,2

5,9

5,6

Частная

63,4

73,9

76,9

78,0

79,2

Общественных  и религиозных организаций

 

 

4,2

 

 

5,8

 

 

6,4

 

 

6,1

 

 

5,7

Прочие формы (включая  смешанную, российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную)

 

 

 

 

 

9,3

 

 

 

 

 

8,6

 

 

 

 

 

6,4

 

 

 

 

 

6,1

 

 

 

 

 

  5,8





Информация о работе Приватизация в России