Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 02:22, контрольная работа
Основной целью при написании контрольной работы является изучение приватизации собственности в России.
В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность приватизации;
- рассмотреть основные формы и способы приватизации, приватизационный процесс в развитых странах Запада;
- изучить необходимость приватизации собственности в России, ее цели;
- обозначить этапы приватизации в России;
- подвести итоги и результаты приватизации в России.
ВВЕДЕНИЕ…….………………………...………………………………………….3
1.Понятие и сущность приватизации………………………………………….....5
2.Формы и способы приватизации, экономика участия в развитых странах Запада………………………………………………………………………………9
3. Необходимость приватизации собственности в России, ее цели………….16
4.Этапы приватизации в России………………………………………………...21
5.Итоги и результаты приватизации в России…………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………...……………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………38
Приложение 1. Цели приватизации в России и развитых странах…………...39
Приложение 2. Этапы приватизации в России………………………………...40
Приложение 3. Распределение предприятий и организаций по формам собственности (в процентах)……………………………………………………42
В качестве позитивных оценок называются:
Сегодня, при подведении итогов произошедшего, выделяются два подхода:
И тот и другой имеют ряд серьезных оснований. Правительством принята ориентация: на неизменность итогов приватизации. При этом активизирована деятельность по экономической и социальной ответственности современного бизнеса.
Современные ориентиры — на значительную роль государства в базисных сферах, ключевых процессах, определяющих важнейшие параметры развития российской экономики.
Таким образом, цели, поставленные в государственной программе приватизации, не учитывали реального социально-экономического положения в стране и потому не были выполнены. Повышение удельного веса частной собственности и значительное сокращение государственной не привело к совершенствованию производства, наоборот, способствовало значительному снижению его качественных параметров (технического уровня основного капитала, обновления, надежности и пр.). Наиболее существенны негативные оценки итогов приватизации, в частности значительное снижение всех экономических показателей, экономического потенциала, жизненного уровня населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе написания контрольной работы актуальность выбранной темы доказана. Радикальная реформа отношений собственности является ключевым вопросом современных преобразований в экономике России.
В конце 70-х - начале 80-х годов приватизация превратилась в общемировое явление. Приватизация стала важнейшим элементом процесса экономического обновления постсоциалистического мира, развития частной собственности и на ее основе рыночного хозяйства. Смена социально-экономической модели потребовала прежде всего глубокой перестройки отношений собственности.
Поставленная цель контрольной работы достигнута, поскольку изучен процесс приватизации собственности в России.
Сформулированные задачи решены. В работе раскрыты понятие и сущность приватизации. Приватизация формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики, и должна, с одной стороны, стать элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера. С появлением новых социальных категорий в процессе приватизации, создаются предпосылки для коренных изменений в структуре общественных групп и отношений.
Существуют различные способы и формы приватизации. Выбор того или иного пути передачи прав собственности из рук государства в руки частных лиц зависит от политических, экономических и социальных реалий, а также от приоритетов в каждой конкретной стране. Обратившись к практике тех стран, где приватизационный процесс проходил более успешно, в частности к опыту Великобритании и Польши, стала ясна полная неготовность России к приватизации. Путь к сбалансированной рыночной экономике длительный и противоречивый, как показывает иностранный опыт. Он включает также и переходный период, что не было учтено правительством при создании рыночной экономики в России.
Российскую экономику долгое время находившуюся под влиянием административно-командной системы хозяйствования, тщательно пытались заменить более рациональной рыночной экономикой. Одним из необходимых условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры является приватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка. Выбор методов и режима приватизации должны определяться возможностью оптимального сбалансирования потенциальных ее преимуществ и негативных последствий, но необходимо отметить, что цели, поставленные перед программой приватизации в России, во многом были противоречивы и не учитывали сложившихся макроэкономической ситуации и социального положения.
В процессе приватизации в России можно выделить четыре этапа. Особенностями начального этапа приватизации в России являются: приоритет политических целей процесса, введение системы приватизационных чеков; сверхвысокие темпы приватизации; преимущественно формальный характер приватизации при акционировании крупных предприятий; аукционная продажа малых объектов; низкая доходность приватизации. На всех этапах приватизации применялась одна и та же методика оценки собственности, что привело к недополучению значительной части доходов государственного бюджета, и все вытекающие из этого экономические, социальные и политические проблемы.
Процессы приватизации в России начались намного раньше, чем сформировалась концепция предприятий и понятие частной собственности было официально признано. Вначале происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов, заключающаяся в том, что деньги государственных предприятий и общественных организаций начинали свои собственный оборот, постепенно превращаясь в собственные средства формально независимых от государства предприятий и ассоциаций. В результате происходила своеобразная приватизация государственных финансовых ресурсов и уже на ее основе - приватизация экономики в целом.
Подводя итоги и результаты приватизации в России, выявлено, что цели, поставленные в государственной программе приватизации, не учитывали реального социально-экономического положения в стране и потому не были выполнены. Повышение удельного веса частной собственности и значительное сокращение государственной не привело к совершенствованию производства, наоборот, способствовало значительному снижению его качественных параметров (технического уровня основного капитала, обновления, надежности и пр.). Наиболее существенны негативные оценки итогов приватизации, в частности значительное снижение всех экономических показателей, экономического потенциала, жизненного уровня населения.
Таким образом, вопрос о приватизации приобрел в ходе реформ первостепенное политическое, идеологическое значение. Приватизация процесс длительный и требует основательной и тщательной подготовки, темпы же приватизации в РФ не имеют аналогов ни в одной стране.
Необходимо подчеркнуть, что к эффективному хозяйствованию ведут не сами по себе разгосударствление и приватизация, а именно основа формирования конкурентной среды рыночной экономики в целом, поэтому они являются не целью, а средством для повышения эффективности экономики и роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и каждого из нас. Очевидно, что цели, поставленные в государственной программе приватизации, не учитывали реального социально-экономического положения в стране и потому не были выполнены.
Данная работа и исследование представленное в ней имеет практическую значимость и представляет интерес для каждого гражданина нашей страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Цели приватизации в России и развитых странах.
Приложение 2.
Этапы приватизации в России.
Наименование этапа |
Декларируемая цель |
Реально поставленная цель |
Формы |
Институциональная основа |
Инструменты |
Объект действия |
Следствие |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Этап I Приватизация доходов 1986-1991 гг. |
1) развитие экономической инициативы хоз. субъектов 2) создание дополнительных экономических источников укрепления финансово-экономической устойчивости. |
получение доступа к доходам от использования объектов гос. собственности в интересах руководства предприятия. |
кооперативное движение. |
«Закон о кооперации, «Закон о хозяйственном расчете». |
- |
получение и перераспределение доходов от использования объектов гос. собственности. |
Первоначальное накопление и перераспределение доходов в пользу кооперативов и аффилированного директората госпредприятия |
Этап II Приватизация собственности (ваучеризация) 1992-1994 гг. |
1)Обеспечение доступа слоев общества к объектам гос. собственности. 2) подбор эффективного собственника. |
ликвидация экономической основы возрождения реставрации коммунистической власти через создание слоя собственников |
- |
пакет законов о приватизации и разгосударствлении. |
1) ваучерная (чековая) приватизация 2) чековые аукционы.
|
доступ к правам собственности и получение контроля над бывшими госпредприятиями. |
1)перераспределение прав на
объекты гос.собственности в 2)переход в частную
|
Продолжение приложения | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Этап III Залоговая приватизация 1995-1997 гг. |
заимствование денежных средств госбюджетом. |
переход рентообразую-щих отраслей в распоряжение олигархов, приближенных госаппарату. |
проведение залоговых аукционов . |
Законодатель-ство о налоговых аукционах. |
занижение первоначальной стоимости продаваемых предприятий на залоговых аукционах. |
доступ к правам собст-венности и получение контроля над предприятиями рентообразую-щих отраслей, топливно-сырь-евыми и металлургическ компаниями. |
1) получение прав собственности на 44 предприятия ТЭК и металлурги-ческого комплекса и их эксплуатация в интересах олигар-хических групп. 2) появление 8 олигархических финансовых групп (ОФГ). |
Этап I Долговая приватизация 1998-2005 гг. |
достижение финансовой санации и подбор более эффективного собственника. |
перекупка предприятий по заниженной цене в интересах олигархических структур. |
искусствен-ное банк-ротство наиболее рентабель-ных и современ-ных предприятий разных отраслей с использованием тех-нологий рейдерского захвата. |
законодательство о банкротстве. |
1) занижение цены перекупаемых 2) реализация процедуры заказного банкротства по предварительному сговору с прежней администрацией предприятия. |
- |
1)переход прав собственности на потенциально-прибыльные предприятия от прежнего директо-рата к олигар-хическим группам. 2) консолидация наиболее рента-бельных произ-водств и видов деятельности, выявленных на протяжении II и III этапов в распоря-жении ОФГ. |
Приложение 3.
Распределение предприятий и организаций по формам собственности (в процентах)
Собственность |
1996 г. |
1998 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
Всего В том числе формы собственности:
Государственная |
100
14,3 |
100
5,4 |
100
4,1 |
100
3,9 |
100
3,6 |
Муниципальная |
8,8 |
6,5 |
6,2 |
5,9 |
5,6 |
Частная |
63,4 |
73,9 |
76,9 |
78,0 |
79,2 |
Общественных и религиозных организаций |
4,2 |
5,8 |
6,4 |
6,1 |
5,7 |
Прочие формы (включая смешанную, российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную) |
9,3 |
8,6 |
6,4 |
6,1 |
5,8 |