Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 00:05, реферат
Цель работы: изучение особенностей, выявление недостатков и современных тенденций развития приватизации в России.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Знакомство с видами приватизации в России.
2. Исследование особенностей этапов приватизации в России.
3. Выявление целей приватизации в России.
4. Подведение итогов приватизации.
5. Выявление современных тенденций и перспектив приватизации в России.
Введение......................................................................................................... 3
1.Этапы и виды приватизации в России....................................................... 6
2.Общие итоги и перспективы приватизации............................................... 16
3. Современные тенденции и перспективы.................................................... 18
Заключение...................................................................................................... 20
Список литературы......................................................................................... 21
Содержание.
Введение......................
1.Этапы и виды приватизации
в России......................
2.Общие итоги и перспективы
приватизации..................
3. Современные тенденции
и перспективы.................
Заключение....................
Список литературы.............
Введение.
Экономическая реформа в
России (структурная, ценовая, финансовая)
проводится в каждой сфере как
бы в разных временных потоках, с
разной скоростью и интенсивностью.
Реформы отношений
Приватизация представляет
особую систему экономических
Приватизация в переходной
экономике является преобладающей
формой разгосударствления, с одной
стороны, и наделения граждан
собственностью за счёт тех или иных
форм перераспределения
Главное содержание приватизации заключается в трансформации предприятий-производителей, основанных на том или ином производственно-техническом комплексе (звеньев «единой фабрики» плановой экономики), к фирмам, базирующимся на капитале. Капитал как самовозрастающая стоимость несет с собой коренные изменения всех функций, жизненных циклов, структурных сдвигов бывших государственных предприятий [1].
Актуальность темы.
Анализ теории и практики приватизационного процесса занимает все более важное место в отечественной экономической науке. Это обусловлено тремя причинами. Во-первых, необходимостью осмысления происходящих в экономиках различных стран изменений при переходе от административно-командной к рыночной экономике; во-вторых, постоянным вниманием российских исследователей к проблемам развития отношений собственности; в-третьих, использованием «карты» приватизации в острой политической полемике и вовлечением всего населения в процесс обсуждения ее хода и результатов.
В теории приватизации и
обобщении ее практики сохраняется
множество дискуссионных и
Следует иметь в виду,
что до сих пор по-разному трактуется
даже само понятие «приватизация»,
его соотношение с категориями
«частная собственность», «разгосударствление».
Особенно остры дискуссии о месте
приватизации в экономической реформе;
об очередности или
Процесс приватизации в нашей стране подходит к концу, и его завершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического процесса за последние десятилетия, что делает данную работу актуальной.
Цель работы: изучение особенностей,
выявление недостатков и
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Знакомство с видами приватизации в России.
2. Исследование особенностей этапов приватизации в России.
3. Выявление целей приватизации в России.
4. Подведение итогов
5. Выявление современных
тенденций и перспектив
1.Этапы и виды приватизации в России.
В России в процессе сокращения
масштабов государственной
Скрытая приватизация существовала в период с 1987г. по 1992г., когда сам термин «приватизация» политическими лидерами еще не произносился. Это по существу стихийная (спонтанная) приватизация.
До 1987г. государственное
предприятие признавалось лишь субъектом
хозяйствования, субъектом же собственности
оставалось государство. Но в Законе
СССР «О государственном предприятии
(объединении)» (1987) появилась новая
норма, кардинально изменившая положение
и возможности администрации: «На
государственном предприятии
Именно после этого
Закона начался процесс перехода
прав собственности от партийного аппарата
и частично отраслевых министерств
к администрации предприятий. Правовые
возможности для перекачки
«Кооперативное» движение существовало
в 1987 - 1990 гг. В этот период более 90% кооперативов
было создано на базе государственных
предприятий и их структурных
подразделений. Они выступали каналом
сбыта государственной
Арендное движение 1990 - 1992 гг. В эти годы целые предприятия легально передавались в руки директоров и иных наемных работников, собственностью которых становились все доходы и прирост имущества. Самым льготным вариантом «разгосударствления» для директората была аренда с правом выкупа.
Закон РСФСР «О предприятиях
и предпринимательской
«Арендные» и «коллективные» предприятия, по сути, не отличались от уже скомпрометировавших себя «кооперативов». К 1998г. число предприятий на аренде сократилось наполовину, их почти в 10 раз меньше числа приватизированных предприятий. В ходе последовавшей с 1992г. «легальной» приватизации эти модифицированные кооперативы в форме арендных и коллективных предприятий заменяются универсальными акционерными обществами [8].
Перейдём к рассмотрению легальной приватизации. Ее эволюция - от обширной и бесплатной (массовой) к подорожавшей и малодоступной (по индивидуальным проектам). Концепция легальной массовой приватизации государственной собственности предусматривала два этапа: чековый (ваучерный) и денежный. Ваучерная приватизация была начата с июня 1992г. и продолжалась до 1 июля 1994г.
Цели, формы, конкретные пути
и варианты приватизации были определены
в Государственных программах приватизации
государственных и
В этих программах провозглашались следующие цели приватизации:
- формирование слоя частных
собственников, содействующих
- повышение эффективности деятельности предприятий;
- социальная защита населения
и развитие объектов
- содействие процессу
стабилизации финансового
- создание конкурентной
среды и содействие
- привлечение иностранных инвестиций.
Государственное имущество в программах приватизации 1992-1993 гг. классифицируется следующим образом:
- имущество, приватизация которого запрещена;
- имущество, которое
- имущество, которое
- имущество, которое
- имущество, которое
- объекты, подлежащие обязательной приватизации [8].
Предусматривались четыре способа приватизации: аукцион, коммерческий конкурс, аренда с правом выкупа, акционирование.
В основу выбора способов приватизации был положен размер предприятий. По этому признаку предприятия разделялись на три категории, для каждой из которых, ставились свои условия приватизации. Критериями определения размеров предприятия являлись численность работников и стоимость основных фондов.
Малые предприятия, к которым
не применялась процедура
На средних и крупных
предприятиях приватизация проходила
в два этапа. Сначала проводилось
их акционирование (преобразование в
акционерные общества открытого
типа), то есть изменение организационно-
Органам приватизации и трудовым
коллективам в каждом конкретном
случае необходимо было решать, что
лучше при акционировании: выделять
из состава действующих гигантов
конкурентоспособные малые и
средние предприятия или
Программа приватизации предусматривала
три основных варианта приватизации,
различающихся между собой
Инструментом реализации программы приватизации послужили приватизационные чеки (ваучеры), бесплатно розданные всем гражданам страны. Таким образом, в первый этап приватизации было вовлечено практически все население России [7].
Приватизационный чек (ваучер)
представлял собой
Номинальная стоимость приватизационного
чека была определена с учетом стоимости
объектов, подлежащих приватизации в 1993г.
и численности населения
За два года в частные руки была передана и большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс. магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994г. в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился. Что касается средних, крупных и крупнейших государственных предприятий, то к середине 1994г. на их базе было создано 20 тыс. акционерных обществ.