Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 00:05, реферат
Цель работы: изучение особенностей, выявление недостатков и современных тенденций развития приватизации в России.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Знакомство с видами приватизации в России.
2. Исследование особенностей этапов приватизации в России.
3. Выявление целей приватизации в России.
4. Подведение итогов приватизации.
5. Выявление современных тенденций и перспектив приватизации в России.
Введение......................................................................................................... 3
1.Этапы и виды приватизации в России....................................................... 6
2.Общие итоги и перспективы приватизации............................................... 16
3. Современные тенденции и перспективы.................................................... 18
Заключение...................................................................................................... 20
Список литературы......................................................................................... 21
Из возможных вариантов льгот явное предпочтение в России было отдано варианту, позволяющему трудовому коллективу получить контрольный пакет акций. Этот вариант льгот избрали до 75% предприятий, ставших акционерными. Данная форма была призвана перекрыть возможности установления внешнего контроля над предприятием. Однако преимущества этого варианта сразу же терялись вследствие последовавшей скупки акций у членов трудовых коллективов предприятия администрацией или внешними покупателями. В этой сфере активно действовали около 640 чековых инвестиционных (ваучерных) фондов (ЧИФ), которые скупили за бесценок более трети всех ваучеров (у 22,8 млн. человек, или у 15,4 % населения РФ). По имеющимся оценкам, всего в ЧИФы было вложено более 40% ваучеров, которые в подавляющем большинстве не обеспечили даже минимальных дивидендов, поскольку практически все они быстро прекратили свое существование. Поэтому основная часть работников предприятий лишь формально и на короткий период стали акционерами. Кроме того, владение единичными акциями никогда и нигде не делало никого реальными совладельцами предприятий.
Поскольку же, по официальным данным, акционерами стали около 40 млн. граждан страны, а более 1 млн. - владельцами малого бизнеса, то эта стадия называется «народной». Однако было бы ошибкой делать акцент только на количественной стороне результатов приватизации и не обратить внимание на принципиальные недостатки ваучерной приватизации и на ее экономические итоги.
Недостатки ваучерной приватизации.
Модели приватизации государственного имущества с использованием ваучеров, безвозмездно распределяемых среди населения, внутренне присущи серьезные недостатки. Рассмотрим недостатки ваучерной приватизации.
Первый недостаток состоит в принципиальной невозможности для участников приватизации в условиях неразвитости рыночных отношений (в особенности фондового рынка) адекватно оценить рыночную стоимость приобретенного в обмен на ваучеры имущества предприятия.
Вторым недостатком является
то, что равномерное распределение
приватизационных чеков приводит к
распределению титулов
Для ускорения процесса приватизации оценка основного капитала приватизируемых предприятий осуществлялась по остаточной стоимости без учета инфляции. Проведенная 01.07.1992г. переоценка увеличила балансовую стоимость основных средств, введенных в действие до 1991г., в среднем более чем в 20 раз, а введенных в 1991г. - в 9,5 раз.
Таким образом, основу избранной модели приватизации составляли следующие важнейшие элементы:
- фактически безвозмездная
раздача созданного многими
- предоставление льгот
работникам акционерных
- заниженная оценка основных фондов.
Непродуманность механизма
выпуска и обращения ваучеров
создала неравные стартовые условия
для различных категорий
На этом этапе от разгосударствления собственности ни для производственного инвестирования предприятиям, ни государству практически ничего не досталось. Если в 1993г. доходы от приватизации и коммерческого использования государственных и муниципальных объектов составили всего 0,4% от всех государственных доходов, то в 1994г. - еще меньше [9].
Не была решена и задача
привлечения в российскую экономику
иностранных инвестиций, хотя это
провозглашалось в качестве одной
из целей данного этапа
Главным результатом первого этапа приватизации явилось начало крупномасштабного процесса трансформации командно-административной экономики в рыночную, устранение монополии государства и формирование основ многоукладной экономики, в том числе за счет форсированного увеличения числа мелких и мельчайших предприятий.
В России ваучерный этап приватизации явился эффективным средством разрушения существующей социально-экономической системы, который изначально не мог сопровождаться повышением эффективности функционирования экономики.
Многие из провозглашенных целей ваучерной приватизации не были достигнуты:
- в стране не появились эффективные собственники;
- средства для финансовой
стабилизации и социальных
- приток иностранных инвестиций оказался незначительным.
Принципиальным недостатком
этого этапа является то, что главной
задачей в инициированном сверху
широкомасштабном приватизационном процессе
ставилось побыстрее перевести
государственную форму
Устранить недостатки ваучерной приватизации должен был новый этап реформы собственности в России: денежная приватизация, то есть платная приватизация. Главной ее целью являлось обеспечение перехода прав собственности на государственное имущество, приобретенных в ходе первичного распределения, в руки реально ответственных эффективных собственников и предпринимателей.
К основным объектам приватизации этого этапа относились три вида имущества:
- государственные пакеты
акций приватизированных
- земельные участки
- недвижимость.
Важнейшими стратегическими задачами начавшегося с 1 июля 1994г. денежного этапа приватизации были:
- привлечение внешних инвесторов для долгосрочных инвестиций;
- обеспечение предприятий средствами для технического перевооружения;
- пополнение доходной части государственного бюджета [11].
К декабрю 1994г. было приватизировано уже 110 тыс. предприятий госсектора из 240 тыс., существовавших в дореформенной России. Однако в 1995г. было приватизировано всего около 6 тыс. предприятий, поскольку приватизационные процессы резко замедлились. Начиная со второй половины 1995г., приватизация приняла характер вялотекущего процесса. Всего к началу 1996г. оставалось еще 43,3% государственных предприятий. Кроме того, государству принадлежала также значительная часть акций приватизированных предприятий.
Предполагалось, что переход к денежной модели приватизации значительно повысит поступления не только в бюджеты всех уровней государственной власти, но и в бюджеты предприятий.
Таким образом, основным результатом денежного этапа приватизации также является количественное сокращение государственной собственности. В результате массовой приватизации и форсированного развития частного сектора, доля государственного (включая муниципальный) и частного секторов в общей занятости населения практически сравнялась, возрос сектор со смешанной формой собственности, доля занятых в добровольно-общественном секторе снизилась.
С апреля 1997г. в России начался новый, третий этап «легальной» приватизации - по индивидуальным проектам и утвержденному списку. Темпы приватизации резко сократились. С октября 1997г. мобилизация свободных денежных ресурсов с целью установления контроля над новыми объектами становилась все более проблематичной даже для крупнейших отечественных финансовых группировок.
Финансовый и политический кризис августа 1998г. фактически подвел черту под массовой «денежной» приватизацией. В 1998г. приватизация принимала все более «точечный» характер.
В ходе «денежной приватизации» наблюдалось обострение противоречия между внешними инвесторами, скупившими крупные пакеты акций приватизируемых предприятий, и директорами предприятий. Как правило, новые инвесторы отказываются финансировать приобретенный объект собственности пока у руководства остается старый менеджмент. Таким образом, в результате денежного этапа приватизации в целом не произошло ни инвестиционного всплеска, ни значимого роста бюджетных поступлений. Массового класса эффективных частных собственников также не возникло. Число фактических владельцев (собственников) сводятся к нескольким сотням тысяч человек. При этом менее 1,5% российских граждан присвоили 62-65% национального богатства страны [8].
2.Общие итоги и перспективы приватизации.
Положительные результаты приватизации
связаны, главным образом, с системной
трансформацией экономического строя
России, в том числе с устранением
монополии госсобственности в стране
и формированием основы многоукладной
экономики. Важным результатом является
также то, что приватизационные программы
реализованы в целом без
О появлении тенденции
улучшения функционирования приватизированных
предприятий по сравнению с
К важнейшим особенностям российской модели приватизации можно отнести следующие аспекты:
Приватизация проводилась не столько по законам, сколько по указам Президента и ведомственным нормативным документам Госкомимущества (которые даже не всегда направлялись в Минюст для регистрации).
Для предприятий госсектора
были разработаны типовые стандарты
процедур приватизации, однако широко
применялись «индивидуальные
Составлялись ежегодные
государственные программы
Из-за отсутствия финансовых
средств у населения
При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность.
Фактически устанавливалось господство частной собственности в условиях неполноценной среды ее функционирования и неблагоприятных макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие [6].
Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса было необходимо налаживать действенное управление остававшейся государственной собственностью.
3. Современные тенденции и перспективы.
На первом этапе приватизация
была проведена весьма поспешно. Это
обусловило многие ее недостатки, нарушения
приватизационного
В настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный» характер в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который безусловно обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.
Перспективы российской экономики
во многом будут зависеть от того, пойдет
трансформация отношений
К сожалению, в России вновь
созданных в пореформенный
Экономическое стимулирование мелкого бизнеса, активно осуществляемое во всех странах Запада, в России сегодня, безусловно, лимитируется крайне недостаточными финансовыми возможностями государства. По мере преодоления финансового кризиса стимулирование создания частного сектора должно стать одной из приоритетных задач экономической политики государства. Однако уже сегодня можно значительно улучшить правовые условия деятельности в сфере мелкого бизнеса и устранить многочисленные искусственно созданные препятствия на его пути. От создания эффективного среднего класса решающим образом зависит будущее России.