Приватизация в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 00:05, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучение особенностей, выявление недостатков и современных тенденций развития приватизации в России.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Знакомство с видами приватизации в России.
2. Исследование особенностей этапов приватизации в России.
3. Выявление целей приватизации в России.
4. Подведение итогов приватизации.
5. Выявление современных тенденций и перспектив приватизации в России.

Содержание

Введение......................................................................................................... 3
1.Этапы и виды приватизации в России....................................................... 6
2.Общие итоги и перспективы приватизации............................................... 16
3. Современные тенденции и перспективы.................................................... 18
Заключение...................................................................................................... 20
Список литературы......................................................................................... 21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат экономика.docx

— 36.24 Кб (Скачать файл)

Из возможных вариантов  льгот явное предпочтение в России было отдано варианту, позволяющему трудовому  коллективу получить контрольный пакет  акций. Этот вариант льгот избрали  до 75% предприятий, ставших акционерными. Данная форма была призвана перекрыть  возможности установления внешнего контроля над предприятием. Однако преимущества этого варианта сразу  же терялись вследствие последовавшей  скупки акций у членов трудовых коллективов  предприятия администрацией или  внешними покупателями. В этой сфере  активно действовали около 640 чековых  инвестиционных (ваучерных) фондов (ЧИФ), которые скупили за бесценок более трети всех ваучеров (у 22,8 млн. человек, или у 15,4 % населения РФ). По имеющимся оценкам, всего в ЧИФы было вложено более 40% ваучеров, которые в подавляющем большинстве не обеспечили даже минимальных дивидендов, поскольку практически все они быстро прекратили свое существование. Поэтому основная часть работников предприятий лишь формально и на короткий период стали акционерами. Кроме того, владение единичными акциями никогда и нигде не делало никого реальными совладельцами предприятий.

Поскольку же, по официальным  данным, акционерами стали около 40 млн. граждан страны, а более 1 млн. - владельцами малого бизнеса, то эта  стадия называется «народной». Однако было бы ошибкой делать акцент только на количественной стороне результатов  приватизации и не обратить внимание на принципиальные недостатки ваучерной приватизации и на ее экономические итоги.

Недостатки ваучерной приватизации.

Модели приватизации государственного имущества с использованием ваучеров, безвозмездно распределяемых среди  населения, внутренне присущи серьезные  недостатки. Рассмотрим недостатки ваучерной приватизации.

Первый недостаток состоит  в принципиальной невозможности  для участников приватизации в условиях неразвитости рыночных отношений (в  особенности фондового рынка) адекватно  оценить рыночную стоимость приобретенного в обмен на ваучеры имущества  предприятия.

Вторым недостатком является то, что равномерное распределение  приватизационных чеков приводит к  распределению титулов собственности  между многими акционерами. При  этом их возможности участвовать  в управлении делами акционерного общества, минимальны. Поэтому его деятельность в большинстве случаев подчиняется  реализации интересов менеджеров, а  не собственников капитала - работников приватизированных предприятий [4].

Для ускорения процесса приватизации оценка основного капитала приватизируемых  предприятий осуществлялась по остаточной стоимости без учета инфляции. Проведенная 01.07.1992г. переоценка увеличила  балансовую стоимость основных средств, введенных в действие до 1991г., в  среднем более чем в 20 раз, а  введенных в 1991г. - в 9,5 раз.

Таким образом, основу избранной  модели приватизации составляли следующие  важнейшие элементы:

- фактически безвозмездная  раздача созданного многими поколениями  людей государственного имущества;

- предоставление льгот  работникам акционерных предприятий,  на деле не приближающих их  к собственности;

- заниженная оценка основных  фондов.

Непродуманность механизма  выпуска и обращения ваучеров создала неравные стартовые условия  для различных категорий населения  и послужила фактором криминализации хозяйственной жизни. Широко практиковалась негласная передача пакетов акций чиновникам высших инстанций, не имевших права участвовать в их покупке.

На этом этапе от разгосударствления собственности ни для производственного  инвестирования предприятиям, ни государству  практически ничего не досталось. Если в 1993г. доходы от приватизации и коммерческого  использования государственных  и муниципальных объектов составили  всего 0,4% от всех государственных доходов, то в 1994г. - еще меньше [9].

Не была решена и задача привлечения в российскую экономику  иностранных инвестиций, хотя это  провозглашалось в качестве одной  из целей данного этапа приватизации.

Главным результатом первого  этапа приватизации явилось начало крупномасштабного процесса трансформации  командно-административной экономики  в рыночную, устранение монополии государства и формирование основ многоукладной экономики, в том числе за счет форсированного увеличения числа мелких и мельчайших предприятий.

В России ваучерный этап приватизации явился эффективным средством разрушения существующей социально-экономической системы, который изначально не мог сопровождаться повышением эффективности функционирования экономики.

Многие из провозглашенных  целей ваучерной приватизации не были достигнуты:

- в стране не появились  эффективные собственники;

- средства для финансовой  стабилизации и социальных нужд  не получены;

- приток иностранных инвестиций  оказался незначительным.

Принципиальным недостатком  этого этапа является то, что главной  задачей в инициированном сверху широкомасштабном приватизационном процессе ставилось побыстрее перевести  государственную форму собственности  в частную и создание класса частных  собственников вообще, а не формирование нового социального слоя эффективных  предпринимателей [5].

Устранить недостатки ваучерной приватизации должен был новый этап реформы собственности в России: денежная приватизация, то есть платная приватизация. Главной ее целью являлось обеспечение перехода прав собственности на государственное имущество, приобретенных в ходе первичного распределения, в руки реально ответственных эффективных собственников и предпринимателей.

К основным объектам приватизации этого этапа относились три вида имущества:

- государственные пакеты  акций приватизированных предприятий;

- земельные участки приватизированных  предприятий;

- недвижимость.

Важнейшими стратегическими  задачами начавшегося с 1 июля 1994г. денежного  этапа приватизации были:

- привлечение внешних  инвесторов для долгосрочных  инвестиций;

- обеспечение предприятий  средствами для технического  перевооружения;

- пополнение доходной  части государственного бюджета [11].

К декабрю 1994г. было приватизировано  уже 110 тыс. предприятий госсектора из 240 тыс., существовавших в дореформенной  России. Однако в 1995г. было приватизировано  всего около 6 тыс. предприятий, поскольку  приватизационные процессы резко замедлились. Начиная со второй половины 1995г., приватизация приняла характер вялотекущего процесса. Всего к началу 1996г. оставалось еще 43,3% государственных предприятий. Кроме того, государству принадлежала также значительная часть акций приватизированных предприятий.

Предполагалось, что переход  к денежной модели приватизации значительно  повысит поступления не только в  бюджеты всех уровней государственной  власти, но и в бюджеты предприятий.

Таким образом, основным результатом  денежного этапа приватизации также  является количественное сокращение государственной  собственности. В результате массовой приватизации и форсированного развития частного сектора, доля государственного (включая муниципальный) и частного секторов в общей занятости населения практически сравнялась, возрос сектор со смешанной формой собственности, доля занятых в добровольно-общественном секторе снизилась.

С апреля 1997г. в России начался  новый, третий этап «легальной» приватизации - по индивидуальным проектам и утвержденному списку. Темпы приватизации резко сократились. С октября 1997г. мобилизация свободных денежных ресурсов с целью установления контроля над новыми объектами становилась все более проблематичной даже для крупнейших отечественных финансовых группировок.

Финансовый и политический кризис августа 1998г. фактически подвел черту под массовой «денежной» приватизацией. В 1998г. приватизация принимала все  более «точечный» характер.

В ходе «денежной приватизации»  наблюдалось обострение противоречия между внешними инвесторами, скупившими крупные пакеты акций приватизируемых  предприятий, и директорами предприятий. Как правило, новые инвесторы  отказываются финансировать приобретенный  объект собственности пока у руководства  остается старый менеджмент. Таким образом, в результате денежного этапа приватизации в целом не произошло ни инвестиционного всплеска, ни значимого роста бюджетных поступлений. Массового класса эффективных частных собственников также не возникло. Число фактических владельцев (собственников) сводятся к нескольким сотням тысяч человек. При этом менее 1,5% российских граждан присвоили 62-65% национального богатства страны [8].

2.Общие итоги  и перспективы приватизации.

Положительные результаты приватизации связаны, главным образом, с системной  трансформацией экономического строя  России, в том числе с устранением  монополии госсобственности в стране и формированием основы многоукладной  экономики. Важным результатом является также то, что приватизационные программы  реализованы в целом без социальных потрясений, с обеспечением минимально необходимых предпосылок для  включения субъектов развивающегося отечественного рынка в мировые  хозяйственные связи. Как обобщающий итог приватизации можно привести следующий  факт: в настоящее время уже  до 70% ВВП России создается негосударственным  сектором экономики.

О появлении тенденции  улучшения функционирования приватизированных  предприятий по сравнению с неприватизированными говорят некоторые показатели. В частности, по выборочным обследованиям, существенно возрос в сфере услуг удельный показатель эффективности, то есть объем выручки с 1 кв. м площади (коэффициент использования площади); в ряде отраслей добывающей промышленности увеличилась извлекаемость сырья.

К важнейшим особенностям российской модели приватизации можно  отнести следующие аспекты:

Приватизация проводилась  не столько по законам, сколько по указам Президента и ведомственным  нормативным документам Госкомимущества (которые даже не всегда направлялись в Минюст для регистрации).

Для предприятий госсектора были разработаны типовые стандарты  процедур приватизации, однако широко применялись «индивидуальные процедуры  приватизации», вводимые местными органами власти (т.е. незаконные).

Составлялись ежегодные  государственные программы приватизации, но включение в эти программы  адресных заданий означало выбор  лучших предприятий и их форсированный  передел.

Из-за отсутствия финансовых средств у населения осуществлялась бесплатная раздача государственной  собственности и продажа ее по минимальным ценам, главным образом  в интересах директоров и государственных  чиновников.

При выборе модели ускоренной массовой приватизации главенствовала текущая политическая целесообразность, а не экономическая разумность.

Фактически устанавливалось  господство частной собственности  в условиях неполноценной среды  ее функционирования и неблагоприятных  макроэкономических условиях. При этом внешняя открытость национальной экономики, вместо фактора развития рыночной экономики, оказывала не стимулирующее, а скорее угнетающее и разрушающее воздействие [6].

Таким образом, при ощутимом политическом результате (возникли слои мелких и крупных собственников) экономически приватизация в России оказалась малоэффективной. Очевидно, что вместо форсирования этого процесса было необходимо налаживать действенное  управление остававшейся государственной  собственностью.

 

3. Современные тенденции и перспективы.

На первом этапе приватизация была проведена весьма поспешно. Это  обусловило многие ее недостатки, нарушения  приватизационного законодательства, злоупотребления и другие негативные явления.

В настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный» характер в том смысле, что в  каждом конкретном случае государственные  органы стремятся выбирать для этого  объекты в порядке очередности  и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они  пытаются увязать ее с поиском  «эффективного инвестора», в том  числе или даже в первую очередь  иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных  инвестиций, особенно прямых), который безусловно обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. К сожалению, эти правильные новые ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.

Перспективы российской экономики  во многом будут зависеть от того, пойдет трансформация отношений собственности  только по пути приватизации большей  части хозяйственного имущества, еще  остающегося в госсобственности, или она будет эффективно сочетаться с созданием частного сектора, т.е. формированием новых предприятий  на основе частной собственности. Конечно, речь может идти в первую очередь  о создании новых мелких и средних  предприятий.

К сожалению, в России вновь  созданных в пореформенный период предприятий крайне мало. Причем подавляющее  большинство из них занято в сферах торговли и услуг (не столько услуг  потребительского назначения, сколько  риэлтерских, юридических, консультационных и т.п.). В то же время и результаты их деятельности однозначно показывают, что благодаря совершенно иной мотивации, связанной с необходимостью быстро утвердиться на рынке и обеспечить достаточную рентабельность, они за короткое время нередко добиваются заметных успехов [7].

Экономическое стимулирование мелкого бизнеса, активно осуществляемое во всех странах Запада, в России сегодня, безусловно, лимитируется крайне недостаточными финансовыми возможностями государства. По мере преодоления финансового кризиса стимулирование создания частного сектора должно стать одной из приоритетных задач экономической политики государства. Однако уже сегодня можно значительно улучшить правовые условия деятельности в сфере мелкого бизнеса и устранить многочисленные искусственно созданные препятствия на его пути. От создания эффективного среднего класса решающим образом зависит будущее России.

Информация о работе Приватизация в России