Приватизация госсобственности. Причины и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 17:00, реферат

Краткое описание

В последние годы правительства более восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий. Основной причиной начала широкомасштабного процесса приватизации послужило осознание того, что организация хозяйственной жизни в соответствии с рыночными законами, равноправной конкуренцией и коммерциализацией производства более эффективна, чем на основе административных ограничений и регламентации.

Вложенные файлы: 1 файл

приватизация.docx

— 34.78 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что на выбор конкретного способа приватизации влияют различные факторы: размер предприятия, отраслевая принадлежность, характеристика основных фондов, технологий и выпускаемой продукции, финансового состояния предприятий и т.д.

Выкуп арендным предприятием арендованного имущества производится в соответствии с договором о выкупе имущества и может быть использован для объектов малых и средних размеров во всех отраслях народного хозяйства. До 50% стоимости выкупаемого имущества может быть оплачено именными приватизационными чеками, а остальная часть - деньгами по цене на 20% ниже стоимости. Предприятие имеет право на оплату стоимости имущества в рассрочку в течение трех лет с учетом индексации платежей при условии внесения первоначально не менее 30% стоимости на протяжении одного месяца со дня подписания договора купли-продажи. Право собственности на сданное в аренду государственное имущество переходит к новому собственнику после полной оплаты стоимости этого имущества. Если же имущество не выкупается, то по истечении срока действия договора аренды имущества государственного предприятия арендное предприятие преобразуется в соответствии с законодательством в открытое акционерное общество или же в установленном порядке возвращает это имущество арендодателю.

Способ продажи акций, принадлежащих государству. Так, например, разгосударствление в процессе приватизации осуществляется путем создания государственного открытого акционерного общества. Акционирование целесообразно для предприятий крупного и среднего размеров с высокой ликвидностью производимой продукции, наличием экспортного потенциала. Оно возможно в различных отраслях промышленности, в строительстве, на крупных предприятиях автотранспорта и объектах торговли, общественного питания и сферы услуг (универмагов, ресторанов, гостиниц и т.п.). После создания государственного ОАО начинается процесс приватизации, т.е. государство продает акции первой эмиссии работникам данного предприятия и другим субъектам приватизации. Продажа акций открытых АО за деньги включает:

· продажу акций на льготных условиях (по цене на 20% ниже номинальной стоимости) членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам в течение пяти месяцев с момента государственной регистрации акций, но не позднее восьми месяцев со дня принятия решения о создании ОАО. Стоимость этих акций не может превышать 100 минимальных заработных плат на одного покупателя;

· конкурсную продажу акций юридическим и физическим лицам, которые представили инвестиционные предложения по развитию открытого акционерного общества, на конкурсах и аукционах.

Под обменом акций на именные приватизационные чеки «Имущество» понимается безвозмездная передача акций членам трудовых коллективов преобразованных предприятий и приравненных к ним лицам за имеющиеся у них чеки. Акции, приобретенные у государства за денежные средства на льготных условиях и в обмене на именные приватизационные чеки «Имущество», не могут быть отчуждены в течение периода безвозмездной приватизации.

Продажа государственного имущества по конкурсу или на аукционе целесообразна для средних и малых предприятий торговли, общественного питания, сферы услуг, а также для небольших промышленных и строительных предприятий. От покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации. Победителем конкурса признается участник, предложение которого наилучшим образом соответствует установленному критерию. При прочих равных условиях победителем конкурса признается участник, предложивший наивысшую цену.

Продажей объекта госсобственности на аукционе является его приобретение физическим или юридическим лицом в собственность на открытых торгах, когда от покупателя не требуется выполнения каких-либо условий (аукцион без условий) или когда от покупателя требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых органом приватизации. Победителем аукциона признается участник, предложивший в ходе торгов максимальную цену.

 

4. Методы  определения стоимости объектов  приватизации

 

Оценка стоимости объекта приватизации проводится в обязательном порядке в ходе подготовки предприятия к приватизации и предназначена для определения:

· суммы выкупа имущества государственного предприятия, в том числе имущества, сданного в аренду организации арендаторов или другим арендаторам;

· начальной цены продажи на аукционе или по конкурсу;

· величины уставного капитала государственного ОАО, образуемого в ходе приватизации;

· стоимости имущества, передаваемого безвозмездно без права распоряжения с условием гарантий сохранения его целевого использования;

· стоимости имущества государственного предприятия, продаваемого или передаваемого другим субъектам хозяйствования негосударственной формы собственности;

· стоимости имущества государственных предприятий, отдельных зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, инвентаря, инструмента и других материальных ценностей при передаче их в аренду.

Оценка стоимости имущества осуществляется исходя из его наличия и фактического состояния, устанавливаемого по результатам инвентаризации, реально складывающихся цен, индекса инфляции, а также других факторов, оказывающих влияние на оценочную стоимость.

В состав оцениваемого имущества предприятия включается:

· площадь земельного участка, на котором находится приватизируемое предприятие, а также его технические, санитарно-защитные и др. зоны, если они не представлены в пользование другим юридическим или физическим лицам;

· основные и оборотные фонды и вложения;

· денежные средства и прочие финансовые активы.

В имущественный комплекс предприятия, подлежащий оценке, включаются : временно находящиеся в капитальном ремонте и модернизации, на консервации, в запасе или резерве; объекты, переданные в пользование или в аренду, не оконченные, не оформленные актами приемки объекты строительства, средства, вложенные приватизируемым предприятием в акции, паи других предприятий на территории республики и за рубежом, иные ценные бумаги, вклады, финансовые вложения, денежные средства на счетах банков, в том числе за рубежом.

Следует отметить, что в отечественной и зарубежной практике оценки стоимости объектов, подлежащих приватизации, выявилось несколько подходов - затратный, рыночный и доходный, что нашло отражение в использовании различных методов оценки.

Затратный подход. Согласно затратному подходу стоимость материальных и нематериальных активов оценивается по затратам, необходимым для воспроизводства, или их замены за вычетом обоснованной поправки на начисленный износ активов.

Рыночный подход. Этот подход основывается на предположении, что:

· у продавца имущества есть возможность выбора наиболее выгодных и наиболее интересных для него покупателей, которые могут больше заплатить за приватизируемые активы; лучше соблюдать условия послеприватизационного использования объекта и т.п.

Доходный подход. Основная идея этого подхода состоит в том, что экономическая ценность конкретного приватизируемого объекта в настоящее время определяется тем доходом, который можно получить от его использования в будущем.

 

 

                                              Заключение

В заключение работы можно сказать, что приватизация - это переход государственной собственности в частные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально - экономических преобразований. В развитых странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она -- следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах. В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в невозможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.

Существует несколько способов приватизации: первый способ - бесплатная передача государственного имущества (низкий жизненный уровень населения, незначительные денежные сбережения, обесцененные инфляцией), недостатки этого способа - различная фондооснащенность отраслей и регионов природными ресурсами, а это - различные начальные условия для трудовых коллективов; бесплатное получение имущества не превращает работника в хозяина; второй способ - распродажа имущества (пополнение госбюджета, ликвидация бюджетного дефицита, укрепление денежной системы), недостатки этого способа - нехватка средств у населения, бесплатная передача части стоимости по чекам «Жилье» и «Имущество».

Способы приватизации - это выкуп арендованного имущества арендным предприятием; продажа акций, принадлежащих государству; продажа объектов государственной собственности на аукционе; продажа объектов государственной собственности по конкурсу; безвозмездная передача части государственной собственности.

Следует отметить, что в отечественной и зарубежной практике оценки стоимости объектов, подлежащих приватизации, выявилось несколько подходов - затратный, рыночный и доходный, что нашло отражение в использовании различных методов оценки.

 

Объектами приватизации выступают государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий; государственное имущество, сданное в аренду; государственное имущество в виде оборудования, зданий, других материальных и нематериальных активов ликвидируемых (ликвидированных) предприятий; доли (паи, акции) государства и административно-территориальных образований в имуществе субъектов хозяйствования.

 

Субъектами приватизации (покупателями государственной собственности) могут быть: граждане государства где находится приватизированный объект; юридические лица, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности; иностранные инвесторы; лица без гражданства; юридические лица.

Всю работу по приватизации государственной собственности возглавляет Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации и его территориальные органы. Оно непосредственно осуществляет приватизацию государственных объектов, находящихся в республиканской собственности. Приватизацию объектов коммунальной собственности проводят отделы приватизации, созданные в аппарате управления местных Советов депутатов.

 

 

                                         

 

                                                          

Список литературы:

 

  1. Арифметика приватизации //НЭГ. – 2004. - №48. – С.3
  2. Вешрот В.Сценарий белорусской приватизации // НЭГ. – 2003. - №46. – С.2
  3. Дадалко В.А. Проблемы, опыт, перспективы реформирования экономики и общества: Сборник статей, лекций и аналит. обзор. Кн.1. - Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 1999. - 218 с.
  4. Декрет президента РБ ”О разгосударствлении и приватизации в РБ”, №3 (20.03.98)
  5. Жерносек Н. Главное - не поменять вывеску собственника, а извлечь из приватизации больше пользы // НЭГ. -2003. - №17. – С.5
  6. Зарубежный опыт приватизации: участие иностранного капитала nns/archive/banks/1996/12/18/previos/23.html
  7. Кузнецов В.И. Оценка стоимости государственных и муниципальных предприятий для целей приватизации mrsa/9conf/tez_9_11.htm
  8. О ходе реформирования государственной собственности в Республике Беларусь в 2005 году 194.158.197.134/ministry/economy.nsf/ (Сайт Министерства Экономики)
  9. Олиневич В.М. Приватизация государственной собственности: опыт некоторых стран // Проблемы управления. - 2002. - N2.-С.62-68.
  10. Праневич А.А. Приватизация. Опыт, проблемы, уроки// Бухгалтерский учет и анализ. - 2002. - N4.-С.13-17.
  11. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб.пособие / под общ.ред. В.И. Боресевича, Г.А. Кандауровой. – Мн.: Экоперспектива, 2001. – 380с.
  12. Ракова Е.Ю Приватизация в РБ, цели, методы, результаты// БЭЖ. – 2001. - №3. – С.34-37
  13. Экономическая теория /Под ред. Н.И.Базылева, С.П.Гурко. Мн.:БГЭУ, 2002. -752с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2014

 

 

 


Информация о работе Приватизация госсобственности. Причины и методы