Приватизация государственной и муниципальной собственности в России: сущность, цели, направления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 21:10, контрольная работа

Краткое описание

В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. Успехи Российской Федерации на пути построения демократического, правового, экономически развитого государства – равноправного партнера ведущих держав мира оцениваются на международной арене по целому комплексу индикаторов, среди которых важное место занимают показатели, связанные со становлением основ рыночной экономики, возникновением частной собственности и эффективных собственников.
Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.

Содержание

Введение стр. 3
Понятие и сущность приватизации стр. 4-7
Способы приватизации государственного
и муниципального имущества стр. 8-9
Цели и направления приватизации стр. 9-21
Заключение стр. 22-23
Список используемой литературы стр. 24-25

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по экономике.docx

— 203.54 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

Центр дистанционного образования

 

 

Контрольная работа

по  дисциплине: «Экономика»

по  теме: «Приватизация государственной и муниципальной собственности в России: сущность, цели, направления»

 

 

                                                     Исполнитель: студент(ка)

                                                     Ф.И.О Никулина Н.С.

                                                     Направление: юриспруденция

                                                     Профиль

                                                     Группа ЮР-12Сб

                                                     Руководитель: Керн Л.П.

 

Екатеринбург

2012

Содержание

 

Введение                                                                                        стр. 3

  1. Понятие и сущность приватизации                               стр. 4-7
  2. Способы приватизации государственного

и муниципального имущества                                        стр. 8-9

  1. Цели и направления приватизации                               стр. 9-21

Заключение                                                                                   стр. 22-23

Список используемой литературы                                           стр. 24-25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние десятилетия  в нашем государстве произошли  коренные изменения, связанные с  переходом нашей страны от командно-административной системы экономики к рыночной модели экономических отношений. Для осуществления этого перехода было необходимо, прежде всего, создать конкурентную рыночную среду путем построения новых отношений собственности, демонополизации экономики, устранения исключительного положения государственных предприятий.

В современном мире процесс  приватизации считается составной  частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. Успехи Российской Федерации на пути построения демократического, правового, экономически развитого государства  – равноправного партнера ведущих  держав мира оцениваются на международной  арене по целому комплексу индикаторов, среди которых важное место занимают показатели, связанные со становлением основ рыночной экономики, возникновением частной собственности и эффективных  собственников.

Важнейшими направлениями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, приватизация и развитие конкуренции.

В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной  экономике, потребовалось преобразование государственной собственности  на основе ее приватизации и разгосударствления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проанализировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.

3

  1. Понятие и сущность приватизации

1.1  Понятие  приватизации

Приватизация является новым  правовым институтом для отечественного правопорядка, посредством которого создаются условия для перехода от государственной системы экономики  к системе свободного рынка. Под  ней понимают передачу имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности, в частную собственность  граждан и юридических лиц  в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и  муниципального имущества.

 Таким образом, приватизация  является специальным основанием  прекращения права публичной  собственности и возникновения  права частной собственности  в результате передачи соответствующего  имущества частным лицам в  порядке и способами, предусмотренными  законами о приватизации.

Приватизация требует  принятия специального законодательства и может осуществляться как возмездно, так и безвозмездно, в зависимости от преследуемых целей и порядка, установленных специальным законодательством.

В Российской Федерации процесс  приватизации осуществляется по трем основным направлениям:

а) приватизация государственных  предприятий, иных объектов недвижимости и акций, принадлежащих публично-правовым образованиям;

б) приватизация жилья;

в) приватизация земельных  участков.

 

4

В настоящее время приватизация определяется Федеральным Законом  «О приватизации государственного и  муниципального имущества», который  вступил в законную силу 26 апреля 2002 года. Так же официально не отменены: Государственная программа приватизации государственных и муниципальных  предприятий в РФ (утверждена Указом Президента РФ от 24.12.1993 года) и Основные положения государственной программы  приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  РФ после 1 июля 1994 года (утверждены Указом Президента РФ от 22.07.1994 года). Помимо Федерального Закона и Программы, правовое регулирование  приватизации осуществляется многочисленными  подзаконными актами.

Первый специальный закон  «О приватизации государственных и  муниципальных предприятий в  РФ» появился в июне 1991 года, и  через год в него были внесены  ряд изменений и дополнений.

Второй Федеральный Закон  «О приватизации государственного имущества  и об основах приватизации муниципального имущества РФ» конкретизировал  приватизацию различных форм собственности. Данный закон изменялся, дополнялся и действовал до апреля 2002 года.

В 2003 году Правительство  Российской Федерации впервые утвердило  Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2004 год, 2005 год и 2006 год и основные направления  приватизации федерального имущества  до 2010 г. в соответствии с процедурой и требованиями нового Закона о приватизации, а также Концепции управления федеральным имуществом.

 

 

 

5

1.2. Приватизация государственного и муниципального имущества

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных  образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

 Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Государственное и муниципальное  имущество отчуждается в собственность  физических и (или) юридических лиц  исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную  собственность акций открытых акционерных  обществ, в уставный капитал которых  вносится государственное или муниципальное имущество).

Приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым  из оборота), а также имущество, которое  в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной  собственности, например:

     - земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы;

     -  природные  ресурсы;

     -  государственный и муниципальный жилищный фонд;

6

     -  государственный резерв;

     -  государственное и муниципальное имущество, находящееся за пределами территории Российской Федерации;

Покупателями государственного и муниципального имущества могут  быть любые физические и юридические  лица, за исключением государственных  и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных  учреждений, а также юридических  лиц, в уставном капитале которых  доля Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований превышает 25 процентов, кроме случаев, предусмотренных  статьей 25 настоящего Федерального закона.

Открытые акционерные  общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации в соответствии с настоящим  Федеральным законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

  1. Способы приватизации государственного и муниципального имущества

Под способами приватизации понимаются предусмотренные законом  правовые формы отчуждения государственного имущества в частную собственность  физических и юридических лиц. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться, только способами, предусмотренными Законом  о приватизации.

Законодательство о приватизации всегда предусматривало конкретные ее способы. По мере развития законодательства количество способов приватизации увеличивалось, а ее условия совершенствовались.

Большинство способов приватизации (восемь из указанных в Законе о  приватизации десяти способов) – это  договоры купли-продажи. Можно сказать, что большинство способов приватизации – это различные способы продажи  государственного имущества.

Способы приватизации расположены  в Законе в определенном порядке  исходя из степени их значимости; как правило, переход к следующему способу приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован. Так, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может осуществляться только путем преобразования его в открытое акционерное общество, а если размер уставного капитала предприятия не превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством РФ, то приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными федеральным законом способами.

 

8

Используются следующие  способы приватизации государственного и муниципального имущества:

     -  преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

     -  продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

     -  продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

     -  продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

     -  продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

     -  продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;

    -  продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

     -  продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

     -  внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

     -  продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

 

 

 

9

  1. Цели  и направления приватизации

 

    1. Начальный этап

С ноября 1991 г. начался этап форсированной приватизации. В его  основу был положен указ No.341 Президента РФ от 29/12/1991, утвердивший «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год». Указ No.66 от 29/1/1992 «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» определял практический механизм приватизации. Государственная программа приватизации на 1992 год была принята Верховным Советом РФ в июне 1992 года. Она провозглашала следующие цели:

- повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации;

-    создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства;

-   привлечение иностранных инвестиций, социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

-    содействие процессу финансовой стабилизации РФ;

-   создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации в 1993—1994 гг.

В РФ Программа приватизации предусматривала ваучерную, денежную и «малую» приватизацию. Согласно законодательно принятой программе малые предприятия должны были распродаваться на торгах или могли быть напрямую проданы частным лицам, работающим на этих предприятиях.

10

Крупные же предприятия должны были быть обязательно акционированы  до приватизации. Корпоратизация средних предприятий до их разгосударствления оставалась на решение самих предприятий.

Информация о работе Приватизация государственной и муниципальной собственности в России: сущность, цели, направления