Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 15:09, контрольная работа
Такое внимание к проблеме обусловлено тем, что результаты приватизации отражаются на разных сферах. Поэтому значение передачи государственного имущества частному собственнику нужно рассматривать в историческом, институционном, экономическом, инновационном, социальном, политическом и других аспектах.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Введение
1. Особенности приватизации в России
2. Постприватизационный передел собственности и становление корпоративного управления
3. Причины неудач российской приватизации и ее последствия
Заключение
Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Контрольная работа
по дисциплине: Экономика
по теме: Приватизация государственной и муниципальной собственности в России: сущность, цели, направления
Исполнитель: студент
Направление:Экономика Профиль:Гражданско-правовой
Группа: Юр- 13 КП
Ф.И.О: Киреев И.Г
Екатеринбург
2013
Содержание
Введение
1. Особенности приватизации в России
2. Постприватизационный передел собственности и становление корпоративного управления
3. Причины неудач российской приватизации и ее последствия
Заключение
Список использованных источников
Необходимость глубоких преобразований
в сфере отношений
Государство формально сохраняло титул собственника, но уже слабо контролировало хозяйственную бюрократию. В этих условиях стремительно разворачивается процесс спонтанной "номенклатурной приватизации" (преобразование министерств в концерны, ассоциации, холдинги, создание на базе государственных предприятий акционерных обществ, в которых контрольный пакет акций принадлежал государству).
Как в начале этого процесса, так и сегодня, на этапе его завершения, приватизация воспринимается украинским обществом неоднозначно. Широко дискутируются вопросы ее целесообразности, обоснованности выбранных направлений, приоритетов и темпов работ.
Такое внимание к проблеме обусловлено тем, что результаты приватизации отражаются на разных сферах. Поэтому значение передачи государственного имущества частному собственнику нужно рассматривать в историческом, институционном, экономическом, инновационном, социальном, политическом и других аспектах.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Целью исследования является изучить сущность, цели, направления приватизации государственной и муниципальной собственности в России.
Начиная с 1992 г. общие цели и принципы приватизационной политики российского правительства в целом оставались неизменными. К основным из них можно отнести следующие:
Согласно закону, приватизация должна осуществляться по следующим принципам:
собственность муниципальная государственная приватизация
Первый этап приватизации государственной собственности, получивший название чекового (ваучерного), проходил с 1991 по 1994г. С данным этапом связано начало процесса трансформации командно-административной экономики в рыночную, создание новой структуры собственности и формирование широкого класса частных собственников. В приватизацию было вовлечено практически все население России. Инструментом приватизации послужили приватизационные чеки (ваучеры), розданные всем гражданам.
Однако именно этот этап приватизации привел не к формированию широкого класса собственников, эффективно управляющих своей собственностью, а к возникновению небольшой прослойки очень богатых собственников, получивших в управление ваучеры, с помощью которых были приватизированы основные индустриальные объекты России.
Очень часто процесс приватизации государственного имущества проходил в форме спекулятивной купли-продажи собственности, что зачастую приводило к разрушению таких крупных предприятий, как ЗИЛ. Именно к первому этапу приватизации в обществе возникло негативное отношение.
На первом этапе приватизация
государственного и муниципального
имущества производилась
На первом этапе приватизации произошло существенное разгосударствление экономики, поскольку большая часть объектов малой приватизации была передана в частные руки. Именно в период проведения чековой приватизации было приватизировано наибольшее количество объектов. Только за 1993 и 1994гг. было приватизировано почти 65 тыс. предприятий, что составляет около 70% от общего количества приватизированных объектов. При этом наибольшее количество было приватизировано предприятий, находившихся в муниципальной собственности. На первом этапе приватизации государством было реализовано имущества на сумму порядка 2 млрд. рублей. Из них более 50% - за счет реализации муниципального имущества, 30% - регионального имущества и 20% - федерального имущества. Основными объектами приватизации на этом этапе являлись предприятия торговли, общественного питания, строительные организации, предприятия нефтяного комплекса [5, с.85-86].
Начало второго этапа приватизации началось в 1994 г. и продолжалось до начала 2002г. Этот этап приватизации носил качественно новый характер, поскольку главной его целью являлось обеспечение перехода прав собственности, приобретенных в ходе первичного распределения, в руки эффективных собственников.
На данном этапе приватизации предусматривалось, что все предприятия с балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1994г. свыше 20 млн. рублей, за некоторым исключением (казенные, запрещенные к приватизации, с иностранным участием), должны быть преобразованы в акционерные общества открытого типа. Все остальные предприятия с балансовой стоимостью менее 20 млн. рублей должны приватизироваться на аукционе либо по коммерческому или инвестиционному конкурсу.
На этом этапе было приватизировано около 25 тыс. объектов, что составляет порядка 30% от общего количества приватизированных предприятий за последние 10 лет. При этом в этот период происходило сокращение количества приватизированных объектов по сравнению с предыдущим годом в среднем на 50%.
Меньше всего
Указанный показатель в 2000г. составил 2274 предприятия, или 148% от количества приватизированных предприятий 1999г.
На втором этапе приватизации государство получило более 100 млрд. рублей от приватизации государственного имущества. При этом большие средства от приватизации имущества государство получило в 1997г. - 26 млрд. рублей. В общей сложности в течение последних 10 лет было передано в частную собственность около 90 тыс. объектов, из которых 20 тыс. - объекты промышленной собственности, большинство из которых принадлежало машиностроению, легкой и пищевой промышленности. Менее всего в процесс приватизации были вовлечены предприятия цветной и черной металлургии, а также объекты электроэнергетики. К настоящему времени практически полностью завершены процессы акционирования и приватизации предприятий нефтяного комплекса, химической и нефтехимической промышленности, связи, лесопромышленного комплекса и медицинской промышленности. Одновременно с приватизацией предприятий шел процесс бесплатной передачи гражданам жилья, в котором они проживали. За последние 10 лет гражданами было приватизировано около 18 тыс. квартир общей площадью около 900 млн. кв. м. Результатом приватизации стало формирование новой структуры собственности в Российской Федерации и создание реального фондового рынка корпоративных ценных бумаг, улучшение качества управления и финансового положения отдельных промышленных предприятий в результате передачи контрольного пакета акций российским и иностранным инвесторам, уменьшение бремени содержания государством ряда нерентабельных и убыточных предприятий [1, с.53-54].
В настоящее время все еще продолжается процесс передела объектов собственности. Российской практикой наработано множество способов его осуществления. К числу наиболее широко используемых относятся такие, как агрессивная или согласованная скупка пакетов акций на вторичном рынке, добровольное или принудительное вовлечение в корпоративные структуры, лоббирование конкретных сделок с пакетами акций, оставшихся у федеральных и региональных властей. Все еще продолжается жесткая конкурентная борьба между инсайдерами и аутсайдерами за обладание контрольным пакетом акций и функциями корпоративного управления.
Обе стороны накопили немалый опыт в борьбе друг с другом за сохранение и приумножение пакета акций.
Отработаны методы борьбы
и аутсайдерами: это установление
контроля за АО путем ведения
Приведем примеры. Так, НК "ЮКОС" шла по пути дружеского поглощения коммерческих банков и легального размывания государственной доли с использованием схем реструктуризации задолженности государственному бюджету, НК "Лукойл" осуществила максимальное распыление выпускаемых акций с последующей их скупкой через дочерние и дружеские компании.
Финансовый кризис 1998 г. привнес новые моменты в передел собственности, среди которых отметим наиболее распространенные: