Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:34, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы – на основании литературных источников, методических материалов, журнальных статей изучить приватизацию государственной собственности в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
изучить сущность, цели и основные принципы приватизации; изучить организацию приватизации; изучить методы и способы приватизации; изучить методы определения стоимости объектов приватизации; изучить сущность разгосударствления - основное содержание преобразований собственности; изучить приватизацию и ее роль в преобразовании собственности; изучить этапы проведения приватизация в Республике Беларусь; изучить причины торможения приватизации.
Введение.........................................................................................................................
...........4
1. Сущность и экономическое содержание приватизации государственной собственности..................................................................................................................
............6
1.1. Сущность, цели и основные принципы приватизации............................................
............6
1.2. Организация приватизации........................................................................................
..........9
1.3. Методы и способы приватизации.............................................................................
..........10
1.4. Методы определения стоимости объектов приватизации...................................
..........16
2. Необходимость разгосударствления и приватизации государственной собственности как средство перехода к рыночной экономике..................................
..........19
2.1. Разгосударствление - основное содержание преобразований собственности......
..........19
2.2. Приватизация и ее роль в преобразовании собственности.....................................
..........20
3. Приватизация государственной собственности в Республики Беларусь............................
..........25
3.1. Этапы проведения приватизация в Республике Беларусь.....................................
..........25
3.2. Причины торможения приватизации........................................................................
..........37
Заключение.........................................................................................................................
..........44
Список использованных источников.............................................................................
..........46
· продажу акций на льготных
условиях (по цене на 20% ниже номинальной
стоимости) членам трудового коллектива
и приравненным к ним лицам в
течение пяти месяцев с момента государственной
регистрации акций, но не позднее восьми
месяцев со дня принятия решения о создании
ОАО. Стоимость этих акций не может превышать
100 минимальных заработных плат на одного
покупателя;
· конкурсную продажу акций
юридическим и физическим лицам, которые
представили инвестиционные предложения
по развитию открытого
акционерного общества, на конкурсах и
аукционах.
Под обменом акций на именные приватизационные чеки «Имущество» понимается безвозмездная передача акций членам трудовых коллективов преобразованных предприятий и приравненных к ним лицам за имеющиеся у них чеки. Акции, приобретенные у государства за денежные средства на льготных условиях и в обмене на именные приватизационные чеки «Имущество», не могут быть отчуждены в течение периода безвозмездной приватизации.
Продажа государственного имущества
по конкурсу или на аукционе целесообразна
для средних и малых
Продажей объекта
Продажей объекта
При продаже на аукционе с
условиями и (или) по конкурсу предприятий,
имеющих до 100 рабочих мест, у которых
задолженность по финансовым обязательствам
равна активной части баланса
или превышает ее, начальная цена
на такой объект устанавливается
в размере одной минимальной
заработной платы. Собственник приватизированного
таким образом объекта обязан
в установленном порядке
Долю государственной собственности, безвозмездно передаваемой гражданам той или иной страны в процессе приватизации, определяет государство в лице высшего исполнительного органа, Президента и т.д. Безвозмездно передаваемая каждому гражданину часть государственной собственности определяется квотами — жилищной и на имущество. Безвозмездно приобретают имущество и члены трудовых коллективов, совхозов и др. сельскохозяйственных предприятий, созданных на базе колхозов. Кроме этого, безвозмездно передаются в пользование новому собственнику приватизируемого предприятия объекты социальной инфраструктуры (жилые дома, детские дошкольные учреждения, профилактории, стадионы и т.д.), находящиеся на балансе предприятия, без права распоряжения и с условием сохранения их целевого использования.
Большинство из названных
способов приватизации уже широко использовались
в практике преобразования отношений
собственности, но предполагается, что
в перспективе основными будут
— продажа акций
1.4. Методы определения
стоимости объектов
Оценка стоимости объекта приватизации проводится в обязательном порядке в ходе подготовки предприятия к приватизации и предназначена для определения:
· суммы выкупа имущества государственного
предприятия, в том числе
имущества, сданного в аренду организации
арендаторов или другим
арендаторам;
· начальной цены продажи на аукционе или по конкурсу;
· величины уставного капитала государственного ОАО, образуемого в ходе приватизации;
· стоимости имущества, передаваемого
безвозмездно без права распоряжения
с
условием гарантий сохранения его целевого
использования;
· стоимости имущества государственного
предприятия, продаваемого или
передаваемого другим субъектам хозяйствования
негосударственной формы
собственности;
· стоимости имущества государственных
предприятий, отдельных зданий,
сооружений, оборудования, транспортных
средств, инвентаря, инструмента и
других материальных ценностей при передаче
их в аренду.
Оценка стоимости имущества осуществляется исходя из его наличия и фактического состояния, устанавливаемого по результатам инвентаризации, реально складывающихся цен, индекса инфляции, а также других факторов, оказывающих влияние на оценочную стоимость.
В состав оцениваемого имущества предприятия включается:
· площадь земельного участка,
на котором находится приватизируемое
предприятие, а также его технические,
санитарно-защитные и др. зоны, если
они не представлены в пользование другим
юридическим или физическим
лицам;
· основные и оборотные фонды и вложения;
· денежные средства и прочие финансовые активы.
В имущественный комплекс
предприятия, подлежащий оценке, включаются
не отраженные в учете по каким-либо
причинам объекты, а именно: временно
находящиеся в капитальном
Следует отметить, что в отечественной и зарубежной практике оценки стоимости объектов, подлежащих приватизации, выявилось несколько подходов — затратный, рыночный и доходный, что нашло отражение в использовании различных методов оценки.
Затратный подход. Согласно
затратному подходу стоимость материальных
и нематериальных активов оценивается
по затратам, необходимым для
Рыночный подход. Этот подход основывается на предположении, что:
· у продавца имущества есть
возможность выбора наиболее выгодных
и
наиболее интересных для него покупателей,
которые могут больше заплатить
за приватизируемые активы; лучше соблюдать
условия послеприватизационного использования
объекта и т.п.
· у покупателя имущества (например,
на аукционе или по конкурсу) тоже есть
возможность из нескольких активов примерно
одинакового назначения и полезности
выбрать тот, который его больше всего
устраивает по качеству, по цене, по длительности
срока службы и т.п.
Доходный подход. Основная идея этого подхода состоит в том, что экономическая ценность конкретного приватизируемого объекта в настоящее время определяется тем доходом, который можно получить от его использования в будущем.
2. Необходимость
2.1. Разгосударствление - основное
содержание преобразований
В плановой экономике выделялись две формы собственности на средства производства: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная. Кроме того, существовала личная собственность граждан на предметы потребления. Однако коренной чертой всех этих форм было огосударствление, т.е. подавление государством всех несанкционированных им форм жизнедеятельности, господство во всех сферах экономических отношений тоталитарного контроля. Особенно ярко это проявлялось в рамках самой государственной собственности, охватывающей 90% всех средств труда в народном хозяйстве. Однако и развитие кооперативной собственности регулировалось государственными директивами. Личная собственность граждан также была «обставлена» ограничениями и запретами со стороны государства (размеры садового дома, его высота и т.д.).
Поэтому основное содержание преобразований отношений собственности, сформировавшихся в плановой экономике, - это преодоление названного огосударствления, т.е. ликвидация тоталитарного государственного господства в этой сфере.
Разгосударствление охватывает
все формы собственности. В рамках
самой государственной
Кооперативная собственность присуща и рыночной системе. Процесс разгосударствления ее в переходной экономике состоит в обеспечении реальной добровольности всех ее членов, самостоятельности в хозяйственной деятельности, всех возможностей и прав как субъекта рыночных отношений. Устранение тоталитарных ограничений в области личной собственности проявляется в преодолении уравнительности в распределении, ликвидации ограничений в правах иметь определенное личное имущество, появлении многоканальных источников личных доходов.
Важный момент в преобразовании собственности в рамках переходной экономики - быстрое развитие частной собственности. Это наиболее динамичный сегмент переходной экономики, в наибольшей степени обладающий способностью к преобразованию всей экономики на началах предпринимательства. Как показывает практика, естественно, на начальных этапах переходной экономики частная собственность возникает преимущественно в сфере обращения, охватывает мелкие, реже - средние предприятия [ 11, 148 c.].
2.2. Приватизация и ее
роль в преобразовании
Приватизация - одна из форм разгосударствления собственности, важное средство создания экономической структуры производства, адекватной рыночной системе. Приватизация связана с образованием не только индивидуальной частной собственности, но и (что наблюдается чаще) с образованием собственности коллективно-частной в виде акционерных обществ.
Сама по себе приватизация - это характерное явление и в рыночной экономике. Необходимость приватизации в современном западном обществе возникает вследствие неэффективной деятельности государственных предприятий. Ее чертами здесь являются многообразие форм и методов проведения; ее избирательность, т.е. не широкий, не массовый характер; длительность сроков этого процесса; предварительное санирование убыточного производства; наконец, как правило, возмездный характер. По своим чертам приватизация в переходной экономике существенно отличается от аналогичного процесса в западных странах. Как заметил Я. Корнай, если бы приватизация в Венгрии осуществлялась «по-английски», то на нее потребовалось бы 100 лет. Впрочем, и для постсоциалистических стран минимальный срок для приватизации связывается с десятилетием.
Роль приватизации в переходной
экономике небесспорна. Иногда с
ней отождествляют все
Наряду с принципиальной позицией о том, что главное - не приватизация, а создание частного сектора, существуют и конкретные предложения: основное внимание в переходной экономике обращать не на приватизацию старых, а на создание новых частных предприятий. Считается, что это более эффективно, так как сразу исключает инерцию методов плановой экономики; требует в итоге меньших издержек; может быть реализовано быстрее.
Наша Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому тема, посвященная приватизации государственной собственности является актуальной [6].
В последние годы правительства
более восьмидесяти стран проводили
или проводят приватизацию государственных
предприятий. Она начиналась под
самыми разными лозунгами, но чаще всего
при этом шла речь о необходимости
либерализации и
Следовательно, приватизация связана прежде всего с прагматическими соображениями на макро- и микроэкономическом уровнях. В первом случае она призвана укрепить рыночное начало в экономике, осуществить децентрализацию и сокращение масштабов государственной предпринимательской деятельности для повышения эффективности всей хозяйственной системы и уменьшения бюджетного дефицита. На микроэкономическом уровне задача состоит в улучшении технико-экономических показателей работы предприятий. Освобождение в холе приватизации предприятий от государственной сверх централизации и призвано предоставить администрации, трудовым коллективам возможность принимать решения, соответствующие их коммерческим интересам. В результате приватизации формируется группа частных собственников на средства производства, развиваются конкурентные отношения между производителями, что повышает материальную заинтересованность в эффективном использовании факторов производства, в увеличении выпуска и реализации продукции.
Информация о работе Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь