Принципы внешнеторговой политики. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является раскрыть основные концепции внешнеторговой политики, методы ее регулирования, а также рассмотреть современную ситуацию, которая образовалась в результате вступления России во Всемирную Торговую Организацию.
Цель потребовала достижения следующих задач:
раскрытие понятий «протекционизм» и «фритредерство»
тарифные и нетарифные методы регулирования внешнеторговой политики

Содержание

Введение
Глава 1. Концепции внешнеторговой политики
1.1 Протекционизм
1.2 Фритредерство
Глава 2. Основные методы регулирования внешнеторговой политики
2.1 Тарифные методы регулирования
2.2 Нетарифные методы регулирования
2.3 Межгосударственное регулирование внешнеторговой деятельности
Глава 3. Россия и ВТО: проблемы и перспективы
3.1 Специфика товарной структуры импорта и экспорта России
3.2 Участие России во Всемирной Торговой Организации
3.3 Изменение внешнеторгового оборота России в результате вступления в ВТО
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 58.25 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, свободная торговля облегчает развитие конкуренции  и поддерживает дух новаторства  не только среди национальных производителей, но и в отношениях с другими  странами. Это, в конечном счете, способствует повышению качества выпускаемой продукции. Свободная торговля открывает возможности для расширения рынков и, следовательно, для международной концентрации производства и массового выпуска товаров, выгодного потребителям.

В-четвертых, свободная торговля служит основой оптимизации процесса распределения производственных ресурсов между странами и такой их международной  комбинации, которая значительно  повышает эффективность их использования. Рекомендации сторонников фритредерства способствовали экономическому росту и процветанию многих стран, вставших на путь открытой экономики.

Вывод по главе I:

Фритредерство исходит из долгосрочных интересов и обосновывает глобальные выгоды от свободной торговли, в то время как протекционизм  действует под давлением обстоятельств  и руководствуется исключительно  краткосрочными национальными интересами. Поэтому нельзя сказать, что для  той или иной страны протекционизм  всегда вреден, а свобода торговли всегда выгодна, или наоборот. В. Парето советует ставить проблему иначе: "Зная все экономические и социальные условия данной страны в данный момент, следует уяснить, что для этой страны и в этот момент больше подходит свобода торговли или протекционизм".

 

 

Глава 2. Основные методы регулирования внешнеторговой политики

 

2.1 Тарифные методы регулирования

 

Тарифное регулирование  связано с введением таможенных тарифов и пошлин. Таможенный тариф  — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу страны. Он выполняет несколько функций:

  • защищает национальных производителей от иностранной конкуренции:
  • является источником поступления средств в бюджет государства:
  • служит средством улучшения доступа национальных товаров на зарубежные рынки.

Таможенная пошлина —  налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения ими таможенной границы государства. Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товара, провозимого через границу.

При классификации таможенных тарифов используются различные  критерии:

По направлению движения товара:

  • импортные – на товары, ввозимые в страну;
  • экспортные – применяются к вывозимым из страны товарам (используются редко, как правило, к товарам, которых в стране недостаточно, или на продукты нефтепереработки):
  • транзитные – за провоз иностранных товаров по территории данной страны.

По способам установления:

  • адвалорные – взимаемые в виде процента от стоимости облагаемого товара;
  • специфические – твердая денежная ставка с единицы веса, объема, количества, мощности и т.д.;
  • смешанные – комбинации адвалорных и специфических пошлин.

По целям введения:

  • преференциальные тарифы – устанавливаются с целью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу, т. е. облегчить экспорт или импорт товаров этой страны;
  • сезонные тарифы – устанавливаются для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не превышает нескольких месяцев в год, и на это время действие обычных ставок тарифов на товар приостанавливается;
  • дискриминационные тарифы – устанавливаются с целью затруднить и ограничить экспорт или импорт товаров из определенной страны.

Дискриминационные тарифы делятся  на:

1) ответные – могут применяться как взаимные меры на недружественную торговую политику другой страны;

2) компенсационные – используются с целью уравнять цены аналогичных товаров национального производства и импортных, пользующихся субсидиями, за счет включения в цену последних более высокой импортной пошлины;

3) антидемпинговые – применяются в качестве мер по защите национального производителя, если установлен факт демпинга со стороны иностранных конкурентов и ввоз товара наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям, или препятствует расширению производства подобных товаров на внутреннем рынке.

Демпинг (от англ. dumping - сбрасывание) – продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость (издержки производства и обращения)7. Демпинг проводится с целью проникновения на рынок, завоевания места на нем, вытеснения конкурентов. Демпинг осуществляется государством и компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счет демпинга будет достигнуто прочное положение на рынке. Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как разовому мероприятию, способу быстрого получения необходимых денежных, валютных средств.

По характеру происхождения:

  • автономные тарифы – устанавливаются страной независимо от других субъектов мировой торговли;
  • конвенционные (договорные) тарифы - устанавливаются страной в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках международных соглашений.

Вместе с тем величина таможенных ставок зависит от торгового  режима, предоставляемого стране. В  международной практике различают  режим наибольшего благоприятствования  – это нормальные условия торговли, при которых данная страна предоставляет другой стране такие же условия, как и любой из третьих стран, и таможенная пошлина равна базовой. Это главный принцип ГАТТ/ВТО и страны-члены данной организации должны его автоматически соблюдать.

С целью повышения эффективности  действия ставок ввозных таможенных пошлин, в первую очередь с точки  зрения выполнения протекционистских  и фискальных функций таможенного  тарифа, ГТК России, начиная с  1992 г., активно разрабатывает предложения о применении специфических и комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин.

Специфические и комбинированные  ставки ввозных таможенных пошлин применяются  в отношении значительного количества продовольственных товаров, алкогольных напитков, табачных изделий, одежды, обуви, телевизионной и видеотехники, легковых автомобилей, мебели.8

Применение данных видов  ставок ввозных таможенных пошлин позволяет, во-первых, в значительной степени  минимизировать потери по уплате таможенных платежей в случаях декларирования товаров с использованием умышленно  искаженных данных по таможенной стоимости, а во-вторых, в определенной степени  препятствовать ввозу товаров низкого  качества.

Помимо протекционистской  функции таможенного тарифа, важное значение имеет его регулятивная функция, заключающаяся в создании благоприятных условий для ввоза  на территорию Российской Федерации  отсутствующих полностью или  частично на внутреннем рынке сырья, комплектующих элементов, оборудования и других товаров, необходимых для  организации успешного функционирования отечественного производства.

 

2.2 Нетарифные методы регулирования

 

Кроме тарифных инструментов внешнеторговой политики государства, после второй мировой войны получают развитие нетарифные барьеры. В конце 40-х начале 50-х годов XX века многие страны использовали их в целях сохранения строгого контроля за платежами по международным сделкам в процессе восстановления послевоенной экономики. Начавшиеся в этот период процессы либерализации международной торговли, затронувшие тарифы, привели к увеличению нетарифных барьеров, которых в настоящее время насчитывается более 50 видов.

Нетарифные (количественные) ограничения представляют устанавливаемые  государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу  или вывозу.9

Нетарифные методы регулирования  имеют ряд преимуществ по сравнению  с тарифными методами. Основа преимущества — ограниченная возможность тарифного  регулирования, однообразность данной системы. Система же нетарифных барьеров достаточно разветвлена, благодаря  чему достигается большая эффективность.

Существует несколько  типов нетарифных ограничений:

Количественные ограничения  импорта и экспорта.

  • Контингентирование (квотирование) – регулирование внешнеэкономической деятельности путем ограничения ввоза/вывоза иностранных или отечественных товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени. Эмбарго — полный запрет ввоза иностранных товаров на внутренний рынок. В мировой практике устанавливается запрет на квоты на промышленную продукцию.

Квоты делятся на:

1) глобальные – на определенный период времени устанавливается лимит на количество или стоимость товара, который можно импортировать/ экспортировать вне зависимости от страны импортера/экспортера

2) индивидуальные – устанавливается  в рамках глобальной квоты.

  • Лицензирование может быть как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструментом регулирования. Тогда, в первом случае — это всего лишь документ, который подтверждает право ввоза/вывоза товара в пределах получения какой-либо квоты; во втором случае существует определенный ряд форм лицензирования:

1) индивидуальная лицензия  — разовое разрешение на импорт/экспорт товара. Выдается государственным органом власти импортеру/экспортеру, является именной (указано юридическое лицо);

2) открытая индивидуальная лицензия — разрешение на импорт/экспорт товара без ограничения количества;

3) генеральная лицензия — постоянно действующее разрешение на импорт/экспорт товара без ограничений, как по количеству, так и по времени; лицензия является безличной;

4) автоматическая лицензия — разрешение, выдаваемое немедленно после заявки на импорт/экспорт товара (упрощенная форма получения лицензии).

  • Квотная рента — специфический доход при введении квоты, проистекающий из искусственного повышения цены. Его получает обладатель права ввоза товара на внутренний рынок
  • Добровольное количественное ограничение экспорта10, принятое в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении льгот.

Сходство в применение квот и тарифов состоит в том, что

1) цена на импортные  товары возрастает;

2) доходы национальных  производителей возрастают.

Различие — в случае введения тарифа импортер не ограничен количеством ввозимого товара, т. е. мерилом для него является экономическая целесообразность ввоза товаров.

Государственные субсидии и  финансовые льготы.

  • Субсидии — денежная выплата правительством национальным производителям с целью их поддержки и дискриминации импорта.

Субсидии по характеру выплат делятся на:

  1. прямые — непосредственные выплаты экспортеру после совершения им операции в размере разницы издержек и полученного им дохода (дотации производителю при выходе на внешний рынок). Запрещены ВТО, поскольку их применение достаточно очевидно для торговых партнеров и может вызвать ответные меры;
  2. косвенные (скрытые) — предоставление экспортерам льгот по уплате налогов, возврат импортных пошлин, льготные условия страхования, помощь в структурной перестройке и т. д.

Субсидии предоставляются  как производителям товаров, конкурирующих  с импортом, так и производителям экспортных товаров.

  • Экспортные субсидии — нетарифный метод регулирования, представляющий бюджетные выплаты экспортерам, дающий им возможность продавать товар на иностранном рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.
  • Импортный депозит — своеобразный залог в денежной форме, который импортер должен внести в банк перед закупкой партии иностранного товара. Размер этого залога, срок, валюта фиксируются в каждом государстве законодательно. Это своеобразный кредит, который импортер государству, но не получает за него проценты; через некоторое время средства возвращаются импортеру, в итоге издержки импортера растут.
  • Государственная система размещения заказов — покупка государственными предприятиями товаров, произведенных национальными производителями, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.
  • Валютное регулирование:

1) внешние валютные ограничения (например, клиринг — торговля между странами на основе взаимозачетов);

2) ограничения, связанные с приобретением и продажей валюты;

3) механизм дифференцирования валютных коэффициентов (установление различного курса для определенных торговых сделок);

4) девальвация — понижение курса национальной валюты;

5) ревальвация — повышение курса национальной валюты.

  • Технические барьеры — ограничения, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и другие нормы и правила построены так, чтобы создать барьер на пути иностранного товара (например, стандарты, аттестация, проверка качества товара и т. д.

 

2.3 Межгосударственное регулирование внешнеторговой деятельности

 

Основой межгосударственного  регулирования внешней торговли является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое  действует с 1 января 1948 года. ГАТТ - многостороннее междустороннее соглашение об основных принципах, нормах и правилах ведения и государственного регулирования  взаимной торговли стран-участниц. Эти  принципы, нормы и правила выработаны на базе мировой практики и определяют не только многосторонние условия международной  торговли, но и положены в основу национальных торгово-политических систем, национального регулирования взаимосвязей между внешним и внутренним рынками.

Информация о работе Принципы внешнеторговой политики. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли