Принципы экономического обоснования управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 03:26, курсовая работа

Краткое описание

Итак, без экономического анализа невозможна эффективная деятельность предприятия. Более того, именно экономический анализ является оптимальным и объективным способом для организации выжить в быстро меняющихся рыночных условиях. Поэтому целью данной курсовой работы является изучение экономического анализа как базы принятия управленческих решений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть принципы экономического обоснования принятия управленческих решений;
Изучить сущность экономического анализа как базы принятия управленческих решений;
Рассмотреть основные виды и методы экономического анализа в процессе принятия решения;
Изучить маржинальный анализ – как одни из самых эффективных методов экономического обоснования управленческих решений.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по Ур.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

В анализе хозяйственной деятельности используется много различных способов. Среди них можно выделить традиционные способы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации (сравнения, графический, балансовый, средних и относительных чисел, аналитических группировок).

Для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования и подсчета резервов в анализе применяются такие способы, как цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, интегральный метод, корреляционный, компонентный, методы линейного, выпуклого программирования, теория массового обслуживания, теория игр, исследования операций, эвристические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и др. Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов и т.д.

Усовершенствование инструментария научного исследования имеет очень большое значение и является основой успеха и эффективности аналитической работы. Чем глубже человек проникает в сущность изучаемых явлений, тем более точные методы исследования ему требуются. Это характерно для всех наук. За последние годы методики исследования во всех отраслях науки стали более точными. Важным приобретением экономической науки является использование математических методов в экономическом исследовании, что делает анализ более глубоким и точным14.

Таким образом, метод АХД представляет системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности производства. Истоком одной из характерных черт метода АХД является необходимость постоянных сравнений.

Важной методологической чертой анализа является и то, что он способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать им количественную характеристику, т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности. Это делает анализ точным, а выводы обоснованными.

 

 

3. Маржинальный анализ как самый эффективный метод обоснования управленческих решений

3.1 Теоретические  основы маржинального анализа

Концентрированным выражением процесса управления считается управленческое решение.

Управленческое решение — результат управленческого анализа, прогнозирования, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели управления. Всякое управленческое решение по своей природе является прогнозным.

В процессе функционирования любое предприятие сталкивается с проблемой выбора альтернативных вариантов дальнейшей деятельности. Действенным инструментом обоснования выбора является экономический анализ в целом и отдельные его составляющие в частности. Одна из таких составляющих — анализ «объем — издержки —прибыль», с помощью которого могут быть приняты следующие виды решений:

  • определение точки безубыточности в деятельности предприятия, зоны безопасности, необходимого объема производства для обеспечения нормы прибыли на базе маржинального анализа;
  • выбор варианта машин и оборудования;
  • выбор собственного производства или закупки изделий со стороны;
  • обоснование варианта технологии производства;
  • аналитическая оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже критического уровня;
  • обоснование варианта цены на новое изделие15.

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: «затраты — объем производства (реализации) продукции — прибыль» — и прогнозировании критической и оптимальной величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Маржинальный анализ является эффективным инструментом в операционном менеджменте. Он позволяет выбрать более оптимальный вариант управленческих решений при наличии альтернатив. Со второй половины XIX в. возникла новая школа — маржинализм . В настоящее время вся экономическая наука западных стран строится на критических величинах объемов продаж, себестоимости, прибыли, цены, постоянных затрат и их оптимизации.

Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.

Основываясь на функциональной взаимосвязи затрат, объема продаж и прибыли, можно рассчитать объем реализации продукции, который дает одинаковую прибыль по различным вариантам управленческих решений (различным вариантам оборудования, технологии, цен, структуры производства и т.д.)16.

В основу этой методики положено деление операционных затрат на переменные и постоянные.

Переменные затраты зависят от объема производства и продажи продукции. В основном это прямые затраты ресурсов на производство и реализацию продукции (прямая заработная плата, расход сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.).

Постоянные затраты не зависят от динамики объема производства и продажи продукции. Это амортизация, арендная плата, заработная плата обслуживающего персонала на почасовой оплате, расходы, связанные с управлением и организацией производства и т.д.

Предприятию более выгодно, если на единицу продукции приходится меньшая сумма постоянных затрат, что возможно при достижении максимума объема производства продукции на имеющихся производственных мощностях. Если при спаде производства продукции переменные затраты сокращаются пропорционально, то сумма постоянных затрат не изменяется, что приводит к росту себестоимости продукции и уменьшению суммы прибыли17.

Проведение маржинального анализа требует соблюдения ряда условий:

  • необходимость деления затрат на две части — переменные и постоянные — по отношению к динамике объема производства продукции;
  • переменные затраты изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
  • постоянные затраты не изменяются в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, который установлен исходя из его производственной мощности и спроса на продукцию;
  • тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;
  • использования категории маржинальной прибыли (маржи покрытия).

Маржа покрытия (маржинальная прибыль) — разность между выручкой от реализации продукции, товаров и услуг и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию:

  • удельная маржинальная прибыль (на единицу продукции):
  • ;
  • маржинальная прибыль на весь объем продаж i-го вида продукции:
  • ;
  • маржинальная прибыль в целом по предприятию:
  • ,
  • где МП — сумма маржи покрытия;
  • р — цена единицы продукции;
  • b — переменные затраты на единицу продукции (усеченная себестоимость);
  • VPП — физический объем реализованной продукции;
  • Удi  — удельные веса отдельных видов продукции в общем объеме продаж.

С ее помощью можно точнее ранжировать отдельные виды продукции и отдельные сегменты предприятия по уровню их доходности. Она служит основой для определения безубыточного объема продаж по каждому виду продукции и в целом по предприятию, а также для обоснования оптимального варианта различного рода управленческих решений.

Сравнение маржинальной прибыли с суммой постоянных расходов организации отражает финансовый результат от операционной (текущей) деятельности.

Структура бухгалтерского отчета («Отчет о прибылях и убытках», форма № 2) в настоящее время является в большой степени информационноемкой для целей маржинального анализа (табл. 1).

Таблица 1. Формирование маржинального дохода на основании бухгалтерского отчета18

Состав статей

Алгоритм расчета маржинального дохода

1. Выручка от продаж 

1. Выручка от продаж 

2. Себестоимость продаж 

2. Переменные затраты 

3. Валовая прибыль 

3.Маржинальный доход п. 1 - п. 2

4. Управленческие расходы

4. Управленческие расходы 

5. Коммерческие расходы 

5.Операционная прибыль  п. 3 - п. 4

6. Прибыль от продаж 

 

 

В процессе проведения маржинального анализа на первом этапе определяют точку безубыточности.

Безубыточность (точка безубыточности) в натуральном выражении — VРПбезубыт. или Тбз , точка безубыточности в стоимостном выражении — Вбз  — такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Выручка покрывает только затраты, финансовый результат при этом равен нулю. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Для нахождения точки безубыточности существуют балансовый метод и графический метод.

Балансовый метод исходит из следующей зависимости:

,

где А — сумма постоянных расходов.

Так, если в точке безубыточности прибыль равняется нулю, то формула примет вид:

.

Каждая проданная единица продукции обеспечивает получение определенного удельного маржинального дохода УдМП :

.

Удельный маржинальный доход в первую очередь идет на покрытие постоянных расходов, а затем на формирование прибыли.

Поэтому для достижения безубыточности необходимо реализовать такое количество единиц продукции (товаров, работ, услуг), которое обеспечит сумму удельных маржинальных доходов равных величине постоянных расходов.

Точка безубыточности (VРПбезубыт. или Тбз ) для одного вида продукции в натуральном выражении определяется:

.

Точка безубыточности (Вбз ) в стоимостном выражении:

.

Точка безубыточности (VРПбезубыт. или Тбз в %) в процентах к фактическому объему:

.

Нередко ставится задача определения необходимого объема производства и реализации продукции в натуральном выражении для достижения необходимого уровня прибыли:

,

и объема производства и реализации продукции в стоимостном выражении для достижения необходимого уровня прибыли:

.

Графический метод дает визуальное представление о том, как будут изменяться издержки и прибыль для всех возможных в действительности объемов производства (выполнения работ, оказания услуг), а также какие объемы необходимы для достижения безубыточности продаж и заданной величины прибыли. Построение графика безубыточности осуществляется в последовательности:

  • По горизонтали показывается объем реализации продукции в процентах от производственной мощности предприятия, или в натуральных единицах (если выпускается один вид продукции), или в денежной оценке (если график строится для нескольких видов продукции), по вертикали — себестоимость проданной продукции и прибыль.
  • Линии постоянных расходов показываются параллельно горизонтальной оси, так как нет никакой зависимости между ними и объемом продаж.
  • По мере роста количества продаж линия продаж направляется вправо вверх.
  • Линия совокупных издержек начинается на оси ординат, соответствует величине постоянных расходов, так как если нет переменных издержек, то и нет продаж.
  • Пересечение линии продаж и совокупных издержек показывает точку безубыточности19.

В процессе проведения маржинального анализа на втором этапе определяют зону безопасности (запас финансовой прочности), критический уровень постоянных затрат, критический уровень переменных затрат, и др.

Информация о работе Принципы экономического обоснования управленческих решений