Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 03:26, курсовая работа
Итак, без экономического анализа невозможна эффективная деятельность предприятия. Более того, именно экономический анализ является оптимальным и объективным способом для организации выжить в быстро меняющихся рыночных условиях. Поэтому целью данной курсовой работы является изучение экономического анализа как базы принятия управленческих решений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть принципы экономического обоснования принятия управленческих решений;
Изучить сущность экономического анализа как базы принятия управленческих решений;
Рассмотреть основные виды и методы экономического анализа в процессе принятия решения;
Изучить маржинальный анализ – как одни из самых эффективных методов экономического обоснования управленческих решений.
Зона безопасности показывает, насколько можно сократить объем продаж без риска получения убытков.
Зона безопасности — это разность между фактическим и безубыточным объемом продаж.
Зона безопасности в натуральном выражении:
Зона безопасности (запас финансовой прочности) в стоимостном выражении:
Зона безопасности в процентах:
Критический уровень постоянных затрат:
Окупаемость постоянных затрат (t):
Критический уровень переменных затрат на единицу продукции:
Критический уровень цены при заданном объеме реализации и уровне постоянных и переменных затрат:
На третьем этапе маржинального анализа рассматриваются соотношения между издержками, доходами и прибылью, без учета вышеперечисленных ограничений (допущений).
Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.
3.2 Пример применения
маржинального анализа на
Рассмотрим основы маржинального анализа на примере (табл. 2).
Таблица 2. Данные для маржинального анализа21
Показатель |
Значение показателя |
1. Производственная мощность предприятия (VРП) , шт. |
1000 |
2. Цена изделия (р), руб. |
20 |
3. Выручка (В), руб. стр. 1 × стр. 2 |
20000 |
4. Постоянные затраты (А), руб. |
4000 |
5. Переменные расходы на единицу продукции (b), руб. |
12 |
6. Переменные расходы на весь выпуск продукции (Зпер ), руб. стр. 5 × стр. 1. |
12000 |
7. Прибыль от реализации
продукции (П), руб. |
4000 |
8. Маржинальная прибыль (маржа покрытия) (МП), руб. |
8000 |
9. Доля маржинальной прибыли
в выручке (УДмп) |
0,4 |
10. Ставка маржинальной
прибыли (Смп), руб. |
8 |
11. Планируемая прибыль
от реализации продукции (П), руб. |
4400 |
С использованием исходных данных определим точку безубыточности в натуральном и стоимостном выражении и в процентах:
Далее определим зону безопасности в натуральном и стоимостном выражении и в процентах:
Определим, сколько предприятию потребуется производить и реализовывать продукции в натуральном и стоимостном выражении, чтобы получить планируемую прибыль:
Вывод. В нашем примере точка безубыточности расположена на уровне 50% возможного объема реализации продукции, т.е. это составит 500 единиц продукции или 10000 руб.
Если пакет заказов на изделия предприятия больше 50% от его производственной мощности, то будет прибыль. Если же пакет заказов будет менее 50% от фактической производственной мощности, то предприятие будет убыточным и обанкротится.
После достижения точки безубыточности каждая последующая произведенная единица продукции будет приносить предприятию прибыль: ставка маржинальной прибыли (СМП ) = 8 руб.
Если предприятие полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 1000 изделий, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 50%, т.е. в пределах 500 шт. или 10000 руб. предприятие может сократить объем продаж без риска получения убытков.
Для достижения фактически имеющейся суммы прибыли (4000 руб.) предприятию необходимо производить 1000 шт., а для достижения суммы прибыли в 4400 руб. предприятию необходимо производить 1050 шт., т.е. на 50 единиц продукции больше.
Таким образом, маржинальный анализ — анализ, основанный на использовании предельных величин (относительных приростов) для исследования экономических процессов. Согласно маржинальной доктрине хозяйственные индивиды принимают решения, исходя из стремлений достичь максимальной предельной полезности (приращение полезности на единицу затрачиваемых ресурсов). Это один из самых эффективных методов экономического обоснования управленческих решений.
Любое предприятие может быть представлено в виде системы взаимосвязанных элементов, совместно действующих для достижения общей цели, на «входе» которой находится сырье, материалы. В ходе производственного процесса все ресурсы преобразовываются и на «выходе» системы появляется готовая продукция. Для успешного функционирования системы имеется «обратная связь», которая сообщает о конечных результатах деятельности и позволяет их координировать. Работу каждого элемента системы характеризует группа технико-экономических показателей. Следовательно, чтобы правильно и своевременно координировать деятельность предприятия, повышая тем самым рентабельность и прибыльность его работы в целом, необходимо все управленческие решении принимать на основе проведенных анализов технико-экономических показателей.
От результатов принимаемого решения зависит эффективность деятельности всего предприятия. Решения основывается на анализе текущей деятельности организации с выделением областей, требующих изменений. В таком процессе определяются сущность и актуальность проблемы, требующей решения, в результате анализа формулируется проблема с перечнем причин, вызвавших эту проблему. Только после этого осуществляется постановка цели, предполагающей решение возникшей проблемы. Далее разрабатывается несколько возможных вариантов решения проблемы. В данном случае основным является принцип достижения максимального результата при наименьших затратах.
Каждое решение представляет собой своего рода компромисс, так как изменение ситуации никогда не может быть всесторонне положительным.
На данном культурно – историческом, экономическом, социальном, политическом уровне развития нашего общества эффективность предприятия определяется множеством факторов. Порой, казалось бы, незначительное обстоятельство может решить исход всего дела. Именно поэтому каждая организация должна стремиться к оптимальному сочетанию всех этих факторов. И самым рациональным для сохранения данных условий прибыльной деятельности предприятия является принятие всех управленческих решений на базе анализа динамики основных технико – экономических показателей. Только в этом случае эти решения будут отвечать всем характеристикам их качества: обоснованность, своевременность, рациональность, непротиворечивость, лаконичность изложения, экономичность и т.д.
Без экономического анализа невозможна эффективная деятельность предприятия. Более того, именно экономический анализ является оптимальным и объективным способом для организации выжить в быстро меняющихся рыночных условиях.
Метод анализа хозяйственной деятельности представляет системное, комплексное изучение, измерение и обобщение влияния факторов на результаты деятельности предприятия путем обработки специальными приемами системы показателей плана, учета, отчетности и других источников информации с целью повышения эффективности производства. Важной методологической чертой анализа является и то, что он способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать им количественную характеристику, т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности. Это делает анализ точным, а выводы обоснованными.
АХД является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих решений. При этом роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает, а функционирование предприятия без эффективного анализа хозяйственной деятельности уже не представляется возможным.
2 Эддоус М., Стэнсфилд Р. Методы принятия решения. М.: Юнити, 2007. – 526 с.
3 Ксенчук Е.В., Киянова М.К. Технология успеха. – М.: Дело, 2003. – 428 с.
5 Ременников В.Б. Разработка управленческого решения. М.: Экономика, 2006. – 360 с
.
6 Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник. – 2-е изд., переработанный и дополненный. – М.: Экономистъ, 2006. – 296с
.
7 Юкаева В.С. Управленческие решения. М.: Юнити, 2009. – 478 c
.
8 Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 272с
.
9 Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ООО «Новое знание», 2008. – 688с
.
10 Румянцева З. П., Саломатин Н. А., Акбердин Р. З. Менеджмент организации: учебное пособие. - М.: - ИНФРА - М, 2006 - 432с.
11 Егоршин А. П. Управление персоналом. - Новгород: НИМБ, 2007 - 607с
.
12 Еленева Ю.А., Зуева Т.С., Корниенко А.А. Экономика и управление предприятием: Учебник для сред. проф. учеб. зав. Под ред. Соломенцева Ю.М. – М.: Высшая школа, 2005. – 624 с
.
13 Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. – М.: ИНФРА – М. 2011. – 432с
.
14 Коротков Э. М. Исследование системы управления: учебник. - М.: Дела, 2006 - 285с
.
15 Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Олейникова Ю.А. Стратегическое планирование на предприятии: Учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. Серия «Экономика и управление». – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2009. – 400с
.
16 Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2009. - 407 с
.
17 Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения. Методологический аспект. - М.: Экономика, 2007. – 538 с
.
18 Заичкин Н.И. Экономико-математические модели и методы принятия решений в управлении производством. Уч.пос. - М.: ГУУ, 2009. - 107 с
.
19 Цыгичко В.Н. Руководителю - о принятии решений. - М.: ИНФРА - М, 2008. – 424 с
.
20 Литвак Б.Г. Управленческие решения. - М.: ЭКМОС,2008. - 248с
.
21 Головнев Ю.К.,Третьяк В.И. Эффективность управленческих решений. М.: Инфра-М, 2008. – 673 с
Информация о работе Принципы экономического обоснования управленческих решений