Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 21:20, курсовая работа
В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить место Счетной палаты в системе органов финансового контроля, а именно: формирование и принципы работы Счетной палаты, задачи и контрольные полномочия Счетной палаты, организация и планирование работы Счетной палаты, взаимодействие Счетной палаты с Президентом Российской Федерации и органами государственной власти;
2. Провести анализ деятельности Счётной палаты как высшего органа государственного контроля
3. Изложить проблемы функционирования Счетной палаты и предложения по их решению
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Место Счетной палаты в системе органов
финансового контроля……………....…………….……………………5
1.1 Формирование и принципы работы Счетной палаты…………...….5
1.2 Задачи и контрольные полномочия Счетной палаты………………6
1.3 Организация и планирование работы Счетной палаты…….………7
Глава 2. Анализ деятельности Счётной палаты как высшего органа государственного контроля…………………………………………....9
2.1 Общая характеристика Счётной палаты Российской Федерации…9
2.2 Основные направления деятельности Счётной палаты
Российской Федерации………………………………………………….15
2.3 Анализ деятельности Счётной палаты за 2008-2012 гг…………..18
2.4 Анализ деятельности Счетной палаты РД за 2011г. и предложения
по совершенствованию………………………………………………….22
Глава 3. Приоритеты и направления совершенствования
Счетной палаты ……………………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………..42
Список использованной литературы……………………………….44
Проект закона определяет порядок осуществления внешнего стратегического контроля. Счетная палата Российской Федерации призвана обеспечить проведение этого нового вида государственного контроля – стратегического аудита, планируемых мероприятий.
Опыт, полученный в ходе проведения стратегических аудитов, был использован в совместной работе с Высшей школой экономики, Академией наук Российской Федерации и другими экспертными центрами по доработке Стратегии 2020. Более семидесяти предложения и замечаний были учтены при разработке нового проекта Стратегии 2020.
Особенностью и одновременно недостатком организационного строения Счетной палаты Российской Федерации, ограничивающим ее практические возможности, является то, что она не имеет территориальных подразделений. Ревизии и проверки на местах проводятся путем командирования инспекторов палаты из Москвы в республики, края, области, округа. Командировки требуют значительных расходов, осложняются временными и кадровыми ограничениями. В какой-то степени проблема снимается организацией тесного взаимодействия Счетной палаты Российской Федерации с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В настоящее время действующим законодательством не предусмотрено право Счетной палаты Российской Федерации на обращение в суд за защитой государственных интересов, что затягивает возмещение ущерба, снижает эффективность контроля.
В последние годы Счетная палата Российской Федерации ощущает гораздо более высокую, чем прежде, заинтересованность в ее работе, как руководства страны, так и государственных органов. Усилилось взаимодействие Счетной палаты с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Положительную роль здесь сыграл Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», внесенный Президентом Российской Федерации и по существу давший старт новому этапу развития внешнего государственного и муниципального финансового контроля в стране.
Данный закон в целом успешно выполняет свою миссию по унификации и одновременному повышению эффективности системы внешнего финансового контроля. В ряде регионов органы внешнего финансового контроля получили даже больше прав, чем это имеет место на федеральном уровне, например, были наделены правом законодательной инициативы.
Вместе с тем, правовая база деятельности Счетной палаты Российской Федерации требует существенного обновления и уточнения на основе 17-летнего опыта работы, передовой зарубежной практики, а также в связи с принятием 66 сессией ООН резолюции от 15 марта 2012 года с рекомендациями государствам-членам ООН применять принципы, изложенные в Лимской и Мексиканской декларациях ИНТОСАИ, и в первую очередь принцип независимости национальных высших органов аудита.
В связи с этим, к
настоящему моменту Счетной палатой Россий
Законопроектом Счетной палате Российской Федерации придается статус постоянно действующего высшего органа внешнего государственного аудита (контроля).
В связи с этим в рамках законопроекта расширен круг задач Счетной палаты, среди которых – оценка законности и эффективности деятельности органов исполнительной власти по формированию, управлению и распоряжению государственными ресурсами, содействие реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития страны и другие.
Существует необходимость законодательного закрепления права Счетной палаты Российской Федерации на проведение кроме стратегического аудита, также аудита эффективности, проектного и контрактного аудита. Необходимо определить место Счетной палаты Российской Федерации в федеральной контрактной системе.
В рамках законопроекта изменен порядок выдвижения кандидатов на должности и освобождения от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, с решением всех процедурных вопросов в рамках деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Счетная палата Российской Федерации понимает необходимость взаимодействия с другими органами государственного финансового контроля, находится в постоянном рабочем контакте с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации. Для этой цели нарабатываются определенные механизмы, в частности Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 2 декабря 2011 г. утвержден стандарт обеспечения деятельности СОД 15. Проведение Счетной палатой Российской Федерации совместных или параллельных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий с контрольно-счетными органами Российской Федерации. В настоящее время готовится к утверждению стандарт СОД 17. Проведение Счетной палатой Российской Федерации контрольных мероприятий с участием правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации.
С целью выработки основных принципов и унифицированных требований к осуществлению государственного финансового контроля (аудита) при проведении совместных или параллельных контрольных мероприятий, Счетная палата осуществляет разработку стандартов государственного контроля для высших органов финансового контроля государств – участников СНГ в рамках рабочей группы, созданной решением Х сессии Совета руководителей высших органов финансового контроля государств – участников СНГ.
Счетная палата Российской
Федерации соответствует
Однако существуют отдельные проблемные вопросы.
Первое. Нигде законодательно так и не прописано, что Счетная палата является высшим органом финансового контроля, хотя все Счетные палаты мира являются таковыми в соответствии с Лимской декларацией. Принятие 66 сессией ООН резолюции от 15 марта 2012 года с рекомендациями государствам-членам ООН применять принципы, изложенные в Лимской и Мексиканской декларациях ИНТОСАИ способствует этому положению. С учетом закрепленного в Конституции принципа главенства международного права это дает мощный импульс для активизации работы по приведению национального законодательства о госфинконтроле в соответствии с международными стандартами. Например, в нашем законодательстве пока еще не реализованы такие основополагающие принципы Лимской и Мексиканской деклараций как наделение независимого органа государственного финансового контроля статусом высшего органа и обеспечение его полной независимости от органов исполнительной власти при решении вопроса о его финансировании.
Второе. Это, конечно, параллелизм и дублирование, которые сегодня существуют на поле контроля за расходованием бюджетных средств. Придание Счетной палате Российской Федерации статуса высшего органа финансового контроля и статуса органа, осуществляющего государственный аудит, разработка и внедрение в практике его методологии может исключить эту проблему.
Принятие Федерального закона «О финансовом контроле в Российской Федерации» обеспечит решение этой проблемы. Необходимость в специальном законе о финансовом контроле могла бы стать неактуальной, если бы в Бюджетный кодекс была внесена глава о финансовом контроле, законодательно регулирующая всю систему государственного аудита.
Минфин России провел значительную работу по разграничению в Бюджетном кодексе полномочий органов внешнего и внутреннего контроля, а также определению форм, методов и объектов контроля. Однако после проведенного анализа Счетная палата Российской Федерации сформулировала ряд дополнительных предложений, которые, как мы надеемся, будут учтены при подготовке внесения данного законопроекта в Государственную Думу.
2.2 Основные
направления деятельности
Российской Федерации
Счетная палата Российской Федерации является единственным конституционным контрольным органом, внешним по отношению к исполнительной власти, который от имени общества осуществляет контроль за деятельностью власти в сфере распоряжения государственными финансами и имуществом, относящимся к ведению Российской Федерации.
Итоги отчетного
года показывают, что сегодня
Счетная палата обладает
Счетная палата
стала органом, способным
Счетная палата по праву
вошла в число важнейших
В отчетном году контрольно-ревизионная и экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты была сконцентрирована на проблемах минимизации последствий финансового кризиса, оздоровления банковского сектора и поддержки отдельных секторов экономики, реализации приоритетных национальных проектов, реформирования пенсионной системы, обеспечения устойчивого роста экономики, комплексного анализа межбюджетных отношений, формирования потенциала развития и повышения международного авторитета Российской Федерации.
В рамках реализации Национального плана противодействия коррупции деятельность Счетной палаты стала важным государственным инструментом, нацеленным на минимизацию коррупционных рисков.
Модернизация практически всех сфер деятельности государства, значительное расширение его участия в реализации крупнейших инвестиционных и инновационных проектов требуют дальнейшего совершенствования правового регулирования деятельности как Счетной палаты, так и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а от них самих – совершенствования форм и методов контроля, повышения качества контрольной и экспертно-аналитической деятельности. Вот почему Счетная палата наряду с уже апробированными формами контроля сосредоточивает свои усилия на аудите эффективности, а также активно внедряет новый вид государственного контроля – стратегический аудит, целью которого является оценка эффективности осуществляемой экономической политики на важнейших направлениях.
Системное применение стратегического аудита, аудита эффективности, финансового аудита позволяет повысить качество управления общественными ресурсами.
Считаю необходимым в 2013 году продолжить работу по дальнейшему укреплению и развитию единой системы государственного финансового контроля, концентрации контрольной деятельности на реализации приоритетных стратегий и программ, направленных на модернизацию важнейших сфер экономики.
Необходимо добиться
повышения эффективности
Несомненно, эффективность
деятельности Счетной палаты
и в дальнейшем будет в
Как орган государственного
внешнего финансового контроля
Счетная палата, по сути, выполняет
функцию обратной связи между
палатами Федерального
В этой связи особое значение будет иметь реализация принятого по инициативе Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Полагаю также, что назрела необходимость в новой редакции Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации».
2.3 Анализ деятельности Счётной палаты за 2008-2012 гг.
В последние годы органами государственной власти Российской Федерации активно обсуждаются проблемы экономической безопасности, требования экономической безопасности учитываются при разработке различных стратегических и концептуальных документов в области экономической и социальной политики страны. Этот факт подтверждается, прежде всего, принятием в 2009 г. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.
Несмотря на мировой финансовый кризис 2008 г. в России активно реализуются различные инвестиционные проекты и социальные программы, которые финансируются за счет бюджетных средств всех уровней бюджетной системы. Значительные объемы бюджетных средств были выделены в том числе и в рамках антикризисных мер по поддержке и развитию реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса. Наряду с ростом финансирования увеличивается количество нарушений требований бюджетного и налогового законодательства: использование средств бюджета не по целевому назначению, неэффективно и нерационально, сокрытие доходов, несвоевременных перечислений налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет и т.п. В результате низкая эффективность государственного финансового контроля не только снижает результативность принимемых мер, но и становится источником новых угроз экономической безопасности страны.
Информация о работе Приоритеты и направления совершенствования Счетной палаты