Причины государственного регулирования рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 17:53, курсовая работа

Краткое описание

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить. В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...5
1 Государственное регулирование в современной России……………………..7
1.1 Государственное регулирование……………………………………………..7
1.2 Объекты и цели государственного регулирования экономики…………….9
1.3 Экономические функции государства……………………………………...11
2 Государственное регулирование экономики………………………………...15
2.1 Формы и методы государственного регулирования экономики………….15
2.2 Методы государственного регулирования экономики……………………16
2.3 Необходимость рыночных и государственных механизмов регулирования экономики………………………………………………………………………...17
3 Причины государственного регулирования рыночной экономики………...19
3.1 Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………...19
3.2 Экономические системы и государство……………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 58.08 Кб (Скачать файл)

- разработка мотивационного механизма системы поощрения и санкций

5) Поддержка конкурентной  среды

- создание экономических правовых условий правил системы конкурентных отношений защита конкурентной среды

- борьба против недобросовестной конкуренции

- борьба с монополизмом

- разработка стратегических и тактических мер развития предпринимательской активности (финансовых, налоговых, таможенных и др.)

- поддержка мелкого и среднего предпринимательства

6) Управление государственным  сектором в экономике

- управление государственными предприятиями

- управление государственной  собственностью (разведанными полезными  ископаемыми государственными ценными бумагами пакетными акциями государственными кредитными средствами).

1.3 Экономические функции государства

 

Множественность целей государственного регулирования экономики определяет характер экономических функций государства.

Традиционно выделяют три основные функции:

* стабилизационная, которая состоит в поддержании стабильности цен, высокого уровня занятости, а также в стимулировании экономического роста;

* распределительная, связанная с участием государства в распределении и перераспределении доходов в обществе в целях социальной справедливости;

* аллокационная, связанная с участием государства в более эффективном размещении и использовании экономических ресурсов с целью изменить структуру национального производства и его продукта.

В современных условиях развития к экономическим функциям государства следует также отнести:

1) формирование конкурентной среды и обеспечение правовой базы ее функционирования. Это предполагает защиту мелкого и среднего бизнеса, антимонопольное законодательство и др.;

2) внешнеэкономическую деятельность и поддержание равновесия платежного баланса.

Все эти функции оказывают влияние на процесс общественного воспроизводства. Наиболее значимая функция из всех перечисленных -- стабилизационная.

 

Стабилизационная функция.

 

Государство проводит антициклическую политику, чтобы стабилизировать экономику и обеспечить экономический рост.

Для обеспечения устойчивых темпов экономического роста, государство может воздействовать, как на факторы предложения (увеличивая капитальные вложения в государственный сектор, стимулируя частные инвестиции, финансируя научно-технические исследования и их внедрение), так и на факторы спроса (стимулируя потребление за счет перераспределения доходов, государственных закупок продукции и др.), а также на факторы распределения экономических ресурсов, обеспечивая их полное вовлечение в производство и эффективную утилизацию. Рост реального национального дохода США, за последние 50 лет, обеспечивался за счет увеличения трудозатрат на 32 %, роста производительности труда -- на 68 %, в том числе технический прогресс обеспечил 28 % роста, увеличение затрат капитала -- 19%, образование и профподготовка -- 14%, экономия, обусловленная масштабами производства, -- 9%, улучшение распределения ресурсов -- 8%.

В целях стабилизации экономики государство может также сдерживать экономический рост путем увеличения затрат на окружающую среду, охрану труда и здоровья, сокращения расходов на инвестирование экономики, стимулирования сокращения расходов частного сектора с помощью повышения налогов, уменьшения субсидий, ужесточения условий кредита.

Высокий уровень занятости государство стремиться обеспечить, реализуя государственные программы подготовки и переподготовки трудовых ресурсов. В условиях научно-технической революции и перехода к информативной экономике возросли требования к рабочей силе, так как повысилось интеллектуальное содержание труда, значение информатики и управления производством.

В государственном регулировании сферы занятости начали преобладать мероприятия не конъюнктурного, а долговременного характера, направленные на развитие трудовых ресурсов и повышение эффективности их использования. Разрабатывались программы по стимулированию занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе, программы содействия найму рабочих, поддержки малого и среднего бизнеса. Кроме этих программ, государство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия безработным.

Обеспечение стабильности цен путем их государственного регулирования направлено на формирование нужных пропорций между ценами и денежными доходами населения, которые должны не допускать общего снижения жизненного уровня. Динамика цен в XXI в. в условиях свободной конкуренции характеризовалась неравномерностью изменения: резким подъемом цен в годы войны и долгосрочной устойчивой тенденцией к снижению их с окончанием войны. В результате общий уровень цен в таких ведущих странах, как США, Англия в конце XXI в. примерно равнялся, или был даже ниже уровня начала века. XXI в. характеризуется почти постоянным ростом цен, поэтому уровень розничных цен в США в настоящее время более чем в 20 раз выше, чем в начале века.

В условиях рыночной экономики цены считаются стабильными, если их рост не превышает 3-5 % в год. Преодоление инфляции и обеспечение стабильности цен осуществляется путем государственного вмешательства в процесс ценообразования и государственного регулирования цен.

Государственное воздействие на цены носит прямой и косвенный характер. Прямое воздействие проявляется в установлении фиксированных цен на отдельные товары, определении верхнего и нижнего пределов колебания цен, определении размера налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, установлении цен на продукцию государственных предприятий, определении допустимых размеров повышения роста цен в условиях инфляции. Косвенное воздействие на цены оказывают таможенные ограничения во внешней торговле, государственное вмешательство в процесс ценообразования. Воздействие на издержки производства осуществляется через ускоренную амортизацию, регулирование цен на продукцию предприятий, относящихся к «естественной монополии».

          

 Распределительная функция

 

Распределительная функция государства связана с тем, что рыночные отношения неизбежно порождают дифференциацию доходов членов общества. Так, в США личный доход 20% наиболее обеспеченных семей в 9 раз превышает доход 20 % наименее обеспеченных семей, а 5 % наиболее обеспеченных семей получают дохода больше, чем 40 % всех семей, относящихся по размеру доходов к нижним группам. Степень неравенства в доходах неодинакова в разных странах. Например, в Швеции эта степень неравенства меньше, чем в Великобритании, где она в свою очередь меньше, чем в США.

В 2010 г. в России среднедушевые денежные доходы 10% наиболее обеспеченных слоев населения по данным (значительно заниженным) официальной статистики в 13,2 раза превышали доходы 10% наименее обеспеченных. Мировой опыт свидетельствует, что десятикратная разница в доходах самых богатых и самых бедных слоев населения является критической и чревата социально-политическими потрясениями.

Государство организует перераспределение доходов. Достигается это путем дифференциации налогов, реализации социальных программ государства. Государство определяет минимум заработной платы, выдает пособия по безработице, выделяет из бюджета средства на содержание многодетных семей, предоставляет бедным продовольственные талоны, частично оплачивает услуги образования и здравоохранения, что ослабляет степень социального неравенства членов общества. Важную часть социальной политики составляют государственные расходы на пенсионное обеспечение, на помощь малоимущим группам населения, на медицинское обслуживание. Доля государства в формировании индивидуальных доходов населения колеблется от 10 % в США до 24 % во Франции.

 

Аллокационная функция

 

Аллокационная функция государства связана с необходимостью корректировать распределение экономических ресурсов в тех случаях, когда рыночная система производит недостаточное или излишнее количество определенных товаров и услуг, а также не в состоянии выделить ресурсы на производство товаров, выпуск которых экономически оправдан. Для совершенствования производства, диктуемого НТР, государство стимулирует необходимый перелив ресурсов из одних отраслей в другие, а также использует для этого государственные инвестиции. Обычно применяются два типа корректировочных мер: законодательные меры и особые налоги. Государство также может субсидировать производителей для увеличения производства нужного товара.

 

 

 

 

2 Государственное регулирование экономики

2.1 Формы и методы государственного регулирования экономики

 

Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Государство использует методы прямого (адмиʜᴎϲтративного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование указанных методов предполагает применение характерных для них приёмов и средств.

Особенностью адмиʜᴎϲтративных средств регулирования экономики является, то что они:

- не связаны с созданием  дополнительных материальных стимулов  для их реализации;

- базируются на силе  и авторитете государственной  власти;

- включают меры запрещения, разрешения и принуждения:

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг, либо его технологий.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

- предусматривают организацию  управления предприятиями государственного  сектора экономики, государственной  собственностью.

Экономические средства воздействия на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов:

- государственного экономического  прогнозирования;

- государственного экономического  программирования;

- бюджетно - налоговой системы;

- денежно - кредитной политики;

- валютной политики;

- таможенной политики.

Рассмотрим основные инструменты и их роль в регулировании экономики государством. В целом инструментарий государственного регулирования экономики представлен в таблице 2 . (см. приложение).

2.2 Методы государственного регулирования экономики

 

Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных (прямых) и экономических (косвенных) методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов. Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно установленные цены на товары и услуги лишают предприятие альтернативного использования ресурсов. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодными, чем прежде. Разграничение между административными и экономическими методами регулирования до некоторой степени условно. Для того чтобы задействовать любой косвенный регулятор, необходимо предварительное административное решение соответствующих государственных органов, например решение об изменении налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот при продаже Центральным банком государств ценных облигаций, в этом смысле любые экономические регуляторы несут на себе печать администрирования. В то же время любой административный регулятор, прямо принуждая хозяйствующие субъекты выполнять те или иные действия, одновременно оказывает вторичное косвенное воздействие на целый ряд сопряженных экономических процессов. Административные методы регулирования диаметрально противоположны природе рынка, они блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. Если предприятию, например, директивно определены объем производимой продукции и размеры поставок сырья, оно не может отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры путем увеличения или сокращения выпуска продукции. Чем выше сфера действия административных методов регулирования, тем уже сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений. Экономические методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг.

 

2.3 Необходимость сочетания рыночных и государственных механизмов регулирования экономики

 

В современной рыночной экономике существует немало социально- экономических проблем, неподвластных рынку и требующих государственного вмешательства.

Строго говоря, понятия "рыночная экономика" или "рыночная система" абстрактны, они представляют упрощенную картину действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни сейчас, ни когда-либо прежде, нет, и не было ни одной страны, экономика которой функционировала бы только при помощи рыночного механизма. Наряду с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас еще в большей степени механизм государственного регулирования экономики.

Современная отечественная мысль не без помощи и участия зарубежных авторитетов, по существу, подменила понятие экономической системы понятием "рыночная система", или просто "рынок". И хотя заявлений, отождествляющих эти понятия, нет, но большинство в своих научных построениях и рекомендациях исходят из такого отождествления.

Рынок - это не экономическая система в целом, а лишь один из механизмов координации поведения экономических субъектов. Этот механизм никогда, даже во времена А. Смита, не был единственным. Во все времена он использовался вместе с механизмом государственного регулирования. Менялась и меняется только пропорция их использования. При этом оба механизма опираются на традиции, обычаи данного общества. И если уж использовать принятую сейчас терминологию, то никаких иных экономических систем, кроме смешанных, не существует.

Одним из главных аргументов работодателя в случае, если не удается договориться с рабочими о величине заработной платы, является его заявление о возможности закрытия и перемещения предприятия в другую страну, с более дешевой и более сговорчивой рабочей силой. Противостоять такого рода аргументам в условиях недостаточной развитости международной солидарности трудящихся, на фоне общего кризиса профсоюзного движения, различий в уровне экономического развития разных стран и уровне жизни рабочих очень сложно. Поэтому под давлением страха потерять работу рабочие часто соглашаются на более низкую заработную плату и худшие условия труда.

Государство, в свою очередь, не всегда готово и не всегда заинтересовано в том, чтобы противостоять этой тенденции. Оно в лучшем случае может заявить о нейтральной позиции и не противодействовать свободному перемещению капитала, а в худшем - соглашается на сокращение государственных инвестиций и социальных расходов под предлогом их неэффективности или увеличения дефицита государственного бюджета. В этом смысле изменение экономических функций государства представляется величиной, зависящей от большого числа переменных, включающих не только изменения в системе материального производства.

Информация о работе Причины государственного регулирования рыночной экономики