Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 17:53, курсовая работа
Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить. В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству.
Введение…………………………………………………………………………...5
1 Государственное регулирование в современной России……………………..7
1.1 Государственное регулирование……………………………………………..7
1.2 Объекты и цели государственного регулирования экономики…………….9
1.3 Экономические функции государства……………………………………...11
2 Государственное регулирование экономики………………………………...15
2.1 Формы и методы государственного регулирования экономики………….15
2.2 Методы государственного регулирования экономики……………………16
2.3 Необходимость рыночных и государственных механизмов регулирования экономики………………………………………………………………………...17
3 Причины государственного регулирования рыночной экономики………...19
3.1 Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики………………………………………………………………………...19
3.2 Экономические системы и государство……………………………………20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………26
Таким образом, эволюцию экономических функций государства недостаточно рассматривать только с позиции тех изменений, которые происходят в материальном производстве по мере развития общества. Не менее значимым как в теоретическом, так и в практическом плане является анализ эволюции экономических функций государства с позиции его роли в качестве института политической власти и того влияния, какое этот институт оказывает на экономическое развитие, т. е. с позиции диалектики экономики и политики.
3 Причины государственного регулирования рыночной экономики
3.1 Необходимость государственного регулирования в условиях рыночной экономики
Необходимость включения государства в регулирование экономики вызвана многими объективными причинами, связанными с несовершенством, рынка, противоречиями, возникающими на нем. Рынок по своей природе не может достичь такого уровня саморегулирования, который обесᴨечивал бы полную занятость населения, развитие здравоохранения, всеобщего образования, строительство муниципального жилья, защиту окружающей среды и многое другое. В связи с этим участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо.
К причинам, вызывающим необходимость вмешательства государства в рыночную экономику, относятся:
1. Необходимость комᴨенсации, ликвидации или недопущения отрицательных внешних эффектов рынка;
2. Каждая страна имеет
свои высшие национально-
3. Необходимость
4. Обесᴨечить экономику необходимым количеством денег может только государство;
5. Вмешательство государства
считается необходимым, так как
стихийные начала рынка
6. Развитие монополий
подрывает конкурентное начало
рыночной экономики, отрицательно
сказывается на решении
7. Поддержание убыточных или производств с длительным сроком окупаемости капитала, высокой стеᴨенью риска, высокой стеᴨенью стандартизации, без котоҏыҳ общество не может обойтись, а их результаты нельзя оценивать с позиции немедленного экономического эффекта: фундаментальная наука, обороноспособность страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.). Факторы, обуславливающие необходимость государственного регулирования экономики рассмотрены в таблице 1 (см. приложение).
Итак, участие государства в решении проблем, порождаемых рынком, совершенно необходимо. При этом государство не должно подменять рынок и может действовать только в определенной системе координат. Эффективность рыночной экономики как системы, является границей государственного регулирования.
3.2 Экономические системы и государство
В хозяйственной жизни, как и во всех остальных сферах человеческой деятельности, необходимо соблюдение определенных общепризнанных правил, чтобы масса разнообразных поступков хозяйствующих субъектов не привела к экономическому хаосу, а превратилась в логичную совокупность экономических процессов, обеспечивающих развитие экономики и повышение благосостояния населения. Эти правила возникают и изменяются в процессе исторического развития, устанавливаются общепринятой практикой или в административном порядке в соответствии с генеральной идеей экономической системы.
Одним из главных условий функционирования социально-экономического строя является понимание, общественное признание этих правил и их обязательное соблюдение. Наиболее устойчив экономический строй, хозяйственный механизм которого самовоспроизводится и при помощи экономического стимулирования и наказания заставляет всех соблюдать его правила.
Необходимость обеспечения рамочных условий
Реальный экономический строй существует всегда на определенной территории в государственных границах, при наличии центральных и местных властей, призванных обеспечивать территориальную целостность страны, поддерживать внутренний порядок, формулировать правила, определяющие характер и механизм существования и развития строя, способствовать соблюдению этих правил. Функции государства по созданию и поддержанию рамочных условий нормальной жизни населения и функционированию экономики иногда называют полицейскими или функциями ночного сторожа.
Социально-экономические системы в значительной степени отличаются друг от друга. Однако есть два структурных признака, которые в основном их определяют: способ координации хозяйственных интересов и действий и основные формы собственности.
Координация хозяйственной деятельности
В любом народном хозяйстве, основанном на разделении труда, необходимо согласование многообразных решений и действий хозяйственных субъектов. Надо, чтобы согласовывались между собой планы производителей, чтобы они координировались с интересами потребителей, собственников капитала, наемных рабочих и служащих.
Координация - это механизм принудительного воздействия социально-экономической системы на образ действий хозяйственных субъектов в соответствии с приоритетными целями этой системы. При социализме это принудительное воздействие осуществляет государственный и партийный аппарат преимущественно административными средствами.
В рыночном хозяйстве воздействие на решения и поступки осуществляется через информацию и мотивацию (экономическую заинтересованность либо угрозу потерь). Это воздействие также носит принудительный характер, но оно осуществляется в основном не административными, а экономическими средствами.
Обеспечение информацией
Информация представляет собой необходимую основу рационального хозяйственного поведения. Производители должны иметь представление, сколько и каких товаров и услуг можно предложить на рынке. Им необходимы данные об интересах и пожеланиях потребителей, о наличии средств производства (сырья, капитала, рабочей силы и т.д.), научных достижениях в области техники, технологии и управления, внешних рынках.
Потребителям нужна информация о качестве и свойствах товаров, где и по каким ценам, на каких условиях можно приобрести нужные товары и услуги.
Государственным органам власти нужно иметь сведения о состоянии и перспективах народного хозяйства, ожидаемых доходах и необходимых расходах бюджета, численности безработных, положении в отдельных районах и отраслях, состоянии и перспективах внешнеэкономических связей страны. Без информации предприниматели, частные хозяйственные единицы (семьи) и органы государственного управления беспомощны.
Чрезвычайно важным источником информации в централизованно управляемой экономике (плановом хозяйстве) являются государственные планы - среднесрочные и годовые для всего народного хозяйства, подразделенные на отдельные планы по времени (вплоть до месяца) и по объектам (вплоть до предприятий).
В рыночном хозяйстве предприятия вынуждены сами добывать необходимую для принятия решений информацию и нести соответствующие расходы. Важными информационными показателями для предприятий являются данные о состоянии рынка в текущий момент и в перспективе, ожидаемый объем продаж, оборота, прибыли, уровень цен, заработной платы, процентной ставки, налогов и т.п. Для семей принципиально важными являются перспективы занятости, уровень заработной платы и социальных пособий, цен, налогов, инфляции.
Итак, задача любого хозяйственного строя - максимально обеспечить систему достоверной, оперативно функционирующей и общедоступной информацией. Огромную роль в решении этой задачи играет государство.
Во-первых, государственные органы выступают как организаторы и распространители информации. Они создают единую статистическую систему в стране, финансируют работу научных центров, разрабатывающих прогнозы, издают информационные материалы, в частности статистические ежемесячные бюллетени и ежегодники.
Во-вторых, государственные инстанции определяют ряд важнейших информационных показателей - уровень налогов и таможенных пошлин, во многих странах тарифы на электроэнергию, коммунальные услуги, железнодорожные перевозки, учетную ставку и т.д. Сведения об этих показателях, их изменениях своевременно доводятся до общественности. Если бы государство не выполняло функции по сбору и распространению информации, принятие хозяйственных решений на всех уровнях ответственности было бы затруднено. Однако государство при рыночной экономике ни в коем случае не располагает монополией на информацию.
Мотивация
Для функционирования народного хозяйства в целом и отдельных его частей (вплоть до предприятий) информации самой по себе недостаточно. Необходимы санкции, которые поощряли бы «правильный» с точки зрения механизма воспроизводства существующего социально-экономического строя образ действий и наказывали бы (штрафами) за «неправильный».
В рыночной экономике главенствующее место занимают материальные (финансовые) поощрения и наказания (повышение или понижение дохода, прибыль или убыток вплоть до разорения). Однако применяются и другие средства мотивационного воздействия - административные меры, судебное преследование, политическое давление, общественное мнение, позиция церкви. Все эти меры в совокупности образуют систему мотивации для обеспечения функционирования хозяйственного строя, как правила игры.
Средства информации постоянно должны сообщать хозяйственным субъектам об изменениях в системе мотивации. Мотивация, как мы выяснили, может быть положительной (поощрения) и отрицательной (наказания, штрафы). На практике термин «мотивация» употребляется чаще всего в смысле поощрения, а термин «санкции» - как наказание.
И в материальной, и в нематериальной мотивации роль государства существенна. Каждый общественно-экономический строй имеет свои системы информации и мотивации, потому что без них невозможно воспроизводство и само существование строя.
Государство в координации хозяйственной деятельности
Координация хозяйственной деятельности - первый определяющий признак социально-экономического строя государства. Системы информации и мотивации наряду с системой собственности составляют основу общей системы управления народным хозяйством. Государство организационно и юридически обеспечивает информацию и оказывает влияние на материальную и нематериальную мотивацию, тем самым участвуя наряду со всеми остальными хозяйственными и общественно-политическими субъектами в управлении экономикой страны.
Идеи в принципе неуправляемого народного хозяйства, неограниченной хозяйственной анархии в масштабах страны никогда в истории человечества, даже в периоды политических потрясений, не несли с собой ничего, кроме разрушения производительных сил, деградации экономики и общественного порядка.
Общественно-экономические системы отличаются не тем, управляют в них народным хозяйством или нет, а тем, каким образом управляют. Координация отдельных планов хозяйственных субъектов может осуществляться централизованным образом, когда органы государственной власти разрабатывают детальный обязательный генеральный план. В рыночном хозяйстве принятие решений, планирование осуществляются хозяйственными субъектами, т.е. децентрализовано, а согласование и координация происходят через рыночный механизм. При этом государство играет важную роль в обеспечении участников рынка информацией и в мотивации их деятельности.
Типы координации хозяйственной деятельности субъектов экономики - один из двух основополагающих признаков социально- экономического строя. В соответствии с типом координации строй может представлять собой централизованно управляемую экономику или рыночное хозяйство.
Централизованно управляемую экономику часто называют плановым хозяйством. Однако в рыночной экономике серьезная хозяйственная деятельность также предполагает планирование. Планы являются неотъемлемым элементом любого типа организации народного хозяйства. Разница не в том, хорошие эти планы или нет, выполняются ли они, а в том, на какой мотивации они основаны и как координируются.
Заключение
Государственное вмешательство
в экономику является объективно необходимым
для любого правительства независимо
от того, рыночная это экономика или командно-распределительная.
Минимально необходимые границы регулирования реального
рынка определяются организацией денежного
обращения, производством общественных
товаров и устранения внешних эффектов.
Максимально допустимые границы вмешательства
государства в экономику определяются
ᴨерераспределением доходов, обесᴨечением
некоторого уровня занятости, противодействием
монополизму и инфляции, развитием фундаментальных
исследований, проведением региональной
политики, реализацией национальных интересов
в мировой экономике.
Информация о работе Причины государственного регулирования рыночной экономики