Причины инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 02:11, контрольная работа

Краткое описание

Проблема инфляции является одной из самых актуальных и сложных проблем в современной экономике многих стран. Она мешает социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества.

Содержание

1. Введение............................................................................................................2
2. Понятие «инфляция».....................................................................................3
3. Основные виды инфляции...........................................................................4
4. Методы измерения............................................................................................6
5. Причины инфляции..........................................................................................7
6. Методы борьбы..............................................................................................10
7. Заключение.....................................................................................................14
8. Список литературы.........................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

КР Инфляция.docx

— 47.64 Кб (Скачать файл)

 

 

 

План контрольной работы.

 

  1. Введение............................................................................................................2
  2. Понятие «инфляция».....................................................................................3
  3. Основные виды инфляции...........................................................................4
  4. Методы измерения............................................................................................6
  5. Причины инфляции..........................................................................................7
  6. Методы борьбы..............................................................................................10
  7. Заключение.....................................................................................................14
  8. Список литературы.........................................................................................15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение.

Проблема  инфляции является одной из самых  актуальных и сложных проблем  в современной экономике многих стран.  Она мешает социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества.

О сущности инфляции написано очень много  литературы. Её определяют как общий  рост цен, либо их неравномерное движение, связывают с обесценением денежной единицы (снижением покупательской способности денег), переполнением  каналов денежного обращения  или неравновесием платежеспособного  спроса и предложения. Все эти  определения являются теоретическими обобщениями, в той или иной степени  приближающимися к истине, но они  не раскрывают того системного характера, который скрывается за понятием «инфляция».

Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы  экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди. Во время инфляции происходит:

1.Обесценивание  денег по отношению к золоту;

2.Обесценивание  денег по отношению к товару;

3.Обесценивание  денег по отношению к иностранной  валюте 
При всём обилии информации на эту тему, широкие слои населения знают о ней слишком поверхностно (отсюда появление инфляционного ожидания). Я выбрала для рассмотрения данную тему, чтобы уяснить что это за феномен, действительно ли он так опасен для экономики, как говорят, и как можно с ним бороться.

 

2. Понятие инфляция.

Термин  инфляция (от латинского inflation –вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865гг. В ХIХ веке этот термин употреблялся также в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в ХХ веке сразу после Первой мировой войны. С ХХ века инфляция становится постоянным явлением в экономике большинства государств.

Инфляция  является феноменом нарушения денежного  обращения и связана с различными денежными факторами: эмиссией знаков стоимости, объемом денежной массы, скоростью оборота денег, суммой взаимных погашающих платежей.

Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности.

Инфляция - повышение общего уровня цен на товары и услуги. Но инфляцию следует отличать от скачка цен, так как это длительный, устойчивый процесс. Наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами.

«Инфляция – это не только нарушение денежного  обращения, а болезнь всего механизма  воспроизводства, результат макроэкономических нарушений. При этом рост цен выступает  как следствие, внешний признак  инфляции, по которому ее и определяют»1

Суммируя  все эти, несколько похожие определения, можно сказать, что инфляция - это денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванном избытком денежной массы в обращении. Иными словами, эта проблема возникает в ситуации, когда кассовая наличность предпринимателей и потребителей (предложение денег) превышает реальную потребность (спрос на деньги).

  1. Основные виды инфляции.

Остановимся на рассмотрении наиболее часто возникающих и действующих в экономике уровнях инфляции (рис.1). Экономисты различают 2 типа инфляций: спроса и предложения.

рис.1

  • Инфляция спроса – имеет место в том случае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реального объема товаров и услуг. Повышенный избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный постоянный объем продукции и вызывает инфляцию спроса.
  • Инфляция предложения (издержек) -рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Издержки на единицу продукции - это средние издержки при данном объеме производства. Такие издержки можно получить, разделив общие затраты на ресурсы на количество произведенной продукции, то есть:

    Повышение издержек на единицу продукции в экономике сокращает   прибыли и объем продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения, в свою очередь, повышает уровень цен. Следовательно, по этой схеме издержки, а не спрос взвинчивает цены, как это происходит при инфляции спроса.

  • Ожидаемая инфляция – уровень инфляции, соответствующий ожидаемой инфляции к расчетному периоду.
  • Неожидаемая (непредвиденная) инфляция – уровень инфляции, неожиданный для большинства предпринимателей и приводящий к более негативным последствиям, чем ожидаемая инфляция.
  • Сбалансированная инфляция — цены различных товаров остаются неизменными относительно друг друга. Такая инфляция не влияет на перераспределительные процессы и выражается только в повышении общего индекса цен. В реальности сбалансированная инфляция практически не встречается, потому что разные рынки обладают разной скоростью и степенью приспособляемости к новой рыночной ситуации.
  • Несбалансированная инфляция — цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях. Это большая беда для экономики.
  • Подавленная инфляция присуща экономике с административным контролем над ценами и доходами. Она поэтому и называется «подавленной», что жесткий контроль над ценами и доходами не позволяет открыто проявиться инфляции в единственно доступной ей форме — в росте денежных цен. Скрытая инфляция проявляется в усилении товарного дефицита.
  • Открытая инфляция - продолжительный рост цен на товары и услуги. Она характеризуется невмешательством государства в процессе формирования цен и заработной платы.
  • Ползучая инфляция (рост цен от 2% до 20% в год) -  можно считать позитивным явлением, которое способно при определённых условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Но существует опасность ее перехода в инфляцию галопирующую.
  • Галопирующая инфляция (от 20 до 200 % в год)  - этот вид инфляции, в отличие от ползучей, трудноуправляемый. Деньги быстро утрачивают свою ценность, и население ускоренно их материализует. Галопирующая инфляция требует срочных антиинфляционных мер.
  • Гиперинфляция - цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия.
  1. Методы измерения.

Одно  из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию  подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются  более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Один из наиболее наглядных показателей наличия  или отсутствия инфляции, ее глубины  является показатель индекса цен.

Показатель индекса потребительских цен - измеряет стоимость «корзины» потребительских товаров и услуг, в том числе на отдельные виды товаров в различных городах. Он измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в ценах текущего периода к его стоимости в ценах предыдущего (базисного) периода.

Индекс  цен производителей – показатель среднего уровня изменения цен на сырьё, материалы, товары промежуточного потребления относительно базисного периода. Индекс с фиксированным набором весов, отслеживающий изменения в ценах, по которым продают свои товары национальные производители на оптовом уровне реализации.

Индекс  расходов на проживание – учитывает  баланс повышения доходов и роста расходов. Индекс расходов на проживание используется, чтобы сравнить стоимость поддержания определенного стандарта проживания в определенных географических областях.

Индекс  розничных цен набора из 25 важнейших видов продуктов питания.

Индекс стоимости жизни - показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения).

Дефлятор  ВВП – ценовой индекс, созданный для измерения общего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определенный период в экономике.

Индекс  Пааше — один из индексов цен, исчисляемых для характеристики изменения цен товаров. Определяется путём взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления текущего периода и отражает изменение стоимости потребительской корзины текущего периода. Он рассчитывается как отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода.

  1. Причины инфляции.

Инфляция  свойственна любым моделям экономического развития, где не балансируются государственные  доходы и расходы, ограничены возможности  центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной  политики. «Иногда инфляционные процессы возникают или специально стимулируются  государством, когда использованы все  прочие формы перераспределения  общественного продукта и национального дохода»2.

Глубинные причины инфляции находятся как  в сфере обращения, так и в  сфере производства и очень часто  обусловливаются экономическими и  политическими отношениями в  стране.

К факторам денежного обращения относятся:

1.Сверхэмиссия  денег. Увеличение платежеспособности может возникнуть из-за дополнительной эмиссии денег, осуществляемой государством. Причины сверхэмиссии связаны с дефицитом бюджета правительства и способами его погашения.

2.Стимулирующая кредитно-денежная политика Центрального банка в случае продажи облигаций на открытом рынке. Процентная ставка снизится за счет расширения денежной массы, а инвестиционные проекты реализуются через определенный промежуток времени, за период которого и может возникнуть инфляционный процесс.

3. Обесценение отечественной валюты  страны по отношению к устойчивой  иностранной валюте.

4. Финансово-кредитный механизм. Повысив  ставку процента, государство в  лице Центрального банка провоцирует  удорожание кредита. Предприятия  не откажутся от кредита, но  для выплаты возросшего процента  они поднимут цены на производимые  товары и услуги. Таким же образом  срабатывает высокий уровень  налоговых ставок.

К не денежным факторам инфляции относятся:

1. «Низкий уровень безработицы.  Если уровень безработицы высок,  то на увеличение совокупного  спроса экономика отвечает увеличением  объема производства, привлекая  бездействующие трудовые и материальные  ресурсы по существующим ценам.  По мере дальнейшего увеличения  спроса экономика приближается  к уровню полной занятости,  а затем и преодолевает его.  Некоторые отрасли полностью  используют свои производственные  мощности и не могут отвечать на дальнейшее повышение спроса на свои товары увеличением производства. Поэтому цены на них растут»3.

2. Повышение зарплаты. Профсоюзы добиваются  у предпринимателей повышения  зарплаты. Следствием чего является  повышение издержек предпринимателей  на услуги труда, дороговизна  производства делает невыгодным  его расширение. Совокупное предложение  начинает сокращаться, несмотря  на то, что совокупный спрос  остается на прежнем уровне, а  порой и растет.

3.Импортируемая инфляция. Если в экономике страны широко используются в производстве импортируемые ресурсы, то их резкое подорожание приведет к росту издержек внутри страны и к сокращению совокупного производства при одновременном росте цен.

4. Монополизм фирм. Все виды монополий  и олигополий удерживают цены  за счет недопроизводства продукции  по сравнению с конкурентным  объемом выпуска. Происходит завышенная  оценка ресурсов по отношению  к их предельной производительности, а также завышение цен на  продукцию. Искаженные цены дают  сигналы развития тенденции к  завышенному ценообразованию по  сравнению с тем, какими должны  быть цены при данном уровне  технологического развития.

Информация о работе Причины инфляции