Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 02:11, контрольная работа
Проблема инфляции является одной из самых актуальных и сложных проблем в современной экономике многих стран. Она мешает социально-экономическому развитию, так как подрывает конкурентоспособность участников рыночной экономики, ведет к перераспределению национального дохода в пользу предприятий-монополистов и государства, теневой экономики, к снижению реальной заработной платы, пенсий и других фиксированных доходов, усиливает имущественную дифференциацию общества.
1. Введение............................................................................................................2
2. Понятие «инфляция».....................................................................................3
3. Основные виды инфляции...........................................................................4
4. Методы измерения............................................................................................6
5. Причины инфляции..........................................................................................7
6. Методы борьбы..............................................................................................10
7. Заключение.....................................................................................................14
8. Список литературы.........................................................................................
5.
«Административное
Все
это свидетельствует о том, что
инфляция представляет собой сложное
многофакторное явление, обусловленное
нарушением воспроизводственных процессов,
непропорциональным развитием народного
хозяйства, политикой государства,
политикой эмиссионных и
Знание источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией.
Методы борьбы с инфляцией делятся на косвенные и прямые, последние из которых наиболее эффективно влияют на замедление темпов развития инфляции в современной экономике.
Косвенные методы включают:
1. Регулирование общей массы денег через управление «печатным станком»;
2. Регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком;
3. Обязательные денежные резервы коммерческих банков;
4. Операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы борьбы с инфляцией, включают в себя:
1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
2. Государственное регулирование цен;
3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
Можно выделить три основных вида мер борьбы с инфляцией :
Антиинфляционная политика;
Антиинфляционная стратегия;
Антиинфляционная тактика;
Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода.
В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного
кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика -
маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.
Бюджетная
политика проводится и для расширения
спроса в условиях спада. При
недостаточном спросе осуществляются
программы государственных
Второй подход рекомендуется
авторами-сторонниками монетаризма
в экономической теории. На
первый план выдвигается
денежно-кредитное
Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.
Составляющие антиинфляционной стратегии:
1. Гашение антиинфляционных ожиданий путем информирования населения;
2. Долгосрочная денежная политика (введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы);
3. Сокращение бюджетного дефицита (увеличение налогов или уменьшение расходов государства).
Антиинфляционная тактика должна быть направлена на увеличение предложения товаров без повышения спроса или на снижение спроса без падения предложения. Важную роль здесь может сыграть повышение степени товарности народного хозяйства. Этому содействует льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства, услуги, информацию, формирующие новые рынки. Мощным фактором снижения инфляции является приватизация государственной собственности, реализация государственных стратегических запасов, материальных ресурсов предприятий, массированный потребительский импорт. Регулирование спроса предусматривает повышение норм сбережений, и уменьшение уровня их ликвидности. Для этого значительно повышаются процентные ставки по вкладам, по государственным облигациям, форсируется приватизация. Иногда даже вводится временное замораживание вкладов. Когда полностью исчерпаны все способы противодействия инфляции, может быть проведена денежная реформа конфискационного типа.
Кроме того, необходимо выделить и некоторые стабилизационные программы, используемые для борьбы с галопирующей и гиперинфляцией. Это:
Процесс инфляции ведет к тому, что возможно рост массы обращающихся денег ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь рост производства нередко приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой — рост цен ведет к обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее организованное производство.
В условиях инфляционных ожиданий предприниматели стремятся обезопасить себя от риска, в частности от предполагаемого роста цен на импортируемые товары (сырье, топливо, комплектующие). Чтобы избежать потерь, вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.
Но каковы бы не были позитивные функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных явлений.
Инфляция сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуске ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии “связать“ деньги у населения.
Своего рода парадокс в том, что преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм и выключив рыночные регуляторы, что возможно лишь при стабильной политической ситуации.
На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:
·
Инфляция – это сложное социально-
· Причины ее возникновения прячутся в самой структуре экономики, которая отличается специфическими отличиями, поэтому и формы проявления инфляции очень многообразны.
·
Так как на возникновение и
уровень инфляции влияют различные
экономические и
· Появление инфляции в стране сопровождается социальными и экономическими последствиями, которые нарушают стабильное состояние денежного и экономического баланса.
· Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, проводит множество антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.
Список литературы:
1 Макроэкономика: Учебник. – 3-е изд./ Под общей редакцией д.э.н., проф. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «Дело и Сервис», 2000г.
2 Деньги, кредит, банки: Учебник/ Под ред. О.И.Лаврушина. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Финансы и статистика, 2000
3 Краткая энциклопедия по экономической теории и практики: Энциклопедия/ Ю.П. Лубнев, Н.И. Кравцова - Ростов-на-Дону: Рост.гос.эконом.акад., 2000
4 Курс экономической теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2001