Проблема бедности и социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: проблема бедности и система социальной защиты населения в Республике Беларусь
Цель работы: провести теоретическое исследование понятий бедности и социальной защиты, проанализировать проблему бедности в Республике Беларусь, выявить основные тенденции социальной защиты населения в Республике Беларусь и пути совершенствования ее функционирования.

Вложенные файлы: 1 файл

3928 - Макроэкономика - Проблемы бедности и социальной защиты населения - курсовая - БГЭУ.docx

— 442.79 Кб (Скачать файл)

Расходы консолидированного бюджета на социальную политику в 2012 году составили 2.5% от ВВП, практически не изменившись относительно уровня 2011 г. (2.6% от ВВП). На адресную социальную помощь было потрачено BYR 411.6 млрд, что по-прежнему меньше 0.1% от ВВП. Однако ощутимо возросли расходы ФСЗН (с 9.3 до 10.7% от ВВП), на которые приходится большая часть социальных расходов государства. Основной прирост пришелся на выплату пенсий (увеличение с 7.2 до 8.2% от ВВП), что стало результатом их роста в реальном выражении с темпами, существенно превышавшими темпы роста и заработной платы, и производительности труда. Он был мотивирован необходимостью компенсировать падение пенсий в период кризиса 2011 г. и значимым отставанием соответствующих расходов ФСЗН от уровня 2010 г. (8.8% от ВВП). Другие статьи расходов ФСЗН, в частности на различные пособия на детей, пособия по временной нетрудоспособности, финансирование санитарно-курортного лечения и специализированных учебно-спортивных учреждений, практически не увеличились. Исключение составляют пособия на детей старше 3 лет (прирост с 0.1 до 0.2% от ВВП) и пособия в связи с рождением ребенка (увеличение с 0.1 до 0.2% от ВВП).

В 2012 г. сохранилась  тенденция сокращения числа занятого и экономически активного населения, обусловленная демографической  ситуацией и трудовой миграцией. В среднем по официальным данным за год численность экономически активного населения снизилась  на 80.4 тыс. человек, то есть на 1.7%  г/г.  Экономическая  активность  населения  при  этом  оставалась  достаточно  высокой,  но  и  она уменьшилась  в 2012 г. с 82.3 до 80.1% от трудоспособного  населения в трудоспособном возрасте (80.5% от населения в трудоспособном возрасте в 2011 г.).

Политика по стимулированию роста доходов населения, проводимая во втором полугодии 2012 г., благоприятно сказалась на материальном положении как социально уязвимых слоев, так и относительно обеспеченного населения. Как следствие, негативный эффект высоких темпов роста цен на социально важные товары и услуги был компенсирован повышением реальных доходов населения, подверженного риску бедности [2, с. 17].

Реальный  рост доходов населения привел к  увеличению черты относительной  бедности с темпами, превышающими темпы  роста черты абсолютной бедности.

 

3.2 Совершенствование системы социальной защиты населения Республики Беларусь на современном этапе

 

Так как проблема дифференциации доходов населения не столь существенна для нашей страны, то деятельность правительства в этом направлении должна быть связана с личностным фактором и фактором экономического роста.

Среди мер, принятие которых  способно повлиять на уровень бедности в стране, наиболее существенными  представляются следующие:

- обеспечение политической  и экономической стабильности  в стране. При воплощении этого  пункта в жизнь улучшение инвестиционного  климата обеспечит поступление  иностранного капитала в страну. Это, в свою очередь, благоприятно  повлияет на экономику, обеспечивая  рост уровня жизни населения;

- изменения в законодательстве. Было бы разумно внести изменения  в те пункты законодательства, которые позволят открыть новые  источники доходов для бюджета  страны и населения. Сюда в  первую очередь стоит отнести  законы и нормы, касающиеся транзита через Беларусь. Это существенный потенциальный источник доходов, при использовании которого мы бы могли существенно усилить материальную базу страны, что в свою очередь повлечет снижение уровня бедности;

- поддержка экономической инициативы населения со стороны правительства. Сюда следует отнести поддержку малого бизнеса, упрощение системы кредитования. Это создает рабочие места, сокращая тем самым уровень безработицы, и дает возможность людям своими силами и инициативой обеспечить себе достойный образ жизни;

- поддержка потенциально успешных предприятий, которые без помощи государства, возможно, не смогут полностью реализовать свой потенциал, но, реализовав его, внесут существенный вклад в экономику страны. При грамотном отборе предприятий подобные инвестиции окупятся и принесут существенный доход;

- оптимизация механизмов социальной защиты – рациональное увеличение пенсий, стипендий, дотаций, льгот и т.д., отмена незаслуженных и неоправданных льгот и др. [7, с. 22].

В Республике Беларусь разработан и действует достаточно сложный  и взаимоувязанный комплекс мер  по проведению социальной политики в  стране. Однако проведению эффективной  социальной политики препятствует множество  различных внутренних и внешних  проблем. Практически исчерпаны  экстенсивные источники и факторы  долговременного экономического роста. Многие проблемы связаны с чрезмерной открытостью экономики РБ, экономической  зависимостью ее от других стран. Переход  на интенсивный путь сдерживается медленным  процессом разработки и внедрения  высоких ресурсосберегающих технологий из-за нехватки инвестиций, несовершенства инновационных систем, отсутствия эффективной  конкурентной среды и рыночной инфраструктуры, стимулирующих спрос на новые  знания, нововведения, обновления производства и продукции. Сложные задачи предстоит  решать в процессе формирования активной социальной политики, повышения эффективности  ее, в том числе в области  доходов и оплаты труда, в развитии здравоохранения, при решении демографических  проблем.

В настоящее время Республике Беларусь остро стоит проблема выбора пути, по которому должно развиваться  социальное страхование. В связи  с этим полезным является международный  опыт в этой области. В настоящее  время системы социальной защиты действуют более чем в 170 странах  мира. Каждая из них имеет свою специфичную  систему, соответствующую уровню ее экономического и политического  развития, историческому опыту и  традициям, отображающим роль индивидуальной ответственности, а также ответственности  семьи, работодателей, общества в целом  за благосостояние людей, попадающих в  неблагоприятные условия. Наиболее распространенными видами социального  страхования являются: пенсионное, медицинское, страхование от безработицы, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [8, с. 17].

К примеру, в рамках разветвленной  сети обеспечения старости в Германии большое значение придается пенсионному  обеспечению от предприятий (в нашей  системе такого обеспечения практически  нет). Это широко практикуется крупными компаниями; на малых предприятиях, в торговле - значительно реже. Основные предпосылки его развития - крепкое  экономическое положение и, что  очень важно, налоговые льготы для  предприятий, страхующих своих работников.

Сравнивая системы социального  страхования Республики Беларусь и  других стран, можно найти в них  некоторое сходство. Однако при более  внимательном рассмотрении видно, что  наша система сильно отличается от зарубежных, причем не в лучшую сторону. Более того, наметившиеся в последнее  время пути ее развития, к большому сожалению, являются уходом от страховых  принципов и возвратом к изжившей себя советской системе. Вопросы  несовершенства отечественной системы, необходимость и пути ее реформирования требуют отдельного рассмотрения [9, с. 11].

Увеличение абсолютной численности  пенсионеров, их удельного веса в  общей численности населения  и другие факторы стали причиной кризисных явлений в системе  пенсионного и социального страхования. Последствиями негативных процессов  явились глубинная деформация финансовых основ пенсионного и социального  страхования, рост расходов Фонда социальной защиты населения на многочисленные выплаты, не обеспеченные адекватным поступлением страховых платежей. В связи с этим особое значение приобретает поиск оптимальной модели финансового обеспечения системы пенсий и пособий, которая учитывала бы международные принципы и нормы, гарантировала качественно новый уровень пенсионирования и активацию страховых признаков системы. Целью такой работы является построение модели финансового обеспечения системы пенсионного и социального страхования, адекватной современным рыночным условиям, которая должна обеспечивать [10, с. 33]:

- сочетание солидарности обязательств и индивидуального накопления в пенсионной системе с существенным преобладанием последнего;

- равенство страхового тарифа для всех плательщиков взносов;

- возвратность пенсионных и других страховых платежей по замкнутой траектории;

- индивидуальный учет не только уплаченных взносов, но и полученных страховых выплат;

- целевое использование страховых взносов на выплату пенсий;

- эквивалентность страховых платежей и выплат в распределительной составляющей системы;

- консервацию (сбережение) страховых взносов на индивидуальных счетах застрахованных;

- увеличение страховых выплат в накопительном звене за счет полученных инвестиционных доходов;

- прямую зависимость размера пенсии от трудового (страхового) вклада застрахованных лиц;

- адекватность величины пенсии современным условиям - сохранение ее покупательной способности в течение всего периода получения путем индексации пенсионного капитала.

При формировании пенсионно-страхового капитала в нашей республике также  было бы целесообразно начать постепенный  переход к равному участию  нанимателя и работника в этом процессе, предварительно восстановив  полную стоимость рабочей силы посредством  обоснованного увеличения оплаты труда, а также повышения удельного  веса зарплаты в общих доходах  населения.

Значительным скрытым  резервом увеличения доходов бюджета  ФСЗН остается сокращение «теневой»  составляющей заработной платы. Наличие  значительной численности неработающего  официально и, соответственно, не уплачивающего  страховые взносы трудоспособного  населения также уменьшает группу активных доноров системы фонда.

Следует начать постепенный  переход к равному участию  нанимателя и работника в финансировании системы пенсионного и социального  страхования, с этой целью возможно снизить до 50% долю работодателей  в финансировании совокупных расходов на пенсии и пособия, сократив их долю в финансировании пенсий до 30%; увеличить  долю работников в финансировании государственной  системы пенсий и пособий до 50%; обеспечить за счет соответствующих  источников финансирование пенсионного  и социального страхования граждан  в периоды вынужденного нахождения в «нестраховых» периодах.

Наиболее важной задачей, которую необходимо решить и которая  во многом определяет существующие проблемы системы социальной защиты, является перестройка сознания на понимание  того факта, что устаревшие стереотипы, механизмы и инструменты построения системы социальной защиты в новых  современных условиях не могут быть эффективными и мешают социально-экономическому развитию общества [10, с. 35].

В качестве вывода можно  сказать, что принимаемые ныне меры создают объективные предпосылки  для значительного повышения  эффективности и уровня социальной защищенности граждан Республики Беларусь. Создана система персонифицированного учета пенсионных взносов, введено  обязательное страхование социальных рисков работников, связанных с их профессиональной деятельностью, однако пока, к сожалению, в отдельных  регионах республики не получило должного развития дополнительное пенсионное обеспечение  как один из важных элементов в  системе пенсионной защиты регионов многих государств. В настоящее время  этой деятельностью занимаются лишь отдельные страховые организации  в рамках страхования жизни. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Итак, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Проблема бедности повсеместно является объектом внимания общественных и политических деятелей, ученых. Наиболее часто используемым в мире определением, в основе которого лежит концепция ООН, является рассмотрение бедности как состояния длительного вынужденного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. В категории бедность следует выделять две стороны: абсолютную и относительную. Крайнее проявление бедности выступает в форме нищеты. Основным показателем для измерения бедности служит черта бедности - величина дохода, получая меньше которого человек попадает в разряд бедняков. Но черта бедности является не единственным показателем, позволяющим измерить уровень бедности. В течение последнего десятилетия все большую популярность приобретает новый показатель – индекс человеческой бедности (ИЧБ).

Сегодня не представляется возможным говорить о той или иной причине, вызвавшей  определенный уровень бедности в  стране. Здесь действует комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных  факторов, которые в своем синтезе  дают нам определенное положение дел в стране. Наиболее существенными из них являются: экономический рост, дифференциация доходов населения и личностный факторе. Это основные пункты, включающие в себя ряд более мелких и зависящих от них причин.

Разрешение  такой острой социальной проблемы как  бедность является одним из направлений  деятельности государства и связано  с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не смог обеспечить себе лучшую жизнь, а также сокращением (экономическими средствами) числа  лиц, живущих за чертой бедности. В  противном случае рост численности  бедняков чреват социальными взрывами и нестабильностью в жизни  общества. Сокращение численности бедняков – одна из основных задач социальной политики государства в странах  рыночной экономики.

Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения