Проблема безработицы в России и пути ее решения. Государственная политика в отношении занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:23, курсовая работа

Краткое описание

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие понятия безработицы, ее типов, а так же ее роль в современной рыночной экономике;
- рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
- изучение российского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.
Объектом изучения являются состояние и тенденции развития рынка труда России.Предметом выступают социально-экономические механизмы снижения безработицы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Безработица, ее типы и причины возникновения ……………………………...……..5
1.1 Понятие безработицы, подходы к определению……………….…………...….…5
1.2 Взгляды экономических школ на безработицу…………………………...…….…7
1.3 Причины безработицы и их специфика……………………………………………8
1.4 Типы безработицы и их специфика……………………………………………....11
1.5 Естественная безработица …………………………………………………………16
2 Последствия безработицы…………………………………………………………..…20
2.1 Экономические последствия безработицы……………...……………………....20
2.2 Социальные последствия безработицы………………………...……..…………22
3 Проблема безработицы в России и пути ее решения. Государственная политика в отношении занятости…………………………………………………………...……….24
3.1 Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы…………………………………………………………………..………….24
3.2 Создание более гибкой модели рынка труда……...……………………………..27
3.3 Новая государственная программа снижения безработицы………………..…..30

Заключение………………………………………………………………………..……...33
Список используемых источников …………

Вложенные файлы: 1 файл

Безработица и ее типы. Проблемы безработицы в России..doc

— 480.00 Кб (Скачать файл)

Естественная безработица — это необходимый резерв рабочей силы, который может быть использован в случае необходимости.

Естественный уровень безработицы иногда называют уровнем полной занятости, или нулевой безработицей. В таком определении подчеркивается, что данный уровень безработицы дает возможность достигать потенциального ВВП, т.е. ВВП при полной занятости. Графически его можно увидеть на вертикальной части кривой совокупного предложения (Рисунок 1), характеризующей уровень полной занятости ресурсов в экономике, в том числе и трудовых ресурсов.

          - Горизонтальный участок (1)

          - Промежуточный участок (2)

          - Вертикальный участок (3)

Рисунок 1 - Кривая совокупного предложения

 

Естественный уровень безработицы называют также уровнем NAIRU(not-acceIerating-inflation-rate-of unemployment — не ускоряющий инфляцию уровень безработицы). Это название происходит от анализа известной дилеммы целей: борьба с инфляцией или борьба с безработицей. Как известно, на, краткосрочных интервалах две задачи одновременно недостижимы.

Если правительство ставит задачу борьбы с инфляцией, то проводится ограничительная политика, ведущая к сдерживанию производства, а следовательно, к росту безработицы.

Если же правительство ставит задачу борьбы с безработицей, проводится стимулирующая политика, которая, однако, приводит к инфляции. То есть низкая безработица не может сочетаться с низкой инфляцией. Но когда речь идет о естественном уровне безработицы, внутренне присущем экономической системе, такая взаимосвязь не наблюдается.

Естественный уровень безработицы необходим. Это низкая безработица, которая в то же время никак не влияет на инфляцию. Будучи внутренней потребностью рынка труда, она не ускоряет инфляцию.

Естественный уровень безработицы имеет конкретные показатели. Для развитой страны естественный уровень безработицы составляет в среднем   4—5%. Эта цифра может меняться, поскольку на величину естественного уровня безработицы влияет ряд факторов:

          -  социальная политика государства (высокие социальные пособия увеличивают естественный уровень за счет роста фрикционной безработицы: люди могут себе позволить дольше быть безработными);

          - психологические установки населения, характеризующие склонность к занятости (это может быть связано с историческими, национальными, региональными особенностями);

           -  позиции профсоюзов (сильные позиции профсоюзы воздействуют на рынок труда так же, как и высокие социальные пособия государства);

            -  изменение демографического состава рабочей силы (в составе рабочей силы становится больше женщин, молодежи, а это лица, для которых наблюдается высокий уровень фрикционной безработицы: декретные отпуска, обучение и т.д.) и т.п.

Но фактическая безработица может быть выше естественного уровня. Это означает, что имеет место циклическая безработица. Существуют определенные трудности при мониторинге уровня NAIRU как в индустриальных странах, так и в странах с экономикой переходного периода. По этому поводу коллектив авторов, во главе с А.В. Сидоровичем, подчеркивал, что статистические погрешности неизбежны, так как, например, лица, которые активно не ищут работу, могут указать в анкете, чтобы получить пособие по безработице, что они занимаются поисками рабочих мест. В результате и фактический, и естественный уровень окажутся завышенными. «Расчеты уровня безработицы в переходных экономиках, в том числе и в российской, нередко приобретают характер экспертных оценок ». Критиковали западную методику и Б.Бреев, Т. Костенко, А. Нанавян. В частности, они упоминали учебник «Макроэкономика» (Мэнкью Н.), где предлагается количественно определять естественный уровень безработицы как среднюю арифметическую за десять предыдущих лет. Им представляется, что, исходя из содержания данной категории, такое определение не имеет достаточных оснований. Аналогичная точка зрения была высказана и Л.А. Костиным. Он отмечает также, что метод определения естественной безработицы на основе данных о величине фонда занятости населения и средней величины пособия по безработице, предлагаемый рядом авторов, вряд ли приемлем, так как величина фонда занятости должна быть не исходной, а производной величиной, зависящей от естественного уровня безработицы. Наибольший интерес для экономистов всегда представляла массовая, «неравновесная», «вынужденная» - циклическая безработица, порождающаяся циклическими колебаниями экономической активности.

 

 

2   Последствия безработицы

 

2.1  Экономические последствия безработицы

 

Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели.

Первое, к чему приводит безработица, — это недостижение потенциального уровня ВВП, т.е. недосоздание продукции (ситуация когда фактическая безработица больше естественной, возникает избыточная безработица). В 1960-е годы американский экономист А. Оукен провел исследование этого феномена. Проанализировав большой статистический материал, он пришел к выводу, что существует устойчивая взаимозависимость между величиной циклической безработицы и отставанием фактического ВВП от потенциального ВВП. На основе своих вычислений он сформулировал правило, получившее название закона Оукена.

Закон Оукена гласит: если фактический уровень безработицы выше естественного уровня безработицы на 1%, то отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2,5%.

Иначе говоря, каждый процент циклической безработицы дает отставание по ВВП в размере, равном 2,5%. Например, если в данном периоде (год) циклическая безработица составила 3%, то отставание фактического ВВП от потенциального равно 7,5%. Из Таблицы 1 видно, что в 2004 году с учетом выработки на 1 работника 22,4 млрд. руб., потери ВВП от безработицы по формуле А. Оукена будут составлять 48,8 млрд. руб.

Число 2,5 называется числом Оукена, параметром Оукена, или коэффициентом Оукена. Статистика показывает, что этот коэффициент в разных странах и в различные периоды времени может колебаться в пределах от 2 до 3. Его величина зависит от значимости фактора труда в создании продукта.

 

 

 

Таблица 1 - Динамика потерь производства ВВП России от безработицы

Годы

ВВП

в ценах

1990 г.

Численность

занятых

Среднегодовая

выработка

на 1 занятого

Численность безработных

(за   искл. естественной

безработицы)

Потери ВВП от безработицы

По формуле А.Оукена

(коэффициент - 2,5)

С учетом выработки

на 1 работника

 

млрд. руб.

млн. чел.

тыс. руб.

млн. чел.

млрд. руб.

в %

млрд. руб.

в %

1995

389,8

60,0

6,5

3,3

46,6

12,0

21,2

5,4

1997

370,7

58,4

6,3

3,6

49,5

13,4

22,8

6,2

1999

390,8

63,1

6,2

4,2

57,0

14,6

26,1

6,4

2001

423,2

64,5

6,6

3,3

48,6

11,5

21,5

5,1

2004

444,3

64,4

6,9

3,2

48,8

11,0

22,4

5,0


 

Несмотря на то, что в России в последнее время наблюдается стабильный экономический рост, этого не достаточно, чтобы достичь уровня  развитых государств Запада.

По признанию западных экономистов, безработица сегодня – центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией.

В 2009 году валовой внутренний продукт составил к уровню 2000 года (равен 100%) только 59%, объем промышленного производства – 50% и объем продукции сельского хозяйства – 57%. Все это сказалось на положении экономики России в системе международных координат. По величине создаваемого ВВП наша страна входит в десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП на душу населения мы опережаем Индию и Китай, но отстаем от таких латиноамериканских стран, как Мексика и Бразилия; по объему промышленного производства Россия находится на 5 месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете на каждого жителя она входит во вторую десятку (Таблица 2 Приложение 1) .

Циклическая безработица порождает помимо недостижения потенциального уровня ВВП и ряд других негативных последствий. В результате высокой безработицы падают доходы населения, то есть падает платежеспособный спрос. Падение платежеспособного спроса — это дальнейшее углубление спада, если государство не предпримет необходимые меры.

Падение доходов населения вследствие безработицы вызывает сокращение реальных сбережений. Поскольку сбережения — это источник инвестиций, такой процесс вызывает и сокращение инвестиционных возможностей.

Государство же по причине сокращения инвестиций, а, следовательно, снижения объемов производства, получает меньше налоговых поступлений в бюджет.

 

2.2   Социальные последствия безработицы

 

Помимо экономических последствий существуют значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан. Вынужденная бездеятельность значительной массы трудоспособного населения и каждого человека в отдельности ведет к появлению жизненной депрессии, потери квалификации и практических навыков; снижаются моральные устои, растет преступность, теряется самоуважение, распадаются семьи, растет социальная напряженность в обществе, которая характеризуется также повышением числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге подрывается и физическое здоровье общества.

В связи с потерей работы многие семьи оказались за чертой бедности.

Бедность – это такое экономическое состояние людей, которые не имеют минимума (по нормам страны) средств к существованию. Количество бедного населения в нашей стране резко увеличилось после 1991 года и в течение 20 лет неумолимо продолжает расти.

Число бедных изменяется с изменением экономической фактуры в стране. В России, по некоторым данным, число бедных семей превышает 25% их общей численности, и в это число не входят семьи алкоголиков и наркоманов, дети которых практически живут на улицах городов.

Естественная убыль населения сопровождается падением производства.

В России существенно уменьшилась средняя продолжительность жизни населения. Если в 1992 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении составила 67,9 года (в том числе мужчины 62,0 и женщины – 73,8), то к 2010 году продолжительность жизни снизилась до 65,9 года (в том числе мужчины 59,8 и женщины – 72,2).

 

 

 

3 Проблема безработицы в России и пути ее решения.                                                                           Государственная политика в отношении занятости

   

Уровень безработицы в России в сентябре 2010 года составил 6.8% экономически активного населения страны по сравнению с 6,5% в августе. Количество безработных по сравнению с августом увеличилось на 4,4%, по отношению к аналогичному периоду 2009 года безработица сократилась на 11,9%. В конце сентября 2010 года 5,1 млн. человек, в соответствии с методологией  Международной организации труда, классифицировались как безработные. В сентябре 2009 года этот показатель составлял 5,7 млн. человек, в августе 2010 - 4,8 млн.человек.  
          В органах государственной службы занятости в качестве безработных в сентябре было зарегистрировано 1,7 млн. человек. Численность экономически активного населения к концу сентября составила, по оценке, 74,5 млн. человек, или около 51% от общей численности населения страны.

В феврале 2011 года численность безработных увеличилась на 1,1% по сравнению с предыдущим месяцем. Общая численность безработных в России составляет 5,727 млн. человек. Это 7,7% всего экономически активного населения страны.

 При этом число официально зарегистрированных безработных в феврале 2011 года увеличилось на 3,7% по сравнению с предыдущим месяцем и составляло 1,906 млн. человек. 

 

3.1 Особенности государственной  политики занятости и пути  решения проблем безработицы

 

  Политика занятости — органическая часть экономической политики государства. Она должна быть сфокусирована на решении наиболее актуальных проблем. Это:

- содействие развитию малого предпринимательства на разных уровнях управления;

Информация о работе Проблема безработицы в России и пути ее решения. Государственная политика в отношении занятости