Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:23, курсовая работа
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- раскрытие понятия безработицы, ее типов, а так же ее роль в современной рыночной экономике;
- рассмотрение основных тенденций на российском рынке труда и обозначение наиболее актуальных направлений борьбы с безработицей;
- изучение российского опыта борьбы с безработицей и выявление на его основе новейших возможностей обеспечения занятости в нашей стране.
Объектом изучения являются состояние и тенденции развития рынка труда России.Предметом выступают социально-экономические механизмы снижения безработицы.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Безработица, ее типы и причины возникновения ……………………………...……..5
1.1 Понятие безработицы, подходы к определению……………….…………...….…5
1.2 Взгляды экономических школ на безработицу…………………………...…….…7
1.3 Причины безработицы и их специфика……………………………………………8
1.4 Типы безработицы и их специфика……………………………………………....11
1.5 Естественная безработица …………………………………………………………16
2 Последствия безработицы…………………………………………………………..…20
2.1 Экономические последствия безработицы……………...……………………....20
2.2 Социальные последствия безработицы………………………...……..…………22
3 Проблема безработицы в России и пути ее решения. Государственная политика в отношении занятости…………………………………………………………...……….24
3.1 Особенности государственной политики занятости и пути решения проблем безработицы…………………………………………………………………..………….24
3.2 Создание более гибкой модели рынка труда……...……………………………..27
3.3 Новая государственная программа снижения безработицы………………..…..30
Заключение………………………………………………………………………..……...33
Список используемых источников …………
Концепция предполагает комплекс мер по развитию региональных рынков труда. Предусмотрены территориальные программы содействия занятости. Так, выделена необходимость осуществления ряда мер по повышению занятости на Северном Кавказе; поставлена задача дополнительного инвестирования местных учебных заведений силами отдельных хозяйственных организаций; говорится о необходимости разработки специальных программ занятости для территорий с градообразующими предприятиями, о развитии местных инициатив по поддержанию занятости.
Проблема регулирования трудовой миграции также выделена в отдельное направление деятельности правительства РФ. Среди мероприятий этого направления следовало бы подчеркнуть довольно четко обозначенную приоритетность предоставления рабочих мест, прежде всего, российским гражданам и актуальность легализации мигрантов.
В направлении содействия гражданам, особо нуждающимся в социальной защите, на первое место выдвинута задача точного учета безработных по отдельным группам и категориям для реализации принципа адресности в работе служб занятости; предусматривается также разработка специальных программ трудоустройства наименее защищенных групп граждан.
В области оптимизации служб занятости поставлена задача развития системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечения доступной информации для клиентов этих служб.
В целом данная Концепция представляет собой шаг вперед по сравнению с аналогичными предыдущими документами Правительства Российской Федерации.
Целью данной работы являлись изучение и анализ проблемы безработицы, и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России.
В ходе проведения анализа были рассмотрены отличительные особенности безработицы на российском рынке труда, сформулированы возможные способы снижения безработицы.
Особое внимание уделялось исследованию конкретных методов снижения безработицы в стране, таких, как стимулирование малого бизнеса и самозанятости, обеспечение профессионального обучения и переподготовки работников, поддержка социально уязвимых групп населения на рынке труда.
Проведенная работа дает возможность сделать ряд выводов.
Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы предполагает предварительный анализ ее причин, динамики, структуры, а также выявление тех ее форм и видов, которые наносят наибольший экономический и социальный ущерб личности, обществу, препятствуют стабилизации экономики страны.
Подробный анализ позволяет отметить, что основной возможностью снижения безработицы на сегодняшний день являются активизация государственной политики занятости наряду с общим оздоровлением экономического климата в стране.
Новая активная политика на рынке труда должна проводиться комплексно, сразу по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.
Крайне важно корректировать общую направленность государственной политики занятости Российской Федерации в зависимости от особенностей и перспектив региональных рынков труда.
В этом процессе необходимо учитывать уже существующий в России, хотя и не очень успешный, опыт профилактики и защиты от безработицы.
Список используемых источников
Приложение 1
Таблица 2
Валовой внутренний продукт некоторых стран в 2009 году
Страны |
ВВП на душу населения | |
Долл. США |
По отношению к США, % | |
США |
27 831 |
100 |
Япония |
23 980 |
86,2 |
Германия |
21 330 |
76,6 |
Франция |
20 390 |
73,3 |
Великобритания |
19 528 |
70,2 |
Россия |
6 742 |
24,2 |
Приложение 2
Таблица 3.
Общие коэффициенты естественного движения населения.
Годы |
Всего, тыс. человек |
На 1000 человек населения | ||||
родившихся |
умерших |
естественный прирост |
родившихся |
умерших |
естественный прирост | |
Все население | ||||||
1990 |
1988,9 |
1656,0 |
332,9 |
13,4 |
11,2 |
2,2 |
1995 |
1363,8 |
2203,8 |
-840,0 |
9,3 |
15,0 |
-5,7 |
1996 |
1304,6 |
2082,2 |
-777,6 |
8,9 |
14,2 |
-5,3 |
1997 |
1259,9 |
2015,8 |
-755,9 |
8,6 |
13,7 |
-5,1 |
1998 |
1283,3 |
1988,7 |
-705,4 |
8,8 |
13,6 |
-4,8 |
1999 |
1214,7 |
2144,3 |
-929,6 |
8,3 |
14,7 |
-6,4 |
2000 |
1266,8 |
2225,3 |
-958,5 |
8,7 |
15,3 |
-6,6 |
2001 |
1311,6 |
2254,9 |
-943,3 |
9,0 |
15,6 |
-6,6 |
2003 |
1477,3 |
2365,8 |
-888,5 |
10,2 |
16,4 |
-6,2 |
2005 |
1502,5 |
2295,4 |
-792,9 |
10,4 |
16,0 |
-5,6 |
( Знак (-) означает естественную убыль населения.)
Приложение 3
Таблица 4
Численность граждан, имеющих статус безработных (в тыс. человек)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
209 |
2010 | |
Январь |
4.6 |
5.5 |
6.9 |
8.5 |
9.5 |
11 |
Февраль |
4.6 |
5.6 |
7 |
8.5 |
9.5 |
11.2 |
Март |
4.5 |
5.5 |
7 |
8.6 |
9.3 |
11.5 |
Апрель |
4.5 |
5.4 |
6.9 |
8.6 |
9.1 |
11.4 |
Май |
4.5 |
5.3 |
6.8 |
8.4 |
9.5 |
11 |
Июнь |
4.4 |
5.2 |
6.8 |
8.1 |
10 |
10.7 |
Июль |
4.6 |
5.5 |
6.9 |
8.3 |
10.8 |
10.7 |
Август |
4.7 |
5.7 |
7.2 |
8.6 |
10.8 |
10.2 |
Сентябрь |
4.7 |
5.7 |
7.3 |
8.5 |
10.5 |
9.6 |
Октябрь |
4.9 |
6 |
7.5 |
8.8 |
10.6 |
9.4 |
Ноябрь |
5.1 |
6.3 |
8 |
9.5 |
10.8 |
9.6 |
Декабрь |
5.3 |
6.5 |
8.5 |
9.8 |
11.2 |
10.4 |
Приложение 4
Таблица 5
Основные показатели деятельности органов службы занятости по Российской Федерации, январь-август 2010 год
№ пп |
Показатели |
Январь-август |
2010г. В % 2009г. | |
2010г. |
2009г. | |||
1 |
Численность обратившихся в поисках работы (тыс. человек) |
4470 |
4528 |
98,7 |
2 |
Численность признанных безработными (тыс. человек) |
2187 |
1959 |
111,6 |
3 |
Численность нашедших работу при содействии органов службы занятости (тыс. человек) |
2928 |
3099 |
94,5 |
4 |
Численность граждан, принимающих участие в общественных работах (тыс. человек) |
389 |
498 |
78,2 |
5 |
Численность граждан, проходивших обучение по направлению службы занятости (тыс. человек) |
237 |
280 |
84,7 |
6 |
Численность безработных граждан, оформленных на досрочную пенсию (тыс. человек) |
23,3 |
21,6 |
108,0 |
7 |
Численность безработных, состоящих на учете в службе занятости на конец отчетного периода (тыс. человек) |
1766 |
1607 |
109,9 |
8 |
Доля безработных, получающих пособие по безработице на конец отчетного периода (тыс. человек) |
83,3 |
81,4 |
- |
9 |
Потребность в работниках, заявленная в органы службы занятости на конец отчетного периода (тыс. человек) |
1048 |
1021 |
102,7 |
10 |
Уровень регистрируемой безработицы на конец отчетного периода (%) |
2,4 |
2,2 |
- |
11 |
Средняя продолжительность безработицы на конец июня (месяц) |
5,8 |
6,6 |
- |
12 |
Доля безработных, состоящих на учете более года (на конец июня) (%) |
12,2 |
20,4 |
- |
13 |
Коэффициент напряженности (соотношение численности занятых к числу вакансий) на конец отчетного периода (человек) |
1,9 |
1,8 |
- |