Проблема бюджетного дефицита в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 00:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявление проблемы бюджетного дефицита.
Задачи:
- рассмотреть понятие бюджетного дефицита;
- выделить способы финансирования бюджетного дефицита;
- разобрать положение в современной России.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Пензенский Государственный Университет»

Факультет экономики и управления

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Макроэкономика»

На тему «Проблема бюджетного дефицита в современной России»

 

 

 

 

 

Выполнила:  ст. гр. 12ээ1

Долгих Ю.С.

_______________

(подпись; дата)

Проверил: к э н, доцент

Рыжкова Ю.А.

_______________

(подпись; дата)

 

Пенза, 2014 
Содержание

 

 

Введение

Сегодня в экономике нет более значимой проблемы, чем перевод народного хозяйства на рыночные рельсы. Мы вступили в тот период, когда требуется принятие кардинальных и быстрых решений. Это особенно ощутимо применительно к перестройке финансовых отношений.

Бюджетный дефицит явление далеко не новое в экономической литературе. Его исследованием занимались еще с давних времен различные экономические школы, которые рассматривали в своем большинстве дефицит бюджета как негативное явление. Однако некоторые экономисты высказывались менее категорично, допуская сокращение дефицита государственного бюджета до приемлемого в условиях рыночной экономики уровня.

Но все же дефицит бюджета характеризует его несбалансированность. Он возникает вследствие многих объективных и субъективных причин. Наиболее распространенным явлением становится ограниченность финансовых возможностей государства мобилизовать необходимые доходы. Это может быть вследствие спада или торможения производства, высокого уровня затрат, низкой производительности труда и других причин, содействующих несбалансированности экономики, снижению эффективности хозяйствования.

Бюджетный дефицит выражает такое объективное экономическое отношение, которое возникает между участниками производства по поводу использования денежных средств сверх имеющихся закрепленных источников дохода.

Государственный долг - такая же важная категория рыночной экономики, как налоговая система, банковская система, рынок ценных бумаг. Его назначение - не только привлечение средств населения, институциональных инвесторов и банков, для финансирования расходов государства, но и регулирование денежного обращения, поддержание курса национальной валюты, влияние на процессы, происходящие на рынке капиталов.

 

В настоящее время с проблемой бюджетного дефицита и внутреннего государственного долга сталкивается практически любая экономика.

Важность изучения фискальной политики обусловлена тем, что на практике правительство использует налоговую политику и государственные расходы как инструмент воздействия на выпуск продукции, уровень занятости и т.д. И для того, чтобы это воздействие имело положительный характер, необходимо знать все тонкости, предвидеть последствия регулирования размеров расходов, доходов государства, а значит и бюджетного дефицита и государственного внутреннего долга.

Цель: выявление проблемы бюджетного дефицита.

Задачи:

- рассмотреть понятие бюджетного дефицита;

- выделить способы финансирования бюджетного дефицита;

- разобрать положение  в современной России.

1.Бюджетный дефицит

 

1.1Бюджетный дефицит и управление государственным долгом

Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки). Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

Частный долг – общий размер задолженности негосударственного сектора владельцам частных ценных бумаг.

Государственный и частный долг являются элементами кругооборота «доходы-расходы». по мере роста доходов растут и сбережения, которые должны быть использованы домашними хозяйствами, фирмами, правительством и остальным миром. Создание долга – это механизм, посредством которого сбережения передаются лицам, осуществляющим расходы. если потребители и бизнес не склонны к заимствованиям, и, следовательно, частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы абсорбировать растущий объем сбережений, эта функция выполняется приростом государственного долга. в противоположном случае экономика отойдет от состояния полной занятости ресурсов.

Бюджетный дефицит представляет собой разницу между государственными расходами и доходами. Количественная оценка бюджетного дефицита и долга объективно усложняется следующими факторами:

  1. Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит в объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга.
  2. Важная статья государственных расходов – обслуживание задолженности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга (амортизация долга).

Государственные расходы должны включать только реальный процент по государственному долгу, равный RrD, а не номинальный процент, равный RnD, где D – величина государственного долга; Rr – реальная ставка процента; Rn – номинальная ставка процента. Объявленный в отчетах официальный бюджетный дефицит часто завышается на величину pD, так как, по уравнению Фишера, p=Rn – Rr. При высоких темпах инфляции эта погрешность может быть весьма значительной, так как в периоды в периоды роста инфляции Rr=Rn-p/1+p. Завышение бюджетного дефицита связано с завышением величины государственных расходов за счет инфляционных процентных выплат по долгу. Возможны ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит госбюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-налоговой политики правительства.

Поэтому при изменении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию:

Реальный дефицит госбюджета = номинальный дефицит госбюджета – величина государственного долга на начало года * темп инфляции.

  1. При оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне, как правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономерность характерна практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тенденция к фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита федерального бюджета происходит завышение.
  2. Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом госбюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках, в том числе и в России, существует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью Центрального Банка (ЦБ), а также государственных предприятий и коммерческих банков.

Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках «жесткого» курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет.

Таким образом, абсолютные размеры бюджетного дефицита и государственного долга не могут служить надежными макроэкономическими показателями, тем более что задолженность обычно увеличивается по мере роста ВВП. [1]

1.2Сущность понятия управления бюджетным дефицитом

Отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные) огромного бюджетного дефицита настоятельно требуют осуществления системы мер по его преодолению, проведение активной финансовой политики, использование общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом. При этом следует учитывать, что способы решения данной задачи во многом определяется тем, до какого предела (нулевого или иного) и каким темпами нужно стремиться к сбалансированному бюджету расходов и доходов.

При выработке стратегии борьбы с дефицитом необходимо руководствоваться следующим:

Для преодоления бюджетного дефицита необходимо ''лечение'' самой экономики, ибо без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные меры не применялись при этом.

 Неоправданными являются  меры, в основе которых лежит  идея в короткий срок во что бы то не стало добиться равновесия между доходами и расходами бюджета, ликвидировать бюджетный дефицит. Подобное стремление, не подкрепленное реальными шагами в направлении стабилизации самой экономики, лишь осложнит и без того трудную финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути достойного выхода из кризиса.

 

 В программу конкретных  мер по сокращению бюджетного  дефицита следует включать и  последовательно проводить в  жизнь такие меры, которые, с одной  стороны, стимулировали бы притоки денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой способствовали бы сокращению расходов. Сюда относятся:

1. Изменение направлений  инвестирования бюджетных средств  в отрасли народного хозяйства  с целью значительного увеличения  финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля.

2. Стремление к уменьшению  некоторых статей расхода на  содержание административно-управленческого  аппарата (министерств, ведомств, Администрации  Президента Российской Федерации).

3. Упорядочение налоговой  системы, уменьшение количества налогов и увеличение собираемости налогов, сборов, таможенных пошлин и т. п. Все это, а также уменьшение ставки налогов, создаст благоприятные условия для обеспечения капиталовложений и, следовательно, оживления производства.

4. Необходимо вести решительную борьбу с инфляцией, добиться стабилизации денежного обращения в стране. Необходим контроль за ценами и заработной платой путем установления пределов их роста.

5. Укрепление финансовой  дисциплины, упорядочение расчетов  между предприятиями, увеличение рентабельности работы предприятий промышленности и сельского хозяйства.

6. Устранению кризисных  явлений также будет способствовать  выплата внешних долгов. Одна  из важнейших задач - добиться  прекращения оседания в зарубежных  банках части выручки от экспорта.

7. Нужно добиться уменьшения  спада промышленного и сельскохозяйственного  производства, его стабилизации. Необходима  разработка плана восстановления  народного хозяйства.

8. Необходимо увеличить  долю бюджетных заимствований  в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций и других инвесторов; расширить круг государственных ценных бумаг для населения. Для поддержания сбалансированности внутреннего финансирования рынка должна быть обеспечена необходимая координация выпуска федеральных, региональных, муниципальных займов.

9. С целью стимулирования  иностранных инвесторов, продолжать  совершенствование системы финансовых, валютных и таможенных льгот. Это создаст более благоприятный  режим для привлечения иностранного капитала в нашу экономику.

Подводя краткий итог по данной главе можно сделать вывод, что бюджетный дефицит - это превышение расходов бюджета над его доходами. Существует целый ряд причин возникновения бюджетного дефицита, основными из которых являются: необходимость осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики; чрезвычайные обстоятельств, когда обычных резервов становится недостаточно; кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Основным последствием дефицита бюджета является увеличение государственного долга. Существование проблемы дефицита бюджета ведет к необходимости поиска путей решения данной проблемы. [3] [5]

 

2 способы финансирования бюджетного дефицита

2.1 Финансирование за счет монетизации дефицита

Этот способ финансирования состоит в том, что необходимые для покрытия дефицита бюджета суммы правительству предоставляет Центральный Банк. Таким образом, этот способ представляет собой займ у Центрального Банка, поскольку, как правило, правительство продает Центральному Банку государственные ценные бумаги, за которые Центральный Банк ему платит, обеспечивая возможность оплатить превышение расходов правительства над доходами бюджета. Поскольку Центральный Банк является государственным учреждением и не имеет собственных доходов, то для того, чтобы заплатить за купленные у правительства государственные ценные бумаги, Центральный Банк должен «напечатать», эмитировать деньги. В результате в обращение попадают дополнительные деньги, и происходит увеличение денежной массы (количества денег в обращении). Поэтому такой способ финансирования называется монетизацией бюджетного дефицита.

Достоинства такого способа финансирования:

- рост денежной массы  является фактором увеличения  совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение  предложения денег обусловливает  снижение ставки процента (удешевление  цены кредита) на денежном рынке, что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска;

Информация о работе Проблема бюджетного дефицита в современной России