Проблема бюджетного дефицита в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 00:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявление проблемы бюджетного дефицита.
Задачи:
- рассмотреть понятие бюджетного дефицита;
- выделить способы финансирования бюджетного дефицита;
- разобрать положение в современной России.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

На этом фоне мировые финансовые эксперты дружно пересматривают свои оптимистичные прогнозы по экономике России на ближайшее время, сообщает «Финмаркет». Не так давно экономисты Фонда международной экономики Нуриэля Рубини, как и многие другие, предполагали, что замедление в начале года окажется временным, рост нашей экономики во втором полугодии ускорится, а в целом в 2013 году она вырастет на 3,7%. Теперь же они говорят, что высокая инфляция сдержит рост потребления, а плохой деловой климат встанет на пути инвестиционного бума. В 2014 году Россию ждет стагнация, значительного ускорения не будет, а темпы роста в 2013 году составят 3,3%. В 2014 году рост замедлится еще больше – до 3,2%.

Во втором полугодии ускорение роста будет обеспечено улучшением ситуации в мировой экономике и хорошим урожаем. Замедление китайской экономики окажется не таким глубоким, как прогнозировалось ранее. Китайский спрос поддержит высокие цены на нефть, а значит, и уверенность потребителей в России. Но замедление Китая в 2014 году продолжится, что скажется на темпах роста России.

Наш рост выйдет за счет внутреннего потребления в 2013-2014 годах, а его обеспечат умеренное увеличение зарплат и неумеренное – потребительского кредитование: на 40% к прошлому году. Мешать же этому станут высокие цены на продукты питания, традиционно отбивающие у потребителей желание тратить деньги. Если в 2011 году розничные продажи выросли на 9%, то в конце 2012 года рост замедлился до 4,8%.

Осложняет ситуацию и то, что импорт будет расти быстрее, чем экспорт, а спрос на углеводороды со стороны ЕС упадет по причине кризиса. Экспорт же в Азию тормозит неразвитая инфраструктура. Росту промышленного производства будет мешать нехватка мощностей.

Особого роста инвестиций ждать тоже не приходится. У России, по оценке Фонда Рубини, одни из худших условий для ведения бизнеса среди развивающихся стран. Слабый рост частных инвестиций частично компенсирует рост госрасходов, но в основном они будут связаны с Олимпиадой в Сочи, развитием Дальнего Востока и оборонным сектором.

Эксперты также сомневаются, что «бюджетное правило» будет выдерживаться в текущем году с необходимой строгостью, поскольку уже заметно увеличение социальных расходов и расходов на оборону. Ни то, ни другое не ускорит экономический рост, зато перевооружение армии вполне может усилить коррупцию и привести к пустой трате денег.

Курс рубля сейчас ослабляется естественным образом – из-за шоков, вызванных выборами в Италии и кипрским кризисом. Но уже во втором квартале рубль стабилизируется. Потом, из-за замедления Китая и снижения цен на нефть, к декабрю доллар подорожает до 31 рубля, а в 2014 году – до 32 рублей.

В целом же эксперты говорят, что 2013 и 2014 годы будут для России потерянными. [15]

3.2 Осуществление финансирования бюджетного дефицита в России

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники  в следующих формах:

-    кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

-    государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

-    бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-    поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

-    сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

-    изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;

2) внешние источники в  следующих формах:

-     государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

-     кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации могут быть внутренние источники в следующих формах:

-     государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;

-     бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-     кредиты, полученные от кредитных организаций;

-     поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

-     изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть внутренние источники в следующих формах:

-    муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

-    кредиты, полученные от кредитных организаций;

-    бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-    поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности;

-    изменение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Важнейшим условием финансирования (покрытия) бюджетных дефицитов стал государственный кредит. Под государственным кредитом понимается вся совокупность финансово-экономических отношений, при которых государство выступает в качестве заемщика.

Для покрытия дефицита государственного бюджета направляются прибыль Центрального банка РФ и кредиты ЦБ РФ.

Внешним неэффективным источником финансирования бюджетного дефицита явились кредиты международных финансовых организаций, главным образом Международного валютного фонда (МВФ).

В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. В случае превышения предельного уровня дефицита вводится механизм секвестра расходов,

Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов, например, на 5, 10, 15%. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося финансового года.

Государства покрывают дефицит в основном денежной эмиссией и внутренним и внешним заимствованиями. Однако эмиссия денег приводит к инфляции, росту цен на товары и услуги, что приводит к снижению жизненного уровня населения.

Источником финансирования дефицита служат кредиты Центрального банка России. Это наиболее дешевый источник финансирования, так как между Центральным банком России и Правительством РФ складываются деловые нерыночные отношения и процентные ставки по таким кредитам носят, как правило, символический характер.

Дальнейшая стратегия в области управления дефицитом и профицитом вызывает необходимость разработки новой концепции, основанной на уменьшении привлечения заемных средств, сокращении долговых обязательств, использования, прежде всего, внутренних резервов роста доходов на базе развития промышленного и сельскохозяйственного производства. [10]

 

 

Заключение

После относительно детального анализа выбранной темы необходимо подвести краткий итог, завершающий данную работу. В процессе работы были выполнены все поставленные цели и задачи, сформулированные в части введения. Выявлена роль дефицита бюджета в современной экономике, проанализированы способы финансирования бюджетного дефицита и источники финансирования в РФ.

В заключение хочется сказать, что нельзя однозначно определить хорошо это или плохо - дефицит бюджета, хотя бы потому, что различна природа дефицитов. Дефицит может возникнуть в результате серьезного спада производства и экономического кризиса. Здесь дефицит представляет собой неспособность правительства профинансировать собственные расходы. Но дефицит может явиться и результатом экономической политики государства: снижение налогов с целью стимулирования производства. Как показывает история, в этом случае государство может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся дефицит бюджета в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами.

Многое зависит и от того, из каких источников финансируется дефицит. Например, дефициты 80-х гг. в США были огромны, но на 80 % процентов финансировались путем продажи государственных обязательств населению страны, причем обязательств в основном долгосрочного характера. Это позволило правительству США сделать свой огромный трехтриллионный долг безопасным для национальной экономики и для благосостояния граждан. В России долгое время была другая крайность. В условиях тотального недоверия внутренних и внешних кредиторов к государству упор делался на выпуск краткосрочных обязательств, что, конечно, увеличивало нагрузку на и без того нереальный бюджет. В результате, такой способ покрытия дефицита привел к финансовому кризису и к резкому падению доходов населения. В то же время, балансирование бюджета путем привлечения валютных кредитов правительств иностранных государств и различных международных фондов привело к тому, что перспективы развития экономики страны сегодня во многом находятся не в руках российского правительства, а в руках их кредиторов.

Иными словами, природа и последствия бюджетного дефицита полностью зависят от действий правительства. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики. В этом суть бюджетного дефицита.

Список изпользованной литературы

    1. Агапова, Т. А. Макроэкономика: учебник / Т. А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: МГУ, 2006
    2. Бюджетная система России. Учебник. / Под ред. Г. Б. Поляка. М.: 2007 г.
    3. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы.- М.: Москва, 2000
    4. Галкин М. Долги России // Рынок ценных бумаг. - 2007. - № 5.
    5. Гвоздева Е. и др. Международный подход к анализу вывоза капитала из России // Вопросы экономики. 2006. № 2
    6. Добиться стабильности финансовой системы (интервью с А.Я. Лившицем) // Финансы, № 9, 2008г.
    7. Петров В. Проблемы и перспективы внутреннего рынка государственных долговых обязательств. // РЦБ - 2007 г. - № 8
    8. Пряшников В.И. О государственном долге - из первых рук. // ЭКО - 2009г. - № 11
    9. Селезнев А. Совокупный государственный долг, его регулирование // Экономист. - 2008. - № 8
    10. Смольянинова Е.Н. Бюджетная система РФ. - М.: изд-во ВГУЭС, 2007
    11. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для Ф59 вузов /Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2003, с.171-175
    12. Шиллер М., Брэдли С. Макроэкономика сегодня. - М.: Дело ЛТД, 2008
    13. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.Д. Камаева. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004
    14. http://www.minfin.ru/ru/budget/federal_budget/budj_rosp/
    15. http://economview.blogspot.ru/2013/04/blog-post_5424.html

 

 


Информация о работе Проблема бюджетного дефицита в современной России