Проблема внешних эффектов в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:14, реферат

Краткое описание

Экологические проблемы проникают в различные сферы общественной жизни, определяют во многом особенности устойчивого развития каждого государства. Сегодня угроза выживания обусловлена главным образом истощением и деградацией природной среды вследствие активной человеческой деятельности. Экономическое развитие XXI века идет, к сожалению, без должного учета исчерпаемости многих видов не возобновляемых природных ресурсов и понимания того обстоятельства, что восстановительные способности живой природы не беспредельны и экономическое развитие без учета экологических законов чревато катастрофическими последствиями.

Содержание

Введение 3
1.Генезис проблемы отрицательных внешних эффектов 5
2.Экономическая сущность экстерналий 8
3.Основные методы государственного регулирования отрицательных внешних эффектов в РФ 14
Заключение 22
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема внешних эффектов в рыночной экономике.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

Проблема эффективности  — это вопрос об альтернативных способах использования ресурсов. В случае с внешними эффектами она возникает в связи с тем, что из-за отсутствия установленных прав собственности альтернативная стоимость одних ресурсов занижается, а других - завышается. Любой ресурс или благо используются эффективно в той степени, в какой предельные издержки их применения уравновешиваются предельными выгодами от него. Относительно преодоления проблемы внешних эффектов это означает, что ее принципиальное решение заключается в обеспечении равенства предельных общественных издержек предельным общественным выгодам, то есть при MSC = MSB.

Так как MSC = MFC + МЕС, a MSB = МРВ + МЕВ, то решение достигается при МРС + МЕС = МРВ + МЕВ.

Иными словами, содержательная сторона вопроса  сводится к корректировке частных предельных издержек и выгод таким образом, чтобы они отражали общественные предельные издержки и выгоды. Поскольку такая корректировка предполагает учет предельных внешних издержек и выгод, то задача состоит в интернализации внешних эффектов, то есть трансформации предельных внешних издержек и выгод во внутренние. В отношении отрицательных внешних эффектов интернализация будет означать увеличение предельных частных издержек на величину предельных внешних издержек, что приведет к росту цены блага и сокращению его предложения до оптимальной Q*—>Qr. В отношении положительных внешних эффектов интернализация будет означать увеличение предельной частной выгоды на величину предельной внешней выгоды. При компенсации потребителям блага части затрат, равной величине предельной внешней выгоды, спрос на благо вырос бы, а производство увеличилось бы до объемов оптимального Q*>Qr. Такие корректировки будут способствовать перераспределению ресурсов в направлении более эффективного их применения, что приведет к устранению неэффективности.

Если права  собственности на ресурсы установлены  и имеется возможность свободного обмена ими, то производители и получатели внешних эффектов могли бы на компенсационной основе договориться о таком распределении этих прав, которое обеспечило бы равенство их издержек и выгод. Иначе говоря, посредством обмена правами собственности внешние эффекты могли бы быть трансформированы во внутренние, и оптимальное распределение ресурсов было бы достигнуто. Проблема, однако, состоит в том, что как установление прав собственности, так и ведение переговоров о их обмене связаны с издержками (установление и защита прав, получение информации об эффекте), что делает решение этой задачи затруднительным, а иногда и невозможным.

В том случае, когда издержки по установлению прав собственности и обмену ими отсутствуют или незначительны, итоговое перераспределение установленных прав собственности на ресурсы будет одним и тем же независимо от того, за кем эти права закреплены. Отсюда следует важный вывод о том, что установленные права собственности будут перераспределяться таким образом, что получившие денежную оценку ресурсы будут передаваться тем экономическим субъектам, которым это наиболее выгодно. А так как обмен правами будет осуществляться на основе учета затрат и выгод сторон, то будет обеспечиваться трансформация внешних эффектов во внутренние и достигаться оптимальное распределение ресурсов. 

Смысл ее сводится к тому, что рыночный механизм способен обеспечить эффективное распределение ресурсов в условиях четко установленных прав собственности, свободного обмена ими и отсутствия издержек по осуществлению трансакций. При данных условиях внешние эффекты будут иметь временный характер,  и устраняться  в процессе рыночного оборота посредством обмена (купли-продажи) правами собственности на ресурсы.

 

1.3. Регулирование  внешних эффектов: способы устранения последствий воздействия

Задачи и  способы регулирования

Существование вызванной внешними эффектами неэффективности связано с недостатками рыночного ценообразования, которое не обеспечивает учета в рыночной цене внешних предельных издержек или выгод.

Регулирование внешних эффектов — это осуществляемые в виде ограничений или поощрений способы интернализации внешних эффектов, направленные на оптимизацию распределения ресурсов.

1.3.1 Регулирование отрицательных  внешних эффектов

Следствием действия отрицательного внешнего эффекта является перепроизводство блага. В этой связи задача регулирования отрицательных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать кривую предложения блага в сторону оптимального, соответствующему  уровню общественных предельных издержек, объема его производства.

Подобная  ситуация складывается и при наличии расхождений в уровне общественных выгод. Например, степень загрязненности в городах выше, чем в сельской местности. Соответственно и общественные выгоды от производства блага в городах ниже (MSB2), чем в сельской местности (MSB1). Поэтому при применении единого стандарта действующие в сельской местности фирмы будут производить на уровне ниже оптимального (Q1 > Q), а фирмы, действующие в городах, — выше оптимального (Q2 < Q), что свидетельствует о неэффективности распределения ресурсов. Устранение этих недостатков путем введения индивидуальных стандартов экономически не оправдано, так как связано с большими административными издержками (сбор информации, мониторинг и контроль). Налоги как платежи за наносимый ущерб являются другим способом корректировки внешних эффектов. Они могут устанавливаться как в отношении производимых благ, так и вредных выбросов. Механизм воздействия налога (7) состоит в том, что вводимый на величину внешних предельных издержек Т = МЕС, налог поднимает предельные издержки производства до уровня общественных предельных издержек (рис. 1.3). Становясь детерминантной кривой предложения, он сдвигает ее вверх от S к Sr. В результате происходит сокращение выпуска в сторону оптимального объема Q}, а общество получает прямой выигрыш, равный устраненным потерям эффективности (треугольник ABC), что, однако, не означает устранение наносимого ущерба вообще. Последствия введения налога обусловливаются наличием у фирм альтернативных способов минимизации издержек производства, что должно учитываться при введении налога. Если фирмы находят предпочтительным с точки зрения максимизации собственной прибыли платить налог, сокращая выпуск, то при этом наносимый ущерб будет лишь уменьшаться, в нашем случая до размеров (Pj— PJQ), когда вводимый налог лишит фирмы прибыли, они прекратят производство. Если же фирмы располагают способами сокращения вредных выбросов, издержки по которым ниже налога, они будут совершенствовать технологии, в результате чего вредные воздействия сократятся либо будут устранены.


 

 

 

 

 

 

Рис.1.3. Применение налога для регулирования отрицательных  внешних эффектов.

Применение  налогов имеет ряд преимуществ. В отличие от стандартов, оно не требует сбора труднодоступной информации о предельных издержках снижения выбросов и связано с более низкими издержками регулирования. Применение налога Т не затрагивает издержек фирм на уменьшение загрязнения МСа' и МСа2 и способно обеспечить тот же уровень выбросов при более низких издержках (МСЬТ < MCf), чем в случае применения стандартов S. Так как фирмы могут извлечь выгоду в виде разницы между затратами на сокращение выбросов и налогом, то последний выступает мощным стимулом для сокращения фирмами уровня выбросов за счет совершенствования технологии, а налоги способствуют росту государственных доходов.

Между тем  использование налогов на практике имеет определенные трудности:

*  во-первых, отсутствие непосредственной корреляции  между объемом выпуска и уровнем загрязнения не обеспечивает интернализации внешнего эффекта, что требует четкого определения источника внешнего эффекта и установления налога на каждый отдельный вид вредных выбросов, а это связано со значительными дополнительными издержками;

  • во-вторых, налоги ведут к росту цен;
  • в-третьих, равнозначные ошибки при установлении 
    налога Т1 оборачиваются более серьезными предельны 
    ми общественными издержками (MSC7 > МУС5), нежели в случае 
    чае применения стандартов S;;
  • в-четвертых, имеющее компенсирующий характер применение 
    налогов не гарантирует устранения наносимого ущерба, что чревато 
    необратимыми последствиями в долгосрочной перспективе;
  • наконец, в тех случаях, когда получатели внешнего эффекта располагают более дешевым способом их устранения, налогообложение вообще неэффективно.

Рассматривая вопросы  регулирования внешних эффектов, следует помнить, что задача состоит не в устранении загрязнения как такового, а в обеспечении эффективного распределения ресурсов. Это означает, что эффективный уровень контроля над загрязнением достигается тогда, когда предельные общественные издержки равны предельным общественным выгодам. В этой связи проблема регулирования внешних эффектов заключается в том, чтобы повышение эффективности распределения ресурсов достигалось при снижении издержек фирм по устранению отрицательных внешних эффектов. Реализация такой задачи (при соблюдении допустимого уровня загрязнения) возможна путем создания рынка прав на загрязнение, где такие права могли бы свободно продаваться и покупаться.

Лицензии  на сброс загрязняющих веществ представляют собой один из возможных способов. Установив допустимый объем загрязнения, государство выпускает равное этому объему количество лицензий, каждая из которых дает право на сброс единицы загрязняющего вещества. Сами же лицензии пускаются в рыночный оборот. Поскольку предложение лицензий S строго ограничено, то цена лицензии будет зависеть от спроса D на них, как права на сброс загрязняющих веществ. Уже само действие рыночного механизма на рынке лицензий будет способствовать тому, что права на выбросы будут перемещаться к тем фирмам, которые имеют более низкие издержки по сокращению выбросов. Кроме того, права на использование ресурса (воздух, вода и т.п.) будут  покупаться и для альтернативных целей использования, не сопряженных с внешними эффектами, что равнозначно сокращению предложения лицензий (S1) и росту их цены (Р}). Одни фирмы будут вынуждены сокращать выпуск либо внедрять более совершенные способы производства. Фирмы, для которых цена лицензий окажется выше издержек по снижению вредных выбросов, вынуждены будут прекратить производство, что обеспечит переход прав на выбросы к фирмам, имеющим более низкие издержки по снижению вредных выбросов. В результате достигается повышение эффективности при более низких издержках.

Механизм  «компенсаций», представляющий собою заключаемое на компенсационной основе соглашение между фирмами об обмене правами собственности на загрязнения, применяется тогда, когда дополнительные загрязнения недопустимы. Суть его состоит в том, что фирма может приобрести права на выбросы у другой фирмы, которая готова за определенную плату сократить выбросы.

Механизм «кредитования» сводится к тому, что фирмы, имеющие более низкий по сравнению с нормативным уровень вредных выбросов, получают, не только право («кредит») на равновеликое превышение норм загрязнения в будущем, но и возможность накапливать такие «кредиты». Если фирмам предоставляется право продавать такие «кредиты», то этот способ регулирования может стать мощным стимулом для дальнейшего снижения выбросов, так как продажа полученных «кредитов» приведет к росту их прибылей.

Мониторинг, применяемый  для отслеживания норм выбросов по каждому отдельному загрязнителю также может быть использован для снижения издержек фирм по соблюдению установленных норм. Суть дела при этом состоит в том, что фирмам разрешается превышать нормативы по одному виду выбросов, если она обеспечивает равноценное снижение выбросов другого вида.

1.3.2. Регулирование положительных внешних эффектов

Действие  положительного внешнего эффекта выражается в более низком по сравнению с эффективным объемом производства и потребления блага. В этой связи задача регулирования положительных внешних эффектов состоит в том, чтобы скорректировать объем потребления блага в сторону оптимального, то есть соответствующего уровню общественных предельных выгод, объема его производства и потребления. Так как собственно положительный характер внешнего эффекта обычно проявляется в процессе потребления благ, то суть регулирования положительных эффектов сводится к оказанию понижающего воздействия на цену блага, что увеличит спрос на него, а следовательно, и выпуск.

Субсидии, представляющие собой платежи потребителям или  производителям блага, являются наиболее распространенным способом регулирования положительных внешних эффектов.

Субсидии могут быть направлены непосредственно на стимулирование спроса, когда их получателями являются потребители блага, вызывающего положительные внешние эффекты. Формы такого субсидирования — талоны на продукты питания, денежные выплаты бедным слоям населения, предоставление стипендий на образование, бесплатная вакцинация. Если потребление блага сопровождается положительными внешними эффектами, то при равновесном объеме спроса Q*суммарные потери общественной полезности (положительный внешний эффект) составят (Р,— P*)Q*, а чистые потери эффективности — величину, равную площади треугольника DEF. Так как эффективный объем потребления равен Qr то для его достижения необходимо предоставить потребителям субсидию С в размере предельной внешней выгоды С = МЕВ на каждую единицу блага. Снижение цены блага для потребителя (Р1 > Р) приведет к росту покупательной способности населения и сдвигу кривой спроса (D—>D^), посредством чего достигается увеличение производства блага в эффективном с точки зрения общества объеме (Q*->Q). При этом потребуются субсидии в сумме, равной (Р- P3)Q1.

Субсидии  могут быть нацелены на стимулирование предложения. В этом случае непосредственными получателями субсидий выступают производители, а их воздействие выражается в сокращении предельных издержек производства блага и смещении кривой его предложения (S—tS^). Понижающее воздействие на цену (Р*->Р) приводит к росту потребления (Q*-*Q). Следует, однако, обратить внимание на то, что размер субсидии С больше снижения цены. Примером такого рода регулирования могут служить субсидирование сельскохозяйственного производства, жилищного строительства. Что касается трудностей, возникающих при регулировании положительных внешних эффектов, то они сходны с теми, которые возникают в процессе регулирования отрицательных внешних эффектов — недостаток информации, дополнительные административные издержки. Нельзя также забывать, что субсидирование связано с дополнительными издержками.

 

1.4. Теорема Коуза

Р.Коуз исходил из того, что рассматриваемая проблема носит обоюдоострый или, как он говорит, “взаимообязывающий” характер: “При избежании ущерба для В мы навлекаем ущерб на А. Действительный вопрос, который нужно решить, это - следует ли позволить А наносить ущерб В или нужно разрешить В наносить ущерб А. Проблема в том, чтобы избежать более серьезного ущерба”.

Ответ не очевиден до тех пор, пока не удалось определить ценность того, что мы в результате этого приобрели, и ценность того, чем пришлось ради этого пожертвовать. Таким образом, решение, предложенное A.C.Пигу, не использует концепцию альтернативных издержек и подходит к факторам как к вещественным, а не правовым явлениям.

Информация о работе Проблема внешних эффектов в рыночной экономике