Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 22:14, реферат
Экологические проблемы проникают в различные сферы общественной жизни, определяют во многом особенности устойчивого развития каждого государства. Сегодня угроза выживания обусловлена главным образом истощением и деградацией природной среды вследствие активной человеческой деятельности. Экономическое развитие XXI века идет, к сожалению, без должного учета исчерпаемости многих видов не возобновляемых природных ресурсов и понимания того обстоятельства, что восстановительные способности живой природы не беспредельны и экономическое развитие без учета экологических законов чревато катастрофическими последствиями.
Введение 3
1.Генезис проблемы отрицательных внешних эффектов 5
2.Экономическая сущность экстерналий 8
3.Основные методы государственного регулирования отрицательных внешних эффектов в РФ 14
Заключение 22
Библиографический список
Москва заметно влияет на прилегающую местность: атмосферное загрязнение распространяется на восток на 70-100 км, депрессионные воронки от забора артезианских вод имеют радиусы 100-120 км, тепловое загрязнение и нарушение режима осадков наблюдается на расстоянии 90-100 км, а угнетение лесных массивов – на 30-40 км.
2.3. Государство и внешние эффекты
Тем не менее, многие экстерналии существуют в экономике длительное время. Это означает, что трансакционные издержки на выяснение и перераспределение прав собственности существенны, и ими нельзя пренебречь. Если такие издержки превышают выгоду от переговоров, то экстерналии не будут устранены. К такому же результату ведут слишком большое число вовлеченных в проблему экстерналий субъектов, трудности в определении конкретных источников внешних эффектов, асимметричная информация относительно издержек и выгод участников переговоров. Когда экстерналий устойчиво существуют в экономике, к решению их проблемы необходимо привлечь государство. При этом возможны следующие формы государственного воздействия.
Аналогичной будет ситуация при расхождении издержек у различных производителей товаров, порождающих внешние эффекты. И в этом случае установление единого допустимого, административно определенного количества подобного товара QA не устранит неэффективного размещения ресурсов (теперь QA < Q]s, и первый производитель уже не сможет достичь социально оптимального объема выпуска, но QA > Q^, и второй производитель, наоборот, будет превышать социально оптимальный объем выпуска), хотя также может способствовать снижению размеров потерь эффективности
Конечно, регулирующие деятельность продуцирующих внешние эффекты экономических субъектов административные органы теоретически могли бы установить каждому такому субъекту индивидуальные параметры деятельности (количество продукции, предельно допустимые концентрации выброса вредных веществ и т. д.), но это было бы связано со слишком высокими административными издержками на получение необходимой информации, определение таких параметров и проверку выполнения административных решений. К тому же число регулируемых таким образом экономических субъектов слишком велико. Поэтому в реальных экономических условиях это неосуществимо. Недавняя практика административного регулирования деятельности предприятий в нашей стране подтверждает этот вывод.
Однако реализовать на практике корректирующие налоги и субсидии не просто, так как это связано со значительными административными и трансакционными издержками, связанными со сбором информации и контролем, в частности, установление конкретных субъектов и объектов, в том числе установления конкретных субъектов и объектов налогообложения и субсидирования, оценки конкретных размеров налогов и субсидий, практических измерений (например, выбросов в атмосферу) и т. д. Свою роль играет и взаимное противоречие интересов вовлеченных в такие проблемы сторон: производителей и потребителей продукции и получателей внешних эффектов. Тем не менее, некоторые налоги и субсидии уже используются в практике отдельных стран.
Создание рынков прав на загрязнения. Важная сфера деятельности государства - создание прав собственности там, где они ранее отсутствовали. Это позволяет создать новые, отсутствовавшие ранее, рынки и подключить рыночный механизм к решению проблемы экстерналий под государственным контролем. Помимо прямого сокращения общих размеров внешних эффектов рынки прав на загрязнения (чаще всего — на определенные размеры или нормы вредных выбросов) позволяют приблизиться к решению проблемы неодинаковых эффектов от различных экономических субъектов и неодинаковых издержек на устранение экстерналий путем введения механизма перепродажи лицензий на загрязнения. Устанавливая конкретный допустимый объем загрязнений Q', государство тем самым определяет фиксированный объем S предложения прав на загрязнения. Рыночная цена Р' определяется с учетом спроса D на загрязнения .
Те субъекты загрязнения, для которых данная цена окажется выше издержек на снижение или ликвидацию вредных выбросов, предпочтут не покупать такую лицензию, а осуществить необходимые сравнительно более дешевые меры. В ином случае им придется купить лицензию и сократить производство данной продукции — или же полностью отказаться от него, если суммарные затраты окажутся слишком высоки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Грядущий век и тысячелетие требуют определения новой глобальной идеи. Невероятно возросшее и колоссальными темпами возрастающее могущество Человека, вытекающее из возможностей информационной революции, вряд ли сможет использовать в качестве двигателя прогресса идею искупления первородного греха или идею прощения человеком невольных и вольных грехов своих недоброжелателей... Скорее всего глобальной идеей следующего века станет идея гармонии.
Попробуем
сделать некоторые выводы. Человек
не может жить без
Логика развития жизни на Земле определяет деятельность человека как главный фактор, причем биосфера может существовать без человека, но человек не может существовать без биосферы. Сохранить гармонию человека и природы – основная задача, которая стоит перед настоящим поколением. Это требует изменения многих ранее сложившихся представлений о соизмерении человеческих ценностях. Необходимо развитие у каждого человека «экологического сознания», которое будет определять выбор вариантов технологий, строительства предприятий и использования природных ресурсов.
Одна из основных задач современного образования – становление экологического способа мышления. Так правительством РБ в 1991 г. была одобрена Республиканская программа по образованию в области окружающей среды. В ней определены цели и принципы организации экологического образования в области охраны окружающей среды. Важным моментом является тот факт, что приоритетность экологического образования, обязательность введения природоохранных дисциплин во всех учебных заведениях закреплены в законах РБ « Об образовании» и «Об охране окружающей среды». От лозунга « Взять от природы все» необходим переход к лозунгу «Природа наш дом».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Экономические основы экологии – Санкт-Петербург, изд. «Специальная литература» 1997г.
2. Экология и экономика - Москва, изд. «Закон и право» 1998г.
3. Основы экологии и экономика природопользования «Министерство сельского хозяйства и продовольствия РБ. Учебно-методический центр» 2000г.
4. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде Л.: Химия 1987г.
5. Охрана окружающей среды – справочник.
6. «Рациональное использование и охрана окружающей среды городов.» Е. М. Сергеев, Г. Л. Кофф.
7. Экологическая перспектива города - О.Н. .Яницкий.
8. Борисович, В. М. Полтерович, В. И. Данилов и др. М., “Экономика”, “Дело”, 1992г.
9. Нуреев Р. И. “Основы экономичесокй теории: Микроэкономика” М.,
“Высшая школа”, 1996г.
Информация о работе Проблема внешних эффектов в рыночной экономике