Проблема обеспечения энергетической безопасности России, условия глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – разработка рекомендаций по снижению угроз энергетической безопасности России.
Задачи:
- дать определение энергетической безопасности;
- дать анализ состояния энергетической безопасности РФ;
- описать возможные угрозы энергетической безопасности государства и пути их нейтрализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………..……………………………………………………..…………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ…………..4
1.1 Понятие, критерии и показатели оценки уровня энергетической безопасности страны………..……………............................................................4
1.2 Роль энергетической политики в обеспечении энергетической безопасности страны…………………………………………………………….......8
1.3 Глобализация энергетической безопасности......................................10 ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ………………………………..13
2.1 Проблемы формирования системы международной энергетической безопасности АТР………………………………….……………………………….13
2.2 Энергетическая безопасность для США………………………….........15
2.3 Энергодиалог Россия – ЕС……………………………………………...17
2.4 Развитие российского ТЭК в глобальном контексте…………………20
ГЛАВА 3 СОВРЕМЕННАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА СТРАНЫ..….24
3.1 Проблемы и угрозы энергетической безопасности России……...……24
3.2 Энергетическая безопасность и энергетическая политика России….27
3.3 Энергетическая стратегия. Альтернативные источники энергии……34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………........43

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa__10_06_13.doc

— 507.50 Кб (Скачать файл)

Не менее важная проблема российского ТЭК это экологические проблемы. Серьезное техническое и технологическое отставания российских предприятий ТЭК способствуют, тому что ТЭК в России основной загрязнитель окружающей среды. Таким образом, если в США основной "загрязнитель" это транспорт, то в России это предприятии ТЭК, как на Западе в середине прошлого века. Это показывает масштаб технического отставания ТЭК России от ведущих стран Запада.[4]

 

 

3.2 Энергетическая безопасность  и энергетическая политика России

 

 

Энергетическая безопасность одна из составляющих национальной безопасности России, а как известно поддержание национальной безопасности - одна из важнейших задач энергетической политики. На рисунке 3.2 изобразим ресурсы характеризующие экономическую безопасность страны.

Рисунок 3.2 – ресурсы экономической безопасности страны

Энергетическая политика Российской Федерации, определяет условия для конструктивного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций (в том числе некоммерческих) и предпринимателей в сфере энергетики [1, с.47].

Основными приоритетами энергетической политики России являются:

- удовлетворение потребностей России в энергоносителях;

- повышение эффективности использования энергоресурсов и переход на энергосберегающие технологии;

- поддержание надежной сырьевой базы и поддержание устойчивого развития ТЭК;

- развитие экологически безопасных направлений ТЭК и сокращение негативного воздействия на окружающую природную среду;

- поддержание экспортного потенциала ТЭК и увеличение его объемов;

- обеспечение энергетической безопасности и независимости Российской Федерации [13, с.111].

Энергетическая безопасность затрагивает широкий круг взаимосвязанных проблем, касающихся ресурсной базы энергетики и влияния на топливо- и энергоснабжение потребителей угроз экономического, социально-политического, внешнеэкономического, внешнеполитического, техногенного и природного происхождения, а также несовершенства управления энергетикой.

Проблемы энергетической безопасности России в значительной мере определяются "узкими" местами в ее экономике и энергетике. Анализ состояния и перспектив развития ТЭК и составляющих его систем показывает опасное снижение производства топливно-энергетических ресурсов, катастрофическое старение основных производственных фондов, крайнюю недостаточность инвестиционных ресурсов для обновления и развития энергетических отраслей и ряд других негативных явлений.

С одной стороны, в стране сложились энергорасточительные производственная и коммунально-бытовая сферы, а с другой - имеются существенные резервы энергосбережения как в самой энергетике, так и в других отраслях народного хозяйства. Изучение экономической среды ТЭКа показывает множество принципиальных возможностей устранения узких мест в энергетике за счет реализации резервов энергосбережения.[18]

Совокупность угроз энергетической безопасности охватывает весь спектр дестабилизирующих факторов, перечисленных выше. Некоторые из них имеют преходящий характер, и их влияние будет снижаться по мере выхода экономики страны из кризиса. Однако основной комплекс угроз актуален в любых экономических условиях, причем следует отметить особую опасность наложения различных факторов.

Анализ современной сложившейся ситуации в ТЭК показывает, что угрозы энергетической безопасности носят уже вполне реальный характер. Так, во многих регионах России отмечается дефицит топливных ресурсов, что вызывает серьезные экономические и социальные проблемы (неудовлетворительное состояние коммунальной энергетики, сбои в теплоснабжении и др.), что несет реальную угрозу энергетической безопасности регионов.

Важно, что специфика размещение первичных энергоресурсов, производства нефтепродуктов и электроэнергии по регионам страны, отличается высокой степень концентрации в одних регионах и почти полным отсутствием в других. В наибольшей степени проблемы с обеспечением энергоресурсами характерны для регионов Дальнего Востока, Сибири и европейской части страны [12, с.264].

Задачи политики энергетической безопасности:

  1. Стабильно и в достаточном объеме обеспечивать экономически обоснованный внутренний и международный спрос на энергоносители;
  2. Способствовать повышению эффективности использования предприятиями разных секторов экономики энергоресурсов, сокращение нерациональных затрат на энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса;
  3. Поддержание устойчивости энергетического сектора о всей совокупности экономических, техногенных и природных угроз, а также формирование возможностей сокращать возможный ущерб, от действия различных дестабилизирующих факторов.

Энергетическая безопасность России строится на следующих принципах:

  • гарантированность и надежность энергообеспечения экономики и населения страны, как в обычной, так и чрезвычайной ситуации;
  • тщательный контроль со стороны всех органов власти за надежным энергоснабжением объектов, поддерживающих безопасность государства;
  • контроль за восполняемостью исчерпаемых ресурсов топлива, при использовании, которых темпы их потребления должны сопоставляться с темпами освоения заменяющих их источников энергии;
  • работы по диверсификации используемых видов топлива и энергии, с целью устроить зависимость экономики от одного вида энергоносителей;
  • обязательный учет требований экологической безопасности страны, т.е. соответствие предприятий ТЭК международным экологическим стандартам;
  • контроль над рациональным использованием энергоресурсов (политика энергетической эффективности);
  • создание экономических условий равных условия поставок энергоносителей на внешний и внутренний рынок, в том числе рационализация товарной структуры экспорта;
  • модернизацию предприятий отрасли на основе современных стандартов и с использованием отечественного оборудования.

Основные направления структурной политики в энергетическом секторе народного хозяйства определены Правительством РФ:

  • провести реформу жилищно-коммунального сектора, снизив, в результате, его потребление топлива и энергии на 25.30%;
  • сформировать эффективную систему управления госсобственностью и государственного регулирования естественных монополий;
  • завершить основной этап реструктуризации угольной промышленности и начать реструктуризацию нефтепереработки. Стержнем структурной политики в энергетическом секторе должно стать энергосбережение.

Энергосбережение - это не проявление отраслевого интереса, а насущная задача всей российской экономики.

В соответствии с Законом "Об энергосбережении" будет производиться:

  • стимулирование производства и использования топливо - и энергосберегающего оборудования;
  • организация учета расхода энергетических ресурсов, а также контроля за их расходом;
  • осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов. В настоящее время, обеспечения энергетической безопасности России связано с решением двух принципиальных проблем.

1. Острая необходимость полноценной модернизации во всех морально устаревших технологиях и замена физически изношенной технологической базы ТЭК и обеспечить воспроизводство ресурсной базы. Решение этой проблемы строится на масштабных инвестициях, в том числе иностранных.

2. Необходимость изменение структуры потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов - изменение географии производства и потребления энергоносителей на территории России. Как мера по сокращения зависимости внутреннего рынка от природного газа и нефти, предусмотрено увеличение потребления атомной и гидроэнергии, но, прежде всего, возврат к угольной энергетике, а так же использование возобновляемых источников энергии.[14]

Существенные изменения произойдут в территориальной структуре добычи и потребления угля что увеличит межрегиональных поставок твердого топлива прежде всего в направлении Восток - Запад.

Для успешного выполнения этой программы необходимо интенсивно вводить в разработку новые месторождения в районах Средней Оби и Надым-Тазовского междуречья. За счет формирования новых центров добычи нефти в восточных районах страны и на шельфах Каспийского, арктических и дальневосточных морей роль Западной Сибири в нефтегазовом комплексе России должна уменьшится - по добыче нефти с 72 до 63%, а газа - с 93 до 76%.

Новый крупный центр добычи нефти и газа должен быть сформирован в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) на территории Лено-Тунгусской нефтегазоносной провинции. В последние десятилетия XX в. здесь был открыт ряд гигантских и крупных месторождений - Юрубчено-Тохомское, Собинское, Ковыктинское, Верхнечонское, Талаканское, Чаяндинское, Среднеботуобинское и др. По оценкам, к 2020 г. добыча нефти в этом регионе может быть доведена до 80 млн. т, В перспективе добыча нефти и газа в этой провинции должна полностью обеспечить потребности рынка Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также экспорт в страны АТР и на Тихоокеанское побережье США [16].

Новые центры добычи нефти и газа планируется сформировать на шельфах российских морей - Баренцева и Печорского, российского сектора Каспийского моря, Обской и Тазовской губ и, возможно, Карского моря. Крупный центр добычи нефти и газа уже формируется на шельфе острова Сахалин. По некоторым оценкам, к2015 гг. добыча нефти по проектам "Сахалин" может быть доведена до 20-25 млн. т, газа - до 25-30 млрд. м [8, C.88].

Важной проблемой остается сокращение энергоемкости экономики и бытовой сферы России. Современная энергоемкость в 2-3 раза превышающей аналогичный показатель в экономически развитых странах. Кроме объективных причин этого - суровые климатические условия, это так же следствие архаичной структуры промышленного производства, усугубляющееся технологическое отставание энергоемких отраслей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства.

Задачей энергетической политики России является жесткое и безусловное достижение намеченных стратегических ориентиров роста энергоэффективности, при использовании многих стимулирующих мер, экономического, правового, административного характера.

Задача заключается в том, что через целенаправленную государственную политику обеспечить заинтересованность потребителей энергоресурсов в их энергосбережение, создание привлекательные условия для инвестирования в эту сферу деятельности, при снижении вероятных финансово-экономических рисков.

В рамках реализации политики энергоэффективности предусмотрено:

  • дотирование использования высокоэкологичных производств, малоотходных технологий, стремлении к разработки безотходных технологий производства и потребления энергоресурсов;
  • установление жестких экологических требований к деятельности предприятий и продукции ТЭК, создания системы компенсаций реализацию этих мероприятий и системы взысканий за их нарушение;
  • ужесточение контроля за соблюдением экологических требований при реализации инвестиционных проектов, совершенствование системы государственной экологической экспертизы;
  • работа над созданием экологически чистых энерго - и ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий, обеспечивающих рациональное производство и использование топливно-энергетических ресурсов, снижение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, а также парниковых газов, сокращение образования отходов производства и других агентов вредного воздействия;
  • последовательная реализация специальных природоохранных мероприятий, в том числе строительства и реконструкции природоохранных объектов, ориентированных на очистку и улавливание вредных выбросов от предприятии ТЭК, очистке промышленных и бытовых стоков; увеличение объемов и качества рекультивации земель, загрязненных и нарушенных после использования предприятия ми ТЭК;
  • финансовое стимулирование рационального использования попутного нефтяного газа, прекращение практики сжигания его в факелах, более полная переработка сырья;
  • работа по развитию экологически чистых технологий сжигания угля как условие реализации прогнозов роста его потребления электростанциями и другими промышленными объектами;
  • улучшение качества угольного топлива (в том числе развитие обогащения, переработки, брикетирования и др.); увеличение объемов использования шахтного метана и водоугольного топлива;
  • разработка программы минимизации экологического ущерба от деятельности гидроэлектростанций;
  • организация работ по сертификации природоохранных технологий и технических средств;
  • организация обучения и подготовка специалистов в области природоохранной деятельности [13].

Таким образом, энергетическая политика является результатом осознания важности, стратегического характера энергетического сектора для нашей страна. Энергетическая политика представляет собой комплекс мер направленных на оптимизацию использования энергетических ресурсов страны и на поддержания высокого уровня энергетической безопасности.[19]

 

 

3.3 Энергетическая стратегия. Альтернативные  источники энергии

 

 

Стратегия определяет энергетическую политику, целью которой является максимально эффективное использование природных энергоресурсов России и потенциала энергетического сектора для обеспечения устойчивого роста экономики страны.[1, с.55]

Равнение на Канаду и скандинавские страны.

Важными векторами развития топливно-экономического сектора России стратегия называет интеграцию в мировую экономику, создание конкурентной рыночной среды и переход к инновационному и энергоэффективному развитию. Также стратегия ставит целью переход экономики России от экспортно-сырьевой к ресурсно-инновационной ориентации, трансформации экономики страны в пользу менее энергоёмких отраслей, повышения энергоэффективности и снижения энергоёмкости экономики до уровня стран с аналогичными природно-климатическими условиями (такими как в Канаде и странах Скандинавии).

Энергетическая стратегия определяет не конкретные траектории развития экономики России или отдельных её отраслей, а модель трансформации экономики. Предполагается, что российская экономика будет развиваться за счёт малоэнергоёмких секторов экономики и реализации технологического потенциала энергосбережения.

Это приведёт к тому, что по сравнению с 2005 годов в 2030 году доля ТЭК в экспорте России снизится в 1,7 раза, удельная энергоёмкость валового внутреннего продукта сократится в 2 раза. Ожидается, что к 2030 году доля малоэнергоёмких отраслей (машиностроение, лёгкая, пищевая промышленность и другие) в структуре промышленного производства вырастет в 1,5-1,6 раза и составит более половины общего объёма промышленного производства в стране против 33 процентов в настоящее время.[2, с.477]

Ставка на проверенных партнёров.

В энергетической стратегии отмечается, что в последние годы Россия является одним из лидеров нефтедобычи и обеспечивает 12 процентов мировой торговли этим энергоресурсом. Более 4/5 российской нефти продаётся на европейском рынке, где российская доля – 30 процентов. Также Россия занимает первое место по запасам природного газа (23 процента всех мировых запасов). При этом доля российского газа в Европе также составляет около 30 процентов.

Одним из главных принципов действий России в международной торговли энергоресурсами является сохранение стабильных отношений с традиционными потребителями российских ресурсов и развитие устойчивых отношений на новых формирующихся энергетических рынках. 
          При этом восточное направление (Япония, Китай, Корея) в российском энергетическом экспорте будет расти. В частности доля нефтяного экспорта в этом направлении увеличится на 6 процентов и достигнет 22-25 процентов, а доля газового экспорта увеличится с нуля до 20 процентов.[3] 
         Главные ориентиры энергетической политики.

Информация о работе Проблема обеспечения энергетической безопасности России, условия глобализации