Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 00:50, курсовая работа
Цель работы - изучение видов, структуры, динамики доходов населения, их формирование, а также анализ проблемы дифференциации доходов в нашей стране, путей её решения.
Задачи работы: выявить основные причины дифференциации доходов населения, характерные для нашей страны.
Теоретическую базу составляют работы таких авторов как Батурин И.В., Морозова Т.А., Чепурин М.Н., Киселева Е.А., Осадчая И. О. и др.
В данной работе использовались такие методы как: наблюдение, обобщение, сравнение, индукция, дедукция.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение……………………………………………………………………….5
Глава 1. Проблема дифференциации доходов……………………………....7
1.1 Сущность и структура доходов…………………………………………..7
1.2 Дифференциация доходов, ее показатели и виды………………………9
Глава 2. Проблема социальной защищенности населения. Социальная политика государства………………………………………………………………17
2.1 Проблема социальной справедливости и экономической эффективности……………………………………………………………………...17
2.2 Проблема социальной защищенности населения……………………..19
2.3 Социальная политика государства……………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………...31
Список использованной литературы……………………………………….34
Социальная защищенность - это конституционное и законодательное обеспечение всего комплекса прав и свобод человека. Социальная защита – это более конкретное понятие и сводится к работе по реализации прав и свобод. [14, с. 147]
К субъектам социальной защиты следует отнести: государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, различные общества и объединения потребителей, а также отдельные личности, именуемые правозащитниками. К объектам социальной защиты относится, во-первых, все население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни людей, реализацию интересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития. Во-вторых, отдельные группы и слои населения. В-третьих, объектом социальной защиты являются социально-уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалида, неработающие пенсионеры, безработные, а, также женщины.
Государство является главным субъектом социальной защиты, выражающим общественные интересы. Оно разрабатывает и принимает нормы социальной защиты. Например, правовые акты, регулирующие: трудовые соглашения, общественные отношения, связанные с распределением и использованием жилищного фонда, характер медицинского обслуживания и нормы пенсионного обеспечения. Особое значение имеет установление минимального уровня оплаты труда (МРОТ). Профсоюзы осуществляют деятельность по защите интересов трудящихся регламентируется международными конвенциями, национальными законами и трудовыми договорами (соглашениями) с предпринимателями. В сфере деятельности профсоюзов находится широкий круг проблем: это уровень и формы оплаты труда, продолжительность рабочего дня и ежегодные отпуска, медицинское страхование и социальное обеспечение и др. Союзы предпринимателей – это объединения предпринимателей отдельных областей, городов, отраслей промышленности. Через свои союзы предприниматели добиваются установления выгодных им таможенных пошлин, транспортных тарифов, заработных плат для рабочих. [9, с. 177]
Для экономической науки представляет интерес характер взаимодействия субъектов социальной зашиты. Его можно представить в виде треугольника: государство – профсоюзы – союзы предпринимателей – государство. В этом треугольнике ведущая роль принадлежит государству, которое регулирует отношения между двумя другими сторонами. Профсоюзы и предприниматели же находятся в постоянной «оценке», в непрекращающемся конфликте. В настоящее время в развитых капиталистических странах эта борьба имеет позитивные результаты, о чем свидетельствуют успехи в социальном прогрессе и высокие стандарты социальной защиты трудящихся. В России этот процесс еще только зарождается.
Повышение эффективности социальной защиты трудящихся предполагает анализ источников социальной незащищенности. Источники незащищенности - это факторы, которые в данный момент оказывают понижающее влияние на уровень жизни людей. Их можно разделить на две группы: абсолютные и относительные. К первой группе относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на защищенность трудящихся - снижают ее в той или иной мере. Это безработица, инфляция, милитаризация экономики, военные конфликты, экологические проблемы. Вторая группа включает такие источники, которые только при ухудшении их динамики становятся источниками незащищенности. К ним следует отнести: несправедливое распределение доходов, снижение уровня личного потребления; сокращение объема и снижение качества медицинских услуг, ухудшение социального обеспечения и социальной помощи; обострение жилищной проблемы. [13, с. 89]
Ключевым аспектом социально-экономической защищенности населения является защищенность в сфере труда. Для подавляющего большинства населения именно сфера труда является основным источником дохода и одновременно важнейшим полем личностной самореализации. Положение в этой сфере определяет социальный статус человека, его самооценку и общую удовлетворенность жизнью. Рост неустойчивости положения работников негативно сказывается на качестве человеческого потенциала и возможностях его реализации.
Защищенность в сфере труда является интегральной категорией, включающей ряд аспектов. К ним относятся гарантии сохранения занимаемого рабочего места и возможности альтернативной занятости в случае его потери.
По данным на 2012 г., наиболее защищенными от угрозы потери работы чувствуют себя работники государственного сектора (48%). Около 60% занятых убеждены, что смогут найти рабочее место по своей специальности, равноценное как по уровню оплаты, так и по условиям труда [13, с. 144].
Защищенность в процессе
работы распадается на значительное
число составляющих, ключевыми из
которых являются защищенность трудового
дохода, социальные гарантии (продолжительность
рабочего времени, оплата отпуска, сверхурочных
работ, больничных листов и т.д.), безопасность
условий труда, возможности самореализации
и служебного продвижения. Субъективную
оценку степени защищенности дохода
характеризует
Рис.3. Оценка удовлетворенности оплатой труда по категориям работников, в % от общей численности опрошенных
Таблица 6.
Оценка удовлетворенности оплатой труда по категориям работников, 2012 г, в % от общей численности опрошенных
Категория работников |
Удовлетворены ли Вы размером заработка? (%) | ||
Да |
Скорее нет |
Абсолютно нет | |
Администрация |
29,6 |
35,2 |
16,7 |
Специалисты высшего звена |
20,7 |
36,7 |
21,8 |
Специалисты среднего звена |
17,1 |
36,5 |
26,5 |
Квалифицированные рабочие |
16,0 |
41,9 |
25,1 |
Неквалифицированные рабочие |
17,6 |
25,0 |
42,5 |
В целом |
18,6 |
37,3 |
25,0 |
Из таблицы 6 и рисунка 3 видно, что наиболее удовлетворены своей оплатой труда администрация (30%), и наименее – неквалифицированные работники (42,5%).
В теоретических исследованиях последних лет защищенность в социально-трудовой сфере трактуется как дефицитный ресурс, который распределен неравномерно. Уровень защищенности конкретного работника зависит от внутренних и внешних факторов. К числу первых относятся демографические характеристики, уровень образования, состояние здоровья, к числу вторых – тип рабочего места, тип контракта, сектор экономики, регион.
В условиях цивилизованного
конкурентного рынка труда
Таблица 7.
Структура верхнего и нижнего сегментов рынка труда по образованию на 2012 г, в % от общей численности опрошенных
Категория работников |
Доля лиц, имеющих образование (%) | ||||
Высшее |
Незаконченное высшее |
Среднее специальное |
Полное среднее |
Неполное среднее | |
Удовлетворенные заработком |
40,6 |
5,7 |
33,9 |
14,1 |
5,7 |
Неудовлетворенные заработком |
30,7 |
5,8 |
42,3 |
14,7 |
6,6 |
В целом |
33,9 |
6,1 |
39,9 |
13,8 |
6,3 |
Рис.4. Структура удовлетворенности населения заработной платой в зависимости от образования, в % к общей численности опрошенных
Заметно, что наиболее удовлетворены своим уровнем заработной платы люди, имеющие высшее образование (40%), а наименее – люди с незаконченным высшим и неполным средним (по 6%).
Хорошо оплачиваемые рабочие места одновременно гарантируют высокий уровень защищенности, создают условия для развития работников и усиливают их конкурентоспособность, плохо оплачиваемые – ведут к деградации рабочей силы и способствуют закреплению работников в низшем сегменте рынка. Расширение периферийных слоев рабочей силы, занятых на плохих рабочих местах, усиливает неоднородность социальной защищенности в сфере труда, подрывает возможности сбалансированного развития человеческого потенциала страны.
2.3 Социальная политика государства
Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству. [15, с. 102]
Рост динамизма общественной жизни и экономического развития, бурное развитие процессов глобализации повлекло за собой снижение стабильности, угрозу устоявшемуся порядку вещей и, следовательно, ослабление социально-экономической незащищенности населения [12, с. 328]. Социальная защита граждан осуществляется с помощью социальной политики государства.
Социальная политика призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Составной частью социальной политики является государственная политика доходов, которая заключается в перераспределении их через государственный бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат. Кроме того, законодательным путем устанавливаются минимальные ставки оплат труда, осуществляется государственное пенсионное обеспечение и различные виды социального страхования, производится индексация доходов, поддерживаются бедные слои населения.
Факторы, определяющие политику доходов: [18, с. 451]
1. В современных условиях
особую сторону приобрели
2. Социальные трансферты. Они позволяют смягчить социальное неравенство, порождаемое рыночным характером распределения доходов, а также различными превратностями человеческой жизни, включая болезни, потерю работы, старость и другие риски, лишающие человека возможности получать хотя бы минимальный трудовой доход. Эти средства покрывают расходы на социальное обеспечение, помощь безработным, пенсии, здравоохранение и т.п. Для улучшения условий жизни беднейших граждан государство обычно оказывает им помощь через социальные программы.
Важнейшей частью государственной
программы социального
Другая часть государственной программы социального обеспечения составляет общественное вспомоществование. Оно финансируется из налоговых поступлений государства и направлено на поддержание дохода беднейших слоев населения независимо от их участия в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов. Общественное вспомоществование может быть в виде денежных выплат и в натуральной форме (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам).
Расходы на выплату пособий и социальной помощи в России увеличиваются. Так в 2007 г. они составляли 41031 млн. рублей, в 2008 г. – 55011 млн. рублей, в 2009 г. – 77744 млн. рублей, в 2010 г. – 98309 млн. рублей, в 2011 г. – 128429 млн. рублей, в 2012 г. – 140869 млн. рублей (см. Таблицу 8 [20]).
Информация о работе Проблема социальной защищенности населения. Социальная политика государства