Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 00:50, курсовая работа
Цель работы - изучение видов, структуры, динамики доходов населения, их формирование, а также анализ проблемы дифференциации доходов в нашей стране, путей её решения.
Задачи работы: выявить основные причины дифференциации доходов населения, характерные для нашей страны.
Теоретическую базу составляют работы таких авторов как Батурин И.В., Морозова Т.А., Чепурин М.Н., Киселева Е.А., Осадчая И. О. и др.
В данной работе использовались такие методы как: наблюдение, обобщение, сравнение, индукция, дедукция.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение……………………………………………………………………….5
Глава 1. Проблема дифференциации доходов……………………………....7
1.1 Сущность и структура доходов…………………………………………..7
1.2 Дифференциация доходов, ее показатели и виды………………………9
Глава 2. Проблема социальной защищенности населения. Социальная политика государства………………………………………………………………17
2.1 Проблема социальной справедливости и экономической эффективности……………………………………………………………………...17
2.2 Проблема социальной защищенности населения……………………..19
2.3 Социальная политика государства……………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………...31
Список использованной литературы……………………………………….34
Таблица 8.
Расходы на выплату пособий и социальной помощи в России в 2007-2012 гг., в млн. рублей
Расходы на выплату пособий и социальной помощи |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Всего в млн. руб., в т.ч.: |
41031 |
55011 |
77744 |
98309 |
128429 |
140869 |
Семейные и материнские пособия |
14457 |
20753 |
26276 |
34273 |
43447 |
45693 |
Пособия по временной нетрудоспособности |
15034 |
19615 |
33245 |
48511 |
62699 |
70335 |
Социальная помощь гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф на АЭС и др. аварий |
3619 |
3699 |
3997 |
5058 |
5368 |
5736 |
Пособия и материальная помощь безработным |
5189 |
7536 |
6322 |
7216 |
10598 |
13002 |
Единовременное пособие, оплата проезда, провоза багажа, материальная помощь беженцам и вынужденным переселенцам |
422 |
458 |
455 |
453 |
907 |
356 |
Расходы на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение |
1439 |
1494 |
1513 |
1781 |
1761 |
1736 |
Другие виды пособий и социальной помощи |
871 |
1456 |
5936 |
1017 |
3649 |
4011 |
Задолженность по выплате ежемесячного пособия на ребенка |
19965 |
26155 |
20614 |
14980 |
9462 |
5152 |
Наибольшая доля в них принадлежит пособиям по временной нетрудоспособности (в 2007 г. эта доля была 15034 млн. рублей, что составляло 36,7% от общей суммы расходов на выплату пособий и социальной помощи, в 2008 г. – 35,7%, в 2009 г. – 42,8%, в 2010 г. – 49,3%, в 2011 г. – 48,8%, в 2012 г . – 49,9%) и семейные и материнские пособия (в 2007 они составляли 35,3% от общей суммы расходов на выплату пособий и социальной помощи, в 2008 г. – 37,7%, в 2009 г. – 33,8%, в 2010 г. – 34,9%, в 2011 г. – 33,8%, в 2012 г. – 32,4%) (см. Таблица 9). [19]
Таблица 9.
Расходы на выплату пособий и социальной помощи в России в 2007-2012 гг., в % от их общей суммы
Расходы на выплату пособий и социальной помощи |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Всего в %., в т.ч.: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Семейные и материнские пособия |
35,3 |
37,7 |
33,8 |
34,9 |
33,8 |
32,4 |
Пособия по временной нетрудоспособности |
36,7 |
35,7 |
42,8 |
49,3 |
48,8 |
49,9 |
Социальная помощь гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф на АЭС и др.аварий |
8,8 |
6,7 |
5,1 |
5,1 |
4,2 |
4,1 |
Пособия и материальная помощь безработным |
12,6 |
13,7 |
8,1 |
7,3 |
8,2 |
9,2 |
Единовременное пособие, оплата проезда, провоза багажа, материальная помощь беженцам и вынужденным переселенцам |
1,0 |
0,8 |
0,6 |
0,5 |
0,7 |
0,3 |
Расходы на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение |
3,5 |
2,7 |
1,9 |
1,8 |
1,4 |
1,2 |
Другие виды пособий и социальной помощи |
2,1 |
2,7 |
7,7 |
1,1 |
2,9 |
2,9 |
Также большую долю занимают пособия и материальная помощь безработным. Хотя расходы на выплату пособий и социальную помощь значительно увеличиваются с каждым годом, они не являются высокоэффективными, поскольку дифференциация доходов и соответственно количество населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума остается практически неизменной и снижается очень низкими темпами.
3. Прогрессивное налогообложение. В России налоговая политика пока не помогает выравниванию доходов. Большим достижением наше правительство считало и, видимо, продолжает считать введение плоской шкалы подоходного налога в размере 13%. В то время как в зарубежных странах он составляет 30-60%. Подоходный налог с населения (важнейший источник доходов государства) дает до четверти всех поступлений. У нас же подавляющая часть населения еще очень бедна, а преуспевающее меньшинство только начинает привыкать платить налоги. Поэтому для нашей страны необходимо изменение налоговой системы в сторону ее большей адекватности рыночным отношениям и ориентации на экономический рост. Однако не менее важно позаботиться о повышении благосостояния широких слоев населения. Глубокая его дифференциация по уровню доходов вряд ли оправдывает дальнейшее существование прежней системы индивидуального налогообложения: представляется необходимым проведение более гибкой налоговой политики [4, с.62-63]. Большое влияние здесь играет скрытие дохода и неуплата налогов.
4. Государственное вмешательство в процесс ценообразования на потребительские товары и услуги. Установление верхних пределов цен или их фиксирование представляет собой средство административного регулирования экономики. Оно применяется довольно редко, и в условиях рыночной экономики не является достаточно эффективным в долгосрочном и среднесрочном периодах.
Итак, факторы, определяющие политику доходов, являются одновременно и важнейшими инструментами государственного воздействия на неравенство в распределении доходов.
Проводимая ныне социальная
политика характеризуется спонтанностью
и зачастую бессистемностью. Ее суть
сводится к попыткам нейтрализации
уже возникшей социальной напряженности.
Принимаемые правительством решения
по защите населения отстают от рыночных
недугов. Исправление сложившегося
положения требует ряда мер. Во-первых,
федеральная социальная политика должна
формироваться исходя из социально-экономической
целесообразности, а не политических
амбиций. Во-вторых, успешное решение
стоящих перед обществом
В настоящее время в
условиях экономических, структурных,
социальных (отчасти психологических)
экологических кризисных
- активная политика по повышению уровня жизни, социальной поддержки населения, созданию условий для реализации его возможностей самостоятельно обеспечить свое благосостояние;
- формирование эффективного рынка труда и продуктивной занятости населения: высокопроизводительных рабочих мест, профессионально подготовленных работников и их высоких доходов;
- действенные меры на рынке труда по оптимизации структуры занятости и сокращению безработицы;
- формирование механизма социальной защиты социально неблагополучных и социально уязвимых категорий населения, социального обеспечения нетрудоспособного населения;
- разработка эффективной системы защиты гражданских прав личности и обеспечения безопасности;
- институциональные преобразования с целью расширения возможностей получения соответствующих услуг населением, повышения качества обслуживания, обеспечение доступности для каждого минимального набора бесплатных услуг образования, здравоохранения и т. п.
Среди частных проблем совершенствования социальной политики основными являются следующие: [7, с.125].
1. Стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;
2. Погашение задолженности работникам по заработной плате;
3. Расширение источников финансирования социальных услуг;
4. Внедрение адресной системы социальной поддержки населения;
5. Введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировой опыт показывает, что
эффективная социально-
По данным таких показателей
как коэффициент фондов, коэффициент
Джини, по графику кривой Лоренца
видно, что в последние годы дифференциация
населения по доходам растет. Разница
в доходах между самыми богатыми
и самыми бедными россиянами постоянно
увеличивается. Доходы наиболее обеспеченных
граждан растут опережающими темпами
по сравнению с ростом доходов
самых бедных слоев. Численность
бедных в абсолютном выражении (количество
россиян с доходами ниже прожиточного
минимума) становится меньше, но сама бедность
углубляется. Среди бедных становится
все больше молодых людей –
людей с наиболее высокими социальными
ожиданиями. Доходы населения незначительно
растут, но в геометрической прогрессии
возрастает и прожиточный минимум.
Растет межрегиональная и
Возрастает социальная незащищенность населения. Главными задачами остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных.
Главной проблемой в условиях
острой необходимости социальной поддержки
граждан Российской Федерации является
недостаточность финансирования трансфертных
программ. Это зависит в большей
степени, от того, что большинство
населения скрывает свои истинные доходы
и не платит налоги. Вследствие чего
налоговая система также
Одновременно с
Главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты (пенсии, стипендии и т.д.).
Государственная политика доходов
заключается в
Государство непосредственно
вмешивается в первичное
Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы является установление гарантированного минимума.
Социальная политика есть
система мер государства, направленных
на смягчение неравенства в
Бедность представляет собой такое экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Различают абсолютную и относительную бедность, глубокую и неглубокую (измеряемую дефицитом доходов бедных слоев по отношению к прожиточному минимуму).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Батурин И.В. Гипотеза о законе распределения высоких доходов. // Экономическая наука современной России. – 2005. - №4.
2. Баканов М.И. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2005.
3. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие для учащихся специальных учебных заведений экономического профиля - М.: ИНФРА-М, 2000.
4. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия, Москва 2005.
5. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
6. Газета «Новые известия» статья Вороненой С.И. «Доходы населения самых бедных и самых богатых регионов России различаются в 8,6 раза» № 4 12.04.2010.
7. Денисов Н. Социальное расслоение общества: причины, последствия и меры по ограничению// Экономист. – 2006. - №1.
8. Морозова Т.А. Расчеты доходов и расходов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2006 г.
9. Мицек С.А. Производственная функция, распределение доходов и экономический рост в Российской Федерации. // Финансы и кредит. – 2005. - №29.
10. Новикова В. О. Возможно ли справедливое распределение доходов?//Экономист. - 2007. - №4.
11. Николаев И., Марушкина Е. Бедность в России: экономический анализ. // Общество и экономика. – 2005. - №7-8.
12. Осадчая И. Экономический рост и распределение доходов: прямая и обратная связь. // Человек и труд. – 2005. - №6.
13. Петросян Д. О социальной справедливости в экономических отношениях. // Общество и экономика. – 2005. - №9.
14. Раицкий К.А. Экономика предприятия: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп./ К.А. Раицкий. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.
15. Сафронова Н.А. Экономика предприятия: Учебник - М.: Юристъ, 2002.
16. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: учебник. – Киров: «АСА», 2006г.
Информация о работе Проблема социальной защищенности населения. Социальная политика государства