Проблема социальной защищенности населения. Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 00:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - изучение видов, структуры, динамики доходов населения, их формирование, а также анализ проблемы дифференциации доходов в нашей стране, путей её решения.
Задачи работы: выявить основные причины дифференциации доходов населения, характерные для нашей страны.
Теоретическую базу составляют работы таких авторов как Батурин И.В., Морозова Т.А., Чепурин М.Н., Киселева Е.А., Осадчая И. О. и др.
В данной работе использовались такие методы как: наблюдение, обобщение, сравнение, индукция, дедукция.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….5
Глава 1. Проблема дифференциации доходов……………………………....7
1.1 Сущность и структура доходов…………………………………………..7
1.2 Дифференциация доходов, ее показатели и виды………………………9
Глава 2. Проблема социальной защищенности населения. Социальная политика государства………………………………………………………………17
2.1 Проблема социальной справедливости и экономической эффективности……………………………………………………………………...17
2.2 Проблема социальной защищенности населения……………………..19
2.3 Социальная политика государства……………………………………..24
Заключение…………………………………………………………………...31
Список использованной литературы……………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ дифф доходов.docx

— 131.62 Кб (Скачать файл)

Таблица 8.

 Расходы на выплату  пособий и социальной помощи в России в 2007-2012 гг., в млн. рублей

Расходы на выплату пособий и  социальной помощи

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Всего в млн. руб., в т.ч.:

41031

55011

77744

98309

128429

140869

Семейные и материнские пособия

14457

20753

26276

34273

43447

45693

Пособия по временной нетрудоспособности

15034

19615

33245

48511

62699

70335

Социальная помощь гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф  на АЭС и др. аварий

3619

3699

3997

5058

5368

5736

Пособия и материальная помощь безработным

5189

7536

6322

7216

10598

13002

Единовременное пособие, оплата проезда, провоза багажа, материальная помощь беженцам и вынужденным переселенцам

422

458

455

453

907

356

Расходы на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий  на погребение

1439

1494

1513

1781

1761

1736

Другие виды пособий и социальной помощи

871

1456

5936

1017

3649

4011

Задолженность по выплате ежемесячного пособия на ребенка

19965

26155

20614

14980

9462

5152


 

Наибольшая доля в них  принадлежит пособиям по временной нетрудоспособности (в 2007 г. эта доля была 15034 млн. рублей, что составляло 36,7% от общей суммы расходов на выплату пособий и социальной помощи, в 2008 г. – 35,7%, в 2009 г. – 42,8%, в 2010 г. – 49,3%, в 2011 г. – 48,8%, в 2012 г . – 49,9%) и семейные и материнские пособия (в 2007 они составляли 35,3% от общей суммы расходов на выплату пособий и социальной помощи, в 2008 г. – 37,7%, в 2009 г. – 33,8%, в 2010 г. – 34,9%, в 2011 г. – 33,8%, в 2012 г. – 32,4%) (см. Таблица 9). [19]

 

Таблица 9.

 Расходы на выплату  пособий и социальной помощи в России в 2007-2012 гг., в % от их общей суммы

Расходы на выплату пособий и  социальной помощи

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Всего в %., в т.ч.:

100

100

100

100

100

100

Семейные и материнские пособия

35,3

37,7

33,8

34,9

33,8

32,4

Пособия по временной нетрудоспособности

36,7

35,7

42,8

49,3

48,8

49,9

Социальная помощь гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф  на АЭС и др.аварий

8,8

6,7

5,1

5,1

4,2

4,1

Пособия и материальная помощь безработным

12,6

13,7

8,1

7,3

8,2

9,2

Единовременное пособие, оплата проезда, провоза багажа, материальная помощь беженцам и вынужденным переселенцам

1,0

0,8

0,6

0,5

0,7

0,3

Расходы на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий  на погребение

3,5

2,7

1,9

1,8

1,4

1,2

Другие виды пособий и социальной помощи

2,1

2,7

7,7

1,1

2,9

2,9


 

Также большую долю занимают пособия и материальная помощь безработным. Хотя расходы на выплату пособий и социальную помощь значительно увеличиваются с каждым годом, они не являются высокоэффективными, поскольку дифференциация доходов и соответственно количество населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума остается практически неизменной и снижается очень низкими темпами.

3. Прогрессивное налогообложение. В России налоговая политика пока не помогает выравниванию доходов. Большим достижением наше правительство считало и, видимо, продолжает считать введение плоской шкалы подоходного налога в размере 13%. В то время как в зарубежных странах он составляет 30-60%. Подоходный налог с населения (важнейший источник доходов государства) дает до четверти всех поступлений. У нас же подавляющая часть населения еще очень бедна, а преуспевающее меньшинство только начинает привыкать платить налоги. Поэтому для нашей страны необходимо изменение налоговой системы в сторону ее большей адекватности рыночным отношениям и ориентации на экономический рост. Однако не менее важно позаботиться о повышении благосостояния широких слоев населения. Глубокая его дифференциация по уровню доходов вряд ли оправдывает дальнейшее существование прежней системы индивидуального налогообложения: представляется необходимым проведение более гибкой налоговой политики [4, с.62-63]. Большое влияние здесь играет скрытие дохода и неуплата налогов.

4. Государственное вмешательство в процесс ценообразования на потребительские товары и услуги. Установление верхних пределов цен или их фиксирование представляет собой средство административного регулирования экономики. Оно применяется довольно редко, и в условиях рыночной экономики не является достаточно эффективным в долгосрочном и среднесрочном периодах.

Итак, факторы, определяющие политику доходов, являются одновременно и важнейшими инструментами государственного воздействия на неравенство в  распределении доходов.

Проводимая ныне социальная политика характеризуется спонтанностью  и зачастую бессистемностью. Ее суть сводится к попыткам нейтрализации  уже возникшей социальной напряженности. Принимаемые правительством решения  по защите населения отстают от рыночных недугов. Исправление сложившегося положения требует ряда мер. Во-первых, федеральная социальная политика должна формироваться исходя из социально-экономической  целесообразности, а не политических амбиций. Во-вторых, успешное решение  стоящих перед обществом социальных проблем возможно лишь при четком разграничении управленческой деятельности. В-третьих, задачей управления социальным развитием является конкретизация  генеральных целевых установок  с учетом сложившейся системы  государственного управления, местного самоуправления, а также социально-экономических  условий и ограничений различного характера.

В настоящее время в  условиях экономических, структурных, социальных (отчасти психологических) экологических кризисных явлений  эти задачи могут быть сгруппированы  следующим образом: [8, с. 203]

- активная политика по повышению уровня жизни, социальной поддержки населения, созданию условий для реализации его возможностей самостоятельно обеспечить свое благосостояние;

- формирование эффективного рынка труда и продуктивной занятости населения: высокопроизводительных рабочих мест, профессионально подготовленных работников и их высоких доходов;

- действенные меры на рынке труда по оптимизации структуры занятости и сокращению безработицы;

- формирование механизма социальной защиты социально неблагополучных и социально уязвимых категорий населения, социального обеспечения нетрудоспособного населения;

- разработка эффективной системы защиты гражданских прав личности и обеспечения безопасности;

- институциональные преобразования с целью расширения возможностей получения соответствующих услуг населением, повышения качества обслуживания, обеспечение доступности для каждого минимального набора бесплатных услуг образования, здравоохранения и т. п.

Среди частных проблем  совершенствования социальной политики основными являются следующие: [7, с.125].

1. Стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов;

2. Погашение задолженности работникам по заработной плате;

3. Расширение источников финансирования социальных услуг;

4. Внедрение адресной системы социальной поддержки населения;

5. Введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мировой опыт показывает, что  эффективная социально-ориентированная  рыночная экономика немыслима без  демократической системы распределения  доходов граждан. Доходы населения  определяют социальное положение в  обществе, также уровень доходов  каждого человека зависит от экономики  страны, в которой он проживает. В  целом общепринятым является мнение, что целесообразно проведение политики доходов из сочетания экономической  эффективности и социальной справедливости. Таким образом, реализация результативного  перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих  конкретные меры, прежде всего в  области регулирования доходов  граждан, справедливого налогообложения  и совершенствования системы  социальной защиты граждан.

По данным таких показателей  как коэффициент фондов, коэффициент  Джини, по графику кривой Лоренца  видно, что в последние годы дифференциация населения по доходам растет. Разница  в доходах между самыми богатыми и самыми бедными россиянами постоянно  увеличивается. Доходы наиболее обеспеченных граждан растут опережающими темпами  по сравнению с ростом доходов  самых бедных слоев. Численность  бедных в абсолютном выражении (количество россиян с доходами ниже прожиточного минимума) становится меньше, но сама бедность углубляется. Среди бедных становится все больше молодых людей –  людей с наиболее высокими социальными  ожиданиями. Доходы населения незначительно  растут, но в геометрической прогрессии возрастает и прожиточный минимум. Растет межрегиональная и межотраслевая  дифференциация.

Возрастает социальная незащищенность населения. Главными задачами остаются стабилизация экономического положения, повышения уровня жизни и снижение числа бедных.

Главной проблемой в условиях острой необходимости социальной поддержки  граждан Российской Федерации является недостаточность финансирования трансфертных программ. Это зависит в большей  степени, от того, что большинство  населения скрывает свои истинные доходы и не платит налоги. Вследствие чего налоговая система также нуждается  в реформации. Заслуживают внимания предложения по усилению контроля за их целевым и рациональным использованием. Немаловажно совершенствование финансовых отношений федерального, регионального и местного уровня управления, следуя принципам сохранения целостности и самостоятельности отдельного региона.

Одновременно с совершенствованием используемых методов имеет смысл  создание благоприятных условий  для реализации политики перераспределения. Речь идет об обеспечении общей экономической  и политической стабильности в государстве.

Главными составляющими  денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской  деятельности и собственности, а  также социальные трансферты (пенсии, стипендии и т.д.).

Государственная политика доходов  заключается в перераспределении  их через госбюджет путем дифференцированного  налогообложения различных групп  получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит  от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими  доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Государство непосредственно  вмешивается в первичное распределение  денежных доходов и нередко устанавливает  верхний предел увеличения номинальной  заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение  оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности  национальной продукции, поощрения  инвестирования, сдерживания инфляции.

Наиболее эффективным  средством государственного регулирования  заработной платы является установление гарантированного минимума.

Социальная политика есть система мер государства, направленных на смягчение неравенства в распределении  доходов, урегулирование противоречий между участниками рыночной экономики.

Бедность представляет собой  такое экономическое состояние  части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных  по нормам данного общества средств к существованию. Различают абсолютную и относительную бедность, глубокую и неглубокую (измеряемую дефицитом доходов бедных слоев по отношению к прожиточному минимуму).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Батурин И.В. Гипотеза о законе распределения высоких доходов. // Экономическая наука современной России. – 2005. - №4.

2. Баканов М.И. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2005.

3. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие для учащихся специальных учебных заведений экономического профиля - М.: ИНФРА-М, 2000.

4. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия, Москва 2005.

5. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов / - 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

6. Газета «Новые известия» статья Вороненой С.И. «Доходы населения самых бедных и самых богатых регионов России различаются в 8,6 раза» № 4  12.04.2010.

7. Денисов Н. Социальное расслоение общества: причины, последствия и меры по ограничению// Экономист. – 2006. - №1.

8. Морозова Т.А. Расчеты доходов и расходов. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2006 г.

9. Мицек С.А. Производственная функция, распределение доходов и экономический рост в Российской Федерации. // Финансы и кредит. – 2005. - №29.

10. Новикова В. О. Возможно ли справедливое распределение доходов?//Экономист. - 2007. - №4.

11. Николаев И., Марушкина Е. Бедность в России: экономический анализ. // Общество и экономика. – 2005. - №7-8.

12. Осадчая И. Экономический рост и распределение доходов: прямая и обратная связь. // Человек и труд. – 2005. - №6.

13. Петросян Д. О социальной справедливости в экономических отношениях. // Общество и экономика. – 2005. - №9.

14. Раицкий К.А. Экономика предприятия: учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп./ К.А. Раицкий. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.

15. Сафронова Н.А. Экономика предприятия: Учебник - М.: Юристъ, 2002.

16. Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории: учебник. – Киров: «АСА», 2006г.

Информация о работе Проблема социальной защищенности населения. Социальная политика государства