Проблема "утечки умов" и возможные пути решения её в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

В условиях нынешнего состояния в стране с учетом кризиса наблюдаются частые увольнения с работы, нехватка рабочих мест, несвоевременные выплаты заработной платы, а также сама оценка оплаты интеллектуального и высококвалифицированного труда, что ведет к экономической нестабильности в стране. Экономическое и социальное развитие, а также другие факторы оказывают огромное влияние на трудоспособное население, что может склонить к миграции за границу, где предоставлены более выгодные условия, как труда, так и проживания. Вследствие этого актуальность выбранной темы : «Проблема «утечки умов» и возможные пути решения её в России» не вызывает сомнений.
Объектом исследования является процесс миграция высококвалифицированных кадров из России .

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Проблема «утечки умов» из России
1.1 Сущность проблемы «утечки умов» и её содержание…………. …………5
1.2 Причины и последствия «утечки умов» из России………………………...6
2. Характеристика процессов миграции квалифицированных специалистов и ученых из России
2.1Современное состояние миграции квалифицированных специалистов из России………………………………………………………………………….28
2.2 Современные пути решения проблемы «утечки умов»…………………30
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ.doc вот.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

В 2001 году в России было около 900 тысяч учёных, активно занимающихся наукой. Сейчас же около 450 тысяч специалистов можно формально назвать учёными, из них лишь около 100 тысяч более половины своего рабочего времени уделяют изучению неисследованных областей и совершенствованию существующей и разработку новой техники. Остальная же часть, скорее всего, хочет продолжить свою научную карьеру, но не располагает необходимыми условиями, возможностями, оборудованием, мотивацией для осуществления серьёзных исследований.

В основном, российские учёные едут работать туда, где лучше условия - в Западную Европу и Северную Америку. Такие страны, в первую очередь, преследуют цель наиболее эффективно и с минимальными затратами пополнить качественно свою науку и образование. Так, например, по некоторым оценкам США от привлечения одного учёного-гуманитария выигрывает около 230 тысяч долларов, инженера - 253 тысячи, врача - 646 тысяч, специалиста научно-технического профиля - 800 тысяч. Согласно данным Госкомстата РФ, в страны вне СНГ за период с 2002 по 2007 годы Россию покинуло около 340,000 наших сограждан. Путём нехитрых подсчётов получаем, что почти каждый 13 эмигрант - учёный! Конечно же уезжают специалисты не всех профилей и специальностей. Основная группа эмигрантов - это программисты, биотехнологи, молекулярные генетики, реставраторы.

Совсем недавно вектор направления утечки сместился в  сторону третьих стран, таких  как Парагвай, Венесуэла, Северная и Южная Кореи, Бразилия.

Оценки экспертов по всему миру тоже не внушают оптимизма. По данным Комиссии по образованию  Совета Европы, потери РФ от эмиграции  учёных ежегодно составляют 50-60 млрд. долларов, а по более скромным расчётам, с  отъездом одного крупного учёного, Россия в среднем теряет порядка 300,000 долларов.

В последнее время  в большинстве стран мира намечается устойчивая тенденция к увеличению числа занятых в сфере научно-исследовательских  работ. Так, в Финляндии насчитывается  около 200 человек, в Швеции - свыше 150, во Франции и Японии - 135 человек на 10000 занятых. Спрос на исследования и интеллектуальные знания постоянно возрастает, что выражается в постоянном увеличении заработной платы в этих странах по сравнению со средней. Но для наших учёных, уезжающих за рубеж, заработная плата, как правило, в 4 раза ниже той, которую получает иностранный специалист аналогичной квалификации. Исследования эмигрантской среды показывают, что лишь только 5 часть всех учёных-эмигрантов благополучно устраиваются на новом месте, причем 2-3 года только уходит на адаптацию.

Ещё одним каналом  утечки умов следует признать смену  профессии. Учёный, не добившись конкретных результатов в своей научной  деятельности, по разным причинам, может  уйти в бизнес, либо просто поменять сферу своей деятельности. Эта проблема, вполне возможно, является даже более существенней, чем отток кадров зарубеж. За годы реформ в России был почти уничтожен главный потребитель научных разработок - наукоёмкая промышленность, что послужило закономерного процесса становления страны в сырьевую колонию Запада. Доля России в мировом наукоёмком секторе упала с 7,3% в 2001 году до 0,9% в 2009 году, в то время как, США увеличило свою долю с 28,1% (2001) до 33,9% в 2009 году.

 

2.2 Современные  пути решения проблемы «утечки умов»

 

В Москве состоялась общественная дискуссия, посвященная проблемам  «утечки умов» и возможных  путях ее решения, пишет сегодня  «Независимая газета».

 В дискуссии приняли  участие министр образования  и науки РФ Андрей Фурсенко, и вице-президент РАН Геннадий Месяц, а также ученые и студенты московских ВУЗов.

  Участники согласились с тем, что утечка мозгов, особенно в эпоху глобализации, процесс неизбежны и противодействовать ему можно, только улучшая положение ученых в нашей стране: увеличивать зарплату, предоставлять ученым возможность пользоваться современным научным оборудованием и обеспечивать им перспективу научного роста. Все также сошлись во мнении, что на современном этапе надо думать не столько об утечке, сколько о попытках возвращения российских ученых из-за рубежа.

 По данным фонда  «Династия», из российских ученых, уехавших за рубеж, устроились  работать по своей научной  специальности и полностью удовлетворены  своим положением только 20%, а  половина уехавших и вовсе  не смогла закрепиться в науке. Свое положение эти 50% оценивают как очень тяжелое.

 На данный момент  основную массу эмигрантов составляет  молодежь. По данным ректора МГУ  им. М.В. Ломоносова Виктора Садовничего,  страну ежегодно покидает до 15% выпускников российских вузов.

Программа авторов  Угикалова И. и Валюкова В.

Основные мероприятия  программы представляется реализовать  в 3 этапа:

На первом этапе, в качестве центральных, выделяются задачи введения стихийного процесса «интеллектуальной миграции» в цивилизованные рамки.

Необходимо добиться того, чтобы эта миграция осуществлялась для общества в наиболее приемлемых формах (временный отъезд на контрактной  основе, прекращение нелегальной  эмиграции и т. п.). Вместе с тем  уже на этом этапе необходимо принять  экстренные меры для сохранения научной элиты России, для создания оптимальных условий творчества наиболее одаренной части научных кадров.

На этом этапе большое  значение имеет совершенствование  законодательства. Создание нормативно-законодательной  базы, регулирующей процессы внешней трудовой миграции, предполагает разработку законопроектов о въезде и выезде российских граждан в трудовых целях, о правовом положении иностранцев, в том числе научных кадров, на территории России, о социальной защите мигрирующих граждан.

Также следует ввести положение, регулирующее деятельность государственных органов, коммерческих и предпринимательских структур, учреждений, представительств страны за рубежом, занимающихся трудоустройством российских граждан. Необходимо добиваться, что бы за границей определялся порядок лицензирования привлечения иностранной рабочей силы -- на основе предложений органов исполнительной власти регионов, входящих в состав Российской Федерации, был разработан типовой трудовой контакт между российской и иностранной сторонами.

Второй этап осуществления государственной программы связан с обретением отечественной наукой новой парадигмы в условиях перехода общества к современным рыночным отношениям. На этом этапе должна происходить существенная перестройка структуры научных исследований при изменении источников их финансирования. Заказчиками разработок ученых наряду с государством, роль которого постепенно будет уменьшаться, становятся негосударственные структуры, акционерные общества, негосударственные фонды. Трансформация науки в этом направлении создает благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными научными центрами и фирмами, производящих наукоемкую продукцию, что позволит стабилизировать научные разработки и затем обеспечит их рост.

Третий этап - перспективный этап регулирования «интеллектуальной миграции» начнется тогда, когда Россия, преодолев трудности переходного общества, сформирует эффективно функционирующее гражданское общество, динамичную рыночную экономику, предъявляющей высокий спрос на научные идеи. Этот этап должен открыть реальные возможности для широкого возвращения ученых-эмигрантов на Родину, а так же для привлечения иностранных ученых для работы в российских научных центрах (что было традиционным для отечественной науки до революции).

Предложенный организационно-экономический  механизм позволит эффективно управлять  процессом «утечки умов» на всех уровнях и в национальных интересах  России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Последствия “утечки  умов” трудно подсчитать в рублях. Однако очевидно, что этот процесс ведет к ослаблению научного потенциала страны, распаду научных школ, свертыванию ряда фундаментальных исследований в России. Из-за отсутствия жилья приток молодых ученых не восполняет потерь за счет миграции. Города науки в силу малочисленности населения весьма чувствительны к внешним социальным воздействия. С точки зрения экономических рисков "утечка умов" представляет собой серьезную проблему для России. Получая хорошую базу, выпускники университетов и аспирантур уезжают на Запад продолжать свое образование. Зачастую они получают предложения о работе, остаются, и в этом заключается очевидный экономический ущерб для нашей страны, так как основа для дальнейшего профессионального роста за рубежом обеспечивается именно здесь, в России.

Но говорить о поглощении западной наукой наших специалистов было бы неверно. Например, в последние  годы в США в связи с общим  экономическим спадом происходит ужесточение  миграционной политики в сфере науки  и высоких технологий, поэтому  имеет место общее сокращение квот на импорт, например, компьютерщиков. Это приводит к уменьшению притока иностранных, в том числе российских специалистов в США. Помимо этого, если раньше США представляли собой основной рынок для устройства российских математиков и программистов, сейчас лидирующее положение в этой отрасли занимают индусы.

Все эти тенденции, как  и некоторые позитивные сдвиги в  экономическом положении нашей  науки позволяют в целом составить  оптимистический прогноз и надеяться  на дальнейшее сокращение интеллектуальной эмиграции.

Следует отметить, что  большинство позитивных последствий  интеллектуальной миграции и эмиграции  проявляются с лагом  в 10-15 лет. За этот срок национальная безопасность может быть ослаблена настолько, что плюсы уже не смогут возместить минусы. Упущенное время и выгоду очень трудно наверстать. Кстати, аналогичная ситуация может, в принципе, иметь место и на личностном уровне, поскольку далеко не всегда адаптация эмигрантов в стране въезда бывает успешной (по результатам социологических опросов выделяются следующие проблемы адаптации: поиск подходящей работы, недостаточное знание языка, проблемы с жильем, отсутствие денег и др.)

Действенная защита безопасности самих ученых, общества и государства  может быть обеспечена лишь при наличии гибкой и эффективной системы регулирования интеллектуальной миграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Бурдуков П.Т., Звычайный  Ю.Н. “Утечку умов” можно сделать обратимой/ “Управление персоналом”. 2001. №10. С. 13-44.

2. . Рынок труда. Учебник. Под ред. Проф. В.С.Буланова и проф.

Н.А,Волгина// изд-во Москва -Экзамен, 2000. - 448 с журнал. 2006. №1.

3.Горшков А.В. Совокупный  работник науки и особенности  его воспроизводства. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1991. 172с.

4. Глазьев С., Малков. “Утечка мозгов” и общественное сознание// Российский экономический

 

5. проф. А.Я.Кибанова Экономика  и социология  труда : Учебник/ Под ред. Москва ИНФРА - М, 2003. - 584 с

 

6. Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция. Учебное пособие. М., 2005, с.139.

7 Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. -

М.: Дело, 1993. 304 с.

8. Л.Миндели, С.Черных  «Проблемы финансирования Российской науки» МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ «Общество и экономика» Москва, №1, 2009

9.Сергеев Е.Ю. Международные  экономические отношения: Курс  лекций/ Ин-т соврем. бизнеса; Информ.- внедрен. центр "Маркетинг".- М.: Информ.- внедрен. центр "Маркетинг", 2000. 327 с.

10.Ушкалов И.Г., Малаха  И.А. Утечка умов: причины, масштабы, последствия/Рос. акад. наук, Ин-т  междунар. экон. и полит. исслед. и  др.-М.:Эдиториал УРСС, 2005. 173 с.

11.http://ru.wikipedia.org/

 

 




Информация о работе Проблема "утечки умов" и возможные пути решения её в России