Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:18, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследование механизма взаимоотношений центральных, региональных и органов местного самоуправления, выявление тенденций дальнейшего развития этих взаимоотношений, выработка рекомендаций по совершенствованию федерального, регионального и местного законодательства.
Главные задачи исследования:
- дать подробную характеристику органов государственного управления в РФ;
- исследовать актуальные проблемы взаимодействия органов государственного управления;
- определить основные направления государственно-правовых реформ в сфере взаимоотношений органов государственного управления;
- внести предложения по совершенствованию процессов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.
Введение…………………………………………………………………….3
1.Теоретические аспекты государственного управления………………..6
1.1.Характеристика органов государственного управления:центральных,региональных и местных…………………………...6
1.2.Концепция государственной политики по разграничению предметов ведения и полномочий между центральным, региональным и муниципальным уровнями власти……………………………………………..13
1.3.Совершенствование процессов взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления………………………...19
2.Практические аспекты реализации взаимоотношения центральных,региональных и местных органов государственной власти…..22
2.1.Организация и функционирование местного самоуправления на примере муниципального образования г. Казани……………………………..22 2.2.Направления государственно-правовых реформ в сфере взаимоотношений органов государственного управления………………………………………...24
Заключение………………………………………………………………...35
Список использованной литературы……………………………………..37
В Федеральном законе дублируется норма Конституции о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако, при этом, допускается участие органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления при назначении главы местной администрации по контракту.
Положительной
можно оценить положения
В Федеральный закон включены некоторые положения, ранее достаточно широко применявшиеся в уставах ряда муниципальных образований. К ним относятся нормы статьи 35 Федерального закона, определяющие порядок промульгации (подписания и обнародования) нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования.
Установленный Федеральным законом порядок промульгации включает право главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, отклонить нормативный правовой акт, который может быть рассмотрен повторно и принят квалифицированным большинством депутатов (не менее двух третей). Эти нормы позволят избежать конфликтов при определении порядка вступления в силу нормативных правовых актов и послужат упорядочиванию отношений между исполнительными и представительными органами.
Эти нововведения в совокупности в определенной степени повысят роль представительной демократии в местном самоуправлении, позволят уравновесить сложившийся на местном уровне перекос баланса между исполнительной и представительной властью, ограничить возможность монополизации власти и влияния главами муниципальных образований, зачастую наблюдающуюся в муниципальных образованиях.
В старой редакции закона допускалась возможность работы депутатов представительного органа на постоянной основе без всяких ограничений. Количество и условия работы депутатов на постоянной основе могли быть определены уставом муниципального образования. Теперь вводятся ограничения – на постоянной основе могут работать не более 10% депутатов.
Если для небольших муниципальных образований это и имеет смысл, то для крупных городов такие ограничения снизят эффективность местного самоуправления в целом. Без возможности в необходимой и достаточной степени заниматься подготовкой нормативных актов, проблемами городского социально-экономического развития представительная власть так и останется статистом при исполнительной. А, следовательно, не будут решаться те насущные проблемы в деятельности органов местного самоуправления, необходимости решения которых и были одними из целей реформы, а именно, распространенность нецелевого расходования средств, проблемы ЖКХ, бюрократизация местной власти, коррупция и т.п.
Утверждение, что предоставление возможности депутатам представительных органов крупных городов работать на постоянной основе без таких жестких ограничений приведет к значительному росту расходов на их содержание, не всегда основательно. Так, если в городе с численностью жителей в 300-500 тысяч человек может избираться 25-40 депутатов, и из них на постоянной основе реально могут работать 10-15, то в подразделениях администрации такого города работают несколько сотен специалистов.6
Постоянным источником конфликтов между главами муниципальных образований и представительными органами служат контрольные полномочия представительного органа.
Под всякими благовидными и неблаговидными предлогами исполнительная власть старается оградить себя от депутатского контроля.
Некоторые главы оспаривают возможность создания представительным органом местного самоуправления специальных контрольных подразделений, привлечения для работы в них или в депутатских комиссиях специалистов, не являющихся депутатами. Раз контрольные полномочия закреплены за представительными органами, - то пусть депутаты самостоятельно и только своими руками и контролируют нашу работу!
Федеральный закон поставил точку на этих спорах. Специальная статья предусматривает возможность создания в муниципальном образовании контрольного органа. Причем он может формироваться представительным органом или путем избрания на муниципальных выборах. Порядок его формирования должен устанавливаться уставом муниципального образования. И здесь заложена достаточно широкая свобода в определении порядка его формирования и организации его деятельности.
Однако на этапах применения этих положений Федерального закона представляется целесообразным предпочесть формирование контрольного органа представительным органом местного самоуправления. С одной стороны, с тем, чтобы мог быть использован потенциал представительного органа, опыт депутатов, а с другой, с тем, чтобы контрольный орган не превратился в независимый (в дурном смысле) ни от депутатов, ни от населения, что на начальном этапе развития местного самоуправления вполне возможно и, к сожалению, часто происходит.
Как должна сформироваться новая структура органов местного самоуправления?
Во
вновь образованных в соответствии
с переходными положениями
В существующих муниципальных образованиях структура органов местного самоуправления приводится в соответствие с положениями Федерального закона, по мере окончания полномочий действующих органов местного самоуправления (абзац второй и третий части 2 статьи 84).
Конечно, в новой редакции Федерального закона имеется много неточностей и противоречий как в понятийном и терминологическом аппарате, так и в содержании норм. Но, по словам Ильдара Фасаева, консультанта аппарата Комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления: «…это отдельный предмет для обсуждения. По мере развития правоприменительной практики закон будет совершенствоваться, выявленные неточности и противоречия будут устраняться».7
Следует
отметить, что с появлением новых,
независимых субъектов права
муниципальной собственности (разных
типов муниципальных
Разграничение объектов муниципальной собственности – это сложный, многоэтапный процесс, лежащий в основе всех последующих операций с недвижимостью. Согласно вышеназванному Закону Правительство РФ должно утвердить порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, городскими округами, поселениями. Таким образом, в каждом субъекте РФ появится необходимость разработки ряда нормативных актов, направленных, в том числе, и на установление законодательных норм и правил, регулирующих разграничение объектов муниципальной собственности.8
Таким
образом, учитывая роль и место местного
самоуправления в решении вопросов
перехода России к устойчивому развитию
и повышению
Условием
развития местного самоуправления является
наличие общей стратегии
Роль государства в становлении и развитии местного самоуправления в целом должна возрасти. Усиление роли государства в отношении муниципальных образований должно осуществляться не в направлении непосредственного участия в решении вопросов местного значения, а в направлении усиления его роли в координации всех процессов государственного строительства, оказывающих влияние на развитие муниципальных образований. Необходим переход от эпизодических мер государственной поддержки развития муниципальных образований к системной работе по управлению реформой в направлении создания необходимых условий развития местного самоуправления.
Необходимо переходить от политики государственной поддержки местного самоуправления (как политического института) к государственной политике в отношении муниципальных образований и поселений (как социально-экономических целостностей в соответствии с их типологией и государственной стратегией - демографической, экономической, региональной, геополитической и др.).
Наиболее
«узким» местом государственного строительства
остаются вопросы взаимодействия органов
государственной власти и местного
самоуправления. Поэтому основная стратегическая
задача центральной власти в ближайшей
перспективе - обеспечить формирование
и юридическое закрепление механизмов
взаимодействия двух систем власти и управления.
Проблемы взаимоотношений центральных, региональных и местных органов государственного управления являются главными и наиболее сложными в любом федеративном государстве. Так, Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами Федерации и местными органами власти, ведь без этого государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты Федерации и органы местного самоуправления заинтересованы в существовании сильной федеральной власти, наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Но в то же время они не хотят утратить своей самостоятельности, а обладать правом решать лишь второстепенные вопросы жизни своего населения. Это - объективное противоречие любой Федерации, заставляющее власти тщательно и оптимально проводить разграничение компетенции государственных органов Федерации, ее субъектов и местных органов власти.
В России Конституция дает преимущества субъектам: законы, изданные субъектами Федерации в пределах их исключительной компетенции (остаточных полномочий), имеют верховенство по отношению к федеральному закону (при противоречиях действует закон субъекта Федерации, тогда как по отношению к двум другим сферам применяется принцип верховенства федерального права).
Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Федерации, ее назначение обеспечивать общие интересы многонационального населения страны.
В заключение, важно отметить и все возрастающую роль местного самоуправления.
Будучи выведены из системы органов государственной власти, органы местного самоуправления вместе с тем занимают важное место в системе государственно-властных отношений. Организационно отделенные от государственной власти, они связаны с ней функционально. Сам механизм создания и важнейшие полномочия органов местного самоуправления определены актами органов государственной власти - Российской Федерации и ее субъектов. Они действуют в русле общегосударственной политики - экономической, социальной, экологической, в области культуры и др., могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвуют в реализации общегосударственных программ.
Развитие
муниципальной демократии, создание
оптимальной и эффективной
Список
использованной литературы:
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации, М., 1993
2. Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»
3. Федеральный
закон “Об общих принципах
организации местного
Основная литература:
4. Алексеев
Ю.П. Основы местного
5. Абрамов В.А. Местное самоуправление: идея и опыт //Социс. 2006., №1. С.123.
6. Авакъян
С.А. Местное самоуправление в
Российской Федерации:
7. Актуальные
проблемы формирования