Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование сущности внешней задолженности, основных показателей структуры и динамики долга и его влияния на экономику Беларуси.
Данная курсовая работа включает в себя рад задач:
- изучение внешней задолженности как фактора экономической безопасности;
- рассмотрение особенностей внешней задолженности и ее последствий в постсоциалистических странах;
- определение роли внешней задолженности РБ в решении проблемы экономической безопасности страны.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется современным этапом развития белорусской экономики. Проблема внешней задолженности РБ является одной из острейших проблем нашей страны. Национальная экономика страны требует значительного вливания инвестиций, технологий, но она не может обеспечить в полной мере финансирование внешнего долга. А страны-кредиторы и международные финансовые организации требует возврата кредитов. Этот жесткий спор требует компромисса.
Большое внимание этой теме уделяет белорусский экономист Михаил Залесский, по его мнению, объем внешней задолженности РБ не так важен как темпы ее роста. Если посмотреть с точки зрения международных стандартов, внешняя задолженность Беларуси не такая большая. Есть страны, которые имеют более высокие долги. Но в случае Беларуси проблема состоит именно в том, что внешний долг растет очень быстро, и нет никаких гарантий для его погашений.
В свою очередь устойчивое и динамичное развитие национальной экономики, ее эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках тесно связаны с экономической безопасностью страны. Понятие «экономическая безопасность страны» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей. Проблемы обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.
Данная курсовая работа посвящена анализу одной из наиболее важных проблем современной экономики - внешней задолженности государства.
Объектом исследования является внешний государственный долг как финансовая категория.
Предметом исследования является состояние внешнего государственного долга в настоящее время.
В процессе работы проведен анализ роли внешнего государственного долга с учетом реализации его функций. Приведены возможные наиболее рациональные пути решения этих проблем.
При написании курсовой основной акцент делался на анализе опыта решения данной проблемы в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, его использовании в Беларуси.
Целью курсовой работы является исследование сущности внешней задолженности, основных показателей структуры и динамики долга и его влияния на экономику Беларуси.
Данная курсовая работа
- изучение внешней
задолженности как фактора
- рассмотрение особенностей
внешней задолженности и ее
последствий в
- определение роли
внешней задолженности РБ в
решении проблемы
В работе использованы методы анализа, сравнения, сопоставления.
Данная курсовая работа состоит из трёх глав, первая из которых посвящёна внешней задолженности как фактору экономической безопасности, вторая - ее особенностям и последствиям в постсоциалистических странах, третья - рассмотрению ее роли в решении проблемы экономической безопасности.
Курсовая работа состоит из 42 страниц, включающих в себя 12 иллюстраций, 2 таблиц.
Экономическая безопасность - это такое состояние национальной экономики, при котором обеспечиваются защита национальных интересов, устойчивость к внутренним и внешним угрозам, способность к развитию и защищенность жизненно важных интересов людей, общества, государства. [3, с. 11 - 15].
Под жизненно важными интересами в данном контексте понимают совокупность потребностей, которые обеспечивают существование и прогрессивное развитие личности, общества, государства. Экономическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности, которая охватывает также оборонную, экологическую безопасность и т.д.
Основными задачами экономической безопасности являются:
обеспечение пропорционального и непрерывного экономического роста,
-обуздание инфляции и безработицы,
-формирование эффективной структуры экономики и развитого рынка ценных бумаг,
-сокращение дефицита бюджета и государственного долга,
-обеспечение социальной защиты и повышения качества жизни населения,
-поддержание устойчивости национальной валюты и т.п.
Эти задачи определяют стратегию экономической безопасности как формирование и обоснование стратегических приоритетов, национальных интересов, средств и механизмов решения проблем.
В макроэкономическом анализе экономической безопасности выделяют следующие составляющие:
-экономическую независимость;
-устойчивость и стабильность национальной экономики;
-способность к саморазвитию и прогрессу.
Экономическая независимость означает, прежде всего, возможность осуществления государственного контроля над использованием национальных ресурсов, способность обеспечить национальные конкурентные преимущества для равноправного участия в международной торговле. Устойчивость и стабильность национальной экономики предусматривает прочность и надежность всех элементов экономической системы, защиту всех форм собственности, сдерживание дестабилизирующих факторов.
Объектами экономической безопасности является государство, общество, граждане, предприятия, учреждения и организации, территории, отдельные составляющие экономической безопасности.
Основным субъектом экономической безопасности выступает государство, которое осуществляет свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. В системе экономической безопасности определяющую роль играют национальные экономические интересы, их приоритеты.
Для определения национальных экономических интересов необходимо:
-анализ текущего состояния экономики и выявление тенденций развития;
-моделирования и прогнозирования социально-экономического развития;
-корректировке мер государственного регулирования с целью достижения желаемых целей.
Экономическая безопасность оценивается по определенным критериям - показателями-индикаторами.
Важнейшими из них являются:
-структура ВВП;
-объем и темпы развития промышленности;
-объем и динамика инвестиций;
-природно-ресурсный производственный и научно-технический потенциалы страны;
-эффективность использования ресурсов;
-конкурентоспособность экономики на внутреннем и внешнем рынках;
-темпы инфляции;
-уровень безработицы;
-качество жизни, т.е. ВВП на душу населения;
-степень дифференциации доходов;
-обеспеченность населения материальными благами и услугами;
-дефицит бюджета и государственного долга;
-энергетическая зависимость;
- интегрированность в мировую экономику.
Важное значение, для экономической безопасности имеют не сами критерии - показатели, а их пороговые значения, то есть предельные величины, превышение которых угрожает экономической безопасности.
Деятельность в области экономической безопасности включает определение и мониторинг условий и факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и государства, и формирование экономической политики и институциональных преобразований, устраняющих или смягчающих вредное воздействие этих факторов.
Обеспечение экономической безопасности начинается с выявления имеющихся и потенциальных угроз и выработки превентивных мер, направленных на упреждение возникновения данных угроз. Интересы субъектов социальной и экономической системы могут находиться в противоречии с интересами других, что при определенных условиях вызывает очевидные угрозы внутренней экономической безопасности. Локализация и преодоление противоречий интересов и представляет собой заключительный этап в обеспечении экономической безопасности.
При обеспечении экономической безопасности важен системный, комплексный подход. Так, создание надлежащих условий для развития предпринимательства влечет за собой увеличение налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды, что, в конечном итоге, создает механизм обеспечения экономической безопасности страны. Обеспечение экономической безопасности гражданина посредством создания равных условий для развития каждого индивидуума не только повышает институт доверия к власти, но и создает действенный механизм реализации экономической безопасности государства. Таким образом, физические и юридические лица, обеспечивая собственную экономическую безопасность, тем самым обеспечивают экономическую безопасность государства.
. Возникновение и формирование проблемы внешней задолженности
К началу 80-х годов
внешняя задолженность
Проблема внешней задолженности стала многоплановой и, можно с уверенностью говорить - глобальной, сроки разрешения которой трудно предвидеть. Многоплановость и глобальность современной внешней задолженности развивающихся стран можно видеть, прежде всего, в следующем. Предоставление кредитов и долгосрочных займов кредиторами - развитыми странами с рыночной экономикой как по официальной, межправительственной линии, так и частными банками и международными экономическими организациями, в которых развитые страны с рыночной экономикой играют ведущую роль, являются, по существу, механизмом долгосрочного экономического воздействия центров мирового хозяйства на страны периферии -развивающиеся страны и страны переходной экономики. Однако этот аспект международных экономических отношений требует самостоятельного изучения, выходящего за рамки долговой проблемы. Обострение проблемы задолженности выявило необходимость разработки и осуществления, согласованных мер со стороны стран должников и их кредиторов с целью преодоления кризиса. В разрешение этой ситуации были вовлечены различные международные организации и институты. Большую роль в вопросах долгового регулирования играют экономические совещания на высшем уровне ведущих мировых держав. Не остались в стороне от разрешения этой проблемы и сами развивающиеся страны, принявшие целый ряд мер по консолидации своих позиций перед лицом мирового сообщества и облегчению последствий долгового кризиса.
Изначальная необходимость привлечения заемных ресурсов на цели развития была обусловлена глубокими диспропорциями в национальной экономике развивающихся стран, ограничивающей возможности внутренних источников накопления. Однако даже производительное использование внешних ресурсов не привело в большинстве случаев к выравниванию структурной несбалансированности развивающейся экономики, что объясняется как неэффективностью выбранных моделей экономического развития, так и значительным ухудшением внешнеэкономического положения развивающихся государств в 70-е и 80-е годы. Ухудшение внешних условий развития не только оказало негативное влияние на рентабельность различных секторов хозяйства, но и увеличило их потребности в заемных ресурсах. Удовлетворение возросших потребностей во внешних ресурсах стало возможным благодаря привлечению развивающихся стран к заимствованию на международных рынках ссудного капитала, в чем активную роль сыграли транснациональные банки, ставшие одними из основных кредиторов стран "третьего мира". Так, если в 1973 г. задолженность частным кредиторам составляла 33% от всей суммы средне- и долгосрочного внешнего долга развивающихся стран, то уже в 1982 г. ее доля выросла до 60%, соответственно уменьшая удельный вес задолженности официальным кредиторам, что означало ужесточение условий внешних заимствований. Следствием этих причин явилось финансирование по существу порочного механизма самовозрастания внешней задолженности, отличительной чертой которого стало нерациональное использование заемных ресурсов, идущих на компенсацию снижения эффективности инвестиционного процесса и растущих валютных затрат, а не на цели реального накопления, которое сопровождалось бы сглаживанием структурной диспропорциональности национальной экономики. Формированию такого механизма, ориентирующего на "развитие в кредит", способствовали как неконтролируемое разбухание международного кредита и 70-х - начале 80-х годов, вследствие роста евровалютных рынков (со 150 млрд. долл. в 1972 до 1800 млрд. долл. в начале 1982 г.), так и политика правящих кругов большинства развивающихся стран - основных должников, отдавших предпочтение возможности осуществят широкомасштабные заимствования с этих рынков, вместо того, чтобы наращивать усилия по совершенствованию экономической структуры своих национальных хозяйств, что могло бы повысить эффективность воспроизводственного процесса и отдачу от капитализации заемных ресурсов. В результате необычайно усилилась зависимость социально-экономического положения развивающихся стран от объема и условий их кредитования, конъюнктуры на международных рынках капитала, резкое изменение которых и явилось непосредственной причиной долгового кризиса, а также породило чистый отток финансовых ресурсов из стран "третьего мира". Если в 1980 г. развивающиеся страны выплатили транснациональным банкам процентов на общую сумму 18 млрд. долл., а получили от них новые кредиты на сумму 34,2 млрд. долл., то уже в 1982 г. процентные выплаты составили 42,2 млрд. долл., а сумма новых кредитов - всего 25,8 млрд. долл.