Проблемы внешней задолженности Республики Беларусь: иностранные кредиты и экономическая безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование сущности внешней задолженности, основных показателей структуры и динамики долга и его влияния на экономику Беларуси.
Данная курсовая работа включает в себя рад задач:
- изучение внешней задолженности как фактора экономической безопасности;
- рассмотрение особенностей внешней задолженности и ее последствий в постсоциалистических странах;
- определение роли внешней задолженности РБ в решении проблемы экономической безопасности страны.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ (Автосохраненный) (Автосохраненный).doc

— 2.18 Мб (Скачать файл)

Оставшуюся часть государственного внешнего долга составляют в основном межправительственные займы со схожей схемой их выплаты. Таким образом, существующий государственный внешний долг в незначительной степени подвержен колебанию процентных ставок.

Однако процентные ставки, выросшие в конце 2007 г. и в 2008 г., ограничивают возможность дальнейшего государственного заимствования за рубежом. Например, ранее Беларусь выражала желание выпустить Евробонды, т.е. выйти на международный рынок государственных долговых бумаг, и получила два кредитных рейтинга. Однако данные планы остались нереализованными в связи с ростом процентных ставок и финансовым кризисом.

По причине отсутствия государственных долговых бумаг, котируемых на международных рынках, не существует индекса спрэда процентных ставок для Беларуси.

На рис. 2.7 видно, что с середины 2007 г. наблюдается резкое увеличение спрэда процентных ставок для Украины, следовательно, и потенциально для Беларуси. Это объясняет нежелание Министерства финансов спешить с выпуском Евробондов. Банковский сектор также весьма сдержано привлекал внешние займы в 2008 г. В 2007 г. и начале 2008 г. белорусские банки в основном брали синдицированные кредиты, ставки по которым держались на уровне 300–350 базовых пунктов и не имели растущего тренда.

Рисунок 2.7. – EMBI + спрэд для Украины

Совокупный внешний  долг Беларуси за 2011 год увеличился почти на 20% до 62,3% ВВП

На начало текущего года размер валового внешнего долга достиг 62,3% ВВП против 51,6% ВВП на 1 января 2011 года.

В расчете на душу населения валовой внешний долг на 1 января 2012 года вырос на 600 долларов, или на 20%, и составил 3595 долларов против 2995 долларов на 1 января 2011 года.

В структуре совокупного внешнего долга внешний долг органов государственного управления за 2011 год вырос на 22,8% - до 12,351 млрд.

Внешний долг органов денежно-кредитного регулирования на 1 января 2012 года составил 1,530 млрд., снизившись на 17,5%. Задолженность  коммерческих банков выросла на 5,6% - до 6,077 млрд.

Внешний долг прочих секторов экономики составил 13,064 млрд. долларов, увеличившись за год на 31,8%. Прямые инвестиции (межфирменное кредитование) выросли на 21,8% - до 1 млрд. долларов на 1 января 2012 года.

По данным Нацбанка, на обслуживание внешнего долга за прошлый год  в Беларуси было направлено 6,321 млрд. долларов, что составило 11,6% ВВП, или 13,5% экспорта товаров и услуг. Из них 5,405 млрд. составили выплаты по основному долгу, а 0,916 млрд. - платежи по процентам.

Валовой внешний долг Беларуси представляет собой невыплаченную  сумму фактических текущих и необусловленных обязательств, которая требует выплаты основного долга и/или процентов дебитором в будущий период времени и представляет собой обязательства резидентов Беларуси перед нерезидентами.

Валовой внешний долг включает в себя долг органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, банков и других секторов экономики.

 

 

 

Показатели обслуживания внешнего долга

         Более мене нормальные экономические показатели у Беларуси только по росту валового внутреннего продукта. Но и тут среди девяти стран СНГ по итогам января-августа 2012 года Беларусь оказалась на шестом месте с показателем 102,5% по сравнению к аналогичному периоду 2011 года. Лучшие показатели тут у Таджикистана (107,4%), Казахстана (105,6%), Армении (104,7%), России (104,4%) и Украине (103%). Правда, у некоторых из стран-лидеров не учитывались показатели последних месяцев. Но в любом случае отставание Беларуси тут не такое явное и можно даже предполагать, что соответствующие 2-5% находятся в рамках естественных экономических колебаний, пишет "Ежедневник".

       Существенно лучше показатели у Беларуси по росту промышленного производства. Тут есть чем похвастаться. С показателем 108,1% Беларусь расположилась на третьем месте, пропустив вперед только Армению (113,4%) и Таджикистан (112%).

       А вот в вопросах инвестиций в основной капитал Беларуси опять же похвастать нечем. «Достойное» восьмое место среди девяти стран содружества нам обеспечил показатель в 84,1% за январь-август 2012 года по сравнению с аналогичным периодом кризисного 2011 года. Хуже инвесторы интересовались в 2012 году лишь Таджикистаном (73,6%).

       Бесспорным лидером Беларусь оказалась лишь по росту индекса потребительских цен. За январь-август 2012 года данный индекс составил 183,9% к аналогичному периоду 2011 года. Тут ближайшего преследователя даже на горизонте не видно.  В Таджикистане, расположившимся на втором после Беларуси месте, данный индекс составил скромные 105,6%. Интересно, что индекс цен производителей промышленной продукции в Беларуси значительно больше индекса всех потребительских цен и составил за такой же период 211,6%. То есть можно со всей уверенностью утверждать, что национальный производитель в вопросах роста потребительских цен в Беларуси играет далеко не последнюю роль.

3. Внешняя задолженность  Республики Беларусь и ее роль в решении проблемы экономической безопасности страны.

Внешний долг Беларуси: тенденции  и перспективы

В период, предшествующий мировому финансово-экономическому кризису, благоприятная внешняя конъюнктура  способствовала росту в Республике Беларусь объемов внешнего финансирования, как банками, так и предприятиями небанковского сектора за счет сравнительно дешевых (в рублевом эквиваленте) внешних заимствований. Ввиду этого в стране начался активный процесс замещения внутренних источников инвестиций внешними.

Динамика внешнего долга

Начиная с 2006 года, стала  наблюдаться тенденция роста  валового внешнего долга Республики Беларусь.(рис. 3.1)

Рисунок 3.1 - Динамика валового внешнего дога в Беларуси в 2006-2009 годах

          Однако до того, как влияние мирового финансового кризиса распространилось на республику, данная тенденция не рассматривалась как негативная. Рост отрицательного сальдо торгового баланса в тот период объяснялся, в основном, увеличением цен на российские энергоносители. При этом темпы роста валового внешнего долга оставались невысокими, что позволяло рассматривать внешние заимствования как благоприятный фактор, обеспечивающий стабильное развитие национальной экономики.

Заимствования белорусских  банков и предприятий за пределами страны осуществлялись в иностранной валюте, тогда как привлеченные на внешнем рынке средства использовались для финансирования проектов, приносящих не только валютный, но и рублевый доход. Рублевая стоимость валютных заимствований на внешнем рынке (в условиях стабильного валютного курса в республике) была устойчиво ниже стоимости рублевых заимствований на внутреннем рынке. Дестабилизация мирового финансового рынка в условиях кризиса ограничила возможности и привлекательность внешних заимствований для белорусских банков и предприятий ввиду повышения ставок и сокращения объемов заимствований.

Рисунок 3.2 – Ставки по ресурсам на внешнем рынке

В то же время уже с  января 2009 г. началось резкое снижение ставок LIBOR 1 , что было обусловлено  принятыми рядом государств мерами по поддержке ликвидности в финансовой сфере. В октябре 2009 г. ставки LIBOR снизились в 5–6 раз по сравнению с уровнем соответствующего периода 2008 года.

          Удорожание внешних заимствований во второй половине 2008 г. не остановило увеличение внешнего долга государства. Некоторое снижение стоимости внешних заимствований в 2009 году, в свою очередь стимулировало дальнейший рост внешнего долга Беларуси. Валовой внешний долг страны увеличился с 12,5 млрд. долл. США на 01.01.2008 до 15,1 млрд. долл. США на 01.01.2009 и до 22 млрд. долл. США на 01.01.2010. То есть за 2 года валовой внешний долг республики вырос в 1,8 раза. В указанном периоде с 45 до 55% увеличилась доля долгосрочного внешнего долга — в основном за счет роста долгосрочного долга органов денежно-кредитного регулирования, то есть кредита Международного валютного фонда (далее — МВФ), полученного Правительством Республики Беларусь по программе stand-by, и увеличения долгосрочного долга органов государственного управления. Рис 3.3.

Рисунок 3.3 - Ставки по ресурсам на внешнем рынке

Показатели уровня внешнего долга

Показателем, определяющим критичность уровня внешнего долга  страны, является отношение общей  суммы внешнего долга к ВВП, выраженная в процентах. Если при анализе данного индикатора использовать ВВП, рассчитанный в долларах на базе среднегодового обменного курса рубля, то в этом случае пороговое значение по разным оценкам колеблется от 60 до 80 %. При его превышении обычно следует резкое падение доверия участников рынка, отток капитала, сопровождаемый повышением процентных ставок, наращивание суммы долга. В Беларуси в 2009 году доля валового внешнего долга к ВВП составило 45%, т.е. пока она ниже порогового значения.

Еще одним показателем, характеризующим обремененность страны внешними долговыми обязательствами, является отношение внешнего долга к стоимостному объему экспорта, выраженная в процентах. Приемлемой для национальной экономики является ситуация, когда такое отношение не превышает 200%. По итогам 2009 года в республике данный показатель составил 89%, что так же значительно ниже порогового значения. Тем не менее по состоянию на 01.01.2010 международные резервные активы страны обеспечивали покрытие только 25,7%  валового внешнего долга.

Наша страна в 2008-2009 годах активно привлекало внешние займы для пополнения международных резервных активов Республики Беларусь. Основным кредитором Беларуси по итогам 2009 года явились Россия и МВФ. Кроме того, нашими кредиторами явились такие страны, как Венесуэла, Китай, Италия. Также страной был получен кредит Всемирного банка.

Российский кредит был  предоставлен на очень выгодных условиях: на 15 лет, по ставке LIBOR плюс 3% годовых, с отсрочкой погашения основного  долга в течение 5 лет. На выгодных условиях получены и другие кредиты, что позволило основную нагрузку по возврату внешних займов отодвинуть во времени. В 2009 году платежи по основному долгу составляли 24% к сумме валового внешнего долга, платежи по процентам – 2,2%.

Таким образом, за счет внешних  кредитов, увеличивающих внешний долг, покрывался недостаток поступления иностранной валюты в страну (валютная выручка от экспорта сократилась в 2009 году на 31,4% по сравнению с 2008 годом). Однако необходимо учитывать, что внешний долг придется возвращать в свободно конвертируемой валюте. Это потребует или получение новых внешних займов(что осложняет проблему возврата внешнего долга,), или соответствующего роста экспорта как основного источника получения конвертируемой валюты.

Проблема устойчивости

Беларусь долгие годы сохраняла уровень внешней задолженности существенно ниже этого порогового значения. Однако ситуация начала меняться в 2007 г., когда Беларусь обратилась за межправительственным кредитом России. С тех пор валовой внешний долг Беларуси вырос в разы и к концу 2010 г. превысил 50% от ВВП. На фоне резкого обесценивания белорусского рубля в 2011 г., уровень долга, номинированного в иностранной валюте, вырос до 62.3% от ВВП. Такие высокие темпы роста внешней задолженности (см. рис. 3.4) делают актуальной проблему ее устойчивости. Ключевым показателем устойчивости валового внешнего долга является его соотношение с ВВП. В Беларуси оно в 2011 г. Превысило пороговое значение в 55%, установленное концепцией национальной безопасности. По прогнозу МВФ (опубликованному в страховом отчете в сентябре 2011 г) валовой внешний долг Беларуси к 2016 г. Может превысить 85%. Это существенно выше официально установленного предельного уровня валового внешнего долга и общепринятого критического уровня в 60% от ВВП, предложенного Рогоффом и Райнхарт, и свидетельствует о наличии угрозы устойчивости внешнего долга Беларуси в среднесрочной перспективе.

 

* сальдо текущего счета  представлено суммой за последние четыре квартала. Источник: расчеты на основе данных Белстата и НББ. Еще один важный показатель устойчивости внешнего долга, характеризующий риск кризиса ликвидности – доля краткосрочного долга, – находится на допустимом уровне и не должен превысить официальный предельно допустимый уровень в среднесрочной перспективе. Текущий удельный вес краткосрочного долга в 42.4% является достаточно высоким, но объясняется большим объемом торговых кредитов. Они способны негативно повлиять на устойчивость валового внешнего долга только в случае резкой остановки внешнеторговых операций, которая уже однажды произошла в конце 2008 г. При других обстоятельствах этот долг автоматически рефинансируется. Этот факт также предопределяет высокий уровень расходов по обслуживанию внешнего долга, что делает анализ вязанных с ним индикаторов не столь информативным. Ключевым источником роста внешнего долга в 2007–2011 гг. были займы органов государственного управления. Согласно официальной статистике, долг органов государственного управления в конце 2011 г. составил 22.6% от ВВП при официальном пороговом значении в 25% от ВВП. Следовательно, возможности дальнейшего наращивания внешнего государственного долга ограничены, так как новые займы будут связаны с растущим риском неплатежеспособности государства.

        В краткосрочной перспективе вероятность подобного кризиса минимальна, так как текущие расходы по обслуживанию внешнего госдолга составляют 1% от ВВП (данные за 2011 г.). Однако в долгосрочной перспективе ситуация менее благоприятная. Ожидаемые платежи по государственному долгу составляют USD 1.8 млрд. в 2012 г., а в 2013– 2014 гг. превысят USD 3 млрд. в год (см. рис. 3.5). Это существенные выплаты (около 3.5% от ВВП в 2012 г.), учитывая относительно низкий уровень международных резервов. Они могут быть или рефинансированы за счет новых займов, возможности, привлечения которых ограничены в связи с долговым кризисом в Европе и низким доверием к экономике Беларуси, или выплачены за счет доходов от приватизационных сделок.

         Более того, эти расходы оказывают дополнительное давление на платежный баланс, что подчеркивает необходимость сокращения дефицита текущего счета.  

Таким образом, Беларусь столкнулась с возможной угрозой устойчивости внешнего долга. Объем валового внешнего долга и ожидаемых расходов по обслуживанию государственного долга являются ключевыми показателями, которые вызывают сомнения в способности Беларуси управлять внешней задолженностью без последствий для экономического роста.

Информация о работе Проблемы внешней задолженности Республики Беларусь: иностранные кредиты и экономическая безопасность страны