Проблемы внешнеторговой политики России и способы их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение теоретических аспектов внешнеторговой политики государства.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность внешнеторговой политики государства.
2. Изучить методы и направления государственного регулирование внешнеторговой политики.
3. Проанализировать внешнеторговую политику РФ.

Содержание

Введение 2
1. Внешнеторговая политика и её инструменты 3
1.1. Сущность внешнеторговой политики, её виды 3
2. Внешнеторговая политика России 8
2.1. Внешнеэкономические связи России 8
2.2. Единство регулирования 10
3. Проблемы внешнеторговой политики России и способы их решения 13
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 44.12 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 2

1. Внешнеторговая политика и её инструменты 3

1.1. Сущность внешнеторговой политики, её виды 3

2. Внешнеторговая политика России 8

2.1. Внешнеэкономические связи России 8

2.2. Единство регулирования 10

3. Проблемы внешнеторговой политики России и способы их решения 13

Заключение 16

Список использованной литературы 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В условиях развития международных  экономических отношений все  большую значимость приобретает  оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. По-прежнему внешнеторговая политика остается определяющей формой международных связей, и от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, во многом зависит его место в современной мировой экономике.

Объект исследования –  внешнеторговая политика государства.

Актуальность работы обуславливается  тем, что внешнеторговая политика любого государства представляет собой  важнейшую составную часть общеэкономического курса Правительства, а в более узком плане – одну из сфер бюджетно-налоговой деятельности, связанную с регулированием объёмов, товарной структуры и географической направленности экспортно-импортных товаропотоков.

Цель работы – изучение теоретических аспектов внешнеторговой политики государства.

Задачи работы:

1. Раскрыть сущность внешнеторговой политики государства.

2. Изучить методы и  направления государственного регулирование  внешнеторговой политики.

3. Проанализировать внешнеторговую  политику РФ.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Внешнеторговая политика и её инструменты

    1. Сущность внешнеторговой политики, её виды

 

Внешнеторговая политика представляет собой относительно самостоятельное направление внешнеэкономической политики, связанное с государственным регулированием внешней торговли через налоги и прямые ограничения на импорт и экспорт.

На формирование внешнеторговой политики государства оказывают  влияние объективные процессы, происходящие в мировой экономике. Это, с одной  стороны, растущая интернационализация  производства и капитала, что усиливает  экономическую взаимозависимость государств, а с другой – обострение конкурентной борьбы на мировом рынке. Несмотря на то, что развитие внешней торговли в целом благоприятно воздействует на развитие национальной экономики, зависимость от мирового рынка может вызвать серьезные социально-экономические проблемы внутри страны. Эти проблемы связаны с увеличением риска экономических потерь от колебаний валютных курсов и мировых цен, с возможным ухудшением экономического положения ряда отраслей, не способных выдержать давления конкуренции иностранных товаров. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями в целях поддержания внешнеторгового равновесия, стимулирования прогрессивных сдвигов в структуре экспорта и импорта, поощрения притока иностранного капитала.

Инструменты, используемые государством для проведения внешнеторговой политики, можно разделить на тарифные и нетарифные.

Поскольку хозяйство всех стран в той или иной мере зависит  от экспорта и импорта, государство  в законодательном порядке устанавливает  определенные правила внешней торговли. Исторически сложились два противоположных вида внешнеторговой политики: протекционизм и свободная торговля.

    1. Протекционизм

 

Протекционизм (от лат. protectio – защита, покровительство) – это политика защиты отечественных производителей от иностранных конкурентов. Суть этой политики, во-первых, в сдерживании ввоза в страну высококонкурентной зарубежной продукции, а во-вторых, в покровительстве экспорту товаров своего национального производства.

Протекционистские меры можно  объединить в три основные группы. Так, таможенные пошлины, или тарифные барьеры, – это уже известные нам налоги на импортируемые товары, повышающие цены на них и тем самым затрудняющие их сбыт в данной стране. Здесь, однако, необходимо иметь, что таможенные пошлины могут тотчас выполнять не только защитную (протекционистскую) функцию, но и фискальную – пополняют доходы бюджета страны.

Вторая группа – нетарифные барьеры. Это всякого рода ограничительные  и/или запретные меры на импорт (квоты, лицензирование, а иногда прямые запреты и пр.). К примеру, импортные квоты ограничивают объём импорта определённых товаров, устанавливая количественные пределы их ввоза. А такая мера, как лицензирование, предполагает, что импорт тех или иных товаров осуществляется только по специальным разрешениям государственных органов (лицензиям).

Наконец, запреты. Они попросту закрывают пограничный шлагбаум на пути ввоза в страну определённых товаров. Для обоснования подобных действий вводятся, скажем, чрезмерно жёсткие стандарты качества товаров, которым может не отвечать импонтируемая продукция. Попутно здесь же следует упомянуть и о такой особой мере, как эмбарго1. Оно обычно применяется в международной практике в качестве средства давления на «проштрафившиеся» страны.

Третья группа протекционистских  мер – поддержка экспорта  – предполагает содействие государства продвижению продукции национального производства на зарубежные рынки. Здесь используются такие методы, как предоставление отечественным производителям-экспортёрам субсидий, налоговых льгот, дешёвых кредитов, юридической, политической и другой поддержки. В частности, государственная финансовая помощь позволяет экспортёрам без ущерба для себя завоёвывать иностранные рынки путём демпинга, то есть через продажу своих товаров по заниженным ценам. Именно таким образом, к примеру, на рубеже наших веков завоевала господство на мировом рынке судостроения Республика Корея.

Кроме этих трёх групп, возможны и другие протекционистские меры. Так, в Швеции известна практика поддержки  государством высоких цен на некоторые национальные товары хорошего качества (чтобы сдержать их вывоз за рубеж) с одновременной выплатой дотаций отечественным  покупателям этой продукции. Оригинально содействует национальному гостиничному бизнесу Канада. Она не разрешает американским туристам ловить рыбу в своих озёрах, если те не провели хотя бы одну ночь в местном мотеле.

Бывает также, что на почве  протекционизма между странами разворачиваются целые торговые войны. Вот два примера конца 1990-х годов: (1) «говяжья война» между США и ЕС: американцы стремились расширить сбыт в Европе своей дешёвой (благодаря применению гормонов роста) говядины; европейцы препятствовали этому, ссылаясь на канцерогенную опасность гормонов, но больше имея в виду интересы своих фермеров с их более дорогим мясом; (2) «стальная война» между США и Россией, наводнившей американский рынок своей более дешёвой продукцией. Каких только «войн» не знает мировая торговля…

Всесторонняя и взвешенная оценка политики протекционизма обязывает  аналитиков определить как положительные, так и отрицательные его стороны. Плюсы протекционизма проявляются  в следующем. Во-первых, сдерживание  импорта помогает уравновесить пассивный (ввоз > вывоза) торговый баланс. Во-вторых, протекционизм позволяет защищать национальное производство от разрушительного для него демпинга, а также от «несправедливой» конкуренции со стороны экспортёров товаров с дешёвым трудом. В-третьих, политика протекционизма обеспечивает защиту молодых отраслей национальной экономики, которые ещё «не встали на ноги», неконкурентоспособны на мировом рынке и поэтому нуждаются в особой государственной поддержке. В-четвёртых, торговые барьеры на пути иностранных товаров стимулируют собственное производство в стране. А это значит, что развивается диверсификация национального производства и растёт экономика, увеличивается занятость,  уменьшается зависимость страны от «сюрпризов» мирового рынка.

Минусы протекционизма можно объединить в четыре пункта.

  1. Чрезмерный протекционизм ослабляет конкуренцию в экономике и стимулы к её совершенствованию. В результате тормозится НТП, ухудшается качество продукции, растут затраты и, как следствие, падает эффективность производства.
  2. Торговые барьеры «бьют» по карману потребителей и возможностями выбора: обедняются прилавки магазинов, растут цены на импортные и сопряжённые с ними товары местного производства.
  3. Усиление хозяйственной обособленности страны лишает её соответствующих преимуществ МРТ, выгод от специализации производства и международной торговли.
  4. Подрыв протекционизма возможностей для экспорта товаров из страны.

 

    1. Свободная торговля

 

Второй и противоположный  тип внешнеторговой политики государства  – свободная торговля, или как  её ещё называют, фритредерство. Она  предполагает свободное движение товаров и услуг между странами без известных торговых барьеров.  Преимущества свободной торговли вытекают из того, что здесь устраняются рассмотренные выше минусы протекционизма.

Так, фритредерство стимулирует  конкуренцию и ограничивает тем  самым монополизм национальных фирм. В результате производители вынуждены  вводить новшества, повышать качество продукции, снижать её себестоимость, увеличивая эффективность производства и опуская цены. Свобода торговли, далее, расширяет предложение товаров, предоставляя больший выбор для потребителей. К тому же беспрепятственное развитие международного разделения труда обеспечивает эффективное (рыночное) размещение ресурсов в мировой экономике. Благодаря этому становятся выше экономический рост и материальное благосостояние людей. Наконец, свобода торговли способствует большей открытости обществ, а значит, сближению и сотрудничеству народов и стран.

В свою очередь, недостатки фритредерства могут проистекать  из отсутствия защиты национальной экономики от возможных отрицательных воздействий со стороны иностранного бизнеса (демпинг, наводнение отечественного рынка иноземными товарами, навязывание чуждых населению данной страны потребительских вкусов, сбыт низкокачественной или устаревшей продукции и т.д.).

Большинство современных  государств проводят гибкую внешнеторговую политику, которая сочетает в себе элементы как протекционизма, так и фритредерства. И всё же общим курсом здесь является либерализация мировой торговли. Это означает, что страны всё более широко и взаимовыгодно торгуют друг с другом, постепенно освобождаясь от торговых барьеров и устанавливая естественный для цивилизованного человечества режим наибольшего благоприятствования во взаимной торговле (или, как сегодня уже принято говорить, «режим нормальных торговых отношений»).

 

 

  1. Внешнеторговая политика России

    1. Внешнеэкономические связи России

 

Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимно дополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.

Характерно, что все эти  процессы взаимодействия, сближения, сотрудничества носят противоречивый, диалектический характер. Диалектика международных экономических отношений состоит в том, что стремление к экономической независимости, укреплению национальных хозяйств отдельных стран приводит в итоге ко всё большей интернационализации мирового хозяйства, открытости национальных экономик, углублению международного разделения труда.

Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от мировых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство необходимо:

  1. Установление стабильного политического режима.
  2. Развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям.
  3. Всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно требованиям открытой экономики с российской спецификой.
  4. Стимулирование экономического развития по пути научно-технического прогресса.

По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических преимуществ, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений.

К этим чертам относят:

  1. Развитую научно-техническую базу.
  2. Высокую степень обеспеченности сырьём и энергоресурсами, их относительную дешевизну.
  3. Высокий кадровый потенциал, в особенности в сфере точных наук, инженерно-технической области. Формируется и новое поколение российских предпринимателей, управленцев, других квалифицированных специалистов.
  4. Достаточно высокий показатель «индекса человеческого развития». Он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования.

Обеспечение экономической  безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который может быть нанесен российской экономике в результате действия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов на мировых рынках.

    1. Единство регулирования

Информация о работе Проблемы внешнеторговой политики России и способы их решения