Проблемы внешнеторговой политики России и способы их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение теоретических аспектов внешнеторговой политики государства.
Задачи работы:
1. Раскрыть сущность внешнеторговой политики государства.
2. Изучить методы и направления государственного регулирование внешнеторговой политики.
3. Проанализировать внешнеторговую политику РФ.

Содержание

Введение 2
1. Внешнеторговая политика и её инструменты 3
1.1. Сущность внешнеторговой политики, её виды 3
2. Внешнеторговая политика России 8
2.1. Внешнеэкономические связи России 8
2.2. Единство регулирования 10
3. Проблемы внешнеторговой политики России и способы их решения 13
Заключение 16
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 44.12 Кб (Скачать файл)

 

В целях регулирования  операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего  рынка РФ и стимулирования прогрессивных  структурных изменений в экономике  РФ, устанавливаются импортные и  экспортные таможенные пошлины. Экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляется без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ в целях:

  • обеспечения национальной безопасности страны;
  • выполнения международных обязательств РФ с учётом состояния на внутреннем товарном рынке;
  • защиты внутреннего рынка страны.

Постановления Правительства  РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта принимаются и официально опубликовываются не позднее, чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.

Распределение квот и выдача лицензии при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путём проведения конкурса или проведения операций по экспорту и/или импорту до суммарного исполнения квот.

Запреты и ограничения  экспорта и/или импорта товара (работ, услуг) могут устанавливаться исходя из национальных интересов, включающих:

  • соблюдение общественной морали и правопорядка;
  • охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
  • сохранение культурного наследия народов РФ;
  • защиту культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности на них;
  • необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;
  • обеспечение национальной безопасности РФ;
  • защиту внешнего финансового положения и поддержание платёжного баланса РФ;
  • выполнение международных обязательств РФ.

Возимые на территорию товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ.

Запрещается ввоз на территорию РФ товаров, которые:

  • не соответствуют вышеназванным стандартам и требованиям, установленным в РФ;
  • не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ;
  • запрещены к использованию как опасные потребительские товары;
  • имеют дефекты, представляющие опасность для потребителей.

Указанные товары должны быть вывезены обратно или уничтожены на основании акта, составленного  независимыми экспертами Торгово-промышленной палаты РФ в порядке, определяемом Таможенным кодексом РФ.

В целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении  внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного контроля.

Вывоз указанных выше товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

На отдельные виды товаров на экспорт и/или импорт устанавливается государственная монополия. Перечни таких товаров определяются федеральными законами.

Государственная монополия на экспорт и/или импорт отдельных видов товаров осуществляется на основе лицензирования деятельности по экспорту и/или импорту товаров. Лицензии выдаются федеральным органом исполнительной власти исключительно унитарным предприятиям, которые обязаны совершать сделки по экспорту и/или импорту товаров на основе принципов добросовестной коммерческой практики. Унитарное предприятие – это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

Особыми режимами осуществления  отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона.

Приграничная торговля осуществляется между российскими лицами, имеющими постоянное место нахождения (место  жительства) на приграничной территории РФ, и иностранными лицами, имеющими постоянное место нахождение (место жительства) на соответствующей приграничной территории, определяемой в международных договорах РФ с сопредельными государствами, исключительно для удовлетворения местных нужд в отношении товаров, производимых в пределах существующей приграничной территории, а также товаров, предназначенных для потребления в пределах существующей приграничной территории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы внешнеторговой политики России и способы их решения

 

Внешнеторговая политика Российской Федерации находится  в стадии формирования, постепенно оформляется соответствующая ей нормативная база. Формирование осуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытой экономике, экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей.

В условиях командной экономики  СССР внешняя торговля функционировала в жестких рамках государственной монополии. Все внешнеторговые операции осуществлялись через систему союзных внешнеторговых организаций. Отдельное предприятие не имело право ни продавать свою продукцию на мировом рынке, ни распоряжаться заработанной валютой. В этих условиях непосредственные производители не были заинтересованы в международной конкурентоспособности своей продукции и были обособлены от системы мировой торговли. Но при наличии коренных пороков, неповоротливости и бюрократизма, государственная монополия внешней торговли обеспечивала учет и контроль движения товаров и валюты через границу.

Отказ от государственной  монополии внешней торговли позволил всем субъектам хозяйства России свободно выходить на мировые рынки. Первоначально для этого требовалась регистрация предприятия как участника внешнеэкономической деятельности в органах Министерства внешнеэкономических связей на местах (в области, крае, автономной республике). В настоящее время любое предприятие может свободно участвовать во внешнеторговых операциях.

Однако отказ от государственной  монополии внешней торговли породил серьёзные проблемы. Расширился бесконтрольный вывоз стратегически важных сырьевых товаров. Нахлынула волна импортных товаров, часто низкого качества. Возникла проблема утечки валюты.

В этих условиях необходимо было сформировать новые экономические  и административные структуры по регулированию внешней торговли, разработать и внедрить в практику эффективные методы внешнеторговой политики.

Цели государственного регулирования  внешней торговли определяются общей  экономической ситуацией в стране, остротой существующих социально-экономических  проблем. В этой связи внешнеторговая политика может быть нацелена на рост доходов государственного бюджета, содействие структурной перестройки  промышленности, защиту отдельных отраслей от импортной конкуренции.

Методы внешнеторговой политики России учитывают международную  практику и особенности социально-экономической  ситуации внутри страны. В арсенал  методов внешнеторговой политики включены как тарифные, так и нетарифные методы.

Важнейшим шагом на пути формирования цивилизованной внешнеторговой политики является принятие в октябре 1995 г. Закона Российской Федерации «О регулировании внешнеторговой деятельности». Он является правовой основой внешнеторговой политики России. Целями этого закона провозглашаются защита экономического суверенитета России, стимулирование развития экономики, обеспечение эффективной интеграции России в мировую экономику. В законе также определены основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности России. Следует отметить, что одним из принципов является приоритет экономических мер государственного регулирования внешней торговли. Внешнеторговая политика России осуществляется таможенно-тарифными и нетарифными методами. Другие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются. В Законе также определены активные меры по содействию развитию внешнеторговой деятельности. В целях стимулирования роста экономики Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации способствуют развитию внешней торговли. В том числе путем осуществления федеральных и региональных программ развития внешнеторговой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Формой связи между  производителями продукции разных стран выступает их внешнеторговая деятельность. Она предусматривает обмен товарами, услугами и капиталом между различными странами. Таким образом, под внешней торговлей понимают межрегиональный обмен товарами, услугами и капиталом. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.

В данной работе была достигнута поставленная цель и решены следующие задачи:

  1. Раскрыта сущность внешнеторговой политики государства.
  2. Изучены методы и направления государственного регулирования внешнеторговой политики.
  3. Проанализирована внешнеторговая политика РФ.

Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.

Всё это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнёрами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал.

Однако спад промышленного  производства, ухудшение конъюнктуры  мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, непостоянность валютного курса  рубля отрицательно влияют на структуру  и динамику экспорта в стране. Экспорт  существенно снижается, импорт стремительно растет. Экспорт тормозится как снижением доли экспорта в производимой продукции, так и снижением мировых цен на нефть. Импорт набирает оборот за счет роста инвестиционной активности (что проявилось в повышении доли инвестиционных товаров в структуре импорта). Кроме того, рост импорта стимулируется продолжающимся повышением курса рубля. Увеличивается импорт машиностроительной продукции, продовольственных товаров и сырья для производства, химической продукции, текстильных изделий и обуви. Такой рост импорта не является благоприятным для России, останавливается не только развитие, нормальное импорто-замещение, но и приток капитала в неконкурентоспособные отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Буглай В.Б. Международные экономические отношения: учебник для вузов/ В.Б. Буглай, Н.Н. Ливенцев; ред. Н.Н. Ливенцев. М.: Велби, 2008. – 656 с.
  2. Веснин В.Р. Мировая экономика: учебник для вузов/ В.Р. Веснин, И.С. Цыпин; ред. И.С. Цыпин. М.: Проспект, 2009. – 248 с.
  3. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. – Ч.1 Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства: учебное пособие. – М.: Международные отношения, 2008. – 416 с.
  4. Куликов Л.М. Основы экономической теории: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2010. – 464 с.
  5. Кухарская Н.Т. Экспортно-импортная политика. – М.: Дело, 2008. – 472 с.
  6. Пузакова Е.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 480 с.
  7. Ростовский Ю.М. Внешнеторговый словарь-справочник. – М.: Экзамен, 2009. – 416 с.
  8. Спиридонов И.А. Мировая экономика: учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2010. – 272 с.

1 Эмбарго (от исп. embargo – запрещение) – частичный или полный запрет ввоза в какую-либо страну или вывоза из неё товаров, валюты, информации.


Информация о работе Проблемы внешнеторговой политики России и способы их решения