Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение и анализ проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь, особенностей государственного регулирования этой сферы. Цель позволяет сформулировать следующие задачи:
рассмотрение теоретических основ занятости и безработицы;
изучение причин безработицы;
рассмотрение и анализ проблем занятости и безработицы в Республике Беларусь, развития этих явлений в динамике и их современное состояния;
определение основных направлений политики занятости населения;
изучение национальных программ занятости;
изыскание путей совершенствования трудовых отношений и занятости населения.

Вложенные файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства и продовольствия.docx

— 62.43 Кб (Скачать файл)

Заданиями плана мероприятий на 2010 год предусматривается:

    • обеспечение создания 165 тыс. рабочих мест;
    • оказание содействия в трудоустройстве органами по труду, занятости и социальной защите на постоянную работу 208,5 тыс. человек;
    • установление нанимателями брони для приема на работу граждан, которым обеспечиваются дополнительные гарантии в области содействия занятости населения, - 25,6 тыс. человек;
    • организация оплачиваемых общественных работ (преимущественно на объектах социальной сферы) с участием 86,4 тыс. человек.

Финансирование  мероприятий осуществляется за счет средств, предусмотренных на эти  цели в Фонде социальной защиты, местных бюджетах, собственных средств  организаций – исполнителей плана  мероприятий программы. [6, C.18]

На реализацию плана мероприятий на 2010 год будет  направлено 160 882 688 тыс. руб., из них средств  Фонда социальной защиты – 122 102 452 тыс. руб. (в бюджеты областей и г. Минска передается 119 195 872 тыс. руб.), средств местных бюджетов (средства от  возврата  бюджетных   ссуд) – 31 010 247 тыс. руб., собственных средств нанимателей – 7 769 989 тыс. руб. [7]

Согласно  Программы социально-экономического развития Республики Беларусь, в 2010 году формирование трудового потенциала будет происходить в условиях сокращения количества трудоспособного населения, что связано с уменьшением численности вступающего в трудоспособный возраст поколения 90-х годов рождения.

В 2010 году численность трудовых ресурсов может  составить 6210 тыс. человек, в то время  как в 2009 году, по предварительной  оценке, она составила 6238 тыс. человек. По прогнозным расчетам, в 2010 году в  органах по труду, занятости и  социальной защите может быть зарегистрировано около 220 тыс. безработных. С учетом ожидаемой численности безработных, состоящих на учете на конец 2009 года, количество безработных, нуждающихся в трудоустройстве в 2010 году, может составить около 270 тыс. человек. [7]

В рамках последовательной разработки и выполнения программ содействия занятости могут  решаться вопросы обеспечения трудовыми  ресурсами приоритетных отраслей и  производств национальной экономики  Беларуси, предотвращения оттока квалифицированных  кадров за границу. Необходимо повышение  гибкости системы трудоустройства, использование трудосберегающих технологий и содействие реструктуризации экономики через облегчение для предприятий приведения численности работающих в соответствие с реальными потребностями с соблюдением социальных гарантий и проведением мероприятий политики занятости. Можно ожидать, что реализация мероприятий по  либерализации условий экономической деятельности в Республике Беларусь (в частности, упрощение вхождения в бизнес, введение заявительного принципа государственной регистрации всех субъектов хозяйствования, за исключением банков и небанковских кредитно-финансовых организаций).

Позитивным  изменениям в сфере занятости  может способствовать также упрощение  требований законодательства, регулирующие вопросы осуществления отдельных  видов предпринимательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРУДОВЫХ  ОТНОШЕНИЙ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы основной целью государственной политики в социально-трудовой сфере является повышение эффективности использования ресурсов труда и формирование кадрового потенциала с учетом реальных потребностей производства. Главные приоритеты политики занятости – формирование благоприятных условий для повышения ее эффективности, преодоление дефицита рабочих мест посредством расширения инвестиционной активности за счет всех источников, снижение напряженности и поддержание стабильности в сфере социально-трудовых отношений.

Исходя  из поставленных приоритетов, определены следующие основные направления  совершенствования трудовых отношений  и занятости населения:

  • создание новых рабочих мест с учетом реализации мероприятий ежегодной программы занятости;
  • повышение эффективности занятости и формирование ее постиндустриальной структуры;
  • достижение сбалансированности спроса и предложения рабочих мест на рынке труда по профессионально-квалификационным признакам и регионам;
  • проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, защиту внутреннего рынка труда;
  • стимулирование развития самозанятости населения, расширение деловой и предпринимательской инициативы граждан;
  • содействие профессиональной ориентации молодежи в выборе профессии и получении профессионального образования до начала ее трудовой деятельности;
  • улучшение качества рабочей среды, включая условия труда и технику безопасности, повышение уровня заработной платы и эффективное использование рабочего времени;
  • усиление социальной защиты населения от безработицы, смягчение и минимизация ее негативных социально-экономических последствий. [15, C.28]

Программа действий на рынке труда предусматривает  реализацию системы мер, направленных на постепенную ликвидацию вынужденной  неполной занятости на производстве, обновление и улучшение структуры  рабочих мест, расширение социальной направленности отраслевой структуры  занятости, создание благоприятных  условий для развития малого бизнеса  и индивидуального предпринимательства. Важным направлением является повышение  конкурентоспособности рабочей  силы и сбалансированности спроса и  предложения рабочих мест на рынке  труда.

Для реализации этих направлений необходимы следующие  меры:

  • оптимизация кадрового персонала на основе модернизации и обновления рабочих мест, внедрения ресурсосберегающих технологий;
  • проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей расширение занятости в сфере малого бизнеса;
  • совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе восстановление внутрипроизводственного обучения;
  • координация потребности в работниках с объемами и структурой подготовки кадров в системе профессионального образования, увеличение масштабов обучения рабочим профессиям, востребованным на рынке труда;
  • развитие системы социального планирования, выработка механизмов социально ответственной реструктуризации производства и трудоустройства высвобождаемых работников;
  • разработка и реализация программ содействия занятости населения в населенных пунктах с градообразующими предприятиями и критической ситуацией на рынке труда;
  • внедрение страховых принципов социальной защиты работников от безработицы;
  • обеспечение возможности для граждан, нуждающихся в дополнительных гарантиях занятости, получения в полном объеме услуг, предоставляемых органами государственной службы занятости для повышения их конкурентоспособности на рынке труда.

Стратегия обеспечения стабильности социально-трудовой сферы требует принятия мер, направленных на повышение эффективности коллективно-договорного  регулирования трудовых отношений, создание действенного механизма экономической  заинтересованности субъектов хозяйствования в улучшении условий и безопасности труда, совершенствование механизма  защиты трудовых прав граждан. 

Основной  целью в сфере охраны труда  является сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности, сокращение экономических потерь, обусловленных  производственным травматизмом и профессиональной заболеваемостью. Для ее достижения необходимо:

  • усилить профилактическую направленность в деятельности субъектов государственного управления охраной труда, нанимателей и профсоюзов;
  • совершенствовать управление охраной труда, внедрять экономические механизмы и методы прогнозирования в этой сфере;
  • сертифицировать системы управления охраной труда в организациях, совершенствовать нормативное и правовое обеспечение охраны труда.

Основными направлениями по реализации задач  государственного управления охраной  труда являются:

  • разработка и реализация целевых программ по улучшению условий и охраны труда;
  • создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере;
  • экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производства средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • разработка и осуществление комплекса мероприятий по техническому перевооружению и модернизации производства, улучшению условий труда работников;
  • повышение ответственности работников за соблюдение требований охраны труда;
  • создание условий для социального партнерства в сфере охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением законодательства об охране труда.

Важным  направлением совершенствования трудовых отношений является создание эффективного механизма их правового регулирования. В этих целях предусматривается  включение в Трудовой кодекс норм, направленных на:

  • эффективное использование труда работников путем оптимизации продолжительности трудовых и социальных отпусков;
  • повышение роли государства в обеспечении охраны труда на всех уровнях управления;
  • совершенствование норм по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании проделанной работы могут быть сделаны следующие выводы:

1. Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица – явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в Беларуси.

2. Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действию закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы.

3. Безработица, как свидетельствуют многие социологические и социально-психологические исследования, имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека. Среди всех этих последствий увеличение смертности от сердечных заболеваний, рост числа самоубийств и убийств, численности пациентов в психиатрических лечебницах, ухудшение отношений в семье, рост преступности и так далее, ведь люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. В связи с этим исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость,  пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость или скептицизм. Главным в социальной политике должно быть снижение массовой безработицы, что обеспечивается, прежде всего, нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.

Таким образом, государству необходимо принять следующие меры:

Во-первых, органам службы занятости  всех уровней необходимо широкое  развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки её к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда.

Во-вторых, необходимо расширять сеть учебных  центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан.

В-третьих, необходимо создать условия для  роста спроса на товары. Так как  спрос на рынке труда – производный  и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость  возрастёт, а безработица снизится в том случае, если товарные рынки  предъявят больший спрос и  для его удовлетворения надо будет  нанять дополнительных работников.

В-четвёртых, необходимо создать условия для  роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удаётся найти работу по найму.

Список  путей сокращения безработицы можно  продолжать ещё долго, но важно понимать, что все эти программы не могут  полностью ликвидировать или  существенно сократить безработицу. Такой результат достигается  лишь при общем улучшении  государством экономической ситуации в стране.

Государственная программа уже принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и нуждается в активной государственной поддержке. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости, как важной социальной гарантии для экономически активного населения, является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Таким образом, комплексный подход к системе занятости, мерам ее регулирования и социальной защите населения позволит смягчить социальную напряженность в сфере трудовых отношений.

Информация о работе Проблемы занятости и безработицы в Республике Беларусь