Проблемы занятости и социальной защиты населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2012 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – определение особенностей становления рынка труда в Республики Беларусь, основных направлений политики занятости и социальной защиты населения.
Задачи:
1. ознакомиться с понятиями безработицы, определить виды и ее социально-экономические последствия;
2. теоретически изучить понятия социальной защиты населения, социального неравенства и способов его регулирования;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….................
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ……………………………….....
1.1 Понятие, виды и социально-экономические последствия безработицы……………………………………………………………………
1.2 Понятие социальной защиты населения ………………………………...
1.3 Понятие и способы регулирования социального неравенства…………
2 ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ЗА РУБЕЖОМ………………………………………………..
2.1 Основные модели социальных государств………………………………
2.2 Проблемы занятости за рубежом………………………………………...
3 АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ………………………………………………...
3.1 Анализ состояния рынка труда…………………………………………...
3.2 Основные направления политики занятости…………………………….
3.3 Основные направления социальной защиты…………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая макроэкономика.doc

— 408.50 Кб (Скачать файл)

   Уровень зарегистрированной безработицы на конец декабря 2011 г. составил 0,6 процента к численности экономически активного населения (в 2010 году – 0,7 процента). При этом рынок труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 77,6 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий (77,2 процентов в 2010 году). В г. Минске вакансий в шесть раз больше, чем безработных.  

На 01.01.2012 из 130 регионов республики в 118 регионах уровень безработицы составлял 1 процент и менее, в 12 регионах - от 1,1 до 1,3 процента (рисунок 3.1).

Самый высокий уровень безработицы - 1,2 процента зарегистрирован в Ганцевичском,  Поставском, Буда-Кощелевском, Лельчицком, Рогачевском, Хойницком районах, самый низкий – 0,2 процента в  Дятловском, Минском  и Стародородорожском районе.

 

 

Рисунок 3.1 – Уровень безработицы в Республики Беларусь  на 01.01.2012г.

 

Увеличился спрос на рабочую силу. На 01.01.2012 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 51,7 тыс. вакансий, что составило 105,9 процента к уровню 2010 года.

Рисунок 3.2 – Уровень безработицы в Республики Беларусь  на 01.01.2012г.

 

  Напряженность на рынке труда варьирует от 1,1 безработного на 1 вакансию в Гомельской области до 0,2 безработных на 1 вакансию в г. Минске.

 

Таблица 3.2 – Уровень напряженности на рынке труда на 01.01.2012г.

 Регион

Напряженность

на 01.01.2012, %

Брестская область

0,8

Витебская область

0,8

Гомельская область

1,1

Гродненская область

0,6

г. Минск

0,2

Минская область

0,6

Могилевская область

0,6

Республика Беларусь

0,5


 

 На 1 января 2012 г. в Республике Беларусь более половины всех состоящих на учете безработных – женщины (54,1 процента), молодежь в возрасте 16 -29 лет составляет (38,4 процента).

 Из числа безработных, состоящих на учете на 01.01.2012, имеют образование (таблица 3.3):

      общее среднее – 37,6 процента,

      общее базовое - 11,0 процентов,

      профессионально-техническое – 24,9 процента,

      среднее специальное – 14,5 процента,

      высшее и послевузовское – 12 процентов.

 

  Таблица 3.3 – Распределение общей численности безработных по образованию

На конец 2010 г.

На конец 2011 г.

Численность безработных

всего

 33 105

человек

 100

%

 Численность безработных

всего

 28 192

человек

 100

%

Распределение общей численности безработных по образованию:

Распределение общей численности безработных по образованию:

- общее базовое

 3 933

11,9

 - общее базовое

 3 092

 11,0

 - общее среднее

 12 583

 38,0

 - общее среднее

 10 613

 37,6

 - профессионально-   техническое

 8 151

 24,6

 - профессионально- техническое

 7 024

 24,9

 -среднее специальное

 4774

 14,4

 -среднее специальное

 4 093

 14,5

 - высшее

3 651

 11,0

 - высшее

 3 352

 11,9

 - послевузовское

 13

 0,04

 - послевузовское

18

 0,06


 

Таблица 3.4 – Состав безработных по возрастным группам

  На конец 2010 г.

На конец 2011 г.

 Численность безработных

всего

 33 105

человек

 100

%

 Численность безработных

всего

 28 192

человек

 100

%

Распределение общей численности безработных по возрасту:

 

 

Распределение общей численности безработных по возрасту:

 

 

16-17 лет

378

2,0

16-17 лет

531

1,9

18-19

1 626

4,9

18-19

1426

5,1

20-24

5690

17,2

20-24

4825

17,1

25-29

4552

13,8

25-29

4053

14,4

30-34

3942

11,9

30-34

3349

11,9

35-39

3618

10,9

35-39

2941

10,4

40-44

3459

10,4

40-44

2887

10,2

45-49

3627

11,0

45-49

2991

10,6

50-54

4289

13,0

50-54

3740

13,3

55-59

1620

4,9

55-59

1447

5,1

60 и старше

4

0,01

60 и старше

2

0,01


 

Данные таблицы 3.4 показывают, что наибольший удельный вес безработных приходится на возрастную группу 20-24 года, как в 2010, так и в 2011 годах. Одной из причин является: молодые люди, недавно получившие диплом (о средне-специальном, высшем образовании) и впервые  ищущие работу не могут найти желаемую работу по выбранной профессии, или же  уровень оплаты на предлагаемой должности ниже ожидаемого.

В 2011 г. регистрация безработных, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалидов, детей-сирот, родителей в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающих детей инвалидов, освобожденных из мест лишения свободы, ветеранов боевых действий на территории других государств, молодежи в возрасте до 21 года, впервые ищущей работу и др.) составила 20,8 процента от общей численности зарегистрированных безработных (в 2010 году – 21,3 процента).

На 01.01.2012 состав безработных по категориям представлен на диаграмме:

 

 Рисунок 3.3 – Категории безработных в Республики Беларусь  на 01.01.2012г.

На конец 2011 г. средняя продолжительность безработицы снизилась

на 0,2 месяца и составила 3,7 месяца против 3,9 месяца в 2010 году.

В 2011 г. снизился средний период трудоустройства безработных на 0,1 месяца и составил 1,5 месяца по сравнению с 2010 годом. В тоже время у женщин он более длительный - 2 месяца (у мужчин – 1,2 месяца, молодежи – 1,3 месяца).

 Списочная численность работников в среднем за январь – декабрь 2011 г. уменьшилась на 21,7 тыс. человек по сравнению с аналогичным периодом 2010 года и составила 3448,6 тыс. человек.

В 2011 году принято на работу в организации республики 836,6 тыс. человек, уволено 901,1 тыс. человек. Соотношение между числом принятых и уволенных работников составило 92,8 процента. Численность уволенных по сокращению численности или штата работников в январе-октябре 2011 года составила 7,9 тыс. человек.

По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь вынужденная неполная занятость в январе – декабре 2011 года составила 97,5 тыс. человек или 2,8 процента от списочной численности работников. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года показатель уменьшился на 36,9 процента (в январе – декабре 2010 года 154,5 тыс. человек или 4,5 процента).

Численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), составила 41,6 тыс. человек, или 55,2 процента к январю – декабрю 2010 года (75,4 тыс. человек).

Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, составила 55,9 тыс. человек, или 70,7 процента к январю − декабрю 2010 года (79,1 тыс. человек).

При этом численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, составила 24,2 тыс. человек, или 43,3  процентов общей численности работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя (в январе – декабре 2010 года – 38,6 тыс. человек или 48,8 процента).

   Таким образом, профессионально квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда является одним из основных факторов снижения качества трудового потенциала в Республике Беларусь. Решение этой проблемы требует в первую очередь изменения структуры и повышения качества системы профессиональной полготовки кадров, ее увязки с реальными потребностями общественного производства. Не менее важная задача – обеспечение наиболее полной сбалансированности профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочих мест на локальных рынках труда с учетом перспектив социально-экономического развития регионов.[19]

 

 

3.2 Основные направления политики занятости

 

Неспособность рынка труда при несовершенном его типе самостоятельно, автоматически саморегулироваться вызывает необходимость его подрегулирования. Субъектом таких действий становится государство, которое проводит специальную политику занятости. Под государственной политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. Она опирается на определенную систему принципов. К основным направлениям политики занятости населения относятся:

      создание новых рабочих мест в наукоемких и высокотехнологичных производствах и сфере услуг;

      стимулирование роста занятости в сфере услуг;

      создание условий мотивации к высокоэффективному труду и повышение социальной ответственности за результаты своего труда;

      повышение гибкости рынка труда за счет совершенствования системы переподготовки кадров;

      формирование кадрового потенциала в соответствии с потребностями развития экономики и требованиями нанимателей к качеству рабочей силы;

      создание системы социального страхования населения от безработицы.

Основная цель политики занятости населения – не просто обеспечить граждан Республики Беларусь рабочими местами, а дать возможность максимально эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантировать достойное вознаграждение за достойный труд.

Для достижения эффективной занятости в стране требуется определенное время и дополнительные финансовые средства, но только лишь финансовых средств недостаточно. В разработанной программе государственного регулирования занятости населения нашли свое отражение пути и способы стимулирования занятости в приоритетных отраслях экономики, повышение конкурентоспособности рабочей силы, поддержки малого предпринимательства, содействия занятости граждан, не конкурентоспособных на рынке труда. [17]

Информация о работе Проблемы занятости и социальной защиты населения