Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 21:26, дипломная работа
Цель работы - изучить современное состояние рынка труда РФ и доказать необходимость наиболее эффективной деятельности службы занятости, направленной на действенное решение проблем безработных, в том числе наименее социально защищенных слоев населения: молодежи, инвалидов и женщин, рассмотрение и обоснование социальной политики государства в области занятости, направленной на решение современных существующих проблем занятости в перспективе.
Введение 3
Глава 1. Роль рынка труда в регулировании занятости населения Российской Федерации 6
1.1 Понятие и характеристика современного рынка труда в Российской Федерации 6
1.2 Безработица, ее виды и специфика в России 15
1.3 Перспективы регулирования рынка труда России 22
Глава 2. Политика занятости населения и ее правовое регулирование 28
2.1 Проблемы занятости трудоспособного населения: полная и неполная занятость 28
2.2 Государственная служба занятости, ее функции, структура и финансирование 37
2.3 Основные направления деятельности государственной службы занятости 45
Глава 3. Основные направления решения проблем занятости и безработицы в России 57
3.1 Политика занятости – ведущее направление социальной политики государства 57
3.2 Решение проблем занятости социально незащищенных слоев населения: , молодежь, инвалиды, женщины 67
Заключение 81
Список использованной литературы 86
В основу осуществления политики занятости положены компоненты, соответствующие международной практике и российскому законодательству и условно разделенные по степени воздействия на состояние рынка труда на активный (стимулирующий) и пассивный (компенсационный) типы воздействия государства на рынок труда.
«Пассивная политика», ориентированная на материальную поддержку безработных и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места через государственные органы по вопросам занятости – наиболее «экономичный» путь с точки зрения государственных расходов. Тактика пассивного ожидания экономического подъема в России могла бы оправдать себя при высокой гибкости рабочей силы и рынка труда в целом, позитивных экономических перспективах, при которых возможности самостоятельного подбора работы велики. В противном случае сдерживающие регуляторы такой политики окажутся слабыми, проблема безработицы не ослабеет, расширится длительная безработица и сопровождающая её социальная изоляция, потеря трудовой мотивации не имеющих работу.
Поэтому неотъемлемой частью политики занятости выступает совокупность активных мер, включающих организационные, правовые и экономические методы, способствующие снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня и ориентированные на обеспечение полной, продуктивной и свободной избранной занятости.
Как следует из описанного выше механизма реализации политики занятости, только комплексное применение «активных» и «пассивных» мер позволит обеспечить эффективную реализацию целей и задач этой политики.
Основными направлениями реализации политики занятости в соответствии с комплексом тактических задач, которые необходимо решить для достижения стратегической цели эффективного содействия в трудоустройстве и защиты от безработицы, стоящими перед органами службы занятости и других социальных партнеров на рынке труда на среднесрочную перспективу являются:
1. Обеспечение социальной
2. Повышение эффективности
- информирование населения и работодателей о положении на рынке труда;
- профориентация граждан, психологическая поддержка и социальная адаптация безработных граждан с целью оказания содействия в выборе сферы деятельности, повышении мотивации к труду и т.д.;
- профессиональное обучение
- организация временного
3. Развитие организации
4. Поддержка малого
Среди задач по реализации политики занятости, намеченных на среднесрочную перспективу, по нашему мнению, в качестве базисной выступает задача социальной поддержки безработных граждан.
Дело в том, что данный вид вмешательства обусловлен необходимостью выполнения государством функции социальной защиты населения от негативных последствий так называемых «провалов рынка» и состоит в обеспечении определенного жизненного стандарта при потере работы.
Поэтому, как уже упоминалось, важная роль государственного воздействия в функционирование рынка труда заключается, прежде всего, в обеспечении поддержания и сохранения человеческого капитала во время адаптации на рынке труда. В связи с этим именно создание действенной системы компенсационных инструментов для различных категорий экономически активного населения, находящихся определенное время без работы, определяет во многом эффективность всей политики занятости и степень социально-экономической стабильности в стране.
В соответствии с действующим российским законодательством пособия по безработице назначаются одновременно с решением о признании граждан безработным в порядке, определенном ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Основными получателями пособий по безработице являются лица, которым трудно самостоятельно найти работу, у кого низкая квалификация, небольшой трудовой стаж, кто не способен, в силу ряда обстоятельств, справиться с жизненными переменами и профессиональными трудностями. Обычно, это лица, особо нуждающиеся в социальной защите.
Государство в период поиска подходящей работы гарантировало им получение пособия по безработице, которое начисляется как от средней заработной платы по последнему месту работы (но не выше максимального размера пособия по безработице, установленного Правительством РФ), так и в минимальном размере.
В случае, если безработные граждане в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) пособие рассматривается как функция заработной платы и начисляется дифференцированно: в первые три месяца безработицы в размере - 75% среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы; в следующие 4 месяца – в размере 60% процентов; в дальнейшем – в размере 45%. Для лиц, уволенных по сокращению штатов, установлен период ожидания, равный количеству месяцев, в течение которых выплачивается выходное пособие.
По действующей системе сохранены льготные условия предоставления пособий, в частности жителям Крайнего Севера и приравненных к ним территорий. Для данных категорий граждан введен специальный районный коэффициент.
Согласно Закона РФ «О занятости населения в РФ», инструменты пассивной политики взаимоувязаны с комплексом мероприятий по поиску работы гражданином в период безработицы.
Так, в соответствии со статьей 35 данного Закона, приостановка выплаты пособия на срок до трех месяцев осуществляется при отказе от двух вариантов подходящей работы, а также отказе по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности). Данные административные меры применяются с целью дополнительной мотивации безработных граждан к активному поиску работы.
В условиях транзитивной экономики России особенно важным представляется проведение государством активной политики на рынке труда. Ее основная цель – содействие скорейшему возвращению безработных к активному труду путем использования комплекса разнообразных стимулирующих мероприятий.
Одним из основных направлений активной политики занятости является профориентационная работа среди безработных граждан, молодежи, занятого и незанятого населения. Особо отметим, что профориентация в технологии работы службы занятости рассматривается как начальное звено образовательного и трудового процесса.
Современное понимание проблемы профессиональной ориентации базируется на концепции профессионального развития, которая определяет профориентацию как систему или комплекс средств, используемых профессиональным консультантом службы занятости в работе с безработными гражданами по активизации профессионального самоопределения личности, построении им своей жизненной и профессиональной карьеры. Цель профориентации, при таком взгляде, состоит в создании условий, активизирующих клиента в самостоятельном выборе пути и принятии решения о построении личного профессионального плана и профессиональной карьеры.
Выделим важнейшие направления профессиональной ориентации, реализуемые сегодня службой занятости:
- профессиональная информация – ознакомление
с современными видами производства, состоянием
рынка труда, потребностям в квалифицированных
кадрах, содержанием и перспективами развития
рынка профессий, формами и условиями
их освоения, требованиями, предъявляемыми
профессиями к человеку, возможностями
профессионально-
- профессиональная консультация
– оказание помощи человеку
в профессиональном
- профессиональный подбор –
предоставление рекомендаций
- профессиональный отбор –
- профессиональная, производственная
и социальная адаптация –
В последние годы профессиональная ориентация стала рассматриваться как эффективное средство в работе с взрослыми, незанятым населением, а не только применительно к молодежи, осуществляющей профессиональный выбор.
В то же время, как показывают многочисленные исследования, в наиболее сложном положении сегодня находится именно молодежь, которая не получает знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на нем, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. На развитие рынка труда в России в настоящее время существенное влияние оказывает структурный дисбаланс, при котором значительная часть соискателей рабочих мест не обладают профессиональными качествами, необходимыми работодателям.
Это вынуждает при дальнейшем определении основных направлений активной политики воздействия государства на структуру и качество предложения труда обратить внимание в первую очередь на профессиональное обучение безработных граждан. Это направление работы службы занятости является важным фактором активной политики содействия занятости населения и вносит свой весомый вклад в развитие рыночной экономики, повышение качества кадрового потенциала, обеспечение занятости и является составной частью системы непрерывного образования. Однако система профессионального обучения безработных граждан имеет свою специфику, что обусловлено следующими факторами:
1. Конъюнктурой рынка труда и
необходимостью гибкого
2. Мотивацией клиентов службы занятости к обучению, росту профессионализма, стремлению к поиску работы (доходного занятия);
3. Требованиями работодателей к уровню квалификации кадров, их профессиональной компетентности, личным качествам;
4. Различным качественным
5. Сравнительной
Профессиональное обучение безработных граждан, являясь, как уже было сказано, частью непрерывного образования, должно не отставать по своему качеству, технологичности и мобильности от профессионального обучения в широком смысле, а также опережать его в силу того, что сроки обучения очень малы и процесс получения знаний должен быть интенсивным.
Наконец, отметим, что в настоящее время в рамках деятельности по реализации активной политики занятости все более важное значение приобретают программы содействия развитию самостоятельной занятости, обучению предпринимательским навыкам и созданию малых предприятий. В начале 90-х гг. была введена практика выдачи субсидий гражданам, обратившимся в службу занятости и желающим открыть собственное дело.60
Это направление политики на рынке труда призвано решать важнейшую социальную задачу для России - формирование нового трудового мировоззрения, нового типа трудовой социализации. Исходя из этого, функцией службы занятости является отбор из числа обратившихся в нее тех, кто может создать свою фирму. Другой важнейшей задачей службы занятости является обучение желающих заниматься самостоятельной трудовой деятельностью с целью приобретения ими основных деловых навыков (основы ценообразования, бухгалтерского учета, планирования и т.д.). Задача службы занятости – разъяснить предпринимателю, что означает самостоятельная занятость (например, значительное сокращение социальных благ, увеличение продолжительности рабочего времени, высокая степень риска, вероятность разорения, несовершенство российского законодательства и т.д.).
В целом же повсеместное развитие активной политики занятости в целях эффективного содействия в трудоустройстве и защиты от безработицы должно являться основным приоритетным направлением социальной политики в России.
Информация о работе Проблемы занятости населения на современном этапе