Проблемы измерения и динамика уровня бедности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение механизма определения и преодоления бедности на примере США и России.

Содержание

Введение 4
ГЛАВА 1. Бедность и ее оценки. 5
1.1 Концепции бедности 6
1.2 Показатели бедности 9
1.3 Социально-демографический портрет бедных 13
Глава2. Динамика уровня бедности в России и зарубежной практике. 14
2.1 Американская бедность. 14
Последние значения черты бедности 16
Относительные показатели бедности 17
Распределение доходов и относительная бедность 18
Уровень бедности в зависимости от возраста, расовой или этнической принадлежности, семейного положения. 19
2.2 Факторы, влияющие на бедность в Америке 20
Проблемы корректности. 22
Занижение бедности в США. 23
Завышение бедности в США. 25
Борьба с бедностью в США. 25
2.3 Бедность в России 26
Масштабы бедности в России. 28
Глубина бедности. 31
Структура российской бедности. 32
2.4 Причины динамики бедности в России. 35
География абсолютной бедности России 37
2.5 Измерение бедности в России. 37
Глава 3. Пути преодоления бедности в России 42
3.1.Причины бедности в России. 42
3.2.Возможные стратегии борьбы с бедностью. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

Вложенные файлы: 1 файл

problema_izmereniya_i_dinamika_urovnya_bednosti_mirovoy_opyt.docx

— 427.46 Кб (Скачать файл)

Кроме того, порог бедности в странах Западной Европы не всегда выше, чем порог Оршански для семьи  из одного лица. Фактическая черта  бедности для домашних хозяйств с  одним человеком в США ($ 9645 в 2004) весьма схожа с уровнем относительной  бедности во многих странах Западной Европы (Бельгия 2004: € 9315), в то время  как уровень цен также схож. Причина, по которой относительный  метод оценки уровня бедности дает более высокий уровень бедности в США, чем метод Оршански, по мнению Майкла Ферстера, заключается в специфике  перераспределения налогов, а не реальном различии в благосостоянии между странами ЕС и США. Средний  семейный доход значительно выше в США, чем в Европе из-за богатства  среднего класса в США. Хотя парадигма  относительной бедности более современна, сравнение черты бедности показывает, что более высокий уровень  относительной бедности в США  не является показателем серьезной  проблемы бедности, а скорее показывает неравенство между богатым средним  классом и домохозяйствами с  низким уровнем доходов. В связи  с этим было бы неверно утверждать, что распределение доходов в  США характеризуется большой  долей домашних хозяйств, пребывающих  в нищете; оно характеризуется  относительно большим неравенством в доходах, но и высоким уровнем  благосостояния среднего класса.

Уровень бедности в зависимости от возраста, расовой или этнической принадлежности, семейного положения.

 

Согласно американской Переписи, в 2007 5.8 % всех людей в полных семьях жило в бедности, также, как и 26.6 % всех людей с одним родителем и 19.1 % всех людей, живущих в одиночку

Среди полных семей: 5,8% совокупно, в том числе  
5,4% белых, 
8,3% чернокожих, и  
14,9% испаноязычных (любой национальности) пребывают за чертой бедности.

Среди семей с одним родителем: 26,6% совокупно, в том числе  
30% белых, 
40% чернокожих, и  
30% испаноязычных пребывают за чертой бедности.

Среди сирот и лиц, живущих в  одиночку: 19,1% совокупно, в том числе  
18% белых, 
27,9% чернокожих,  и  
27% испаноязычных пребывают за чертой бедности

В 2008  Американская Перепись объявила что 3.2 % всех людей, включая

неиспаноговорящих белых  8.6 %,

выходцы их азии  11.8 %,

выходецы из Латинской Америки  23.2 % (любой национальности),

афро-американецы 24.7 % жили в бедности.

Приблизительно половина из тех, которые живут в бедности, является неиспаноговорящими белыми, но нормы бедности намного выше для  афроамериканцев и других меньшинств. 57 % всех бедных сельских детей - неиспаноговорящие  белые, по сравнению с 28 % бедных городских  детей.

Американская Перепись объявила что в 2007 12.5 % всех людей включая

18 % всех людей до 18

10.9 % всех людей 19-64, и

9.7 % всех возрастов людей  65 и старше, жили в бедности.

2.2 Факторы, влияющие на бедность в Америке.

Есть множество факторов, связанных с бедностью в Соединенных  Штатах.

    * Статистика по  странам показывает наличие обратной  корреляции между уровнем налогов  в виде доли от ВВП и уровенем детской нищеты. Этот вывод основан на сопоставлении показателей Скандинавских стран с высоким уровнем налогов и США. Уровень бедности, однако, невысок в некоторых странах с низким уровнем налогов, например в Швейцарии. Сравнение уровня бедности между штатами показывает, что некоторые штаты с низким налоговым бременем показывают хорошие результаты по уровню бедности. Например, Нью-Гемпшир имеет самый низкий уровень бедности из всех штатов США, имея также очень низкие налоги (на 46-ом месте среди всех штатов).

    * Доход напрямую  связан с уровнем образования.  В 2007 году средний заработок  лиц с менее чем 9-ти классами  образования составил $ 16615, в то  время как выпускники школ  заработали $ 31 337, имеющие степень  бакалавра получили $ 56826, а при  наличии дипломов о профессиональном  образовании заработок составлял $ 100,000.

    * Во многих  случаях нищета обусловлена потерей  работы. В 2007 году уровень бедности  составлял 21,5% для физических  лиц, которые были безработными, но только 2,5% для физических лиц,  которые работают полный рабочий день.

    * В 1991 году 8,3% детей  в семьи с двумя родителями, скорее всего, жили в нищете, 19,6% детей с отцом-одиночкой, 47,1% с  матерью-одиночкой.

    * Уровень доходов  изменяется коррелирует с расовой  (или этнической) принадлежностью: 21% всех детей в США живут в  нищете, около 46% афроамериканских  детей и 40% детей-латиносов живут в бедности. Не всегда ясно, почему так много меньшинств живут в условиях нищеты. Это может объясняться тем, например, что 70% чернокожих детей рождены матерями-одиночками. В 2007 году только 11% чернокожих женщин в возрасте 30-44 без аттестата о среднем образовании имели работающего супруга. Уровень бедности среди родившихся в США и натурализованных белых одинаков (9,6%). С другой стороны, уровень бедности среди чернокожих натурализованных 11,8% по сравнению с 25,1% у чернокожих уроженцев  США, что свидетельствует о том, что раса сама по себе не объясняет различие в доходах. Не все меньшинства имеют низкие доходы. Мало того, что азиатские семьи имеют более высокий средний уровень доходов, чем чернокожие и испаноязычные американцы, они имеют более высокий средний уровень доходов, чем белые семьи. Например, в 2005 году средний доход азиатских семей составлял $ 68957 по сравнению с доходом среднего белого семейства в $ 59124. Средний доход семьи азиатов составил $ 88372 по сравнению с средним доходом белой семьи в $ 76327[12]. Выходцы из Азии, однако, сообщают, что они подвергаются дискриминации чаще, чем чернокожие. В частности, 31% выходцев из Азии сообщили о дискриминации в сфере занятости по сравнению с 26% чернокожими в 2005 году. (Источник: ЭмиДжойс, "Смещение Breakdown," The Washington Post, 9 декабря 2005, стр. D01 со ссылкой Галоп Опрос данных.)

    * Консервативный Heritage Foundation предполагает, что нелегальная  иммиграция увеличивает конкуренцию  между наемными работниками с  низким уровнем доходов, собственно  американского и иностранного  происхождения. Кроме того, многие  иммигранты первого поколения,  особенно те, кто не окончил  среднюю школу, живут в нищете.

Значительная часть дискуссии  о бедности сосредоточена на статистических показателях бедности. Имеет место  постоянное противостояние между сторонниками и противниками программ поддержки  населения и государственного регулирования  свободного рынка. Так как измерение  бедности может быть абсолютным или  относительным, вполне возможно, разные стороны этого обсуждения основывают свои аргументы на различных способах измерения бедности. Часто утверждается, что бедность является заниженной, некоторые считают ее завышенной, поэтому точность существующих директив по борьбе с бедностью является предметом обсуждения и вызывает серьезную озабоченность в политических кругах.

В 2007 году 46% бедных домохозяйств в США имели собственные дома, 30% имели 2 или более автомобилей, а 63% пользовались кабельным или  спутниковым ТВ.

Проблемы  корректности.

 

В последние годы увеличилось  количество критики в адрес официальной  оценки уровня бедности в США. В 1995 году Национальный совет по исследованиям  комитета по национальной статистике провел совещание группы экспертов  по измерению бедности. Выводы группы были, что "официальные замеры бедности в Соединенных Штатах не отражают действительности и не в полной мере информируют политиков и общественность о том, кто беден, а кто нет.

Дискуссия проходила под  председательством Роберта Майкла, бывший декана школы Харриса Университета Чикаго. По словам Майкла, официальная модель оценки бедности США "не поспевает за динамичными и глубокими измененими в обществе и экономике". Группа предложила модель, основанную на располагаемом доходе.

Было предложено включать в доход, помимо денег, полученные стоимости  неденежных льгот, таких как продовольственные  талоны, школьные обеды и общественный жилищный фонд, которые могут быть использованы для удовлетворения основных потребностей. Новая модель также  подразумевает вычет из совокупного  дохода некоторых расходов, которые  не могут быть использованы для удовлетворения базовых потребностей, таких, как  налог на прибыль, детские пособия, расходы на медицинское обслуживание, медико-страховых взносы, связанные  с работой расходы, в том числе  по уходу за детьми.

Занижение бедности в США.

 

Многие социологи и  правительственные чиновники утверждают, что бедность в США занижена, то есть большее число домохозяйств живет в бедности, чем показывает официальная статистика. В последнем  исследовании, проведенном по заказу Национального Общественного Радио, говорится, что почти 30% американцев  с трудом сводят концы с концами. Другие сторонники этой позиции также  утверждают, что уровень фактической  бедности в США намного выше, чем  рассчитанный с помощью официальной  модели. Хотя порог бедности обновляется  с учетом инфляции каждый год, корзину  товаров, используемых для определения  того, что является лишением социально  приемлемого минимального уровня жизни, не обновляли с 1955 года. В результате, в настоящее время черта бедности устанавливается исходя из набора товаров, который  был распространен более  чем 50 лет назад, с поправкой на изменение их стоимости с использованием индекса потребительских цен. Молли  Оршански, которая в 1963-65 гг. разработала  исходные корзины товаров и методологию  оценки бедности, используемые правительством США, обновила потребительскую корзину  в 2000 году. Выяснилось, что фактический  порог бедности, то есть момент, когда  лицо исключено из преобладающей  в стране модели потребления, составляет примерно 170% от официального порога бедности.  По словам Джона Шварца, политолога из университета штата Аризона:

"Официальной чертой  бедности сегодня является, по  существу, стоимость в сегодняшних  долларах, с учетом инфляции, того  же уровня жизни, который был  приемлем полвека назад, в 1955 году, в котором были установлены  основные параметры для формулы  показателя бедности. С тех пор  обновление производилось лишь  с учетом инфляции, черта бедности  потеряла всякую связь с актуальной  моделью потребления среднестатистической  семьи. Сейчас немало семей,  которые не имеют собственного  телефон или автомобиля, или даже  смесителя на кухне ... Таким образом, официальная черта бедности упала значительно ниже социально достойного минимума, хотя ее целью является установка такого минимума."

Проблема занижения бедности особенно важна в штатах с высокой  стоимостью жизни, таких как Калифорния , где средняя цена дома в мае 2006 была определена в $ 564 430.  По той причине, что половина всех домов стоит  более полумиллиона долларов, а также  ввиду цен на жилье в городских  районах, таких как Сан-Франциско, Сан-Хосе и Лос-Анджелес, более высоких, чем в среднем по стране, аренда и приобретение в собственность  достойного жилого фонда не доступна не только бедным, но и представителям нижнего сегмента среднего класса. В округе Монтерей , где отрасли  сельского хозяйства с низким уровнем оплаты труда являются крупнейшим сектором в экономике, а большинство  населения не имеет высшее образование, средняя цена на жилье была равнялась $ 723790, что соответствует верхнему сегменту среднего класса, к которому относится лишь около 20 % всех домохозяйств округа. Такие колебания на местных  рынках, однако, не учитываются при  подсчете федерального порога бедности, поэтому многие, живя фактически за чертой бедности, в статистику не попадают.

Завышение бедности в США.

 

Федеральный порог бедности исключает другие поступления, кроме  денежных доходов, особенно в виде социального  обеспечения. Таким образом, если талоны на питание и предоставление государственного жилья существенно повлияли на жизненный  уровень страдающего от бедности лица, то на данных о состоянии бедности это не отразится, так как они  не учитывают денежный эквивалент реализации таких прав.

Проведенное в 1993 г. Кэтрин Эдин, социологом из Университета Пенсильвании, исследование, в ходе которого изучалось экономическое поведение матерей-одиночек, показало, что матери тратят больше заявленных доходов, однако расходы в значительной степени состояли из трат на поддержание образа жизни, который трудно охарактеризовать как экономный. Поэтому заявлялось, что они не могут "свести концы с концами", в то время как расходную часть семейного бюджета можно было бы оптимизировать. По Эдин, разница между доходами и расходами матерей-одиночек зачастую покрывается за счет денежной помощи от членов семьи, работе без занесение в реестр, а также церковной благотворительности.

Борьба  с бедностью в США.

Правительством и неправительственными организациями были предприняты  различные меры по сокращению уровня нищеты и ее последствий. Они варьируются  от локальных усилий до кампаний, проводимых в национальном масштабе. Предпринимаемые  меры нацелены на конкретные группы, страдающих от нищеты, такие как дети, люди, страдающие аутизмом, иммигранты, бездомные. Программы  по борьбе с нищетой используют различные  методы, такие как пропаганда, просвещение, социальная работа, непосредственная помощь или благотворительность, организация  общин, а также изменение законодательства. 

Недавние дискуссии были сосредоточены на необходимости  разработки стратегии, направленной как  на "подоходную бедность", так  и на и "бедность активов". Сторонники подхода считают, что традиционные меры, предпринимаемые государством в борьбе с бедностью, сосредоточены  исключительно на повышении доходов  бедных слоев населения, в рамках таких программ, как помощь семьям с детьми-иждивенцами и продовольственные  талоны. Эти программы дают мало, если вообще что-либо дают, чтобы помочь бедным наращивать материальные активы и начать вырываться из нищеты самостоятельно. Некоторые специалисты настаивают на создании государственной сберегательной программы для стимулирования накопления денежных средств бедными и малообеспеченными людьми и семьями.

2.3Бедность в России

Информация о работе Проблемы измерения и динамика уровня бедности