Проблемы инфроструктуры ресторана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования «Проблемы развития инфраструктуры ресторанного бизнеса в народнохозяйственном» комплексе региона обусловлено рядом взаимосвязанных обстоятельств. Во первых питание является формой потребления. По мере развития общества питание все больше начинает носить общественно организованный характер, т. е. развивается общественное питание. Можно выделить две формы организации питания: индивидуально организованное (домашнее) питание; общественное питание (в странах с рыночной экономикой употребляется также термин «массовое питание»

Вложенные файлы: 2 файла

Проблемы развития инфраструктуры ресторанного бизнеса в народнохозяйственном.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Укороченный цикл воспроизводства, специфическая структура капиталоемкости с преобладанием человеческого капитала и относительно низкая ресурсоемкость обусловливают закономерности экспансивного развития сферы услуг в силу ресурсной экономичности, малой капиталоемкости и ускоренного оборота капитала. Кроме того, в сфере услуг значителен удельный вес частного предпринимательства, играющего особую роль в процессах адаптационной эволюции. Адаптирующая, развивающая роль предпринимательства в сфере услуг связана с его способностью к риску, готовностью к конкурентной борьбе и быстрой перестройке структуры производства услуг.

Исследования доказывают, что чем выше уровень развития экономики страны (измеряется показателем  среднедушевого ВВП), тем выше доля сферы услуг в ВВП и общей  занятости. Исключение из данной закономерности составляют несколько «карликовых» стран Европы, а также ряд островных государств, основной статьей доходов которых является туристический и игорной бизнес. С одной стороны, с ростом уровня экономического развития увеличиваются доходы населения, что приводит к постепенному насыщению спроса на продукты питания и промышленные товары, а также скачкообразному росту спроса на разнообразные услуги. С другой стороны, с развитием экономики растет уровень общественного разделения труда. Объектом общественного обмена все чаще становится не конечный овеществленный продукт труда, а полезная работа, реализуемая на стадии деятельности в форме услуги.

В целом для развития сферы услуг в постиндустриальных странах характерны

следующие тенденции.

1. Расширение круга предоставляемых услуг осуществляется не только в непроизводственной сфере, экономическая форма услуги выходит за ее пределы и распространяется на сферы материального производства и внерыночного обмена. Растет не только общий объем услуг, опережающими темпами увеличиваются и цены на услуги, что в совокупности приводит к увеличению доли сферы услуг в ВВП.

2. В структуре услуг наблюдается переход от трудоемких к наукоемким услугам. Растет удельный вес специфически присущих рыночной экономике деловых, финансовых, информационных услуг, увеличивается спектр социальных и управленческих услуг. Под влиянием НТП и особенно информационно-коммуникационных технологий и Интернета происходят качественные изменения в системе экономических отношений услуги, усиливающих гибкость и мобильность формы услуги (передача компьютерных, информационных, телекоммуникационных, образовательных и других видов услуг на любое расстояние; новые возможности рекламной деятельности; дистанционное обучение и др.).

3. Растет зависимость воспроизводственного процесса от развития сферы услуг. Конкурентоспособность экономики во все большей мере начинает определяться развитием телекоммуникационных, информационных, компьютерных, финансовых и других услуг. Происходит глобализация услуг, увеличиваются возможности экспорта и импорта услуг.

4. Структурные и качественные изменения в сфере услуг сопровождаются диверсификацией производства услуг, носящей многоотраслевой характер. Закономерным становится расширение интеграционных форм производства услуг как по вертикали (концерны, холдинги, партнерские ассоциации), так и по горизонтали (стратегические альянсы разных типов: комплексные, научно-исследовательские, 
учебно-консультационные, производственно-сервисные). Происходит формирование предпринимательских сетей, объединяющих разные типы предприятий нескольких отраслей и охватывающих несколько регионов, стран. Усиливается многофункциональность сервиса.

Нужно ли говорить о том, что учет рассмотренных выше преимуществ  экономической формы услуги, воспроизводственных  особенностей сферы услуг, закономерностей и тенденций ее развития при структурной перестройке экономики России необходим. Следует отметить также и то, что наша страна начала переход на рыночные принципы не с чистого листа, а опираясь на единый народнохозяйственный комплекс национальной экономики, охватывавший территорию огромной страны. Этому комплексу соответствовала слаженная энергетическая, транспортная и информационная инфраструктура. Кроме того, экономический эксперимент по самофинансированию и самоокупаемости, осуществляемый плановыми органами в 60-х- 80-х годах двадцатого столетия, хорошо проявил себя именно на предприятиях сферы услуг. Уже тогда в особой, трансформированной форме здесь проявлялись элементы рыночного хозяйствования. Вместе с тем специфические черты российской экономики, складывающиеся под воздействием территориальных, национально-культурных, социально-исторических особенностей развития страны, не позволили реализовать чисто рыночную модель. Ориентация только на частные интересы неизбежно привела бы к угрозе целостности страны и появлению признаков рыночной дезинтеграции в субъектах Федерации, поэтому реализация модели смешанной экономики с этих позиций была более предпочтительной.

В нашей республике осуществляется целенаправленная экономическая политика по развитию сферы услуг и устранению структурных диспропорций. По показателю производства ВРП на душу населения (75-110% относительно среднего уровня по России) и особенностям макроструктуры ВРП (товары - 60-70%, услуги - 40-30%) Республика Башкортостан входит в четвертую подгруппу третьей группы регионов с минимальной долей услуг в структуре ВРП (табл. 2). В эту же подгруппу входят Татарстан, Удмуртия, Липецкая, Ярославская, Вологодская, Ленинградская, Новгородская, Оренбургская и Челябинская области РФ. Анализ показывает, что наиболее высокий уровень производства ВРП на душу населения на современном этапе экономического развития обеспечивается при такой структуре ВРП, в которой доля услуг составляет не менее 50-60%.

Таблица 2

Группировка субъектов Российской Федерации по уровню развития макроструктуры ВРП

 

Уровень производства ВРП на душу населения

(относительно среднего в РФ), %

Макроструктура ВРП

 

товары -

до 40%;

услуги -

свыше 60%

товары -40-50%; услуги -60-50%

товары — 50-60%; услуги —. 50-40%

товары - 60-70%; услуги - 40-30%

I группа (свыше 150)

г.Москва

 

Чукотский автономный            * округ

Тюменская и Сахалинская области, Республика Саха (Якутия)

II группа (110-150)

г.Санкт-Петербург

 

Республика Коми, Мурманская, Томская и Пермская области

Самарская, Камчатская, Магаданская области, Красноярский край

III группа (75-110)

 

Московская и Нижегородская области

Республика Карелия, Хабаровский край, Архангельская, Свердловская и Иркутская области

Республики Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Липецкая, Ярославская, Вологодская, Ленинград-ская, Новгородская, Оренбургская, Че-лябинская области


 

 

 

 

 

 

 

Окончание таблицы 2

Уровень производства ВРП на душу населения

(относительно среднего в РФ), %

 

Макроструктура ВРП

товары -

до 40%;

услуги -

свыше 60%

товары -40-50%; услуги -60-50%

товары — 50-60%; услуги —. 50-40%

товары - 60-70%; услуги - 40-30%

V группа (менее 50)

Республика

Тыва,

Еврейская

автономная

область

Республики

Ингушетия,

Северная

Осетия-Алания,

Брянская,

Тамбовская,

Псковская

области

Республики Адыгея, Карачаево-Черкесская, Дагестан, Марий Эл, Воронежская, Ивановская, Пензенская, Курганская области, Алтайский край

Республики Мордовия, Чувашия


 

 

 

 

 

Динамика объемов платных  услуг населению РБ за 1965-2004 гг. представлена на рис.3.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3.  Динамика объемов  услуг населению в сопоставимых ценах к уровню 1991г. РБ, % (рассчитано по данным Госкомстата РБ).

 

 Хотя анализируемый  динамический ряд несколько коротковат  для выявления цикличности, однако  он все же позволяет зафиксировать волнообразный процесс. Хорошо видно, что пик волны приходится на 1991 г. Сглаживание фактических значений позволяет выявить незначительную повышательную тенденцию в конце анализируемого периода. Фактический объем платных услуг населению в РБ вырос в 2004г. на 10,1% и составил 45427,2 млрд. руб. в текущих ценах.

На основе анализа  динамики экономических показателей  разработан трехсценарный прогноз  развития сферы услуг (табл. 3)

Таблица 3

Показатели прогноза развития сферы услуг в Республике Башкортостан на период до 2015г.

 

Показатели

2003 г. (базисный)

2005г. (ожидаемое)

2010г. (прогноз)

2015г. (прогноз)

1-й сценарий (инерционный)

Экономически активное население, тыс. чел.

2000,0

1997,3

1993,9

1991,0

Уровень безработицы, %

1,4

2,5

2,7

2,8

Доля услуг в ВРП, %

37,8

38,2

42,2

45.0

Удельный вес занятых в сфере  услуг, %

37,5

37,8

38,5

39,2

2-й сценарий (динамичного  социально-экономического развития)

Экономически активное население, тыс. чел.

2000,0

1997,3

1999,8

2002,2

Уровень безработицы, %

1,5

2,5

1,5

1,5

Доля услуг в ВРП, %

37,8

38,2

48,2

52,0

Удельный вес занятых в сфере  услуг, %

37,5

37,8

39,8

43,70

3-й сценарий (прагматический)

Экономически активное население, тыс. чел.

2000,0

1997,3

1999,8

2002,2

Уровень безработицы, %

1,5

2,5

1,2

0,5

Доля услуг в ВРП, %

37,8

38,2

49,2

58,0

Удельный вес занятых в сфере  услуг, %

37,5

37,8     ,

42,3

51,1


 

Инерционный сценарий предполагает сохранение современных тенденций и территориальной структуры сферы услуг, существующих условий и особенностей ее современного состояния. Он представляет собой их экстраполяцию на период до 2015г. Вероятность рассматриваемого сценария оценивается на уровне примерно 0,4.

Оптимистический сценарий динамичного социально-экономического развития предполагает, что республика с учетом имеющихся объективных ограничений социально-экономического потенциала, исторического момента и характера динамики внешних условий будет в максимальной степени использовать благоприятные возможности для развития сферы услуг. Вероятность реализации данного сценария нами оценивается не выше 0,3 из-за недостатка ресурсов.

Прагматический  сценарий развития на базе реформирования жилищно-коммунальной сферы предложен нами как наиболее целесообразный с точки зрения максимальной обеспеченности экономическими ресурсами и социальной привлекательности. Данный сценарий оценен как самый надежный, вероятность его реализации - больше 0,5.

Реализация прагматического  сценария подготавливает переход Республики Башкортостан из четвертой во вторую подгруппу третьей группы регионов РФ по макроструктуре ВРП, к которой в настоящее время относятся Московская и Нижегородская области.

В Республике Башкортостан, должна проводиться собственная сервисная политика и разрабатываться соответствующая концепция, согласованная с Концепцией долгосрочной стратегии социально-экономического развития РБ. В ней необходимо предусмотреть последовательное преобразование структуры национального капитала, ВРП и затрат на фундаментальные и прикладные научно-технические разработки с учетом приоритетного развития сферы услуг.

Целесообразно осуществлять ее поэтапно с учетом внешних и  внутренних условий. Первый этап - насыщение внутреннего рынка товаров первой необходимости и обеспечение потребностей населения в гарантированных социальных услугах (до 2007г.). Второй этап -увеличение объема производства товаров длительного потребления и средств производства для производства услуг, повышение объема и качества предоставляемых социальных услуг (до 2010г.). Третий этап - активизация насыщения рынка услуг (2015г.).

При реализации соответствующих  этапов необходимо предусмотреть выполнение следующих условий:

  • соблюдение пропорций между темпами роста важнейших макроэкономических и социальных показателей;
  • увязка целей, средств и механизма государственного регулирования социально-экономического развития и соблюдение социально-гарантированных норм обслуживания населения;

ignoreme.txt

— 85 байт (Скачать файл)

Информация о работе Проблемы инфроструктуры ресторана