Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:23, дипломная работа
Целью Дипломной работы является изучение основ организации и практической реализации операций с пластиковыми картами, а также выработка практических мероприятий по совершенствованию этих операций на примере ЗАО ВТБ24.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты пластиковых карт, как платёжного средства, виды пластиковых карт и их характеристики.
Исследовать порядок расчетов с использованием пластиковых карт в России.
Исследовать платежные системы, используемые для расчетов пластиковыми картами.
Введение ……………………………………………………..……………………
Глава 1. Место и роль пластиковых карт
1.1История становления и развития пластиковых карт…………..........
1.2Виды и классификация пластиковых карт……………………………..
1.3 Правовое регулирование в области пластиковых карт………
1.4Функционирование пластиковых карт….…………………….
Глава 2. Анализ современного рынка пластиковых карт в России
2.1История становления и развития пластиковых карт в России……….
2.2Анализ современного состояния рынка пластиковых карт……….……….
2.3 Анализ работы с пластиковыми картами ЗАО ВТБ24…………
Глава 3 Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России 3.1 Проблемы развития рынка пластиковых карт в России…………… 3.2 Перспективы развития рынка пластиковых карт в России Заключение……………………………………………………………………… Список используемых источников………
В MasterCard убеждены, что
перевод российского рынка на
микропроцессорный «пластик»
Сегодня у россиян есть выбор, какую карту оформить. Можно получить в банке карту с магнитной полосой, а можно - и с микропроцессором. Большинство клиентов при заказе карты не интересуется, будет она чиповой или с магнитной полосой. Однако есть категория граждан, которым важны нюансы, и наличие или отсутствие микропроцессора в карте для них может стать весомым аргументом. Но в любом случае при выборе банка, где планируется оформить карту, стоит обратить внимание, будет ли она оснащена чипом.
«Наличие микропроцессора на карте сейчас – один из главных факторов для клиента. Мошенничество – это больной вопрос для держателей карт, и, естественно, клиенты хотят чувствовать себя более защищенными. Это особенно справедливо в отношении тех, кто привык часто расплачиваться картой и, соответственно, держать на ней значительные объемы средств».
Пятая причина заключается в том, что, несмотря на положительную динамику количественных показателей, характеризующих развитие рынка платежных карточек (количество банков-участников и эмитированных ими карточек, рост показателей развития инфраструктуры и пр.), соотношение объема безналичных платежей и операций по снятию наличных денег практически не меняется и на протяжении многих лет составляет примерно 10% - по безналичным платежам и 90% - по снятию наличных денег. Главной причиной этой проблемы является то, что по-прежнему подавляющая часть российского карточного бизнеса осуществляется в рамках зарплатной модели. Более 90% всех карточек, эмитированных российскими банками, являются дебетовыми продуктами с непосредственным дебетованием счета. Основная масса российских держателей уверенно использует их для ежемесячного похода до ближайшего банкомата или отделения банка и снятия полученной зарплаты. Средний российский держатель совершает одну-две транзакции в месяц, и этот показатель остается практически неизменным с начала века. Ещё одной причиной низких объёмов безналичных платежей с использованием карточек является нежелание торговых предприятий принимать карточки. Различных предложений на тему «как заставить торговые предприятия принимать карточки» в последние годы звучало немало – начиная с налогового стимулирования и закачивая мерами принудительного характера. К сожалению, все они встречали недовольство какой-либо из заинтересованных сторон, будь то Министерство финансов, Банк России или сами коммерческие банки. При этом до широкого публичного обсуждения данной темы дело так и не дошло. Остается лишь надеяться, что озабоченность (хотя и несколько пассивная) Банка России проблемой безналичных платежей, а также активная позиция некоторых российских банковских ассоциаций, в конце концов, приведет всех заинтересованных игроков рынка за стол переговоров, тем более что перед их глазами уже есть положительный опыт других стран. Проблема стимулирования безналичных платежей в принципе перестала быть связанной с нежеланием банков это делать. Похоже, пришло время системного подхода.
Серьезную проблему для развития этого бизнеса представляет собой низкая финансовая грамотность населения России. Эту тему в своём выступлении в отчёте 2-й конференции “Банковские карты: эффективный бизнес” затронул руководитель департамента по развитию бизнеса российского представительства компании Visa Андрей Вылегжанин. Данные исследовательских компаний свидетельствуют о том, что знания жителей России о доступных финансовых услугах по-прежнему недостаточны. Большинство населения (74%) знают лишь о потребительских кредитах, выданных в торговой сети. Значительно меньшая доля населения (41%) знает о возможностях расчетного счета, и еще меньшей информацией жители обладают о других финансовых услугах. Повышение финансовой грамотности будет выгодно всему обществу, подчеркнул А. Вылегжанин.17
Таким образом, можно отметить, что проблемы в использовании пластиковых карт существуют не только в России, но и в мире. Тем не менее, роль операций с использованием пластиковых карт в платежном обороте России возрастает с каждым годом. Необходимо искать пути решения этих проблем, об этом и пойдет речь в следующем разделе настоящей главы.
Рынок платежных карт представляет собой рынок финансовых услуг, функционирующий по своим специфическим правилам. Круг его профессиональных участников не ограничивается кредитными организациями, а включает в себя как предприятия торговли, сферы обслуживания, страховые и медицинские организации, так и специфические организации – процессинговые компании, выполняющие де-факто и клиринговые функции, а также население.
Ко-брэндовые проекты - это один из приоритетных путей развития пластиковых карт для "добровольных" клиентов. Человек приобретает такую карту не потому, что на нее начисляют зарплату, а с целью ее активного использования, с возможностью получать при этом какие-то преимущества в виде дисконтов, бонусов. Как правило, самые успешные ко-брендовые проекты делаются торговыми сетями... Но активное развитие дисконтных карт, которые выпускали практически все сети, постепенно идет на убыль. Сейчас в России практически все выдают дисконтные карты, и лояльность покупателей к этому продукту постепенно снижается. В этой связи в последнее время торговые сети приходят к мысли, что карточка должна быть не чисто дисконтной, а скорее бонусной и должна быть соединена с каким-то функционалом, желательно платежно-кредитным. В этом случае увеличивается покупательная способность клиентов, так как это связано с кредитными лимитами, которые банки готовы предоставить держателям таких карт.
Параллельно с этим ведущие игроки карточного рынка стали активно развивать карточные VIP-программы, стимулируя состоятельных клиентов активнее открывать и использовать в торгово-сервисной сети карты премиальных категорий. Так, к эмиссии карт Platinum платежных систем MasterCard Worldwide и Visa Int. приступил Сбербанк России; к эмиссии карт Visa Platinum готовится ВТБ24; СДМ-Банк приступил к эмиссии дебетовых и кредитных карт MasterCard Platinum в рублях и долларах США; банк «Стройкредит» начал эмиссию Visa Platinum; Национальный банк «ТРАСТ» объявил о выпуске карты Visa Infinite. Банковскую карту Visa Infinite предложил своим VIP-клиентам, обслуживающимся в рамках пакета услуг «А-Клуб», Альфа-Банк. Уже имеющиеся держатели Visa Gold и Visa Platinum Альфа-Банка получили доступ к дополнительным сервисам, повышающим привлекательность и комфорт использования премиальных карт Visa Inc. НОМОС-БАНК провел специальную акцию «Платиновая мечта», в период действия которой предложил своим клиентам возможность оформить Visa Platinum или MasterCard Platinum – на льготных условиях.
Росбанк представил платежную карту с авторским дизайном от Валентина Юдашкина – Visa Platinum by V. Yudashkin. В свою очередь, Барклайс Банк первым в России начал эмиссию карты World MasterCard. Принципиальным отличием карты World MasterCard от других премиальных продуктов платежной системы является единство и обязательность предоставляемого ее держателям набора привилегий, который в данном случае не зависит от политики и стратегии конкретного эмитента, но целиком и полностью гарантирован самой платежной системой MasterCard.
Акции, стимулирующие российских держателей карт премиум сегмента активнее расплачиваться ими за товары и услуги, провели и ведущие международные платежные системы. Так, Visa Inc. провела промо-кампанию «Открой вкус новой жизни с Visa» для держателей карт Visa Gold и Visa Platinum, принять участие в розыгрыше главного приза акции смог любой, оплативший свои покупки по картам на сумму от 1 тыс. рублей в период с 1 мая по 31 июля 2011года.
MasterCard Europe и АРЧЕ объявили о запуске программы MasterCard Избранное для держателей карт MasterCard Gold, MasterCard Platinum, MasterCard World Signia MasterCard в России. Коллекция привилегий MasterCard Избранное, созданная специально для российских держателей карт, является дополнением к международной программе MasterCard Global Premium Collection.
В числе не менее заметных тенденций российского карточного рынка следует отметить и активизацию банков в секторе социально-значимых проектов. Так, к 1 сентября 2010 г. объем эмиссии карт Сбербанк-Maestro «Социальная», предназначенных для получения пенсий, пособий, дотаций и иных выплат социального характера, превысило 6,8 млн. карт.
Территориальные банки Сбербанка России приступили к реализации ряда социальных карточных проектов в регионах. В Астрахани внедряется совместный проекта Сбербанка, ПФР и правительства области по созданию социальной карты.
Московский индустриальный банк получил право эмитировать карты в рамках реализации проекта многофункциональных социальных карт на территории ЗАТО г. Радужный. В свою очередь, Ханты-Мансийский банк активно реализует социальный проект, уделяя повышенное внимание пенсионерам. Недавно банк отметил выпуск 6-тысячной социальной карты.
Высокими темпами развиваются
удаленные каналы продвижения услуг:
сегодня редкий российский банк, эмитирующий
карты, не имеет системы интернет-
В последние годы существенно расширен спектр услуг, предоставляемых в банкоматах и информационных киосках.
Еще одной заметной тенденцией
стала ориентация банков на создание
зон и полностью автоматизирова
Помимо направлений развития карточного бизнеса, ставших уже традиционными, российское банковское сообщество, IT-компании и структуры, представляющие крупные розничные торгово-сервисные сети, проявляют значительный интерес к мобильной и интернет-коммерции, внедрению бесконтактных платежных технологий, а также к организации и совершенствованию приема банковских карт на целом ряде вертикальных рынков, включая автозаправочный и ресторанный бизнес и т.д.
Ведущие эксперты карточного рынка полагают, что нарождается серьезная тенденция к серьезным структурным изменениям на российском карточном рынке, которых следует ожидать уже в течение ближайшего года.
В частности, не исключено, что значительную долю на рынке безналичных платежей смогут занять небанковские структуры, которые «карточные» банки стали рассматривать в качестве конкурентов лишь некоторое время назад – операторы электронной наличности, сети платежных терминалов и крупнейшие компании мобильной связи, которых одолевают обоснованные амбиции стать крупнейшими операторами розничных платежей страны. Отличительной особенностью этих участников рынка является более быстрая и гибкая реакция на конъюнктуру рынка, а также реальное знание клиента и его потребностей.
Так или иначе, сегодня российский рынок находится в ожидании больших перемен.
На данный момент во всех
развитых странах мира банковские и
платежные карты уходят на второй
план, уступая место так называемым
мультипликационным картам, а также специфическим торговым,
транспортным, медицинским и другим видам.
Если же говорить о России, то у нас они
еще не столь широко распространены, зато,
к примеру, транспортные карты постепенно
начинают стеснять по объему продаж банковские.
Россияне уже оценили преимущество использования
этих карт перед оплатой за проезд в метро,
электричках и др. транспорте «по-старинке».
Что же касается использования чиповых
пластиковых карт в медицине, то здесь
следует упомянуть о том, что в скором
времени они могут прийти на смену бумажным
больничным картам и полисам, храня в себе
информацию об истории болезни, мед. страховании
и давая возможность рассчитываться за
лекарства в аптеках с возможностью получения
льгот.
Следующей
картой, способной потеснить в России
все платежные и банковские, будет мультипликационная.
Ее суть заключается в том, чтобы на одной
карте разместить сразу несколько приложений,
т.е. ей одной вполне возможно будет оплачивать
и транспортные услуги, и товары, и снимать
по ней наличные, а также использовать
для предоставления полагающихся держателю
карты льгот и многих других услуг. Такие
карты активно применяются в социальных
программах наподобие московского проекта
«Карта москвича», лондонского «Престиж»
или пекинского «Единая карта». Ну а пока
все больший размах наравне с транспортными
картами приобретают торговые, коих в
настоящее время существует два вида –
это карта накопления бонусов (карта лояльности),
предоставляемых магазином покупателю
(наиболее распространенный сейчас в России
тип торговых карт) и расчетная карта,
о которой уже достаточно было написано
выше. Так что вполне возможно, что в будущем
абсолютно все расчеты между людьми будут
производиться исключительно в электронном
виде и по пластиковым картам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования, проведенного в рамках данной дипломной работы, было установлено – сегодня платежные системы на базе пластиковых карт стали неотъемлемым атрибутом финансовой системы любого индустриально-развитого государства, ускоряя платежный оборот при безналичных расчетах.
В ходе выполнения работы были решены задачи, поставленные перед началом исследования:
При этом было установлено, что банковские пластиковые карты, эмитируемые банками, являются удобной формой осуществления безналичных расчетов. Такие расчеты на территории Российской Федерации регламентируются Положением Центрального банка Российской Федерации от 9 апреля 1998 г. «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием».
Порядок осуществления операций с использованием пластиковых карт регулируется законодательством Российской Федерации.
Все расчеты по операциям с использованием банковских карт, совершаемые на территории Российской Федерации осуществляются только в валюте Российской Федерации – рублях на основании заключенного договора между банком и контрагентом (физическое или юридическое лицо). Исключением являются расчеты в иностранной валюте, предусмотренные действующим законодательством России. На банковской карте должны присутствовать наименование и логотип эмитента, однозначно его идентифицирующие.
На основе изучения
законодательных актов
Центральным банком России и Федеральным правительством ставится задача значительного расширения безналичных расчетов, в том числе за счет применения пластиковых карт.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России