Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 22:23, дипломная работа

Краткое описание

Целью Дипломной работы является изучение основ организации и практической реализации операций с пластиковыми картами, а также выработка практических мероприятий по совершенствованию этих операций на примере ЗАО ВТБ24.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты пластиковых карт, как платёжного средства, виды пластиковых карт и их характеристики.
Исследовать порядок расчетов с использованием пластиковых карт в России.
Исследовать платежные системы, используемые для расчетов пластиковыми картами.

Содержание

Введение ……………………………………………………..……………………
Глава 1. Место и роль пластиковых карт
1.1История становления и развития пластиковых карт…………..........
1.2Виды и классификация пластиковых карт……………………………..
1.3 Правовое регулирование в области пластиковых карт………
1.4Функционирование пластиковых карт….…………………….
Глава 2. Анализ современного рынка пластиковых карт в России
2.1История становления и развития пластиковых карт в России……….
2.2Анализ современного состояния рынка пластиковых карт……….……….
2.3 Анализ работы с пластиковыми картами ЗАО ВТБ24…………
Глава 3 Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России 3.1 Проблемы развития рынка пластиковых карт в России…………… 3.2 Перспективы развития рынка пластиковых карт в России Заключение……………………………………………………………………… Список используемых источников………

Вложенные файлы: 1 файл

Новый диплом ВТБ.doc

— 1.87 Мб (Скачать файл)

В 1994-1995 гг. стали также  популярными совместные карточные  программы, как в системе Union Card, так и STB Card. Первые проекты были осуществлены вместе со страховыми компаниями и зарекомендовали себя довольно эффективными, поскольку оказались выгодными для всех участников. Разрабатывались совместные карточные программы с коммерческими торговыми компаниями, имеющими разветвленную сеть магазинов и группу относительно постоянных клиентов. Совместные карточные программы не являются чисто российским изобретением, они давно уже реализуются на Западе и считаются одним из наиболее перспективных направлений бизнеса. Последний факт, как и многие другие, свидетельствует, что российский рынок является «испытательным полигоном», на котором будут «обкатываться» наряду со старыми и наиболее передовые идеи и технологии.

Мировой опыт показывает, что в каждой стране наряду с международными успешно действуют локальные платежные системы. Наиболее сильные из них успешно сотрудничали с международными. Однако предсказать, что произойдет с той или иной действующей российской платежной системой в будущем практически невозможно. Наиболее жизнеспособной окажется та система, которая будет иметь разветвленную сеть обслуживания в регионах, где проживает большинство населения страны.

Перед каждым банком, решившим заняться «карточным»  бизнесом, - два пути развития. Первый путь - это предоставление все более широкого спектра услуг узкому кругу клиентов - обладателям значительных сумм инвалюты. Второй путь - ориентация на широкий круг лиц, которым карточки облегчили бы пользование российскими рублями, включая не очень большие суммы, прежде всего внутри страны. Этому пути соответствует выпуск банками (и другими субъектами экономики) собственных рублевых карточек.

Надо, впрочем, иметь в  виду, что указанные два пути не могут быть абсолютно изолированными: международные карточки можно продавать и за рубли (с последующей конвертацией), а карточки отечественных систем совсем не обязательно должны ограничиваться территорией России и рублевыми операциями.

Таким образом, на российском «пластиковом» рынке действуют  одновременно две группы систем - зарубежные (международные) и отечественные. Последние, пока отнюдь, не занимают доминирующего положения.

В 1996 году российские банки  выпустили всего 301 тысячу карт международной  платежной системы VISA International, около 292 тысяч карт Europay International и всего 666 карт Diners Club International. Число банков, выпускающих карты Europay, в 1996 году составило 54. Карты VISA в том же 1996 году выпускали 12 российских банков, а карты Diners Club - 3.

Резкий рост выпуска  пластиковых карточек пришелся на предкризисное время - 1997-й и первую половину 1998-го года. Так, с 1996 по 1998 год объем выпуска карточек VISA вырос в 3 раза - до 1,199млн. штук, карт Europay в 5 раз - до 1,576 млн., карт Diners Club International почти в 2 раза - до 1035 штук.

Августовский кризис 1998 г. коренным образом изменил ситуацию на рынке розничных банковских услуг  России. Основные игроки из числа коммерческих банков - Инкомбанк, СБС-Агро, Российский кредит и ряд других банков - были вынуждены уйти с рынка пластиковых карт, оставив его на попечительство Сбербанка, Альфа-банка, Автобанка. Получилась ситуация, когда карточки существуют, официально срок их действия не закончился, деньги на спецкартсчете присутствуют, а расплачиваться ими за товары и услуги нельзя. Держатели банковых карт могли обслужиться только в банке-эмитенте. Пластиковая карта не предоставляла никакого удобства пользования, фактически карта стала куском бесполезного пластика. Интенсивное развитие рынка банковских карт на некоторый период времени был приостановлен. В 1999 году объем средств, проходивших по картам ведущих международных платежных систем, снизился по сравнению с предыдущим годом вдвое и составил чуть более 1 млрд. долларов.

На сегодняшний день наблюдается рост спроса на банковские карты. Ведущие позиции занимают Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк.

 

  • 2.2 Анализ современного состояния платежно-расчетных систем с  
    использованием пластиковых карт
  • Вхождение России в сферу карточных технологий пришлось на начало 90-х гг., и сегодня  рынок пластиковых карт является одним из самых динамичных направлений банковской деятельности. Если раньше наиболее популярным для населения способом вложения средств было хранение накоплений на вкладных счетах, то в последние годы вследствие снижения уровня доходов у большинства вкладчиков банковские продукты, направленные на привлечение средств физических лиц, стали менее востребованными. Теперь клиенты, разместив средства на банковских счетах, хотят иметь возможность получить их в любой момент, и пластиковые карточки предоставляют им эту возможность.

    Платежная система представляет собой ассоциацию банков и компаний, работающих по общим правилам использования  карточек. Основу платежной системы  составляет совокупность нормативных, договорных, финансовых и информационно-технических средств, а также решений участников, которые регламентируют свои взаимоотношения относительно порядка использования карточек. В платежной системе существуют несколько статусов членства: полное, частичное и т.д.

    Все карточки, которые  принадлежат к одной платежной системе имеют признаки, позволяющие идентифицировать их принадлежность к этой платежной системе.

    К современным  платежным системам относятся VISA International, MasterCard International, American Express, Diners Club International, JCB International, которые значительно отличаются как по числу банков-участников, так и по количеству эмитированных платежных карточек. VISA International на настоящий момент является самой крупной международной платежной системой, как по количеству карточек, так и по оборотам.

    Международная платежная система построена  по принципу ассоциации финансовых организаций  из различных стран. Организационный  принцип - бездоходная корпорация, зарегистрированная в США, в штате Делавар. Члены  ассоциации одновременно являются ее совладельцами: более 19 тысяч членов - крупнейших мировых финансовых организаций. Управляющий орган - Совет Директоров, выбираемый из числа наиболее активных членов (в зависимости от объема операций и числа выпущенных карточек) и утверждающий президента.

    Как видно из проведенного сравнительного анализа преимущества и недостатки платежных систем в  Приложение 3, каждая система обладает определенными достоинствами и  недостатками, поэтому клиенты могут  выбирать платежные карточные системы  по функциям, которые их устраивают.

    Таким образом, на основании  проведенного в данной главе исследования теоретических аспектов пластиковых  карт, можно сделать вывод о  том, что пластиковая карточка –  обобщающее понятие для документа  различных видов расчетных систем. В зависимости от вида используемых счетов и механизма расчетов карточки подразделяются на дебетовые и кредитовые. Наиболее широко используются кредитные карты международных кредитно-финансовых групп: Visa, MasterCard, американских Америкен-экспресс, также известны кредитные карты EuroCard. Основными видами карточек являются: банковские кредитные карточки, карточки туризма развлечений и отдыха, частные платежные карточки предприятий торговли и услуг, карточки для банковских автоматов, дебетовые карточки частных сетей, чековая гарантийная карточка. Наибольшей популярностью среди пользователей пластиковых карт в Российской Федерации пользуются международные пластиковые карты ViSa (40%) и Europay (25%), которые принимаются по всему миру в более чем 120 странах мира. Все расчеты по операциям с использованием банковских карт, совершаемые на территории Российской Федерации осуществляются только в валюте Российской Федерации – рублях на основании заключенного договора между банком и контрагентом (физическое или юридическое лицо).

    Развитие российского  рынка платежных карточек является одним из важнейших факторов при  решении задач по сокращению расчетов наличными деньгами и развитию безналичных  расчетов в области розничных  платежей. Для решения указанной  задачи Банком России проводиться работа по созданию условий для дальнейшего совершенствования современных инструментов розничных платежей, способствующих развитую в России карточной индустрии.

    Развитие карточной индустрии  обеспечивает повышение прозрачности финансовых операций, прирост налоговых поступлений, существенно снижает издержки, связанные с обслуживанием наличного денежного оборота, ведет к увеличению объема привлеченных денежных средств в банковскую сферу и соответственно кредитных возможностей банков, а так же во многом способствует активному развитию смежных сфер деятельности, таких как производственная, социальная и сфера занятости.

    Среди платежных инструментов, используемых на рынке розничных платежей, одному из ведущих позиций занимают платежные  карточки.

    Во многом благодаря универсальности платежной карточки, адекватно отвечающей потребностям розничного бизнеса, возможно решать различные задачи не только в сфере розничных услуг, но и в социальной, бюджетной сферах. Поэтому кредитными организациями, развивающими свои розничные банковские услуги, отдается предпочтение (не только в Росси, но и зарубежном) карточному направлению представлено на рисунке 6.

    Рисунок 6. Количество эмитированных карт, млн.

    Согласно новому исследованию, проведенному Национальным агентством финансовой информации (НАФИ) в январе 2009 года только треть россиян пользуется банковскими пластиковыми карточками. Исследование показало, что по сравнению с июлем 2008 года количество держателей пластиковых карточек в январе 2009 года осталось практически неизменным. Различия в количестве держателей находятся в переделах статистической погрешности исследования. Уровень пользования ластиковыми карточками в 2010-2009 гг. представлен на рисунке 7.

    Рисунок 7. Уровень пользования банковскими пластиковыми картами в 2010-2009 гг., % от всех опрошенных.

    На данный момент на рынке  присутствуют карты международных, так и российских платежных систем. При этом лидирующие позиции занимает Visa International, который принадлежит более половины российского рынка рисунок 8.

    Рисунок 8. Структура российского рынка пластиковых карт.

    Из отечественных продуктов  выделяют тока Сберкарт, которая занимает около 6% рынка. В целом можно сказать, что карты российских систем значительно уступают международным картам по степени распространения.

    Самые распространенные виды карт среди пользователей дебетовых  карт – Cirrus/Maestro (MasterCard) и Visa Electron (33 и 31 соответственно). Около 11% используют карту MasterCard Standard, а карты VISA Classic и Сберкарт применяют только по 8% пользователей. Такое распределение объясняется низкими тарифами на обслуживание Cirrus/Maestro и VISA Electron предпочтениями предприятий-работодалей рисунок 9.

    Рисунок 9. Платежные системы дебетовых карт.

    Спрос на кредитные карты  тоже растет. Популярность данного  банковского продукта эксперты связывают  с кредитным бумом. Население  нуждается в заемных средствах, а получать их по карте и проще и удобнее.

    Среди держателей кредитных  карт большинство пользуются картой VISA Classic (31%), вторая по популярности платежная  система – MasterCard и MasterCard Standard (18%). Примерные  равные доли пользуются картами VISA Gold (13%), MasterCard Gold (11%) и American Express (10%) рисунок 10.

    Рисунок 10. Платежные системы кредитных карт.

    На развитие рынка  пластиковых карт оказывает влияние  культур потребления этих продуктов. В отличии от европейских стран и США, в России большинство потребителей пока еще используют карту для получения заработной платы или стипендии (90%). Доля респондентов, использующих карту для оплаты товаров и услуг в магазинах, составляет 10%, для хранения сбережений – 6% Приложение 4.

    Наиболее распространенными пластиковыми карточками являются зарплатные карточки, с помощью которых россияне получают заплату, пенсию, стипендию. 90% опрошенных держателей пользуются именно запрлатными  карточками.

    Каждый десятый россиянин, пользующийся пластиковыми карточками, сообщил, что имеет в своем распоряжении кредитную карту. 7% опрошенных являются держателями дебетовой карточки без овердрафта и 2% - дебетовой карточки с овердрафтом. Подобнее распространенность различных видов пластиковых карточек приставлена на рисунке11.

    Рисунок 11. Количество пользователей основными видами пластиковых карт, % пользователей пластиковыми картами.

    Большинство держателей пользуются только одной пластиковой  картой. Об этом сообщили 85% опрошенных. Каждый десятый держатель (12%) использует две карточки. У 2 % опрошенных в обращении находиться три карточки, и у 1% - четыре или пять пластиковых карточек. Структура держателей карточек по количеству карточек в обращении представлена в Приложение 5.

    Среди держателей карточек подавляющее составляют держатели  расчетных (дебетовых) карточек. Кредитными организациями программ потребительского кредитования. Их доля в общем количестве эмитированных карточек составляет 90,9%. При этом количество карточек, полученных держателями по собственной инициативе, мо прежнему незначительно, то есть подавляющее большинство карточек – это карточки, выданные кредитными организациями в рамках «зарплатных» проектов.

    Подобная структура  держателей карточек по числу пластиковых карт в обращении наблюдается по всем основным видам банковских карточек. Не менее 90% держателей определенного вида карточек используют только одну карту. Подобнее структура держателей карточек по количеству карточек в обращении среди пользователей различными видами карточек представлена в таблице 1.

    Таблица 1.

    Структура пользователей  карточек по количеству карточек в  пользовании основными видами карточек, % пользователей карточек на

    1 января 2011 г.

    Количество карточек в обращении

    Зарплатная карточка

    Кредитная карточка

    Дебетовая карточка

    Дебетовая карточка с  возможностью овердрафта

    1 карта

    11

    98

    102

    113

    2 карты

    9

    6

    12

    0

    3 карты

    2

    0

    0

    0

    4 карты

    0

    4

    0

    0

    Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России