Проблемы и перспективы развития социальных отношений в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 06:41, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема наиболее обсуждаема в наши дни. Проблемы социальных отношений, всегда относящиеся к числу центральных, в связи с проводимыми реформами приобрели еще большую важность. Наиболее актуальными проблемами, волнующими все население России, является реализация приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечение жильем населения, а также пенсионное реформирование.
Целью работы является исследование, динамики и перспектив развития социальных отношений в российском обществе.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, история развития социальных отношений в России
1.1 Понятие социальных отношений
1.2 История развития социальных отношений в России
Глава 2. Развитие социальных отношений в настоящее время
2.1 Развитие социальных отношений в современной России
2.2 Пенсионное обеспечение в России
Глава 3. Проблемы и перспективы развития современного Российского государства
3.1 Проблемы социальных отношений в регионах
3.2 Перспективы социального развития в Российской Федерации. Здравоохранение, образование, совершенствование пенсионной системы
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

соц.отношения.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

доходы населения;

бедность и  неравенство;

безработица и использование рабочей силы;

динамика демографических  процессов;

образование и обучение;

здоровье, продовольствие и питание;

состояние жилища (населенных пунктов), инфраструктура, связь;

ресурсы и  состояние природной среды;

культура, социальные связи, семейные ценности;

политическая  и социальная стабильность (безопасность);

политические  и гражданские институты (демократия и участие).

Оценки качества жизни сложны не только из-за многомерности этого понятия. Для разных групп населения представления о качестве жизни различны, и они выявляются через субъективные оценки. В западных исследованиях сочетаются объективные (статистические) и субъективные измерения, основанные на регулярных массовых опросах населения или оценках экспертов. Такие компоненты, как социальные связи, семейные ценности, политическая и социальная стабильность могут оцениваться только субъективно, так как объективных критериев не существует. Для регионов России использование субъективных оценок пока невозможно — для этого нужны регулярные социологические обследования, репрезентативные для каждого субъекта РФ. Приходится использовать объективные (статистические) данные, хотя с их помощью можно измерить далеко не все компоненты качества жизни. Еще одна проблема интегральных оценок — определение значимости (веса) отдельных компонентов качества жизни, она остается неразрешимой. Большинство зарубежных и отечественных исследований нацелено на максимально полное отражение всех компонентов, но при этом нередко возникает эффект «средней температуры по больнице» — чем больше показателей, тем сложнее объяснить полученный результат. Для многих регионов России этот эффект почти запрограммирован из-за сочетания индикаторов с противоположными значениями (минимальными и максимальными), а также проблем достоверности измерений большинства индикаторов.

Региональное  различие в качестве жизни населения  свидетельствует таблица рейтинга индекса качества жизни населения Российской Федерации, см. приложение 1.

Динамика распределения  регионов по индексу качества жизни  за 2000–2003 гг. показывает, что наиболее заметные положительные сдвиги произошли  в первые годы экономического роста, когда более половины регионов группы с низкими значениями индекса (0,50–0,59) перешли в «срединную» группу. Эти изменения связаны не только с ростом экономики, но и с возросшим межрегиональным перераспределением финансовых ресурсов, что привело к росту доходов населения и сокращению бедности. Однако собственные ресурсы таких регионов как были, так и остаются недостаточными для существенного улучшения качества жизни. По этой причине в 2003 г. сдвиг слаборазвитых регионов в сторону более благополучных показателей качества жизни явно замедлился.

Помимо расширения «срединной» группы, вдвое возросло и число субъектов РФ с более высоким индексом, рост качества жизни в них обеспечивался собственными ресурсами. В группу лидеров (более 0,800), ранее представленную только Москвой, переместились нефтегазовые автономные округа Тюменской области. Повышенных значений индекса (0,700–0,800) достиг не только Санкт-Петербург, что вполне ожидаемо при особом внимании федеральных властей ко второй столице, но и несколько экономически развитых регионов с более сильной социальной политикой (республики Татарстан, Башкортостан и Коми, Самарская, Липецкая, Свердловская, Ярославская и Вологодская области).

В группах  со значениями ниже 0,600 остались преимущественно  восточные регионы с худшими  показателями уровня жизни и здоровья населения, а из регионов Европейской части — республики Марий Эл, Калмыкия и Ивановская область. Наименее развитые субъекты РФ (республики Ингушетия, Тыва, Бурятские автономные округа и Коми-Пермяцкий АО) «застряли» в группе с крайне низкими показателями (индекс менее 0,500), несмотря на возросшие объемы федеральной помощи. Как правило, именно на эти наиболее отстающие субъекты РФ ссылаются некоторые исследователи и политики, утверждая, что рост регионального неравенства может привести к распаду страны.

Чтобы проверить, насколько велика угроза, сравним  численность населения, живущего в  регионах с разным качеством жизни, и ее динамику. При таком способе  измерения улучшение ситуации выглядит более явным: доля россиян, живущих  в субъектах с относительно высоким качеством жизни, возросла за 2000–2003 гг. с 8 до 28%, а доля жителей «срединных» регионов — до 67%. Последняя цифра означает, что экономический рост и усиление политики выравнивания обеспечили большинству населения страны не средние (они значительно выше), а медианные показатели качества жизни, произошло «подтягивание» большинства слабых регионов. И хотя население регионов России стало более однородным по качеству жизни, само это качество остается очень невысоким, что необходимо учитывать при прогнозировании социально-политических последствий деятельности федеральных властей.


 

2.2 Трудовые  пенсии в Российской Федерации


 

Одним из наиболее важных аспектов социальной политики государства является политика в  области пенсионного обеспечения  граждан.

Трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ от17 декабря 2001года. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных  Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. Порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"17.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие  возраста 60 лет, и женщины, достигшие  возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии  не менее пяти лет страхового стажа.

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в  целях компенсации гражданам  заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Расчетный пенсионный капитал - учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых  взносов и иных поступлений в  Пенсионный фонд Российской Федерации  за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с  Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Нетрудоспособные члены семей лиц, имеют право на трудовую пенсию в случаях: право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.

Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца  признаются:

1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца,  не достигшие возраста 18 лет, а  также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;

2) один из  родителей или супруг либо  дедушка, бабушка умершего кормильца  независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают;

3) родители  и супруг умершего кормильца,  если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины  и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности  к трудовой деятельности;

4) дедушка  и бабушка умершего кормильца,  если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины  и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности  к трудовой деятельности, при  отсутствии лиц, которые в соответствии  с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.

Члены семьи  умершего кормильца признаются состоявшими  на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для  них постоянным и основным источником средств к существованию.

Иждивение детей  умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением  указанных детей, объявленных в  соответствии с законодательством  Российской Федерации полностью  дееспособными или достигших  возраста 18 лет.

Нетрудоспособные  родители и супруг умершего кормильца, не состоявшие на его иждивении, имеют  право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, если они независимо от времени, прошедшего после его  смерти, утратили источник средств  к существованию.

Члены семьи  умершего кормильца, для которых  его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца-супруга сохраняется при вступлении в новый брак.

Усыновители имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне  с родителями, а усыновленные дети - наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

Отчим и мачеха имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне  с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали  умершего пасынка или падчерицу  не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи, которые подтверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается  независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины  и времени наступления его  смерти. При полном отсутствии у  умершего кормильца страхового стажа, а также в случае наступления его смерти вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия в связи со смертью кормильца в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В случае если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности:

1) в первую  очередь - детям, в том числе  усыновленным, супругу и родителям  (усыновителям);

2) во вторую  очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Гражданам, имеющим  право на одновременное получение  трудовых пенсий различных видов, в  соответствии с настоящим Федеральным  законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии).

Информация о работе Проблемы и перспективы развития социальных отношений в современной России