Проблемы и перспективы развития таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Как известно, Таможенный союз формируется для достижения нескольких целей, среди которых создание условий для добросовестной конкуренции, формирование общего экономического пространства и выход на внешний рынок. Поэтому, Таможенный союз – можно считать результатом усиливающейся во всем мире тенденции к международной интеграции.
Целью данной работы является анализ таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, выявление проблем, связанных с возникновением и развитием союза, а также перспектив интеграции. Автор рассматривает предпосылки появления ТС, позиции стран-участниц, а также ущерб и выгоды, которые понесет каждая из стран. Интересна тема перспектив развития Таможенного Союза.

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 785.00 Кб (Скачать файл)

«Из вошедших в новый реестр компаний примерно половину представляют государственные структуры, среди которых «МНПЗ плюс» (дочерняя структура Мозырского НПЗ), «Нафтан», БМЗ, БелАЗ, «Белтаможсервис», брестское и гомельское отделения БелЖД, брестское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты, аэропорт «Минск», «Белмагистральавтотранс».

Частные компании в реестре –  это в основном транспортно-экспедиторские структуры («АсстрА Вайсруссланд», «Крафттранс», «Транзит», «Милитцер  и Мюнх») и производители-экспортеры («Пинскдрев», Лепельский МКК). Вошли в список и компании крупных частных холдингов – «Табак-Инвест» и «Аскарготерминал» (входит в группу «Трайпл»)»[23].

Не менее важной проблемой для  Белоруссии является утечка трудовых кадров. Как минимум, около полумиллиона белорусов находятся вне сферы отечественной экономики. Белоруссия опасается, что после запуска ЕЭП экономика страны лишится еще большего числа людей. В настоящее время миграция трудовых кадров проходит в условиях единого рынка труда Союзного государства, а следовательно, граждане стран имеют идентичные права по трудоустройству. 
 
«В экономике Республики Беларусь в январе-октябре 2011 г. было занято 4 649,6 тыс. человек, что на 0,3% меньше, чем в январе-октябре 2010 г. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец октября 2011 г. составила 29,6 тыс. человек, что на 15,7% меньше, чем в октябре 2010 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец октября 2011 г. составил 0,6% от экономически активного населения (на конец октября 2010 г. – 0,7%).

Организациями республики (без субъектов  малого предпринимательства негосударственной  формы собственности) в январе-октябре 2011 г. было принято на работу 719,6 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 47,2 тыс. человек, уволено по различным причинам 765 тыс. человек. Из общей численности уволенных 7,7% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,8% – в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций»[22]. 

Таким образом, можно сделать вывод, что положение на рынке труда  вынуждает людей искать работу в  другой стране. Лишь за период с января по октябрь 2011 года было уволено человек  на 6.3% больше, чем принято на работу.

Было проведено исследование «Влияние миграционных потоков на социально-экономические показатели страны: опыт Беларуси», которое выявило, что официальная трудовая миграция меньше незарегистрированной в 30 раз, что ежегодно составляет 150 тысяч человек. Более того,85% трудовых мигрантов уезжает в Россию.

Таможенный союз только усугубляет положение Белоруссии. Между Россией, Казахстаном и Белоруссией уже  заключено соглашение о правовом статусе трудового мигранта, как  упоминалось автором выше.  
А это может означать лишь одно – Беларусь рискует стать «поставщиком рабочей силы», причем квалифицированной. Это связано также с падением уровня жизни и снижением средней заработной платы в стране.  

    1. Рост цен на услуги и товары и суверенитет Казахстана

Нурсултан Назарбаев, президент Республики Казахстан,  в начале 2011 года заявил, что в 2013 году Казахстан планирует выйти на уровень жизни развитых стран. «Прошедший год мы завершили с показателем 9 тысяч долларов ВВП на душу населения, а по покупательной способности превысили уровень среднеразвитых стран», – сказал он.

Однако сейчас власти вынуждены  признать, что ситуация не настолько  благоприятная. Цены на товары и услуги растут, ощутимо подорожали продукты питания. Например гречка по сравнению с прошлым годом в цене поднялась в 2,5 раза, говядина подорожала на 40%. Покупательской способности населения не помогло даже повышение заработных плат бюджетникам на 30%. В первую очередь страдают малоимущие слои населения- -пенсионеры, студенты.  Обвиняют в росте цен Таможенный союз.  
Выяснилось, что предприимчивые российские предприниматели закупают выращиваемую в Казахстане гречиху, упаковывают ее в российскую обертку и продают снова в Казахстан, но уже как российский продукт, в два раза увеличив ее стоимость. Не исключено, что такую же процедуру проделывали и с ГСМ, дефицит которых сегодня испытывает нефтедобывающая страна – цены на топливо растут и уже несоизмеримы с доходами казахстанцев, а некоторых видов топлива в продаже практически нет. Более того, по мнению казахстанского экономического обозревателя Тулегена Аскарова, Казахстан взял курс на сближение российских и казахстанских цен. По его мнению, влияние России на экономику Казахстана только усилится. На это, по словам эксперта, влияют два фактора: Россия занимает первое место по импорту товаров в Казахстан, и вместе с товарами Россия экспортирует свой ценовой уровень. Второй фактор – россияне выкупают казахстанскую продукцию по низким внутренним ценам, после чего перепродают ее в Казахстане уже по российским ценам. В Казахстане замечено, что вместе с ростом цен растет и социальная напряженность.

Эксперты не исключают, что в  Казахстане могут начаться массовые акции протеста. Назарбаев уже  получил несколько писем с  требованием денонсировать соглашение по Таможенному союзу. Авторы, общественные деятели, оппозиционные политики, представители СМИ указывают на экономический и политический ущерб, который влечет участие республики в этой организации, и грозят постановкой вопроса об отставке руководства страны, включая президента. Мнения о том, что Казахстан достаточно разобщен, прежде всего, регионально, а казахи терпеливы, не совсем соответствует действительности, говорят эксперты.

««Социальные протесты в Казахстане набирают силу. В ближайшие годы этот процесс будет усиливаться. Тем более что есть кому организовывать массы – появились общественные организации, безработные юристы, другие активные оппозиционеры», – говорит директор Центра анализа общественных проблем Казахстана Меруерт Махмутова. По ее мнению, протестный потенциал будет возрастать в первую очередь на западе страны, в районе нефтегазовых месторождений, где зафиксированы случаи дискриминации местных рабочих. В Мангыстау все лето продолжалась забастовка нефтяников, а сегодня там протестуют железнодорожники»[16].

    1. Россия: порабощение Китаем

Россия так же видит некоторые  проблемы, связанные с Таможенным союзом. Одной из таких проблем  является граница Казахстана и Китая. Российские экономисты считают, что на данный момент Казахстан работает «перевалочным пунктом» для реэкспорта товаров с Китая в Россию. А открытие свободной экономической зоны «Хоргос» на  китайско-казахской границе, которое состоялось 1 июля 2011 года,  и недавно, 1 декабря, начала функционировать, только осложняет ситуацию.

«Уже сегодня китайские компании готовятся открыть здесь свои предприятия, произведенную на которых продукцию по нулевой пошлине будут экспортировать в страны таможенного союза. Почему по нулевой? Так в том то и дело - товары будут производиться под маркой «Made in Kazakhstan». Открытие же СЭЗ позволит Казахстану трудоустроить своих граждан - персонал СЭЗ «Хоргос» будет насчитывать более 70 тысяч человек» [Там же].

Для уверенности в том, что контрабанда  из Китая не будет доходить до России, Москва потребовала направить своих  таможенников на казахско-китайскую границу, однако Казахстан видит в этом требовании ущемление своей независимости и считает, что Государство само в состоянии обеспечить порядок у себя на границе.

«Уже сегодня экономисты сходятся во мнении, что в обозримой перспективе таможенный союз со всеми его сопутствующими факторами неминуемо приведет к усилению сырьевой ориентации экономик стран-участниц, а также банкротству производительных мощностей, которые и сегодня-то не в состоянии конкурировать с китайскими производителями, что в свою очередь выльется в рост безработицы. А в конечном итоге страны таможенного союза попросту втянутся в ареал технологических стандартов КНР»[16].

 

 

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Эффективность Таможенного союза сложно опровергнуть. Взаимный товарооборот  входящих в него стран вырос на десятки процентов (см. Рис.2). А ведь впереди еще создание Единого экономического пространства, и только усиление интергационных моментов.

Рис.2

 

 

 

Несомненно, создание Таможенного союза в рамках ЕвАзЭС – это осознанный выбор глаз трех государств с пользу глокализации - созданию мощного экономического союза, способствующего стремительному экономическому развитию, со своими правилами игры. 

Как уже говорилось ранее, Таможенных союз формируется в соответствии с Планом действий, который был утвержден Решением Межгоссовета ЕврАзЭС. на уровне глав государств 6 октября 2007 года. В настоящее время Комиссией Таможенного союза уже принято более 100 решений, а так же сформировалась договорно-правовая база Таможенного союза. В результате создана единая для трех государств система таможенного регулирования, регулирования внешней торговли, а также санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля. Итак, обеспечены основные условия для создания общего рынка товаров

Приняты нормативные акты, необходимые  для выполнения функций по обеспечению  единого санитарного, ветеринарного, фитосанитарного и других видов  контроля. В том числе утверждены единые перечни товаров, подлежащих в рамках Таможенного союза санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), ветеринарному контролю (надзору), карантинному фитосанитарному контролю (надзору), а также соответствующие положения о порядке перемещения этих товаров через таможенную границу Таможенного союза и его таможенную территорию. 

Можно с уверенностью утверждать, что появление, развитие и столь  успешное функционирование интеграционного  образования в полной мере дает надежды  для гордости в ближайшей перспективе.

По расчетам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, государства Таможенного союза в результате взаимодействия получают прирост ВВП примерно в 15% в десятилетний период и достаточно весомый прирост экономической активности, уменьшаются издержки, связанные с потерей времени, средств и сил на преодоление таможенных процедур при пересечении границы. 

Тем не менее, не смотря на достигнутые  успешные результаты, работа над объединением территорий в единую таможенную территорию продолжается. Проводятся мероприятия  по унификации торговых режимов в  отношении третьих стран, законодательства государств приводятся в соответствие с договорно-правовой базой Таможенного союза, идет перемещение государственного контроля на внешние границы союза.

Важно отметить, что за время интеграции увеличился товарооборот не только общий, но и между двумя далекими друг от друга странами- Казахстаном и Белоруссией.

Зам. директор Центра политических технологий Алексей Макаркин утверждает, что  велика вероятность скорого вхождения  в таможенный союз еще одной страны – Киргизии, а сам Таможенный союз дал старт для дальнейших планов Евразийского союза - это старый проект, который в свое время активно продвигал Нурсултан Назарбаев, а сейчас к нему активно присоединился Владимир Путин.

Ответственный секретарь комиссии Таможенного союза, заместитель генсека ЕврАзЭС Сергей Глазьев говорит, что подписание многостороннего соглашения о свободной торговле планировалось давно, и, подписанное в октябре в Санкт-Петербурге, он заменяет систему двухсторонних соглашений, на основе которых велась торговля последние 20  лет. В настоящее время исключены импортные пошлины и количественные ограничения на ввоз товаров и взаимную торговлю, которые были отмечены при двухстороннем соглашении. При этом темпы роста взаимной торговли стран-участниц ТС достаточно быстрые (см. Таблицу 2)

Таблица 2

 

Источник - http://www.tsouz.ru/db/stat/Pages/internal_stat.aspx

 При этом все действия  и соглашения удовлетворяют нормам  ВТО, а замена двухсторонних  отношений на многосторонние  просто упрощает режим торговли  для стран – участниц Таможенного союза и для третьих стран.

"Думаю, мы и дальше будем  воздерживаться от импортных  пошлин, будем снимать оставшиеся  ограничения. Это в интересах  наших потребителей. Например, ограничения  по сахару каждый из наших  потребителей на своем кошельке ощущает. Также и алкогольный рынок в скором времени будет работать в режиме свободной торговли, поскольку у нас предприятия по производству алкоголя уже давно проникли друг к другу на территорию, и непонятно, от кого мы их защищаем. Возможно, в будущем мы договоримся воздерживаться от защитных мер, но пока эта норма присутствует. Главное - не растерять потенциал сотрудничества, включая взаимную торговлю, в связи с дальнейшими изменениями наших торговых режимов с третьими странами", - считает С. Глазьев»[11].

Глава Казахстана Нурсултан Назарбаев  первым предложил идею создания нового экономического пространства на территории СНГ, и создание заключалось в  разноскоростной интеграции, т.е. государства  объединяются по мере желания и готовности. В качестве примера и желаемого результата было названо ЕврАзЭС, организация, определяющая совместную политику и готовая послужить надежной защитой в случае нужды. Поддержали это предложение шесть государств, но приступить к реальному исполнению готовы были только три – России, Казахстан и Белоруссия. В 2007-м был оформлен ТС, а в декабре 2009-го Александр Лукашенко, Н.Назарбаев и Дмитрий Медведев поставили подписи под декларацией о формировании ЕЭП, которое включало 165 миллионов человек, мощности тысяч предприятий и колоссальные природные ресурсы.

Это решение дало весьма ощутимые результаты: объем взаимной торговли в рамках ТС возрос на 43%, при этом объем российского экспорта в  страны Таможенного союза составил 18,5 млрд. долл. - это на 37,3% больше, чем за тот же период 2010г.Прирост весьма впечатляющий, особенно учитывая падение товарооборота в годы пика кризиса. А по итогам нынешнего года совокупный товарооборот должен превысить 100 млрд. долл. (см. Рис. 3).

Довольны итогами 1,5-летней работы ТС и в Беларуси, и в Казахстане.  А ведь механизмы ТС только начинают работать. В дальнейшем его влияние на экономику трех стран-учредителей будет возрастать. Во всяком случае, самые осторожные прикидки специалистов сулят Беларуси, Казахстану и России прибавку в 15% к ВВП к не такому уж далекому 2015г.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана