Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:45, курсовая работа
Целью исследования является изучение взаимосвязи инфляции и безработицы, а также текущего влияния данного аспекта на экономику Беларуси.
Задачи:
1) Изучить теоретические аспекты макроэкономической нестабильности;
2) проанализировать формы взаимосвязи инфляции и безработицы на примере кривой Филлипса.
Введение………………………………………………………………………….3
Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности…………………………………………………………………. 6
Теории взаимосвязи инфляции и безработицы в современной рыночной экономике………………………………………………………………………..24
3.Проблемы и перспективы регулирования инфляции и безработицы в Беларуси…………………………………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованных источников…………………………………………..40
В нашей стране кризис проявил себя в спаде производства, появлении скрытой безработицы, в уменьшении зарплат работникам предприятий государственной и бюджетной форм правления. Из-за проведённой девальвации, значительно были подняты цены, особенно на продовольственные товары.
Однако с точки зрения нравственности и морали – кризис возвращает человека к первоосновам, заставляя заново жить по средствам – а не в кредит, экономить – а не транжирить, производить – а не спекулировать, рассчитывать – а не верить и надеяться на кого-то. Как и любое испытание, кризис ломает одних и закаляет других.
Функциональными формами нестабильности выступают циклические спады производства, безработица и инфляция, которые и необходимо рассмотреть в данном вопросе, выявить корни этих явлений и определить значимость путей достижения желаемого для всего человечества состояния идеального макроэкономического равновесия.
Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана.
Деньги, благодаря которым появилась инфляция, были в обращении между людьми с незапамятных времён. Первые бумажные деньги, как и сама бумага, были изготовлены и выпускались в больших количествах в Китае, во время правления династии Юань (1271-1368 гг.).
В Северной Америке и Западной Европе денежные знаки стали выпускаться позже: в североамериканском штате Массачусетс - в1690 г., во Франции - в 1718 г., в Австрии - в 1762 г., в Пруссии - в 1765 г.
Что такое инфляция Европа узнала в XVIII веке, хотя само слово появилось гораздо позже.
Понятие «инфляция» (от латинского слова inflatio -вздутие, разбухание, разводнение) стало употребляться лишь в XIX веке в период гражданской войны в США 1864-1865 гг. В то время неразменные казначейские обязательства США, которые называли «гринбеки» в 1864 г. обесценились сразу на 60%.[2,c.5] Однако введения в научный оборот термина «инфляция» приписывают А. Дельмару, распространявшему в 1864 г. в Нью-Йорке пропагандистский памфлет «Предупреждение народу: бумажный пузырь».
Наиболее известным и распространенным является определение инфляции как переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы или падение ее покупательной способности и соответственно рост товарных цен. Пример: созданный во Франции в 1716г. шотландцем Джоном Ло банк выпустил массу банкнот, явно превышавшую потребности обращения, и оказался неспособен разменивать их на монеты из золота и серебра. Крушение системы Ло оказало большое влияние на экономику Франции, вплоть до конца XVIII века, замедлив развитие банковского дела и рост промышленности.
Развитие инфляции происходит в результате: увеличения денежной массы, вздутия цен, сохранения прежнего объема денежной массы, но с возросшей скоростью их обращения , падения объема производства.
Проявление инфляции - повышение цен. Однако товарные цены могут возрасти вследствие изменений различных факторов, к которым относятся: динамика производительности труда, циклические и сезонные колебания, структурные сдвиги в системе воспроизводства, монополизация рынка, государственное регулирование экономики, введение новых ставок налогов, девальвация и ревальвация денежной единицы, изменение конъюнктуры рынка, воздействие внешнеэкономических связей, стихийные бедствия и т.п. Таким образом, инфляция - сложный многофакторный и социально-экономический феномен.
При нарушении равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением, что составляет основу возникновения инфляции, можно выделить следующие ключевые причины инфляции:
- монополия государства на денежное обращение, эмиссию денег (выражается в дефиците государственного бюджета, когда доходы меньше, государственных расходов (военные расходы ,расходы на содержание государственного аппарата и т.п.) , не приводящих к росту производства, что приводит к росту спроса и повышению цен. В результате государство может прибегнуть к эмиссии денег, не обеспеченных реальными товарами.) ;
-монополия крупных профсоюзов на определение уровня заработной платы(приводит к росту заработной платы, но не к росту производительности труда, что приводит к диспропорции между доходами и производством, а затем- и к росту цен);
-монополия крупных фирм на формирование уровня цен на рынке(ограничивает механизм саморегуляции, позволяющий контролировать цены, и также приводит к их росту).
К вторичным причинам можно отнести экспорт инфляции, когда рост цен в странах – экспортерах сырья, энергоресурсов или продовольствия ведет к росту цен в странах-импортерах.
Немаловажными причинами также являются: инфляция спроса или «инфляция покупателей» и инфляция предложений или «инфляция продавцов»(инфляция издержек).
Инфляция спроса порождается избытком совокупного спроса (потребительских расходов, инвестиций, государственных расходов, чистого экспорта) по сравнению с реальным объемом производства («инфляция покупателей»), т.е. возникает избыток денег по отношению к количеству выпускаемых товаров, рост цен. Она может быть вызвана как монетарными(денежными), так и немонетарными факторами.
Этот вид инфляции был
впервые исследован
в рамках кейнсианского
анализа: представим,
что экономика использует
не все имеющиеся ресурсы
и точка равновесия
Q1 (см.
рис. 1.2)[23,c.341] находится
на горизонтальном отрезке
кривой предложения
AS (aggregate supply). Если
совокупный спрос увеличится,
то кривая спроса AD1
(aggregate demand) переместится
вправо в положение
AD2.
Равновесие будет достигнуто
в точке Q2
.
Рис.1.2
Равновесие при неполном
использовании ресурсов.
Рост спроса приведет к увеличению производства и занятости. Уровень цен останется прежним, так как увеличение производства происходит за счет свободных ресурсов, издержки за единицу продукции не возрастают и равновесная цена P остается на прежнем уровне.Рост занятости обеспечивает заработной платой новых сотрудников. Увеличение совокупного дохода сохраняет избыточный спрос, вовлекая в производство дополнительные ресурсы.
При использовании всех имеющихся ресурсов (трудовые ресурсы) , то точка равновесия Q находится на вертикальном отрезке кривой предложения AS (рис. 1.3)[23,c.341]. Рост спроса смещает кривую AD вверх. Объем производства уже не может увеличиться, ограниченный возможностями существующих технологий в данном периоде. Поэтому рост спроса сопровождается только ростом уровня цен. Равновесная цена перемещается из точки Р, в точку Р2.
Таким
образом, в краткосрочном периоде
инфляция, вызванная избыточным спросом,
приводит к росту объемов производства,
уровней занятости и цен. В долгосрочном
периоде — происходит только рост уровня
цен.
Рис.1.3
Равновесие при условиях полного использования
ресурсов.
В условиях полного использования ресурсов инфляция получает основу для постоянного возобновления. Рост цен обусловливает увеличение номинальной прибыли и доходов предпринимателей. Избыточный спрос на рабочую силу обеспечивает повышение заработной платы и соответственно доходов домохозяйств. В итоге реальные доходы сокращаются незначительно, дисбаланс спроса и предложения сохраняется, инфляция продолжает развиваться.
Такое непрерывное развитие будет происходить до тех пор, пока инфляция не достигнет критической точки, т. е. состояния, когда покупательная способность дохода, увеличивающегося из-за роста цен, становится меньше по сравнению с предыдущим периодом. Разные социальные группы достигают критической точки не одновременно. Получатели предпринимательского дохода проигрывают в меньшей степени, чем получатели заработной платы или пенсий. Таким образом, совокупный доход перераспределяется в пользу групп, обладающих большей предельной склонностью к сбережениям. Увеличение доли сбережений вызывает сокращение спроса и некоторое замедление инфляции. Постепенно критической точки инфляции достигают все экономические субъекты, рост цен становится разорительным для всей экономики.
Инфляция предложений вызывается ростом любых издержек производства (заработная плата, средства производства и т.п.).
Инфляция издержек обусловлена следующими немонетарными факторами:
-повышением заработной платы, опережающим рост производительности труда;
-шоками предложения — внешними событиями, не зависящими от изменения совокупного спроса (резкое повышение цен на сырье, энергию, топливо, арендную плату). Например, нефтяной кризис 70-х гг. XX в. повысил мировые цены на нефть с $1,8 до $32 за баррель[6,c.220];
-«ценовой накидкой», используемой олигополистическими предприятиями и профсоюзами, когда профсоюзы требуют сегодня завтрашней заработной платы, а фирмы добавляют свой процент к цене продукции.
Теория, объясняющая инфляционный процесс изменением совокупного предложения, стала реакцией неоклассического направления в науке на состояние экономики США в период 1955—1958 гг.[23,c.342], когда при уровне безработицы в 4% произошел трехпроцентный рост цен. До этого считалось, что нарушение равновесия из-за роста спроса является основной причиной инфляционных процессов. Оказалось же, что рост цен может происходить и тогда, когда экономика не достигла полного использования ресурсов. Предположим, что по какой-то причине кривая совокупного предложения AS1 сместилась вверх на плоскости в положение AS2 (рис. 1.4.) [23,c.342].
Рис.1.4 Нарушение равновесия из-за смещения кривой совокупного равновесия.
Равновесная цена Р1 соответствовавшая точке равновесного производства Q1, нарушена, и новый равновесный уровень цен устанавливается в точке Р2. Если совокупный спрос тоже увеличится и будет равен прежним объемам равновесного потребления, то кривая совокупного спроса AD1 сместится вправо в положение AD2. В этом случае произойдет только рост цен, уровни занятости и производства останутся прежними. Если совокупный спрос не увеличится одновременно с удорожанием совокупного предложения, то точка равновесного объема производства сместится из Q1 в Q2. В этом случае произойдет рост цен, а также сократятся уровни занятости и производства.
Анализ теорий инфляции спроса и предложения (издержек) показывает:
- инфляция спроса может продолжаться до тех пор, пока существуют чрезмерные общие расходы;
- инфляция предложения (издержек) порождает спад, который, в свою очередь, сдерживает дополнительное увеличение издержек, т. е. автоматически себя ограничивает и в конечном итоге постепенно исчезает;
- при инфляции спроса рост цен наблюдается лишь в длительном периоде, в коротком периоде расширение спроса вызывает не только рост цен, но и увеличение объема производства; при инфляции издержек рост цен всегда сопровождается падением производства.
Для измерения инфляции в мировой практике используют три наиболее важных ценовых индекса:
-Дефлятор валового внутреннего продукта (Р у);
-индекс цен производителя, или индекс оптовых цен (РРI);
-индекс потребительских цен (CPI).
Дефлятор(deflate,от англ.- выкачивать воздух, сплющивать) ВВП измеряет инфляцию в отношении всех годовых товаров и услуг, совокупная рыночная стоимость которых, образует ВВП страны, произведенного в учетном периоде. Соединяет категории номинального и реального ВВП, т.к. номинальный ВВП пересчитывается в реальный. Этот индекс обусловлен как ростом издержек, так и совокупного спроса.
С помощью индекса цен производителя измеряется инфляция в отношении товаров потребительского (предметы потребления) и производственного (средства производства) назначения, оцениваемых в оптовых ценах учетного периода. Его величина обусловлена ростом издержек. Основу расчета составляет рыночная корзина, которая включает несколько тысяч наименований готовых и промежуточных (станки, оборудование) товаров. Таким показателем пользуются предприятия, т.к. индекс детален, и, будучи рассчитан на раннем этапе, является ориентиром для будущего изменения цен на позднем, розничном этапе движения продукции.
Индекс потребительских цен является самым узким из рассмотренных ранее ценовых индексов, т.к. измеряется только индексация товаров и услуг, которые потребляются конечными покупателями. Этот индекс основывается на рыночной корзине потребительских товаров и услуг, которая включает примерно 400 наименований товаров и услуг, входящих в ежегодные покупки обычной семьи. Его величина обусловлена в основном ростом спроса.
Индекс потребительских цен очень важен для экономики, потому что более 60% реального ВВП составляют расходы на личное потребление. За темпами его развития следят как предприятия и различные правительственные учреждения, так и население.
Информация о работе Проблемы и перспективы регулирования инфляции и безработицы в Беларуси