Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 19:45, курсовая работа
Целью исследования является изучение взаимосвязи инфляции и безработицы, а также текущего влияния данного аспекта на экономику Беларуси.
Задачи:
1) Изучить теоретические аспекты макроэкономической нестабильности;
2) проанализировать формы взаимосвязи инфляции и безработицы на примере кривой Филлипса.
Введение………………………………………………………………………….3
Инфляция и безработица как формы проявления макроэкономической нестабильности…………………………………………………………………. 6
Теории взаимосвязи инфляции и безработицы в современной рыночной экономике………………………………………………………………………..24
3.Проблемы и перспективы регулирования инфляции и безработицы в Беларуси…………………………………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………37
Список использованных источников…………………………………………..40
В любой стране безработица имеет колоссальное социальное значение.
Безработица
в условиях Беларуси выступает, как
устойчивое социально-экономическое
явление(таблица 3.2).
Таблица
3.2 Уровень официально
зарегистрированных
безработных по об
\
ластям и г.Минску (на
конец года в % к экономически \
1995 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 20091) | |
Республика Беларусь | 2,9 | 2,1 | 2,3 | 3,0 | 3,1 | 1,9 | 1,5 | 1,2 | 1,0 | 0,8 | 0,9 |
|
|||||||||||
Брестская | 3,0 | 1,7 | 2,0 | 3,1 | 3,8 | 2,1 | 1,8 | 1,5 | 1,2 | 1,0 | 1,0 |
Витебская | 3,0 | 2,6 | 3,1 | 4,1 | 4,0 | 2,3 | 2,0 | 1,5 | 1,3 | 1,1 | 1,1 |
Гомельская | 3,3 | 2,6 | 2,7 | 3,3 | 3,5 | 2,2 | 1,7 | 1,3 | 1,2 | 1,0 | 1,1 |
Гродненская | 3,1 | 2,2 | 2,4 | 2,9 | 3,1 | 1,9 | 1,6 | 1,4 | 1,3 | 1,0 | 1,1 |
г. Минск | 1,6 | 1,5 | 1,5 | 1,8 | 1,6 | 1,0 | 0,8 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,4 |
Минская | 3,9 | 1,9 | 2,0 | 2,7 | 2,9 | 1,9 | 1,5 | 1,1 | 0,9 | 0,8 | 0,8 |
Могилевская | 3,4 | 2,6 | 2,8 | 3,6 | 3,6 | 2,2 | 1,8 | 1,5 | 1,1 | 0,8 | 1,0 |
Источники:
Российский статистический ежегодник
2009, Стат.сб/Ростат – Р
79 М.,2009ю – 795с. Статистический ежегодник
2009,Минск 2009 – 580 с.
За период с 1995 по 2008 в нашей стране наблюдалось устойчивое сокращение численности официально зарегистрированных безработных со 131 до 37,3 тыс. чел., соответственно уровень безработицы снизился с 2,9 до 0,8%. Ретроспектива анализа состава последних по причинам увольнения показывает, что в первые годы реформ наибольший удельный вес занимали уволенные с предприятий и организаций в результате их реструктуризации, затем доля последних стала существенно понижаться и наиболее удельный вес стал приходиться на уволенных по собственному желанию. Причины данной ситуации: 1) часть лиц увольнялись с переходом в негосударственный сектор экономики с целью открытия собственного дела или получению более высокой заработной платы; 2) активизация миграционных процессов; 3) часть работников переходило на неполную занятость; 4) реализуется государственная социальная политика, направленная на повышение рождаемости и продолжительности жизни.
Характерным для экономики Республики Беларусь является наличие скрытой безработицы. Она связана как с неэффективностью использования занятого на производстве персонала, так и с развитием неформальных трудовых отношений, без юридического его оформления. Среди них определенная часть выезжает в Российскую Федерацию без оформления трудовых отношений ( до 300 тыс. чел). Около 7,5 тыс. чел., по данным Департамента по миграции МВД, выехало в страны дальнего зарубежья. Часть экономически активного населения занимаются работой в подсобном хозяйстве. Общий уровень безработицы ( официальная + скрытая), составляет 8%.
Во многих странах существует ситуация неравновесия на рынке труда, это, в первую очередь, связано с проблемой безработицы. Безработица имеет не только социальные, но и экономические последствия. К социальным последствиям безработицы относят: потерю квалификации и самоуважения, полную или частичную потерю дохода, снижение уровня жизни, возрастание преступности, общественные и политические беспорядки.
Экономические издержки безработицы связаны с экономической потерей для общества части потенциального объема производства товаров и услуг.
Таким образом, в связи с тем, что в Республике Беларусь существует проблема безработицы, необходимым является государственное регулирование рынка труда с целью минимизации и устранения издержек и последствий безработицы, а также с целью повышения благосостояния общества.
Для государственного регулирования трудовых отношений используются фискальная, денежно-кредитная и социальная политика:1)фаза спада характеризуется активными действиями со стороны государства в сфере трудовых отношений. Это проявляется в снижении подоходных налогов, как фактора, который влияет на потребительский спрос;2)рост гос. расходов на рынке труда с целью поддержания занятости и создания рабочих мест, переподготовке и переквалификации специалистов; 3) осуществление выплаты по социальному страхованию, безработице; 4) содействии самозанятости населения; 5) стимулирование инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию новых рабочих мест (особое значение имеют крупные инвестиционные проекты, которые позволяют решать не только проблему безработицы, но и социальные жилищные вопросы); 5) регулирование соотношения государства и бизнеса, когда речь идет о государственной поддержке не только конкретных фирм,но и проектов, которые способствуют повышению инновационного потенциала экономики ; 6) совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочей силы; 7) социальные выплаты и гарантии со стороны государства.
В качестве решения проблемы
скрытой безработицы можно
Выводы: Инфляция для Беларуси - явление весьма закономерное, которое можно проследить, начиная с 1991 по 2009 гг. Немаловажной проблемой для Беларуси стало явление мирового финансово – экономического кризиса, возникшего в США. Активизация внешних «шоков» (ухудшение условий внешней торговли) привела к снижению уровня ликвидности предприятий, ориентированных на внешний рынок. Прямым последствием финансового кризиса стал рост товарных запасов у производителей. Одним из главных факторов инфляции является девальвация белорусского рубля, которая спровоцировала одномоментный прирост цен на потребительском рынке на 3,2-3,4%. Для сдерживания инфляции планируется сдержанная кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика. Это, во-первых, позволит сдерживать увеличение себестоимости и цены продукции, во-вторых, умеренный рост платежеспособного спроса также будет ограничивать темпы роста цен.
Безработица
в условиях Беларуси выступает, как
устойчивое социально-экономическое
явление(таблица 3.2). Характерным для экономики
Республики Беларусь является наличие
скрытой безработицы. Она связана как
с неэффективностью использования занятого
на производстве персонала, так и с развитием
неформальных трудовых отношений, без
юридического его оформления. Безработица
имеет социальные(потерю квалификации
и самоуважения, полную или частичную
потерю дохода, снижение уровня жизни
)и экономические(потерей потенциального
объема производства товаров и услуг)последствия.
В Республике Беларусь необходимым является
государственное регулирование рынка
труда с целью минимизации и устранения
издержек и последствий безработицы.
Для регулирования трудовых отношений
используются фискальная, денежно-кредитная
и социальная политика.
Заключение
Изучив данную тему можно сделать следующие выводы относительно инфляции и безработицы как форм макроэкономической нестабильности, их взаимосвязи и проблемы, а также регулированию инфляции и безработицы в Беларуси:
1) Макроэкономическая нестабильность характерна для рыночной экономики, которая склонна к повторению одних и тех же явлений. На сегодняшний день макроэкономическая нестабильность ярко выражена мировым кризисом, который охватил в большой мере страны ЕС, Россию, Украину, Японию, США. Функциональными формами нестабильности выступают циклические спады производства, безработица и инфляция. Развитие инфляции происходит в результате: увеличения денежной массы, вздутия цен, сохранения прежнего объема денежной массы, но с возросшей скоростью их обращения, падения объема производства. Причинами являются: инфляция спроса или «инфляция покупателей»( порождается избытком совокупного спроса) и инфляция предложений или «инфляция продавцов»( вызывается ростом любых издержек производства). Безработица выступает как вынужденная незанятость, возникающая из-за постоянного нарушения равновесия между предложением рабочей силы и спросом на нее. На современном этапе разработаны две основные модели появления безработицы, рассмотренные сторонниками классической и кейнсианской экономической теории. Первые объясняют безработицу несовершенством рынка труда, вторые же объясняют безработицу, как макроэкономическое явление, вызванное дефицитом совокупного спроса в экономике. Последствия безработицы могут быть как положительные, так и отрицательные. К положительным моментам можно отнести: мобильный резерв рабочей силы, который при необходимости можно применить в расширении производства; сдерживаются требования профсоюзов по увеличению зарплаты, что снижает уровень инфляции; повышение трудовой мотивации и дисциплины и др.К отрицательным относятся: недоиспользование рабочей силы, снижается уровень жизни населения, потеря профессиональные навыки и знания, социально – психологический стресс и др. Современные меры регулирования сводятся к пониманию того, что при безработице намного превышающей естественный уровень целесообразно применить государственное регулирование рынка труда в краткосрочные периоды. Но при состоянии полной занятости задача государства – поощрять развитие институтов инфраструктуры рынка труда и трудовой мобильности, сокращая масштабы и длительность фрикционной и структурной безработицы.
2) обнаружил зависимость между уровнем занятости и темпами инфляции Олбан Филлипс исследовав, статистические данные Великобритании почти за сто лет он определил, что рост цен и заработной платы уменьшались при безработице превышающей 5,5%-ный уровень, и наоборот. Однако в 70-ые гг. кривая Филипса стала вести себя «ненормально», в связи с кризисом в США и Западной Европе и внешними шоками. Спады производства нельзя было остановить мерами кредитно-денежной политики, что привело к страгфляции (рост безработицы с повышением темпов инфляции). В 1979 г. М.Фридмен выдвинул гипотезу естественного уровня, а также статистические данные за 1970-е и 1980-е гг. в условиях страгфляции были положены в основу долгосрочной кривой Филлипса, которая трактуется экономистами в двух теориях:теория адаптивных ожиданий,теория рациональных ожиданий. Именно с подачи О.Филлипса экономисты стали рассматривать меры по борьбе с безработицей как потенциально инфляционные. Хотя на сегодняшний день выявленную Филлипсом зависимость в качестве непосредственного инструмента макроэкономической политики не рассматривают.
3) Инфляция для Беларуси явление весьма закономерное, которое можно проследить начиная с 1991-2009 гг. Однако инфляционная ситуация в стране в последние годы развивалась в унисон с общемировыми в результате мирового кризиса, что и послужило критерием ускорения темпов инфляции повсеместно. Но для Республики Беларусь одним из главных факторов инфляции является девальвация белорусского рубля. Мерами для регулирования могут быть: снижением и стабилизация цен на энергетические и неэнергетические биржевые товары, поддержание не интенсивного роста заработной платы; сдержанная кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика.
Безработица
в условиях Беларуси выступает, как
устойчивое социально-экономическое явление,
однако рынок труда далек от совершенства
и требует определенных доработок. Характерным
для экономики Республики Беларусь является
наличие скрытой безработицы. Она связана
как с неэффективностью использования
занятого на производстве персонала, так
и с развитием неформальных трудовых отношений,
без юридического его оформления. Безработица
имеет социальные(потерю квалификации
и самоуважения, полную или частичную
потерю дохода, снижение уровня жизни
)и экономические(потерей потенциального
объема производства товаров и услуг)последствия.
В Республике Беларусь необходимым является
государственное регулирование рынка
труда с целью минимизации и устранения
издержек и последствий безработицы.
Для регулирования трудовых отношений
используются фискальная, денежно-кредитная
и социальная политика.
Информация о работе Проблемы и перспективы регулирования инфляции и безработицы в Беларуси