Проблемы неравенства доходов в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового исследования является рассмотрение социальной политики ее развитие, пространственная дифференциация
В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определение теоретико-методологических вопросов социальной политики.
2. Определение сущности хозяйственной оценки социальной политики в развитых странах.

Содержание

Введение 3
1. Социальное неравенство и концепции благосостояния 5
2. Проблема бедности. Законодательное регулирование заработной платы. 14
3. Государственные социальные расходы (на примере постиндустриальных стран) 27
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

соц нерав, бедн.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

Анализ благосостояния и уровня жизни населения касается также пенсионного обеспечения, социальной помощи населению, социального страхования.

При анализе  пенсионного обеспечения необходимо рассмотреть реализацию его основной цели – повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, способной противостоять демографическим изменениям, удовлетворяющей принципам социальной справедливости, предполагающей перевод пенсионного обеспечения на последовательно страховые основы, когда размер пенсии каждого работника будет строго определяться величиной его заработка, размером страховых взносов и трудовым стажем.

В области  социальной помощи населению анализ должен быть сориентирован на те группы и слои граждан, которые не могут быть охвачены программами занятости или социального страхования. В числе приоритетов в этой области инвалиды, пожилые, многодетные семьи, дети.

Основной целью анализа реформирования социального страхования должно стать формирование национальной системы, обеспечивающей трудящимся и членам их семей защиту от социальных рисков и достижение качественно нового уровня материального обеспечения застрахованных. При этом внимание должно быть уделено на распределение нагрузки по уплате страховых взносов между работником и работодателем.

С переходом к рыночной экономике изучение уровня и качества жизни столкнулось с необходимостью рассмотрения отсутствующего прежде аспекта – бедности населения, ее границ, глубины и остроты.

Для анализа всей совокупности выделенных проблем используется система  показателей и индикаторов, характеризующих уровни жизни и доходы населения.

Для анализа степени  дифференциации доходов используется несколько методов. Так, функциональное распределение доходов показывает долю национального дохода, которая приходится на тот или иной фактор производства. Распределение дохода по его величине отражает распределение созданного в стране дохода между семьями или отдельными лицами.4

Проблемами распределения  доходов занимался еще в начале XX в. В.Парето, который установил, что неравенство в доходах присуще всем государствам примерно в одинаковых пропорциях.

Важным направлением при анализе является выделение  групп населения по уровню среднедушевых  располагаемых ресурсов.

В отечественной практике распределение населения (домашних хозяйств) по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов осуществляется посредством построения ранжированного в порядке возрастания располагаемых ресурсов ряда с заданными интервалами, который позволяет сгруппировать население (домашние хозяйства) по уровню располагаемых ресурсов в эти интервалы и рассчитать численность или долю населения (домашних хозяйств) в каждом интервале.

Распределение общего объема располагаемых ресурсов по различным группам населения выражается через долю общего объема располагаемых ресурсов, которая приходится на каждую из 20-ти (10-ти) процентных групп населения, ранжированного по мере возрастания его среднедушевых располагаемых ресурсов.

Для изучения неравномерности  распределения показателей благосостояния населения (домашних хозяйств) население  распределяется в интервальный ряд по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов в порядке их возрастания, а затем, используя метод группировок население (домашние хозяйства) разбивается:

  • на квинтильные (20-ти процентные) равные группы;
  • на децильные (10-ти процентные) равные группы.

При построении квинтильных групп домашние хозяйства ранжируются по уровню среднедушевых располагаемых ресурсов в порядке возрастания последних, а затем делятся на пять равных групп, каждая из которых включает 20% всех домашних хозяйств. В результате первая квинтильная группа (низшая) включает 20% домашних хозяйств с наименьшим уровнем располагаемых ресурсов, вторая – последующие 20% домашних хозяйств и т.д., а пятая (высшая) – 20% домашних хозяйств с наиболее высоким уровнем располагаемых ресурсов на члена домашнего хозяйства.

Децильные группы населения строятся в аналогичном порядке и делят ранжированный ряд на десять равных частей.

Показателями, характеризующими дифференциацию доходов населения, являются коэффициент Джини, коэффициент  фондов, кривая Лоренца и др.

 

Важным показателем  дифференциации доходов является коэффициент Джини, или индекс концентрации доходов. Коэффициент Джини (G) дает возможность численно оценить степень неравенства доходов. При равномерном распределении доходов он равен нулю, при абсолютном неравенстве – единице.

Для расчета коэффициента Джини используется следующая формула:5

,

где Xk, Yk – кумулятивные значения;

X – доля населения в каждом интервале;

Y – доля объема располагаемых ресурсов, приходящегося на каждый интервал.

Объем располагаемых  ресурсов в каждом интервале рассчитывается путем суммирования располагаемых  ресурсов всех членов домашних хозяйств, попавших в этот интервал. Доля объема располагаемых ресурсов, приходящегося  на каждый интервал, определяется путем деления объема располагаемых ресурсов по каждому интервалу на общий объем располагаемых ресурсов по всем домашним хозяйствам. Наиболее удобно считать индекс Джини по децильным группам населения.

Этот коэффициент наиболее часто используется в качестве измерителя различия в распределении дохода (располагаемых ресурсов) в обществе. В Республике Беларусь он применяется для характеристики степени неравномерности распределения всей суммы доходов (располагаемых ресурсов) между отдельными группами населения (квинтильными группами).

Величина индекса (коэффициента) Джини может колебаться от 0 до 1. Если он равен 0, то неравенство в  обществе отсутствует, если равен 1, то весь доход принадлежит богатейшей части общества. Следовательно, чем  ближе величина этого коэффициента к 1, тем неравномернее распределены ресурсы в обществе.

Для США и большинства  развитых стран коэффициент Джини  колеблется около 0,3 и практически  не меняется в последние десятилетия.

В Республике Беларусь этот коэффициент составил 0,261; 0,256 и 0,258 в 1995, 2000 и 2004 гг. соответственно. Это позволяет утверждать, что уровень дифференциации населения по располагаемым ресурсам в республике растет.

Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов) характеризует  степень отклонения линии фактического распределения объема доходов населения от линии их равномерного распределения.

Наиболее объективно дифференциацию населения отражает коэффициент фондов (Кf), который отражает соотношение между средними значениями располагаемых ресурсов верхнего и нижнего децилей:

Kf = S10 : S1,

где S10 – суммарный объем располагаемых ресурсов, который приходится на 10% населения с наиболее высокими располагаемыми ресурсами; S1 – суммарный объем располагаемых ресурсов, который приходится на 10% населения с наиболее низкими располагаемыми ресурсами. Показатель Кf позволяет узнать, во сколько раз располагаемые ресурсы 10% наиболее обеспеченного населения выше, чем у 10% наименее обеспеченного.

Коэффициент фондов (коэффициент  дифференциации доходов) характеризует  степень социального расслоения.

Еще один способ описания распределения доходов населения  основан на ранжировании их по величине дохода. При этом рассчитывается доход 1, 2, 3% и т.д. беднейшего населения, а  затем определяется, какую часть  суммарного дохода (в %) получает 1% беднейшего населения, какую часть – 2%, и т.д. Кривые, отражающие процент совокупного дохода, полученного различающимися по доходу группами населения, известны как кривые Лоренца.

Кривая Лоренца представляет собой кумулятивное распределение численности населения (по оси абсцисс) и соответствующих этой численности ресурсов (по оси ординат). Она характеризует соотношение процентов всех располагаемых ресурсов и процентов всех их получателей. Если бы располагаемые ресурсы распределялись равномерно, то 10% получателей имели бы десятую часть располагаемых ресурсов, 20% – пятую, 50% – половину и т.д., то такое распределение имело бы вид линии равномерного распределения (по диагонали квадрата со сторонами от 0 до 100%). Неравномерное распределение характеризуется кривой Лоренца (линией фактического распределения), отстоящей от прямой тем дальше, чем больше дифференциация располагаемых ресурсов (рис.1.2).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Kd = d9 : d1, где d9 – нижняя граница десятого дециля, т.е. 10% населения имеют располагаемые ресурсы выше этого значения, d1 – верхняя граница первого дециля, т.е. 10% населения имеют располагаемые ресурсы ниже этого значения.6

Об уровне доходов  населения свидетельствует сравнение  располагаемых доходов домашних хозяйств с бюджетом прожиточного минимума и минимальным потребительским бюджетом.

В соответствии с Законом  «О прожиточном минимуме» основным критерием признания граждан  малообеспеченными является величина среднедушевого дохода ниже (или на уровне) бюджета прожиточного минимума.

 

Исходя из выше изложенного следует сделать следующие выводы:

Благосостояние общества определяется моделью экономического развития, национальными особенностями  страны, ее традициями, образом жизни  и т.д. При анализе данного понятия  необходимо учитывать социально-экономическую зрелость общества, уровень развития общественного производства, его масштабность, сложность. Уровень благосостояния различается в зависимости от того, обладает ли страна развитой, вполне сложившейся производственной инфраструктурой или, напротив, производство и инфраструктура страны находятся в стадии становления.

Таким образом, в рыночной экономике существует социальное неравенство  в распределении доходов. Однако каждому человеку необходим определенный минимум средств для удовлетворения жизненных потребностей.

Поскольку рынок не в  состоянии обеспечить справедливое распределение доходов, решение  этой проблемы берет на себя государство, проводя социальную политику.

Для анализа всей совокупности выделенных проблем используется система  показателей и индикаторов, характеризующих уровни жизни и доходы населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблема  бедности. Законодательное регулирование  заработной платы.

 

В экономической науке  сложилось мнение, что экономический  рост имеет решающее значение для устойчивого сокращения бедности. Однако при таком подходе бедные, в том числе и ставшие таковыми по причине реформаторских экспериментов в государствах - участниках СНГ, до конца своей жизни не смогут дождаться каких-либо кардинальных улучшений, так как общее повышение уровня жизни в результате экономического роста проявляется только через десятилетия. Нужна специально разработанная стратегия преодоления бедности, о которой на постсоветском пространстве пока даже не ставится вопрос.

Следует согласиться  с точкой зрения специалистов Всемирного банка, в соответствии с которой бедность означает не только низкий уровень доходов и потребления, но и низкий уровень образования, медицинского обеспечения и, конечно, недостаточное питание. В докладе Всемирного банка (ВБ) о мировом развитии за 2000-2001 гг. "Борьба с бедностью" на основе опроса в 60 странах мира более 60 тыс. живущих в бедности людей дается расширенное определение этого явления, включающего и бессилие перед обстоятельствами, и отсутствие права голоса, и ощущение беззащитности и страха. Разноплановые параметры бедности тесно взаимодействуют. В то же время борьбу с ней можно вести, работая по отдельным направлениям - в системе образования, здравоохранения, социальной защиты населения и пр. Необходимо сформулировать реальные цели и научно их обосновать, определить систему показателей для диагностики состояния бедности и мониторинга реализации программ, провести оценку результатов.

Для комплексного решения  проблемы бедности в России и других государствах - участниках СНГ необходима единая концептуальная основа, которая поможет разработать собственные стратегии сокращения бедности с учетом местной специфики.

Бедность как явление, сопутствующее всем экономическим  системам, существовала во все времена.7

Массовая бедность как  социальное явление возникла в обществе, когда обозначилось явное неравенство  в распределении богатств. Причины, вызывавшие пауперизм - массовую бедность - в ту или иную эпоху, различны. В  древности и в средние века главными причинами пауперизма были неурожаи, эпидемии, наводнения, пожары, а также войны и недочеты государственного управления. Отдельные исторические эпохи отличались особым размахом пауперизма: например, время упадка Римской республики, а затем войны времен империи, когда в Риме сосредоточивалась масса безработных и неимущего люда, получавших от правительства хлеб и мясо. При Юлии Цезаре, после войны с Помпеем, в Риме насчитывалось свыше 300 тыс. населения, живших этими раздачами (1/5 населения); при Августе их было 200 тыс. человек. В средние века почти все крепостное сельское население находилось в состоянии хронической бедности: часто малейшей причины было достаточно, чтобы вызвать голод среди крестьян и другие проявления жестокой нужды. Сегодня проблема бедности имеет глобальный характер. СПИД, преступность, наркотики, разрушение окружающей среды не знают государственных границ, как не знают их терроризм, войны и голод. Только в 2000 г. было 26 международных войн, в результате которых появилось 23 млн. беженцев.

Бедные есть как в  высокоразвитых, так и в развивающихся  странах. Во времена невиданного  ранее во многих странах изобилия 3 млрд. человек - почти половина населения планеты - живут менее чем на 2 долл. в день. Из них 1.3 млрд. живут в крайней нищете - менее чем на 1 долл. в день. Число бедных каждый год увеличивается. При ежегодном приросте населения на 80 млн. жить на 2 долл. в день, как сегодня, будут уже не 3 млрд., а 5 млрд. человек. По данным отчета Всемирного банка о мировом экономическом развитии за 1999-2000 гг. "Входя в XXI век", в начале 3-го тысячелетия примерно 1.5 млрд. человек будут вынуждены существовать на эквивалент 1 долл. в день. К 2015 г. число живущих ниже официальной черты бедности может составить 1.9 млрд., или треть населения Земли. Более того, основываясь на последних данных, можно сделать вывод, что разрыв между доходами населения в развитых и развивающихся странах мира увеличится. Причем в отчете дается прогноз, что растущее число бедных будет сосредоточиваться в городах.

Учитывая эти обстоятельства, Дж. Вулфен-сон, президент Всемирного банка, выступая в 2000 г. на ежегодной сессии ВБ и МВФ, подчеркнул, что проблема бедности должна занимать центральное место в работе международных финансовых институтов.

Информация о работе Проблемы неравенства доходов в рыночной экономике