Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 13:07, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение социальной политики ее развитие, пространственная дифференциация
В ходе достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определение теоретико-методологических вопросов социальной политики.
2. Определение сущности хозяйственной оценки социальной политики в развитых странах.
Введение 3
1. Социальное неравенство и концепции благосостояния 5
2. Проблема бедности. Законодательное регулирование заработной платы. 14
3. Государственные социальные расходы (на примере постиндустриальных стран) 27
Заключение 37
Список использованной литературы 39
В странах с высоким уровнем дохода один ребенок из ста не доживает до пятилетнего возраста, в беднейших - пятеро. В благополучных странах менее 5% детей до пяти лет страдают от недоедания, в менее благополучных - почти 50% детей.
Глобальная проблема бедности напрямую связана с уровнем экономического развития стран мира. Средние доходы в 20 наиболее богатых странах в 37 раз превышают средние доходы в 20 беднейших. И за последние 40 лет этот разрыв удвоился.
Проблема бедности в различных регионах мира имеет свои особенности. В Восточной Азии количество людей, живущих менее чем на 1 долл. в день, сократилось приблизительно с 420 млн. человек в 1987 г. до примерно 280 млн. в 1998 г. Однако в странах Африки к югу от Сахары, Южной Азии и Латинской Америки количество бедных продолжает расти. В государствах Восточной Европы (включая Россию) и Средней Азии число живущих в бедности выросло в 20 раз.8
Существенные различия в распространении бедности отмечаются также внутри стран. В некоторых африканских странах показатели детской смертности ниже для политически сильных этнических групп: В Латинской Америке коренное население получает образование более низкого уровня, нежели некоренное. В Южной Азии женщины затрачивают на образование в 2 раза меньшее количество лет, чем мужчины, а число женщин, поступающих на учебу в средние учебные заведения, составляет только две трети числа мужчин.
В настоящее время около 800 млн. человек, или 14% населения мира не получают необходимого минимума продуктов и почти 0.5 млрд. хронически недоедают, из них треть - дети. 1.3 млрд. человек в мире (более 22%) не имеет источников чистой питьевой воды, 2 млрд. (34%) проживает в антисанитарных условиях и 2 млрд. - без электричества. Сельскохозяйственные ресурсы истощаются. По данным Консультативной группы международных сельскохозяйственных исследований, около 40% пашни в мире истощено и нуждается в рекультивации. Ближайшие 25 лет четверть населения мира будет страдать от недостатка воды, примерно 80% мирового потребления которой приходится на земледелие. Мировое сельское хозяйство по-прежнему остается связующим звеном между бедностью и ухудшающейся экологией.
По прогнозам Всемирного банка, население планеты увеличится к 2025 г. на 3 млрд., в основном за счет азиатского региона. Помимо демографического человечество ожидает и кризис глобальных водных ресурсов, в результате которого 3 млрд. человек будут испытывать нехватку воды и кризис урбанизации, означающий, что в ближайшие 30 лет городское население утроится. К 2020 г. две трети населения Африки будут жить в городах, в которых сегодня не наблюдается никакого экономического роста. Чтобы в ближайшие 15 лет обеспечить население мира продовольствием, необходимо либо в 3 раза увеличить урожайность, либо посевные площади, что не реально - ожидается увеличение урожаев большинства сельскохозяйственных культур в среднем лишь на 50%1. К демографическому кризису, кризису глобальных водных ресурсов и урбанизации добавится и продовольственный кризис, означающий, что в ближайшие 30 лет производство продуктов питания увеличится только в 2 раза.
В то же время, по данным ОЭСР, в мире происходят позитивные процессы в деле сокращения бедности (табл. 2.1).
Таблица 2.1.9
Некоторые показатели сокращения
бедности в мире за двадцатилетний
Показатели |
1975 г. |
1995 г. |
Доля детей, обучающихся в начальной школе, в общем количестве детей |
8 на 10 |
9 на 10 |
Соотношение количества девочек и мальчиков среди учащихся начальной школы |
7.3 на 10 |
8.6 на 10 |
Детская смертность |
101 на 1000 |
61 на 1000 |
Число людей, имеющих доступ к питьевой воде |
4 на 10 |
6 на 10 |
Среднее число детей в семье |
4.7 |
3.0 |
Источники: данные ОЭСР. |
|
В конце 90-х годов для групп стран по уровню бедности в ОЭСР была принята следующая система показателей: ВНП на душу населения; количество голодающих детей; процент детей, получивших начальное образование; коэффициент смертности детей в возрасте до 5 лет; коэффициент смертности рожениц; коэффициент рождаемости; процент населения, имеющего доступ к питьевой воде.
На основе этой системы выделена группа 34 беднейших стран, в основном африканских (Всемирный банк выделяет 70 беднейших стран), из которых только на территории 12 стран происходят вооруженные конфликты. На основе данных показателей сравнивался уровень бедности в группе беднейших и богатейших стран мира (табл. 2.2).10
Несмотря на то, что
в последние несколько
Низкие результаты в снижении бедности объясняются многими причинами, но аналитики полагают, что необходимо действовать по двум основным направлениям: внутренняя политика и внешняя помощь, то есть речь идет о двух группах проблем: выявление действенных планов снижения бедности; необходимость конкретных изменений в отношениях с внешними партнерами и во внешней помощи.
В беднейших развивающихся странах национальные планы сокращения бедности могут повысить результативность расходов, финансируемых внешними партнерами, и эффективность технических консультаций, если принимающие страны станут относиться к соответствующим проектам как к собственным, более активно формировать по отношению к ним чувство хозяина, больше ориентироваться на получение результатов.
Таблица 2.2.
Различия в уровне экономического развития беднейших и богатейших государств мира
|
34 беднейшие страны |
33 богатейшие страны |
Население, живущее за чертой бедности, % |
37 |
6 |
Уровень грамотности среди населения в возрасте 15-24 лет, % |
50 |
99 |
Уровень смертности детей в возрасте до 5 лет на 1000 человек |
175 |
17 |
Коэффициент рождаемости |
6.1 |
1.5 |
Доступ к питьевой воде, % |
37 |
94 |
Источники: данные ОЭСР.
Оценки бедности предполагают существование некоторого предопределенного и четко установленного уровня жизни - черты бедности, - достижение которого необходимо, чтобы человек не считался бедным. Существуют уровни потребления различных товаров (продуктов питания, одежды, жилища), ниже которых в более или менее долгосрочной перспективе ставится под вопрос выживание человека. Кроме того, в большинстве обществ, включая беднейшие, понятие "бедность" выходит за рамки абсолютного минимума, необходимого для выживания.
Представления о черте бедности неодинаковы. Впервые это понятие введено в 1970 г. Но до сих пор некоторые концепции вообще отвергают его использование, ссылаясь на то, что нельзя утверждать, что благосостояние человека, чей жизненный уровень хотя бы слегка ниже определенной черты бедности, заметно хуже, чем у того, чей жизненный уровень чуть выше нее. По мнению сторонников этих концепций, существование черты бедности означает лишь то, что ниже некоторого (возможно, весьма высокого) уровня жизни сравнительная оценка бедности должна "присваивать" нулевой весовой коэффициент небольшим приростам или потерям жизненного уровня. Так, потеря миллионером одного доллара никак не отразится на оценке уровня бедности. Утверждения, что одну информацию можно использовать, а другую нельзя, не имеют под собой никакой основы.
В общепринятом понимании в странах СНГ, определение абсолютной бедности подразумевает возможность оценить минимальный уровень жизни на основе физиологических потребностей человека в пище, воде, одежде и крове. Здесь основной упор делается на физиологические, а не на более широкие социально-культурные потребности. Абсолютная бедность возникает тогда, когда люди опускаются ниже этого уровня, то есть остаются без крова, одежды и пищи. Для определения абсолютной черты бедности составляется корзина товаров и определяется ее стоимость. Относительная бедность определяется общепризнанным уровнем жизни в конкретном обществе в конкретный период времени, а не только минимальными физиологическими потребностями.
Хотя проблема бедности присуща любой стране, это вовсе не означает, что она в разных странах качественно однородна. Однозначного, общепринятого, научно обоснованного определения бедности, справедливого для всех времен и народов, не существует и существовать не может. Нисколько не преуменьшая важность экономической, социальной и психологической сторон проблемы, необходимо помнить, что бедность еще и политическое понятие. Оно конкретизируется и модифицируется в ходе политической борьбы и дискуссионно по самой своей природе. Это понятие не просто отражает положение дел в обществе. Оно указывает на неприемлемость сложившейся ситуации, необходимость искоренения самого явления. Социальная политика государства серьезно видоизменяет содержание понятия бедности.11
Бедность в развитых странах, где борьба с нею ведется уже несколько десятилетий, существенно отличается от развивающихся стран, в которых такие программы находятся в зачаточном состоянии либо отсутствуют вовсе.
Существует точка зрения, в соответствии с которой черта абсолютной бедности - это строго определенный прожиточный минимум. Однако это определение слишком узко и не может применяться при проведении прикладных исследований. Черту абсолютной бедности целесообразно рассматривать как некоторый единый уровень жизни независимо от изменения среднего уровня благосостояния в конкретном домене, а черта относительной бедности, напротив, меняется и не превышает средний жизненный уровень. Таким образом, два человека с одинаковым уровнем жизни будут считаться одинаково бедными или небедными независимо от времени или места анализа, а также независимо от тех или иных конкретных политических изменений, но в пределах соответствующего домена. Поэтому оценка бедности единообразна в том смысле, что благосостояние людей анализируется одинаковым образом.12
Часто встречающийся отказ признать специфику сравнительных оценок бедности применительно к каждому отдельному домену может служить источником путаницы. Если необходимо сформировать характеристики бедности только для одной страны, выбор черты абсолютной бедности должен отражать реалии этой страны.
Желательность единообразия абсолютных оценок бедности в пределах одного домена зависит от цели, ради которой производится оценка. Если сравнительный анализ используется для адресного выделения ресурсов бедным регионам или странам, то единообразие весьма желательно. Например, официальные оценки доли бедных от общей численности населения в США и Индонезии в 1990 г. были примерно одинаковы - приблизительно 15%. В соответствии с любым единообразным стандартом можно не сомневаться, что процент бедности в Индонезии выше, чем в США. Но если необходимо знать, у какой из сравниваемых стран выше процент бедности по стандартам этой страны, тогда официальные оценки необходимы.
Наиболее распространенный подход к определению черты бедности заключается в анализе основных потребностей, значимых для рассматриваемого домена. Важнейшая потребность -расходы на продовольственные товары, необходимые для рекомендованного объема потребления пищевой энергии. К ним следует приплюсовать непродовольственные товары, самые необходимые в рамках рассматриваемого домена.
При таком подходе главное - определить потребности в пищевой энергии. Эта потребность не одинакова у разных людей и даже у одного человека в разные периоды времени. Диетологами даются оценки потребностей в пищевой энергии для поддержания неизменной массы тела в состоянии покоя, при переваривании пищи и при различных уровнях физической активности. Для оценки недостаточности питания полезно определить потребности в пищевой энергии, необходимой для поддержания фактического уровня активности каждого человека. Но это не обязательно для определения потребности в пищевой энергии в целях установления черты бедности. Следует отметить, что возможны ситуации (по крайней мере, в слаборазвитых странах), когда масса тела беднейших ниже нормы и уровень их активности ограничен этим фактом. Если опираться на существующие различия в уровнях активности (в массе тела) при определении черты бедности для различных подгрупп населения, могут сместиться оценки, поскольку беднейшие слои населения имеют низкий уровень активности не потому, что для них это естественно, а потому, что им не хватает сил для более высокой активности. Данная проблема имеет мало общего с возрастными различиями в потребностях.
Государственное регулирование заработной платы предполагает:
• содействие экономическому росту, увеличение количества рабочих мест с тем, чтобы спрос на рабочую силу опережал ее предложение на рынке труда;
• законодательное установление и обеспечение минимальных гарантий в области заработной платы;
• реальное отражение затрат на воспроизводство рабочей силы при формировании минимального потребительского бюджета и бюджета прожиточного минимума;
• сокращение расслоения населения по уровню заработной платы за счет осуществления различных налоговых и иных мер перераспределения доходов граждан;
• регулирование размера
• сохранение покупательной способности населения посредством индексации заработной платы и экономически обоснованной адаптации ее к расширению платности социальных услуг и жилья;
• обеспечение правовой защиты населения в области своевременной выплаты заработной платы;
• создание условий для конструктивного социального партнерства и деятельности профсоюзов, объединений работодателей;
Информация о работе Проблемы неравенства доходов в рыночной экономике