Проблемы развития малого бизнеса в РК и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 23:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить роль малого и среднего бизнеса как гарантию стабилизации экономики Республики Казахстан..
Задачи курсовой работы – изучение теоретических аспектов малого бизнеса, роли малого бизнеса в обеспечении экономического роста, анализ развития малого бизнеса в РК, рассмотреть проблемы развития малого бизнеса в РК и пути их решения.

Содержание

Введение
3
1
Понятие и сущность малого и среднего бизнеса, его роль в экономике
5
1.1
Понятие и сущность малого и среднего бизнеса
5
1.2
Законодательно-нормативные основы поддержки малого и среднего бизнеса
10
1.3
Особенности государственной поддержки малого бизнеса в зарубежных странах
15
2
Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК
18
2.1
Современное состояние малого и среднего бизнеса в РК
18
2.2
Государственная программа поддержки малого бизнеса в РК
21
3
Проблемы развития малого бизнеса в РК и пути их решения
23
3.1
Основные проблемы малого и среднего бизнеса в РК
23
3.2
Перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
25

Заключение
26

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КурсоваяГРЭ.doc

— 223.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 
 

  Введение 3
1 Понятие и сущность малого и среднего бизнеса, его роль в экономике 5
1.1 Понятие и сущность малого и среднего бизнеса 5
1.2 Законодательно-нормативные  основы поддержки малого и  среднего бизнеса 10
1.3 Особенности государственной поддержки малого бизнеса в зарубежных странах 15
2 Система государственной  поддержки малого и среднего бизнеса в РК 18
2.1 Современное состояние  малого и среднего бизнеса в РК 18
2.2 Государственная программа поддержки малого бизнеса  в РК 21
3 Проблемы развития малого бизнеса в РК и пути их решения 23
3.1 Основные проблемы малого и среднего  бизнеса в  РК 23
3.2 Перспективы государственной  поддержки малого и среднего бизнеса 25
  Заключение 26
  Список использованной литературы 27

 

 

Введение 
 

      Экономика любой страны предстает как деятельность огромного числа хозяйствующих субъектов, создающих разнообразные товары и услуги.

      Одни  из них производят товары, нужные для  жизни человека - "предметы потребления" (пищу, одежду, обувь и т.д.). Другие создают инвестиционные товары, используемые в процессе производства (станки, машины, руду, металл и т.д.).

      Есть  предприятия, работа которых необходима для того, чтобы доставить сырье  или готовую продукцию до мест потребления - транспортные предприятия. Есть целые группы разнообразных предприятий, которые оказывают производственные услуги - хранят продукцию, обеспечивают энергией, средствами связи и т.д.

      Наконец, в разнообразных услугах нуждается  сам человек, услугах, которые делают его жизнь более удобной, комфортной, освобождающих от бытовых и житейских повседневных забот, и за оказание которых он готов платить.

      В любой стране – и Казахстан  не исключение – малый и средний  бизнес (МСБ) является «питательной средой»  для выращивания среднего класса. Того самого класса, без которого трудно представить политически стабильное государство, свободную от олигархического давления экономику, достойный уровень занятости населения, рассудительный, но не равнодушный электорат.

      Сколько же казахстанцев решились испытать на себе повышенные риски реального, но малого дела? Национальное статистическое агентство отвечает на этот вопрос следующим образом. В республике – 2,6 тыс. предприятий среднего и 103,3 тыс. предприятий малого бизнеса. Среди них 87% совсем небольших – это те, у кого до десяти работников. Всего в малом бизнесе занято 627,6 тыс. человек. Цифра для Казахстана, можно сказать, полусерьезная: как и в России, МСБ вроде бы развивается, но его доля в экономике далека от западной практики. Особенно, если учесть, что численность экономически активного населения в возрасте 15 лет и старше – 7,8 млн человек, а уровень безработицы достаточно высок (по данным Министерства экономики и бюджетного планирования, на долю экономически активного населения в декабре 2008 г. приходится 7,7% безработных).

      Наибольшее  число работников занято на предприятиях торговли, ремонта автомобилей, бытовых  изделий и предметов личного  пользования – 26,7% от общего числа  занятых, в фирмах по операциям с  недвижимостью и предоставлению услуг населению – еще 18,3%, в строительстве – 16,8%, в обрабатывающей промышленности – 13,6%, в сельском и лесном хозяйствах – 8,7%.

      С начала 90-х годов в экономике  нашей страны проводятся коренные изменения. Осуществляется переход от командно-административной системы к рыночным отношениям.

      Одним из атрибутов рыночной экономики  является частная собственность. Причем частный сектор является преобладающим  в структуре экономики. Частные  предприятия делятся на три организационно-правовые формы хозяйствования: малые предприятия, средние предприятия и корпорации. Все эти формы организации бизнеса существуют в условиях свободной конкурентной борьбы.

      Основой рыночной экономики любой страны является малый и средний бизнес, осуществляемый малыми и средними предприятиями. Статистика показывает, что в развитых странах на долю малых и средних предприятий приходится более половины всей продукции.

      Для Казахстана становление и развитие малого и среднего предпринимательства имеет, по мнению многих специалистов, гораздо большее значение, чем для других стран. Аргументов в пользу этой позиции выдвинуто немало, но важнейшие, как представляется, таковы.

      Нельзя  не заметить особой роли малого и среднего предпринимательства в решении проблем придания реформационным процессам социальной направленности, сравнительно быстрого сформирования нового поколения предпринимателей по всей территории Республики Казахстан, прежде всего в малых городах и сельских населенных пунктах.

      Это должно повысить там уровень занятости  населения, привлечь его сбережения и, как итог, - способствовать повышению благосостояния, качества жизни казахстанцев.

      Актуальность. Сегодня многие стали понимать, что  именно малый  и средний бизнес двигает развитие производства, рынка, а значит, и общества в целом.

      Страна  процветает благодаря предпринимателям, а предприниматели - благодаря поддержке своих государств. В Республике Казахстан интенсивно создаются все предпосылки развития бизнеса, в частности, осуществлена большая работа по приватизации собственности, благодаря которой создается прочная экономическая основа для развития предпринимательства. В РК применяются широкомасштабные меры по государственной поддержке предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Деятельность предприятия во многом зависит от его правовой организационной формы.

      Цель  данной работы – изучить роль малого и среднего бизнеса как гарантию стабилизации экономики Республики Казахстан..

      Задачи  курсовой работы – изучение теоретических аспектов малого бизнеса, роли малого бизнеса в обеспечении экономического роста, анализ развития малого бизнеса в РК, рассмотреть проблемы развития малого бизнеса в РК и пути их решения.  

 

       1 Понятие   и   сущность   малого   и  среднего   бизнеса, его роль в

      экономике 
 

      1.1 Понятие и сущность малого и среднего бизнеса 

      Производство продукции, товаров и услуг пронизывает всю экономику, имеет место во всех отраслях и регионах страны, на каждом из производственных предприятий, которые в Казахстане теперь также называют  фирмами, компаниями.

      Таким образом, становится понятным, что предприятие – это любое достаточно крупное хозяйство, организация, ведущая производственную, предпринимательскую деятельность, оказывающая услуги, предназначенная для производства полезных обществу благ.

      Предприятие является основной структурной единицей, субъектом предпринимательской деятельности. Каждое отдельное  предприятие представляет собой совокупность определенных средств производства. Совокупность средств производства для каждого предприятия, производящего определенный вид продукции, имеет свои особенности, специфику имеют и технологии, т.е. способы изготовления продукции.

      В условиях рыночной экономики, товарного  характера общественного производства предприятия выступают в качестве "товаропроизводителей". Производимая ими продукция выступает как "товар" т.е. приобретает товарную форму.

      Производя нужные для общества товары и услуги, создающие их предприятия формируют материальные и социальные условия жизни и развития общества. Значение же предприятий сферы материального производства определяется той ролью, которую играет в жизни общества материальное производство. Следовательно, предприятие - не только обособленное, но и первичное звено экономической системы.

      Цель  производственной деятельности предприятий  носит двойственный характер. Получить от реализации произведенной продукции прибыль, сделать ее как можно большей, - такова непосредственная цель и побудительный мотив деятельности предприятий. Но получить прибыль можно лишь производя нужную для потребителей продукцию, т.е. товары, пользующиеся спросом. Поэтому предприятия вынуждены одновременно добиваться и другой цели - полнее и наилучшим образом удовлетворять запросы потребителей.

      Предприятия, основной целью которых является получение прибыли, называются "коммерческими". Конкретные цели и задачи, ради которых создаются и действуют коммерческие предприятия, фиксируются в правовых документах об их создании ("Устав предприятия", "Учредительский договор" или в правовых документах общего характера, очерчивающих правоспособность хозяйствующих субъектов).

      Большая группа предприятий занимается посреднической деятельностью. Задача предприятий  посредников - установление взаимовыгодных контактов между производителями и потребителями продавцами и покупателями. Профессиональное посредничество сокращает совокупные издержки, повышает прибыль предпринимателей, уменьшает затраты потребителей на поиск нужных им товаров, т.е. выгодно всем участникам хозяйственных отношений.

      По  количеству видов производимой продукции  предприятия различаются как специализированные, т.е. вытекающие ограниченное число товаров, и многопрофильные производящие разные товары.

      В свою очередь, различен и уровень  специализации предприятий. В этом отношении может иметь место  предметная специализация, когда производится уже готовый к употреблению продукт (например, в пищевой промышленности - разные виды изделий). Подетальная специализация развивается в отраслях, производящих средства производства (например, производство подшипников, находящих применение в разных отраслях машиностроения). Технологическая специализация характеризует сосредоточение предприятия на выполнении определенной стадии технологического процесса (например, в химической промышленности - производство кислот для последующего их использования тугими предприятиями).

      В настоящее время в оборот  прочно вошло такое понятие, как "фирма". Это понятие также очень емкое. Фирма – это тип производственных объединений предприятий, а также  под этим подразумевается и наименование торговых и промышленных предприятий. Она сама принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции. Фирму следует отличать от производственной единицы, например фабрики, фермы или шахты, так как она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколько производственных единиц.

      Фирмы бывают разного размера - один частный  предприниматель или корпорация, с многотысячным штатом сотрудников.

      Есть  ли различие между фирмой и предприятием? Если хозяйственный объект является юридическим лицом, то оно уже представляет субъект бизнес-деятельности, будь то фирма или предприятие. Вместе с тем в экономическом лексиконе часто термин «фирма» используется как обобщающее понятие: фирма может включать одно или несколько предприятий и производств. Под предприятием же, как правило, подразумевается однопрофильное, одно-продуктовое предприятие. Современные фирмы – это в основном многопрофильные производства. Ориентация на такое производство делает фирму более устойчивой в период экономических спадов.

      В зависимости от количества занятых (а, следовательно, и от размеров производственной деятельности)  предприятия делятся на крупные, средние и мелкие.

      Малые и средние предприятия не требуют больших средств на свое создание. Они оперативно реагируют на колебания рыночной конъюнктуры и гибко перестраивают свою хозяйственную деятельность. Малый и средний бизнес является питательной средой, необходимой для развития инициативы и предприимчивости, без которых не может быть полноценной, эффективной экономики, развитого общества. Большинство новых, прогрессивных идей появляется и реализуется именно в малых и средних предприятиях. Малые им и средние предприятия формируют полноценную инфраструктуру структуру рынка, создают конкурентную среду. Есть отрасли, в которых малый и средний бизнес может быть преобладающей формой организации труда – в основном это обслуживание населения.

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в РК и пути их решения