Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 23:10, курсовая работа
Цель данной работы – изучить роль малого и среднего бизнеса как гарантию стабилизации экономики Республики Казахстан..
Задачи курсовой работы – изучение теоретических аспектов малого бизнеса, роли малого бизнеса в обеспечении экономического роста, анализ развития малого бизнеса в РК, рассмотреть проблемы развития малого бизнеса в РК и пути их решения.
Введение
3
1
Понятие и сущность малого и среднего бизнеса, его роль в экономике
5
1.1
Понятие и сущность малого и среднего бизнеса
5
1.2
Законодательно-нормативные основы поддержки малого и среднего бизнеса
10
1.3
Особенности государственной поддержки малого бизнеса в зарубежных странах
15
2
Система государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК
18
2.1
Современное состояние малого и среднего бизнеса в РК
18
2.2
Государственная программа поддержки малого бизнеса в РК
21
3
Проблемы развития малого бизнеса в РК и пути их решения
23
3.1
Основные проблемы малого и среднего бизнеса в РК
23
3.2
Перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
25
Заключение
26
Список использованной литературы
Поэтому
начинающему предпринимателю
Хозяйственное
общество (ст.58 ГК РК) – имеет более
сложную организационную
Поэтому создание хозяйственного общества требует не только заключения соглашения между учредителями (учредительного договора), но и наличие регулирующего их деятельность устава, который учредителями утверждается.
Общество с ограниченной ответственностью (ст.77 ГК РК) – это учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли (паи) в соответствии с учредительным договором.
Участники общества не отвечают по его обязательствам, а несут риск убытков только в пределах внесенных вкладов. Число участников не должно превышать предела, установленного законом, в противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество.
Участники общества с дополнительной ответственностью (ст.84 ГК РК), в отличие от участников общества с ограниченной ответственностью, совместно несут дополнительную ответственность по его обязательства (долгам) своим имуществом.
Во
всем остальном – порядке
Акционерным обществом (ст.85 ГК РК) - признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций – ценных бумаг, подтверждающих право акционера участвовать в управлении обществом, в его прибылях и распределении остатков имущества при ликвидации общества.
Степень участия каждого акционера в делах общества определяется номинальной стоимостью и количеством имеющихся в его распоряжении акций.
Акционерное общество привлекательно тем, что предлагает четкий и ясный механизм участия в прибыли предприятия.
Его можно назвать хитроумным изобретением для получения личной прибыли без личной ответственности, так как акционеры не отвечают по обязательствам акционерного общества, а риск убытков, связанных с его деятельностью, несут только в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Классическое акционерное общество (корпорация) представляет собой объединение вкладчиков капитала (акционеров), образуемое на основе устава и имеющее уставный фонд, разделенный на определенное количество акций равной номинальной стоимости.
Участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Учредителями АО могут выступать как физические, так и юридические лица, общество должно состоять не менее чем из двух участников, при этом их максимальное число неограниченно.
Акционерные общества – наиболее демократичная форма бизнеса, потому как купить акции и стать акционером предприятия, может при открытой подписке на акции любой человек.
Существует и закрытая подписка на акции, применяющаяся, как правило, в том случае, когда учредители АО обладают достаточными средствами, чтобы полностью сформировать уставный фонд предприятия.
На сегодня в Казахстане сформирована законодательная база по поддержке и защите предпринимательства, которая постоянно совершенствуется.
Как уже отмечалось ранее, основными правовыми средствами, регулирующими вопросы создания и деятельности коммерческих организаций, является:
Гражданский кодекс Республики Казахстан от 1 июля 1999; Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона № 2255 от 2 мая 1995 года «О хозяйственных товариществах»; закон «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 22 апреля 1998 года; закон «Об акционерных обществах» введенный в действие с 1 января 2002 года, закон «О производственном кооперативе» от 5 октября 1995 года N 2486 (с изменениями и дополнениями, внесенными Законами от 12 июля 2001 года N 241-II; от 29декабря 2003 года N 512-II), «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 19 января 2001 года №104, «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» от 27 апреля 1998 года N 3928, Закон Республики Казахстан от 19 июня 1997 года N 131-1 О государственной поддержке малого предпринимательства (с изменениями, внесенными Законами РК от 10.07.98 г. N 283-1; 26.07.99 г. N 458-1; от 29.11.99 г. N 488-1; от 30.01.01 г. N 154-II; от 02.03.01 г. N 162-II; от 24.12.01 г. N 276-II; от 10.07.02 г. N 341-II; от 13.03.03 г. N 395-II; от 13.10.03 г. N 487-II; от 20.12.04 г. N 13-III).
В Республике с целью регулирования отношений, возникающих в процессе создания, деятельности и прекращения коммерческих организаций, учреждаемых как хозяйственные товарищества в 1991 году был издан Закон Казахской ССР «О хозяйственных товариществах и акционерных обществах, компаниях».
Однако в силу изменений как в экономике, так и в политике этот закон был признан устаревшим и утратившим законную силу.
В 1995 году был издан Указ Президента Республики Казахстан имеющий силу закона «О хозяйственных товариществах»; и до сих пор этот Указ является документом имеющим законную силу и регулирует отношения и ситуации возникающие в связи с созданием, прекращением и деятельностью хозяйственных товариществ.
В
1998 году был утвержден Закон Республики
Казахстан «Об акционерных
Реорганизация
акционерных обществ
Закон Республики Казахстан от 22 апреля 1998 года «О товариществах с ограниченной ответственностью и товариществах с дополнительной ответственностью» - в этом Законе товариществом с ограниченной ответственностью признается образованное одним или несколькими лицами товарищество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники в товариществах с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риски связанные с деятельностью товарищества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Как видно из вышесказанного законодательная база, а именно Законы и Указы имеющие силу закона 1991, 1995 и 1998 годов, постоянно улучшается.
Закон Республики Казахстан от 5 октября 1995 года N 2486 «О производственном кооперативе» определяет правовое положение производственных кооперативов, организационные, экономические и социальные условия их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности членов, полномочия и ответственность органов управления и контроля.
Внесены изменения в Закон «О лицензировании» от 8 декабря 1997 года, и из 42 лицензируемых видов деятельности исключены 8. В случаях, когда лицензирование все же сохранено, лицензии теперь должны выдаваться без ограничения срока.
В
закон введено требование об ответственности
должностных лиц
Сокращены сроки получения лицензий для субъектов предпринимательства с 30 до 10 дней.
На сегодня во всех регионах разработаны программы развития и поддержки малого и среднего бизнеса, ориентированные на выполнение доведенных прогнозных показателей. При этом в ряде областей предусмотрено целевое выделение финансовых средств из местного бюджета на практическую реализацию запланированных мероприятий.
Закон Республики Казахстан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 19 января 2001 года №104 определяет правовые основы ограничения и предупреждения монополизма, недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности и осуществления государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства.
Одними из основных источников финансово-кредитных ресурсов, направляемых в сферу среднего бизнеса, являются средства кредитных линий Азиатского Банка Развития (АБР) и Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР).
В соответствии с условиями Соглашения о займе между Европейским Банком Реконструкции и Развития и Фондом развития среднего предпринимательства по программе кредитования среднего бизнеса предусмотрено 77,5 миллионов долларов США.
Средства займа по линии ЕБРР предназначены для кредитования субъектов среднего предпринимательства в сфере торговли, производства товаров, работ и услуг.
Основные параметры выделяемых кредитов следующие:
- микро кредиты, от 30 до 30000 долларов США сроком до 24 месяцев по коммерческой ставке;
- малые кредиты, от 30000 до 125000 долларов США сроком до 36 месяцев под 10% годовых (маржа участвующего банка).
Программа кредитования субъектов среднего предпринимательства по линии ЕБРР по сравнению с займом АБР шире охватывает сферу малого и среднего бизнеса и осуществляется более высокими темпами.
С начала освоения займа выдано кредитов на сумму более 15 миллионов долларов США.
Если в начале освоения займа ЕБРР в мае 1998 года было прокредитовано всего 14 проектов, то в первом квартале текущего года предпринимателям ежемесячно выделялось уже порядка 150-200 кредитов.
В
целях защиты предпринимательской
деятельности был издан Указ Президента
РК от 27 апреля 1998 года N 3928 «О защите прав
граждан и юридических лиц
на свободу предпринимательской
деятельности», который предусматривает
запрещение Правительству РК издавать
нормативные правовые акты, наделяющие
центральные и местные исполнительные
органы полномочиями по взиманию с субъектов
предпринимательской деятельности платежей,
не предусмотренных законодательными
актами РК.
1.3
Особенности государственной
поддержки малого бизнеса
в зарубежных странах
Малые и средние предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства промышленно-развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства.
Малые и средние предприятия во всем мире играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, США, и Японии большое значение приобрел малый бизнес, где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная масса их – это мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2\3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.
Малые предприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производства необходимой продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и роли малых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроются большие резервы, которые можно поставить и на службу РК.
Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, что разорение мелких и средних фирм не привело к исчезновению мелкого бизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременно вызвал интерес к себе со стороны крупных консервов. В Западной Европе примерно половина продукции обрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях. Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление к внутренним условиям производства и сбыта.
Место разоряющихся мелких фирм занимают новые, так что происходит их воспроизводство.
Малые предприятия пользуются поддержкой во всех развитых странах. Этот факт подтверждает, что малое предпринимательство как новая форма организации общественно необходимого труда отвечает социально-экономическим интересам РК.
Эта деятельность в равной степени полезна как для экономики страны в целом, так и для каждого гражданина в отдельности, и поэтому заслуженно получила государственное признание и поддержку.
Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в РК и пути их решения