Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:52, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов, а также проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, пути их решения.
В связи с поставленной целью исследования можно выделить следующие задачи работы:
1) Изучить сущность и специфику малого бизнеса;
2) Рассмотреть динамику развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 11 августа 2006 г. № 1029 « Об утверждении комплекса мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринималесьства на период 2010 г.» в качестве основной цели было определено доведение доли малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, до 30% , колличества юридических лиц- субъектов малого и среднего предпринимательства- до 44-46 тыс., численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства,до 23-25% от общей численности экономически активного населения. Для скорейшего достижения поставленной задачи директом Президента Республики Беларусь №1 « О государственной регистрации и ликвидации ( прекращении деятельности) субъектовхозяйствования» от 2009 г., было установлено упрощение ликвидации субъектов малого бизнеса. Данный Декрет является важным шагом в направлении либерализации экономики, снятия бюрократических барьеров на пути ведения бизнеса, возможного начала формирования доверительных и партнерских отношений между государством и бизнесом [15]. Несмотря на проводимую политику, изменение законодательства, предпринимаемые меры в тот период не дали ожидаемых результатов. Наблюдался рост важнейших показателей, однако движение было не столь прогрессивным. Намеченных 30% достигнуть не удалось.В 2010 году удельный вес субъектов малого предпринимательства – юридических лиц в общем объеме валового внутреннего продукта составил 12,4 процента (в 2009 – 11,4 процента). Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъектов малого предпринимательства – юридических лиц за 2010 год составила 127002,8 млрд. рублей или 28 процентов от общего объема выручки, полученной по народному хозяйству (2009 год – 28,9 процента). По сравнению с 2009 годом в 2010 году увеличилась доля субъектов малого предпринимательства во внешнеторговом обороте и составила 33,7 процента (сальдо сложилось отрицательное в размере 638,4 млн. долларов США). В 2010 году объем инвестиций в основной капитал составил 14751,3 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2009 годом на 140,2 процента. При этом объем иностранных инвестиций составил 861,5 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2009 годом на 50,3 процента (в 2009 году - 573,3 млрд. рублей). В 2010 году наблюдается уменьшение убыточных организаций по сравнению с 2009 годом (21 и 26 процентов соответственно): в общем количестве субъектов малого предпринимательства – юридических лиц доля убыточных микроорганизаций составила 21,9 процента, малых организаций – 16,3 процента. В разрезе форм собственности наибольший удельных вес убыточных микро- и малых организаций наблюдается среди иностранных организаций (37,1 процента от общего количества), наименьший – среди государственных (9,3). Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг микро- и малых организаций составила в 2010 году 15,8 процента (по микроорганизациям – 22,6 процента, по малым организациям – 13,2 процента) [19].
По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по состоянию на 1 сентября 2011 г. в республике состоит на учете 90497 субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 6823 (или на 8,2%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 4303 (или на 5%).
По состоянию на 1 сентября 2011 г. на учете стоит 2384 субъектов среднего предпринимательства. Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 сентября 2011 г. составила 227000 человек.
Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 сентября 2011 г. составил 28,3%, в том числе от субъектов малого предпринимательства – юридических лиц – 18,4%, от субъектов среднего предпринимательства - 7,3%, от индивидуальных предпринимателей – 2,6%.
В 2012 году сохраняется положительная динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц. По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на 1 мая 2012 г. количество состоящих на учете в налоговых органах и осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность малых и средних организаций достигло 96 929 организаций, увеличившись по сравнению с началом года на 3 процента, а по сравнению с аналогичным периодом 2011 года – на 5,3 процента.
Наибольшая активность отмечается среди микроорганизаций. Их прирост за 4 месяца 2012 года составил 3,2 процента, за период с 1 мая 2011 г. – 6 процентов. Это происходит как за счет появления на рынке новых субъектов предпринимательской деятельности, так и укрупнения бизнеса индивидуальных предпринимателей и их перехода в разряд юридических лиц.
На примере 2010 г. рассмотрим структуру по регионам и экономическим видам деятельности.
Диаграмма1-Основные отрасли
Примечание– Источник: собственная разработка на основе[14].
Отраслевая структура
малого предпринимательства
Одновременно с ростом
наблюдается тенденция к
Большая часть субъектов малого предпринимательства (37%) сконцентрированы в г. Минске и Минской области, остальные 63 % принадлежат областям и областным центрам (Приложение В):
Диаграмма2-Основные отрасли
Примечание– Источник: собственная разработка на основе[14].
Уровень развития малого предпринимательства в регионах во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение со стороны местных властей[19, с.43]. Пространственное размещение предприятий на территории страны зависит от следующих факторов:
2. 2. Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь
В настоящее время можно утверждать, что современное цивилизованное предпринимательство является важнейшим стратегическим фактором устойчивого экономического развития, достижения уровня жизни населения, удовлетворяющего его потребностям. Но придание предпринимательству надлежащей ему роли возможно только в условиях рыночной экономики. В Республике Беларусь после распада СССР и некоторой либерализации экономической деятельности предпринимательство начало развиваться стихийно и в неблагоприятных условиях [20, с. 6]. Но стоит отметить ,что принят ряд нормативных актов по либерализации условий предпринимательской деятельности.
Концепция отечественного
предпринимательства
Господдержка. Одним из
определяющих факторов развития малого
и среднего предпринимательства
является состояние законодательства,
регулирующего его деятельность
В качестве негативных особенностей белорусского законодательства в сфере функционирования МП отмечают: нестабильность и противоречивость; большое количество нормативных актов по одному и тому же вопросу, в том числе подзаконных актов, зачастую демонстрирующих ведомственный подход; сложные и дорогостоящие административные процедуры; сложное и недостаточно прозрачное администрирование налогов; большое количество контрольных органов с необоснованно широкими внесудебными полномочиями.
Вместе с тем в последнее время правительство довольно определенно демонстрирует стремление к улучшению деловой среды через ликвидацию и упрощения административных процедур, снижение налогового бремени. [21].
Кредитование. Среди факторов, удерживающих предпринимателей от желания заняться частным бизнесом, выделяется финансовое ограничение – отсутствие стартового капитала. Существует проблема обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам банков посредством создания механизма гарантирования возврата кредитов через специализированные организации, оказывающие государственную финансовую поддержку. Главным фактором, сдерживающим развитие малого предпринимательства, является отсутствие оперативного доступа к финансовым ресурсам. В настоящее время основным источником их получения являются банки. Однако на пути развития банковского кредитования субъектов малого бизнеса лежит ряд трудностей. В первую очередь это нежелание банков работать с малыми предприятиями, претендующими на получение небольших сумм кредитов. Операционные издержки по обслуживанию крупных и мелких кредитов для банков практически одинаковы, вместе с тем доход по кредитам в крупных суммах значительно больше. Второй причиной является достаточно длительный по времени период от момента обращения клиента в банк за получением кредита и до его выдачи. Это связанно с необходимостью проверки документов, представляемых заявителем в банк, оформления залога, выезда сотрудников банка ля проверки его текущей хозяйственной деятельности и предоставляемого в залог имущества. Получение банковского кредита для субъектов малого предпринимательства сопряжено с большими расходами. Процентные и комиссионные платежи могут составлять значительную часть запрашиваемой в банке суммы.
Налогообложение. Белорусское законодательство в сфере налогообложения не отличается простотой и однозначностью. В то же время, в рамках программы либерализации налогового законодательства появляются нормы, значительно сокращающие затраты человека-часов на подготовку отчетной документации и непосредственно на уплату налогов. Так, субъект хозяйствования (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо) самостоятельно выбирают систему налогообложения. В налоговых органах (как и во многих других) работает заявительный принцип. Субъекты хозяйствования могут перейти на применение упрощенной системы налогообложения уже со следующего налогового периода, либо с момента регистрации. Для этого необходимо в налоговый орган подать заявление установленной формы [21]. Субъекты малого бизнеса смогут применять более упрощенную систему налогообложения, если валовая годовая выручка не превысит Br12 млрд. Целью введения упрощенного налогообложения в Беларуси как раз и является предотвращение уклонения от уплаты налогов[22].
Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь