Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов, а также проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, пути их решения.
В связи с поставленной целью исследования можно выделить следующие задачи работы:
1) Изучить сущность и специфику малого бизнеса;
2) Рассмотреть динамику развития малого бизнеса в Республике Беларусь;

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_15_12_2012.doc

— 472.00 Кб (Скачать файл)
  • 77228 юридических лиц- субъектов малого предпринимательства. По сравнению с анологичным перидном 2008г. Вырос на 13311 (20,6%), по сравнению с началом года увеличение на 10808 ( 16,3%);
  • 219201 индивидуальных предпринимателей. По отношению к 1 октября 2008 года и численность увеличлась на 2987 человек (1,4%), а по сравнению на начало года- выросла на 10808 (16,3%);Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринемательства за 9 месяцев 2009 года составил 17, 3%, в том числе от юридических лиц-14,9%.

Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 11 августа 2006 г. № 1029 « Об утверждении  комплекса мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринималесьства  на период 2010 г.»  в качестве основной цели было определено доведение доли малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, до 30% , колличества юридических лиц- субъектов малого и среднего предпринимательства- до 44-46 тыс., численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства,до 23-25% от общей численности экономически активного населения. Для скорейшего достижения поставленной задачи директом Президента Республики Беларусь №1 « О государственной регистрации и ликвидации ( прекращении деятельности) субъектовхозяйствования» от 2009 г., было установлено упрощение ликвидации субъектов малого бизнеса. Данный Декрет является важным шагом в направлении либерализации экономики, снятия бюрократических барьеров на пути ведения бизнеса, возможного начала формирования доверительных и партнерских отношений между государством и бизнесом [15]. Несмотря на проводимую политику, изменение законодательства, предпринимаемые меры в тот период не дали ожидаемых результатов. Наблюдался рост важнейших показателей, однако движение было не столь прогрессивным. Намеченных 30% достигнуть не удалось.В 2010 году удельный вес субъектов малого предпринимательства – юридических лиц в общем объеме валового внутреннего продукта составил 12,4 процента (в 2009 – 11,4 процента). Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъектов малого предпринимательства – юридических лиц за 2010 год составила 127002,8 млрд. рублей или 28 процентов от общего объема выручки, полученной по народному хозяйству (2009 год – 28,9 процента). По сравнению с 2009 годом в 2010 году увеличилась доля субъектов малого предпринимательства во внешнеторговом обороте и составила 33,7 процента (сальдо сложилось отрицательное в размере 638,4 млн. долларов США). В 2010 году объем инвестиций в основной капитал составил 14751,3 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2009 годом на 140,2 процента. При этом объем иностранных инвестиций составил 861,5 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2009 годом на 50,3 процента (в 2009 году - 573,3 млрд. рублей). В 2010 году наблюдается уменьшение убыточных организаций по сравнению с 2009 годом (21 и 26 процентов соответственно): в общем количестве субъектов малого предпринимательства – юридических лиц доля убыточных микроорганизаций составила 21,9 процента, малых организаций – 16,3 процента. В разрезе форм собственности наибольший удельных вес убыточных микро- и малых организаций наблюдается среди иностранных организаций (37,1 процента от общего количества), наименьший – среди государственных (9,3). Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг микро- и малых организаций составила в 2010 году 15,8 процента (по микроорганизациям – 22,6 процента, по малым организациям – 13,2 процента) [19].

По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по состоянию на 1 сентября 2011 г. в республике состоит на учете 90497 субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 6823 (или на 8,2%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 4303 (или на 5%).

По состоянию на 1 сентября 2011 г. на учете стоит 2384 субъектов  среднего предпринимательства. Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 сентября 2011 г. составила 227000 человек.

Удельный вес поступлений  платежей в бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства  на 1 сентября 2011 г. составил 28,3%, в том  числе от субъектов малого предпринимательства  – юридических лиц – 18,4%, от субъектов среднего предпринимательства - 7,3%, от индивидуальных предпринимателей – 2,6%.

В 2012 году сохраняется  положительная динамика численности  субъектов малого и среднего предпринимательства  – юридических лиц. По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на 1 мая 2012 г. количество состоящих на учете в налоговых органах и осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность малых и средних организаций достигло 96 929 организаций, увеличившись по сравнению с началом года на 3 процента, а по сравнению с аналогичным периодом 2011 года – на 5,3 процента.    

Наибольшая активность отмечается среди микроорганизаций. Их прирост за 4 месяца 2012 года составил 3,2 процента, за период с 1 мая 2011 г. – 6 процентов. Это происходит как за счет появления на рынке новых субъектов предпринимательской деятельности, так и укрупнения бизнеса индивидуальных предпринимателей и их перехода в разряд юридических лиц.

На примере 2010 г. рассмотрим структуру по регионам и экономическим видам деятельности.

Диаграмма1-Основные отрасли

Примечание– Источник: собственная разработка на основе[14].

Отраслевая структура  малого предпринимательства неоднородна. По итогам 2010 года наибольшее количество занято в торговле и сфере бытовых  услуг 36 174 или 41% от общего количества, в промышленности сосредоточено 12 709 или 20%, строительстве — 7 603 или 11%, транспорте — 8 174 или 8% операции с недвижимым имуществом 9 520 или 3%.(Приложение Б). В остальных отраслях присутствие малых предприятий незначительно.  Постепенно растет количество малых предприятий в строительстве, транспорте, связи, финансово-кредитной сфере, бытовом обслуживании. А вот сельское и жилищно-коммунальное хозяйство, науку и научное обслуживание малый бизнес пока обходит стороной. Такие показатели обусловлены социальными и экономическими аспектами развития нашей страны. Как правило, для создания бизнеса с нуля в сфере торговли, услуг не требуются изначально значительные капиталовложения. С развитием общества увеличиваются потребительские потребности населения, что ведет к реализации всеобщего закона возвышения потребностей. А поскольку малый бизнес есть гибкая структура, то такая отрасль, как торговля, как никакая другая способна быстро реагировать на запросы рынка и извлекать максимальный доход. Строительная отрасль и транспорт так же востребованы в настоящее время и имеют все предпосылки для активного роста.

Одновременно с ростом наблюдается тенденция к снижению числа малых предприятий в  отрасли сельского хозяйства. На протяжении долгого времени эта  отрасль активно поддерживалась государством. Это были гос. Дотации, гос. Закупки, закрепление хозяйств за крупными промышленными предприятиями. Сейчас активно идет процесс по плавному переходу сельхоз предприятий на полную самоокупаемость. Шанс на развитие имеют более крупные хозяйства, которым легче обрабатывать землю, закупать сельхоз технику и поддерживать ее в рабочем состоянии.

Большая часть  субъектов малого предпринимательства (37%) сконцентрированы в г. Минске и Минской области, остальные 63 %  принадлежат областям и областным центрам (Приложение В):

  • Минская область — 16%
  • Брестская область — 10,8%
  • Гомельская область — 9,7%
  • Витебская область — 9,5%
  • Гродненская область — 8,6%
  • Могилевская область — 8,4%

      Диаграмма2-Основные отрасли

Примечание– Источник: собственная разработка на основе[14].

Уровень развития малого предпринимательства в регионах во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение со стороны местных властей[19, с.43]. Пространственное размещение предприятий на территории страны зависит от следующих факторов:

  • Статус столицы. Если в городе Минске на 1000 жителей зарегистрировано 12,9 малых предприятий, то для большинства городов и районов республики этот показатель не превышает 1.
  • Уровень развития промышленности. Для промышленно развитых городов характерен более высокий уровень малого предпринимательства. Этот показатель выше если наряду с развитой промышленностью город имеет статус областного центра.
  • Чернобыльская проблема. Районы Брестской, Гомельской и Могилевской областей, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, имеют значительно более низкий уровень развития предпринимательства.
  • Так же существует зависимость между предпринимательской деятельностью и долей населения в трудоспособном возрасте с высшим образованием.

2. 2. Проблемы  развития малого бизнеса в Республике Беларусь

В настоящее время можно утверждать, что современное цивилизованное предпринимательство является важнейшим стратегическим фактором устойчивого экономического развития, достижения уровня жизни населения, удовлетворяющего его потребностям. Но придание предпринимательству надлежащей ему роли возможно только в условиях рыночной экономики. В Республике Беларусь после распада СССР и некоторой либерализации экономической деятельности предпринимательство начало развиваться стихийно и в неблагоприятных условиях [20, с. 6]. Но стоит отметить ,что принят ряд нормативных актов по  либерализации условий предпринимательской деятельности.

Концепция отечественного предпринимательства преимущественно  в сферах, не требующих высокой  квалификации и значительных объемов финансовых вложений, отсутствие стремления к инвестированию в перспективные инновационные проекты объясняются как недостаточно благоприятными организационно – правовыми и экономическими условиями их деятельности, так и проблемами развития малого бизнеса. Изучение специфики экономической политики в Республике Беларусь позволяет выявить ряд проблем предпринимательского сектора в Республике Беларусь. Для характеристики проблем развития малого бизнеса выделим следующие сферы: государственная поддержка, кредитование, налогообложение, ресурсное обеспечение, идеологическое обеспечение.

Господдержка. Одним из определяющих факторов развития малого и среднего предпринимательства  является состояние законодательства, регулирующего его деятельность. При этом государственное регулирование «сопровождает» малые предприятия (МП) на всех этапах существования, начиная с создания и закачивания ликвидацией. В связи с этим можно выделить регулирование следующих основных процедур: создание, в том числе регистрация; получение различных разрешений, в том числе лицензирование; сертификация и гигиеническая регистрация; налогообложение; ценообразование; осуществление государственного контроля; административная и экономическая ответственность; процедуры прекращения деятельности.

В качестве негативных особенностей белорусского законодательства в сфере  функционирования МП отмечают: нестабильность и противоречивость; большое количество нормативных актов по одному и  тому же вопросу, в том числе подзаконных  актов, зачастую демонстрирующих ведомственный подход; сложные и дорогостоящие административные процедуры; сложное и недостаточно прозрачное администрирование налогов; большое количество контрольных органов с необоснованно широкими внесудебными полномочиями.

Вместе с тем в последнее время правительство довольно определенно демонстрирует стремление к улучшению деловой среды через ликвидацию и упрощения административных процедур, снижение налогового бремени. [21].

Кредитование. Среди  факторов,  удерживающих  предпринимателей  от  желания  заняться частным бизнесом, выделяется финансовое ограничение – отсутствие  стартового капитала. Существует проблема обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам банков посредством создания механизма гарантирования возврата кредитов через специализированные организации, оказывающие государственную финансовую поддержку. Главным фактором, сдерживающим развитие малого предпринимательства, является отсутствие оперативного доступа к финансовым ресурсам. В настоящее время основным источником их получения являются банки. Однако на пути развития банковского кредитования субъектов малого бизнеса лежит ряд трудностей. В первую очередь это нежелание банков работать с малыми предприятиями, претендующими на получение небольших сумм кредитов. Операционные издержки по обслуживанию крупных и мелких кредитов для банков практически одинаковы, вместе с тем доход по кредитам в крупных суммах значительно больше. Второй причиной является достаточно длительный по времени период от момента обращения клиента в банк за получением кредита и до его выдачи. Это связанно с необходимостью проверки документов, представляемых заявителем в банк, оформления залога, выезда сотрудников банка ля проверки его текущей хозяйственной деятельности и предоставляемого в залог имущества. Получение банковского кредита для субъектов малого предпринимательства сопряжено с большими расходами. Процентные и комиссионные платежи могут составлять значительную часть запрашиваемой в банке суммы.

Налогообложение. Белорусское  законодательство в сфере налогообложения  не отличается простотой и однозначностью. В то же время, в рамках программы  либерализации налогового законодательства появляются нормы, значительно сокращающие затраты человека-часов на подготовку отчетной документации и непосредственно на уплату налогов. Так, субъект хозяйствования (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо) самостоятельно выбирают систему налогообложения. В налоговых органах (как и во многих других) работает заявительный принцип. Субъекты хозяйствования могут перейти на применение упрощенной системы налогообложения уже со следующего налогового периода, либо с момента регистрации. Для этого необходимо в налоговый орган подать заявление установленной формы [21]. Субъекты малого бизнеса смогут применять более упрощенную систему налогообложения, если валовая годовая выручка не превысит Br12 млрд. Целью введения упрощенного налогообложения в Беларуси как раз и является предотвращение уклонения от уплаты налогов[22]. 

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь