Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов, а также проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, пути их решения.
В связи с поставленной целью исследования можно выделить следующие задачи работы:
1) Изучить сущность и специфику малого бизнеса;
2) Рассмотреть динамику развития малого бизнеса в Республике Беларусь;

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_15_12_2012.doc

— 472.00 Кб (Скачать файл)

Ресурсное обеспечение. Речь идет о нехватке и недостаточной подготовке трудовых ресурсов. Также можно выделить такую проблему, как «утечка кадров». Такая ситуация складывается из-за невостребованности большого количества подготавливаемых в системе высшего образования кадров, и многие, наиболее способные, вынуждены уезжать за рубеж [20,с. 8].

Идеологическое обеспечение. Еще одной из проблем развития  малого бизнеса является негативное отношение населения страны к рыночным отношениям и предпринимательству. Эта проблема обусловлена тем, что более 70 лет Республика Беларусь развивалась в условиях государственной собственности на средства производства и в условиях идеологии равенства[9,с. 23].

Активному развитию малого бизнеса в РБ в настоящее время  препятствуют: несовершенное и недостаточное  законодательство; высокий уровень  налогов; недостаточность денежных накоплений у населения; слабая финансовая поддержка со стороны государства и международных финансовых организаций; недоброжелательное отношение определенной части государственных служащих и значительной части населения к предпринимательству.

Под влиянием приведенных  выше обстоятельств  развитие и результативность деятельности  малого бизнеса, несмотря на определенные успехи и положительную динамику, остается самым низким по сравнению с другими странами.

Пути решения проблем  малого бизнеса в РБ. Основополагающим документом государственной политики поддержки предпринимательств в Беларуси является закон “О поддержке малого и среднего предпринимательства”. В соответствии с ним разрабатываются и последовательно реализуются государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства в Беларуси. Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в стране на 2010–2012 годы состоит на сегодняшний день из 7 разделов, в которые входят 47 мероприятий. Целью является увеличение доли малого и среднего предпринимательства (МСП) в общем объеме ВВП, увеличение общего числа занятых в микро-организациях, малых и средних субъектах хозяйствования. Программа определяет следующие направления:

  • Совершенствование законодательства, регулирующего деятельность МСП;
  • Финансовое обеспечение, включающее предоставление кредитов на льготных условиях, предоставление имущества на кредитной основе (лизинг);
  • Совершенствование инфраструктуры МСП;
  • Расширение и стимулирование кооперации между малыми и крупными предприятиями;
  • Информационное обеспечение деятельности МСП, проведение конкурсов, семинаров, издание отчетов и информационных бюллетеней;
  • Стимуляция международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности;
  • Программа обучения кадров для МСП[22].

Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы определяет цели, задачи и показатели развития малого бизнеса. Стимулирование предпринимательства и деловой иницативы определено в качестве одного из приоритетных направлений экономического прогресса страны. Прогнозируется увеличение вклада малого и среднего бизнеса, в формирование ВВП в 2015 году до 30% и более. В основу разработки прогнозных показателей развития малого и среднего предпринимательства на 2011-2015 годы заложен рост производительности труда работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве , в 1,8 раза.

Соответственно в Программе  деятельности правительства 2011-2015 годы предусмотрено увеличение численности  занятых в секторе малого и  среднего бизнеса не мене чем до 1,8 млн. чел. к концу 2015 года, в том числе за счет кадровой реструктиризации крупных предприятий.

Дополнительными факторами  обеспечения запланированного обьема вклада МСП в ВВП страны в прогнозном периоде станут:

  • увеличение удельного веса видов деятельности с высокой долей добавленной стоимости в общем объеме добавленной стоимости МСП;
  • повышение вклада инновационно - активных МСП в общие показатели этого сектора экономики:
  • сохранение темпов роста количества субъектов малого предпринимательства [8, c.42-46].

Вышеназванные программы  не только являются определяющими в проведении государственной политики развития малого и среднего бизнеса в стране, но и взаимно дополняют друг друга. Улучшение экономических условий хозяйствования для малого бизнеса требует принятия следующих мер:

сокращение налоговой  нагрузки на малые предприятия с 60% от объема валовой прибыли до 30-35%; передача в собственность СМП и ИП длительно арендуемого государственного имущества и активов, неиспользуемой недвижимости; создание системы льготного кредитования для малых предприятий; более действенные шаги по развитию малого бизнеса в малых городах и городских поселках[23, c.19].

Решение поставлены задач  предусматривает упрощение бухгалтерского учета, налоговой и статической  отчетности , в том числе путем  расширения применения электронного документооборота. Предусматривается поэтапное введение в республике электронной государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей , уменьшение длительности процедуры регистрации собственности, расчетов налогов, количества выплат и необходимых административных процедур при налогообложении.

Намечено упрощение  процедур лицензирования, гигиенической  регистрации и сертификации товаров, работ и услуг, а так же процедур, связанных с возможностью использования  субъектами предпринимательств необходимой для ведения бизнеса инфраструктуры (электро-, водо-, газоснабжения и коммуникации связи).

Конкретными мерами по выполнению поставленных задач станут: сокращение длительности процедуры регистрации  собственности с 15 до 5 дней, количества выплат при налогообложении с 82 до 24 и длительности расчета налогов с 789 до 250 часов, количества необходимых процедур для получения разрешений на строительство-с 16 до 8; упрощение административных процедур, связанных с подключением субъектов предпринимательства к электросетям, сокращение длительности и снижение их общей стоимости в расчете на душу населения до уровня лидирующих стран в соответствии с отчетом МФК “Getting electricity”; сокращение количества документов, необходимых для экспорта, с 8 до 4, импорт- с 8 до 5, времени, требуемого для экспорта, с 15 до 8 дней,импорта-с20до 9 дней; упрощение порядка изменения значения использования земельных угодий и недвижимого имущества (перевод земель одного назначения в другое, перепланировка производственных и иных помещений, сокращение сроков рассмотрения документов при переводе жилых помещений в нежилые); упрощение процедуры передачи (в том числе сокращение сроков) субъектам малого и среднего предпринимательства неиспользуемого имущества, находящегося в государственной собственности[8, c.46].

В Беларуси в 2013 году будут  изменены условия применения упрощенной системы налогообложения. Смягчение  условий применения упрощенной системы  налогообложения, по мнению представителей бизнес-сообщества, позволит в ближайшие  годы существенно повысить заработную плату их работников, а также создать новые рабочие места.

Сегодня существуют 2 основные ставки - ставка при работе без уплаты налога на добавленную стоимость  и ставка с уплатой налога на добавленную  стоимость. Со следующего года ожидается их снижение с 7до 5% ставки при работе без уплаты налога на добавленную стоимость, и с 5 до 3% - ставки с уплатой налога на добавленную стоимость.

Следующее, чего стоит  ожидать в 2013 году представителям малого бизнеса, это изменение критериев численности работающих на предприятиях, которые смогут принять упрощенную систему без уплаты НДС, а также расширение критериев валовой выручки. На сегодня право не выплачивать НДС при упрощенной системе налогообложения имеют предприятия с численностью не более 15 человек, валовая выручка за год у которых не превышает Br3,4 млрд. Со следующего года критерий численности будет расширен до 50 человек, критерий валовой выручки - более чем в 2 раза до Br8,2 млрд.

"Это те базовые  условия, которые, по мнению представителей бизнес-сообщества, необходимы для того, чтобы существенно повысить не только уровень заработной платы своих работников, но также и роль малого бизнеса в экономике страны", - сказал начальник главного управления. Он отметил, что в соответствии с программой социально-экономического развития до 2015 года предусматривается значительное увеличение доли малого бизнеса в создании ВВП, а также увеличение количества занятых в этой сфере. Поэтому со стороны бизнес-сообщества были взяты социальные гарантии о том, что расширение критериев применения упрощенной системы налогообложения в ближайшие 2 года позволит в малом бизнесе обеспечить как выход на показатель заработной платы $500-700, так и на создание новых рабочих мест, что не менее важно, добавил Дмитрий Кийко. Он отметил, что препятствий для их осуществления государство не видит, поэтому, конечно же, ожидает выполнения этих условий.

По последним данным, упрощенную систему налогообложения  в республике применяет почти 130 тыс. субъектов, более 50 тыс. из которых - организации. Около 17 тыс.из них - организации материального производства, где трудятся около 130 тыс. человек. На долю субъектов малого предпринимательства в системе упрощенного налогообложения приходится около 53% [24].

Проблема кредитования. По мнению сотрудников международного валютного фонда, принятие Директивы №4 и мер по ее безусловной реализации создаст благоприятную среду для ведения бизнеса, будет содействовать развитию частного сектора экономики и повысит её привлекательность для инвесторов.

Программой деятельности правительства Беларуси на 2011-2015 годы предусмотрено увеличение доли малого и среднего предпринимательства  в ВВП до 30% и обеспечения численности  занятых в этом секторе не менее 1.8 млн. человек к концу 2015 года. Во многом достижению этого результата будет способствовать реализация принимаемых президентом и правительством страны решений по поддержке предпринимательства, одним из ключевых направлений которой выступает кредитная поддержка.

В настоящее время  практически все белорусские банки активно развивают сотрудничество с предприятиями малого и среднего бизнеса. Соответствующие задачи перед банковским сообществом еще в начале года поставил председатель правления Национального банка Беларуси Надежда Ермакова.

Банки должны создавать специализированные подразделения по кредитованию МСБ, которые помогут сделать бизнес –планы, максимально поддерживать его в вопросах выбора напралений деятельности. Банки должны сопровождать такие предприятия, искать инвесторов для них. То есть должны по максимуму взять на себя обеспечение быстрого развития МСБ.

В конце минувшего  года в Беларуси были определены новые  требования к центрам поддержки  предпринимательства. С этой целью  в новой редакции приняты положения  о центрах поддержки предпринимательства. Документы утверждены проставлением Совета Министров от 30 декабря 2010 года № 1911 “О мерах по реализации Закона Республики Беларусь “ О поддержке малого и среднего предпринимательства”. Постановлением также утверждены положения об обществах взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства и учреждениях финансовой поддержки предпринимателей.

Положение об учреждениях  финансовой поддержки предпринимателей определяет порядок их создания и  длительности. Создается путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих программ, проектов и мероприятий. Призваны содействовать субъектам малого предпринимательства в реализации инвестиционных проектов. Поддерживают инновационную деятельность субъектов, внедрение в производство новых видов продукции.

Средства учреждения финансовой поддержки предпринимателей формируются за счет соответствующего местного бюджета, собственных средств  юридических лиц, кредитов, доходов  от выпуска и размещения ценных бумаг, доходов, полученных от размещения временно свободных средств на текущих. А так же за счет поступлений от уставной деятельности и других источников.

Учреждение могут осуществлять финансовую поддержку предпринимателей посредством предоставления финансовых средств на возвратной возмездной либо без возмездной основе; путем предоставления имущества на условиях финансовой аренды; гарантий по льготным кредитам, выдавливаемым банками Беларуси за счет денежных средств соответствующих местных бюджетов.

При этом обязательным условием предоставления финансово поддержки субъектам малого предпринимательства является создание ими новых рабочих мест.

Помимо этого, в целях  развития системы микрофинансирования  в Минске создан гарантийный фонд поддержки предпринимательства. Этот проект является актуальным для решения задач дальнейшей либерализации экономики, развития предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Беларуси. Цель создания гарантийного фонда -получить инструмент, который обеспечит доступ к кредитным ресурсам банков предприятий малого и среднего бизнеса при недостаточности залогового обеспечения. Тем самым будет расширена линейка инструментов финансовой поддержки малого и среднего бизнеса.

В настоящее время  Мингорисполком в работе по поддержке малого и среднего бизнеса сотрудничает с 7 банками. Из 13 млрд. рублей, направленных в 2010 году на поддержку малого предпринимательства через банки, более 4,5 млрд. было выделено БПС - Банком. В частности, БПС- Банк поддержал 4 крупных инвестпроекта.

Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР) открыл ОАО “БПС - Банк” кредитную линию на 50 млн. долларов США для финансирования малого и среднего бизнеса. Согласно условиям финансирования 16 млн. долларов из этой суммы будут направлены на кредитования микро- и малых предприятий, а остальные 34 млн. малых и средних. Размер пятилетних субкредитов составит до 200 тыс. долларов для микрозаемщиков, и до 3 млн. долларов для малых и средних предприятий.

ОАО “БПС-Банк” будет  самостоятельно отбирать компании малого и среднего бизнеса для финансирования, отвечающие согласованным с ЕАБР(Евразийский банк развития) критериям, и целевым образом предоставлять субкредиты на развитие бизнеса.

В целом БПС - Банк видит серьезные перспективы развития малого и среднего бизнеса в стране. Доля кредитной задолженности субъектов малого и среднего предпринимательства в общем кредитном портфеле корпоративных клиентов увеличилась за это время на 7 процентных пунктов (с 2,4% до 9,4%).

Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь